Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:14, курсовая работа
Актуальность выбранной темы: «Анализ и управление объемом производства, продаж и ассортимента продукции ООО «ЖБИ - 5» необходим для выявления убыточных направлений, а также для определения перспективных направлений в деятельности организации.
Целью курсовой работы является анализ объема производства, продаж и ассортимента ООО «ЖБИ – 5» и определение дальнейших перспектив развития предприятия.
Введение 3
1 Роль комплексного экономического анализа в управлении организации 6
1.1 Предмет комплексного экономического анализа и его научный потенциал
6
1.2 Виды экономического анализа 11
1.3 Задачи экономического анализа 15
2 Анализ и управление объемом производства, продаж и ассортимента ООО «ЖБИ – 5»
17
2.1 Анализ производства и продаж товаров ООО «ЖБИ – 5» 17
2.2 Ассортиментная политика и планирование ассортимента 24
2.3 Анализ выполнения плана ООО «ЖБИ – 5» по номенклатуре и ассортименту
27
2.4 Анализ выполнения структуры и структурных сдвигов на производство товаров
29
3 Анализ факторов и резервов увеличения объема производства, продаж и ассортимента изделий ООО «ЖБИ – 5»
35
3.1 Анализ ритмичности производства ООО «ЖБИ – 5» 35
3.2 Анализ факторов увеличения объемов продаж ООО «ЖБИ – 5»
38
Выводы и рекомендации 41
Библиографический список 44
Темпы роста объема производства товаров, повышение их качества непосредственно влияют на величину затрат, прибыль и рентабельность. Анализ выпуска товаров включает оценку выполнения плана и динамики производства и продаж, определение влияния различных факторов на изменение величины этих показателей, выявление внутрихозяйственных резервов увеличения производства и продаж, разработку мероприятий по выявлению резервов и их освоению. Особенно важную роль здесь играет выполнение контрактов на поставку товаров, поскольку это гарантирует сбыт продукции и своевременную ее оплату.
Анализ ассортимента производимых товаров состоит в основном в установлении параметров — распространенности, однородности, степени устаревания. Расширение ассортимента является для предприятия средством привлечения заказчиков с различными потребностями. Изучение степени устаревания товаров стимулирует деятельность по разработке и выводу на рынок новых товаров.
В
экономическом анализе
Задачи экономического анализа определяются в первую очередь содержанием данной науки. Эти задачи сводятся к следующему.
Первая задача – повышение обоснованности плановых решений по количеству, структуре и качеству выпускаемой продукции (выполнения работ и оказания услуг) с точки зрения выявления и удовлетворения спроса, бесперебойности, ритмичности производственных процессов, а также контроля и всесторонней оценки результатов исполнения планов.
Продолжая и завершая контрольные функции учета, используя данные бухгалтерского и статистического учета, материалы других источников, экономический анализ характеризует выполнение заказов и планов, как в текущем периоде, так и по завершении отчетного периода, выявляет отклонения от плановых предположений, их причины и следствия.
В организации при оценке выполнения плана основное внимание обращается на объем оптовой и розничной продаж, ассортиментную структуру, рациональное соотношение запасов, поступление и выбытие материальных ценностей. Очень важно, чтобы анализ осуществлялся оперативно, в ходе выполнения плановых заданий. Только в этих условиях можно в текущем порядке выявить и устранить отрицательные моменты в работе организации. Анализ по истечении отчетного периода имеет большое значение в плане констатации фактов для дальнейших оценок деятельности организации на перспективу.
Вторая задача - оценка использования организациями своих материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Наиболее рациональное и эффективное использование ресурсов - важнейшая экономическая задача.
На основе экономического анализа дается оценка эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Третья задача - оценка финансовых результатов деятельности организаций, соизмерение доходов и расходов.
При оценке финансовых результатов деятельности организаций используются в органической увязке количественные и качественные показатели. Так, размер прибыли организации в промышленной сфере определяется не только количеством и ассортиментом выпускаемых изделий, но и их себестоимостью. Прибыль организации зависит как от выполнения плана продаж (по объему и структуре), так и от фактически сложившейся структуры затрат, от соблюдения режима экономии, рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Правильная
оценка соблюдения принципов коммерческого
расчета и финансовых результатов
требует подразделения
Четвертая задача — выявление неиспользованных резервов.
Выявление
резервов в процессе экономического
анализа происходит путем критической
оценки принятых планов, сравнительного
изучения выполнения планов различными
подразделениями организации, однородными
организациями данной системы, родственными
организациями различных систем путем
изучения и использования передового
опыта внутри страны и за рубежом.
2
АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ОБЪЕМОМ ПРОИЗВОДСТВА,
ПРОДАЖ И АССОРТИМЕНТА
2.1 Анализ
производства и продаж товаров
ООО «ЖБИ – 5»
Объем производства и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) – это основные показатели, характеризующие деятельность организации, и анализ этих показателей имеет большое значение для оценки его деятельности как на этапе планирования производства и продаж, так и выполнения планов.
По степени готовности продукция подразделяется:
Анализ объема производства и продаж начинают с изучения его динамики, расчета индексов роста и прироста. В процессе анализа фактические данные сравнивают с плановыми, с данными предшествующих периодов, при этом проводиться полный сравнительный вертикальный и горизонтальный анализ, т.е. рассчитывается процент выполнения плана, абсолютное и относительное отклонение от плановых значений или от показателей периода, принятого за базисный.
Базисные темпы роста определяются относительно базисного периода:
Тб=Vi
/ V0 * 100%,
Цепные темпы роста – относительно предыдущего периода:
Тц=
Vi / V1 * 100%.
где Vi-1, Vi – объем производства товаров в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом периоде соответственно;
Vо - объем производства товаров за период, принятый за базу сравнения.
На
основе полученных данных можно рассчитать
среднегодовые темпы роста Tср
и прироста Тпр данных показателей по
среднеарифметической Тсра или
среднегеометрической Тсрг взвешенной:
,
,
Тпр
= Тср – 100 .
В
таблицах 2 и 3 приведен анализа темпов
роста производства и продаж ООО «ЖБИ
– 5» за 2008, 2009 и 2010года.
Таблица
2 - Анализ темпов роста производства и
продажи товаров в сопоставимых ценах
Годы | Объем
производства, тыс.руб. |
Темпы роста, % | Объем
продаж, тыс.руб. |
Темпы роста, % | ||
базисные | цепные | базисные | цепные | |||
2008 | 391123 | 100,00 | 100,00 | 463081 | 100,00 | 100,00 |
2009 | 461955 | 118,11 | 118,11 | 563089 | 124,60 | 124,60 |
2010 | 717416 | 155,30 | 131,49 | 701605 | 141,97 | 113,94 |
Из данных таблицы видно, что на основе базисных темпов роста за два года мы можем судить о том, что объем производства ООО «ЖБИ – 5» увеличился в 2010 году на 55,3%, а объем продаж на 41,97%. Цепные темпы роста показывают, что в 2009 году объем производства увеличился относительно предыдущего года на 18,11%, а в 2010году на 31,49% относительно 2009 года. Наглядно эти процессы представлены на рисунке 1.
Рис.
1 - Динамика производства и продажи товаров
ООО «ЖБИ – 5»
Цепные
темпы роста объема продаж показывают,
что рост составлял 24,6% и 13,94% по годам
соответственно.
Таблица
3 - Анализ роста и прироста производства
и продаж товаров ООО «ЖБИ – 5» за 2008 –
2010г.г.( %).
Годы | Цепные темпы
роста
объема производства |
Цепные темпы
роста
объема продаж |
2008 | 100 | 100 |
2009 | 118 | 125 |
2010 | 131 | 114 |
Сумма | 349 | 339 |
Среднеарифметическое (Тср) | 116 | 113 |
Среднее значение | 116,33 | 113 |
Прирост (Тпр) | 16,33 | 13,00 |
Из данных таблицы 3 следует, что среднегодовое значение цепных темпов роста продаж ООО «ЖБИ – 5» ниже на 3,33%, чем производства продукции. Кроме того, наблюдаются неравномерность изменения показателей по годам, так, темп роста производства товаров в 2009году составил 18%, а продаж – 25%, в то время как в 2010 году - 31% и 14% соответственно. Среднеарифметическое значение также показывает превышение темпов роста объема производства над темпами роста объемов продаж на 3,33%. Объем продаж возрастал, но темпы роста его упали, что не позволило предприятию в 2010 году удержать превышение объемов продаж над объемом производства товаров. Это – тревожная ситуация, и данные говорят о наличии у предприятия проблем в маркетинговой сфере. Эти же выводы подтверждаются и показателями прироста.
Продажа товаров является связующим звеном между производителем и потребителем. От спроса на товары зависят объем производства и объем продаж. По своему экономическому содержанию объем продаж характеризует конечный финансовый результат работы организации, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.