Содержание
- Институт банкротства в РФ.
Понятие и правовые признаки
банкротства………………………………2
- Причины и виды банкротства…………………………………………..5
- Отечественные методики диагностики возможного банкротства…..9
- Список литературы……………………………………………………14
1.Институт банкротства
в РФ. Понятие и правовые признаки банкротства
Предприятия, организации, физические
лица вступают в многочисленные взаимоотношения
друг с другом, банками, различными
финансовыми институтами, правительством,
в том числе в лице налоговых
органов и другими организациями.
Чаще всего эти отношения носят
денежный характер, который определяется
законом или договором. В тех
случаях, когда денежный размер обязательства
превышает определенный предел и
очевидна невозможность их погашения
из стоимости имущества, юридические
и физические лица могут быть объявлены
несостоятельными (банкротами). Тогда
их коммерческая деятельность прекращается,
имущество реализуется для удовлетворения
требований кредиторов.
Согласно общепринятым представлениям,
несостоятельность рассматривается
как определенное негативное положение
субъекта в системе экономических
связей, которое характеризуется
уровнем неплатежеспособности субъекта
по своим обязательствам.
Центральное место в системе
правового регулирования несостоятельности
(банкротства) занимает Федеральный
закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О
несостоятельности (банкротстве)", задачами
которого являются, с одной стороны,
исключение из гражданского оборота
неплатежеспособных субъектов, а с
другой - предоставление возможности
добросовестным предпринимателям улучшить
свои дела под контролем арбитражного
суда и кредиторов и вновь достичь
финансовой стабильности. В этом смысле
институт банкротства служит гарантией
социальной справедливости в условиях
рынка, одним из основных элементов
которого является конкуренция.
Кроме того, в систему
законодательства, регулирующего несостоятельность
(банкротство), входят: Федеральный
закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О
несостоятельности (банкротстве) кредитных
организаций" (с изменениями и
дополнениями), Федеральный закон
от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях
несостоятельности (банкротства) субъектов
естественных монополий топливно-энергетического
комплекса", а также иные нормативные
акты. К числу последних, в частности,
следует отнести Постановление
Правительства РФ от 3 февраля 2005 г.
N 52 "О регулирующем органе, осуществляющем
контроль за деятельностью саморегулируемых
организаций арбитражных управляющих",
Постановление Правительства РФ
от 29 мая 2004 г. N 257 "Об обеспечении
интересов Российской Федерации
как кредитора в делах о
банкротстве и в процедурах банкротства"
(с изменениями и дополнениями),
Постановление Правительства РФ
от 19 сентября 2003 г. N 586 "О требованиях
к кандидатуре арбитражного управляющего
в деле о банкротстве стратегического
предприятия или организации"
и др. Вопросам несостоятельности
посвящены также и некоторые
судебные акты - информационное письмо
Президиума ВАС РФ от 15 августа 2003 г.
N 74 "Об отдельных особенностях рассмотрения
дел о несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций", Постановление
Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. N
4 "О некоторых вопросах, связанных
с введением в действие Федерального
закона "О несостоятельности (банкротстве)",
Постановление Пленума ВАС РФ
от 15 декабря 2004 г. N 29 "О некоторых
вопросах практики применения Федерального
закона "О несостоятельности (банкротстве)"
и др.
В соответствии с Федеральным
законом от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ, термин
«несостоятельность» и «банкротство»»
признаются равнозначными, и по своей
сути эти понятия являются внешним
признаком оценки неэффективности
деятельности предприятия, которая
сводится к определению его финансового
состояния, отражающего способность устойчиво
выполнять принятые на себя финансовые
обязательства.
Иными словами, «несостоятельность
(банкротство)» - признанная арбитражным
судом или объявленная должником
неспособность должника в полном
объеме удовлетворять требования кредиторов
по денежным обязательствам и (или) исполнить
обязанность по плате обязательных
платежей.
Банкротство сложный процесс,
включающий:
- Рассмотрение ситуации, в которой некоторое физическое лицо или предприятие объявлено несостоятельным;
- Юридические процедуры, с помощью которых можно временно приостановить деятельность физического лица или предприятия в случае банкротства, используя законодательные или практические шаги;
- Определение ответственности для осуществления (или неосуществлении) необходимых шагов в экономическом, финансовом, юридическом, социальном и политическом плане.
Отечественные аналитики, исследуя
причины, условно делят банкротство
на 3 вида:
- Банкротство бизнеса, связанное с неэффективным управлением предприятием, неумелой маркетинговой стратегией, нерациональным расходованием ресурсов и т.д.;
- Банкротство собственника, вызванное отсутствием инвестиций в оборотный капитал для осуществления простого воспроизводства (даже при наличии спроса на продукцию на рынке) и в развитие производства для поддержания рыночной стоимости предприятия;
- Банкротство производства, когда под влиянием первых двух факторов выпускается неконкурентоспособная продукция и требуется диверсификация этого производства.
В современной практике понятие
«банкрот» введено Указом Президента
РФ «О мерах по поддержке и оздоровлению
несостоятельных государственных предприятий
(банкротов) и применению к ним специальных
процедур» от 14 июня 19992 года был принят
закон РФ «О несостоятельности (банкротстве
предприятий» от 11 ноября 1992 года №3929-1.
Применение Закона затруднялось из-за
отсутствия механизма действенного арбитражного
судопроизводства.
Институт банкротства
получил правовое закрепление в
статье 61 и 62 ГК РФ, в Законе «О несостоятельности
(банкротстве) от 8 января 1998 года №6-ФЗ.
В декабре 2002 года вступил в силу
новый Федеральный закон «О несостоятельности
(банкротстве)» №127-ФЗ. Он распространяется
на физических и юридических лиц,
за исключением казенных предприятий,
учреждений, политических партий и
религиозных организаций. Процедуры
банкротства способствуют преодолению
кризиса неплатежей, прекращению
роста просроченной задолженности
и предотвращению негативных социальных
последствий, связанных с кризисными
процессами. Закон содержит более
жесткие требования к арбитражным
управляющим, которым доверяется проведение
процедур банкротства. Особое место
отведено банкротству отдельных
категорий должников – юридическим
лицам: градообразующих, сельскохозяйственных,
кредитных и страховых организаций,
стратегических предприятий и организаций,
субъектов естественных монополий.
Дело о несостоятельности
(банкротстве) рассматривается арбитражным
судом по месту нахождения предприятия
– должника, указанному в учредительных
документах.
- Причины и виды банкротства
В соответствии с Федеральным
законом «О несостоятельности (банкротстве)»:
Несостоятельность (банкротство) - признанная
арбитражным судом неспособность
должника в полном объеме удовлетворить
требования кредиторов по денежным обязательствам
и (или) исполнить обязанность по
уплате обязательных платежей.
Как показывает практика, причины
задолженности часто носят объективный
характер и не всегда возникают по
вине самого должника (бюджетное недофинансирование,
несогласованность действий различных
министерств и ведомств, курирующих
объект, внеплановые чрезвычайные затраты
и т.д.).
К причинам банкротства относятся:
влияние внешних факторов
макросреды, которые подразделяются
на:
- экономические: кризисное
состояние экономики страны, общий
спад производства, инфляция, нестабильность
финансовой системы, рост цен
на ресурсы, изменение конъюнктуры
рынка, неплатежеспособность и
банкротство партнеров. Одной
из причин несостоятельности
субъектов хозяйствования может
быть неправильная фискальная
политика государства. Высокий
уровень налогообложения может
оказаться непосильным для предприятия;
- политические: политическая
нестабильность общества, внешнеэкономическая
политика государства, разрыв
экономических связей, потеря рынков
сбыта, изменение условий экспорта
и импорта, несовершенство законодательства
в области хозяйственного права,
антимонопольной политики, предпринимательской
деятельности и прочих проявлений
регулирующей функции государства;
- усиление международной
конкуренции в связи с развитием
научно-технического прогресса;
- научно-технические прорывы,
приводящие к смене потребительских
предпочтений;
- демографические: численность,
состав народонаселения, уровень
благосостояния народа, культурный
уклад общества, определяющие размер
и структуру потребностей и
платежеспособный спрос населения
на те или другие виды товаров
и услуг.
Одни из указанных факторов
могут вызвать внезапное банкротство
предприятия, другие постепенно усиливаются
и накапливаются, вызывая медленное,
труднопреодолимое движение предприятия
к спаду производства и банкротству.
- неэффективное управление
внутренними факторами микросреды
предприятия.
К внутренним факторам можно
отнести следующие:
- дефицит собственного
оборотного капитала как следствие
неэффективной производственно-коммерческой
деятельности или неэффективной
инвестиционной политики;
- низкий уровень техники,
технологии и организации производства;
- снижение эффективности
использования производственных
ресурсов предприятия, его производственной
мощности и как результат высокий
уровень себестоимости, убытки;
- создание сверхнормативных
остатков незавершенного строительства,
незавершенного производства, производственных
запасов, готовой продукции, в
связи, с чем происходит затоваривание,
замедляется оборачиваемость капитала
и образуется его дефицит. Это
заставляет предприятие залезать
в долги и может быть причиной
его банкротства;
- плохая клиентура предприятия,
которая платит с опозданием
или не платит вовсе по причине
банкротства, что вынуждает предприятие
самому залезать в долги. Так
зарождается цепное банкротство;
- отсутствие сбыта из-за
низкого уровня организации маркетинговой
деятельности по изучению рынков
сбыта продукции, формированию
портфеля заказов, повышению качества
и конкурентоспособности продукции,
выработке ценовой политики;
- привлечение заемных
средств в оборот предприятия
на невыгодных условиях, что ведет
к увеличению финансовых расходов,
снижению рентабельности хозяйственной
деятельности и способности к
самофинансированию;
- быстрое и неконтролируемое
расширение хозяйственной деятельности,
в результате чего запасы, затраты
и дебиторская задолженность растут
быстрее объема продаж. Отсюда появляется
потребность в привлечении краткосрочных
заемных средств, которые могут превысить
чистые оборотные активы (собственный
оборотный капитал). В результате предприятие
попадает под контроль банков и других
кредиторов и может подвергнуться угрозе
банкротства.
К субъективным причинам банкротства,
относящимся непосредственно к
хозяйствованию, причисляют следующие:
- неспособность руководителей
предусмотреть банкротство и
избежать его в будущем;
- снижение объемов продаж
из-за плохого изучения спроса,
отсутствия сбытовой сети, рекламы;
- снижение объемов производства;
- снижение качества и
цены продукции;
- неоправданно высокие
затраты;
- низкая рентабельность
продукции;
- слишком большой цикл
производства;
- большие долги, взаимные
неплатежи;
- слабая адаптированность
менеджеров-представителей старой
школы управления к жестким
реальностям формирования рынка,
их неумение проявлять предприимчивость
в налаживании выпуска продукции,
пользующейся повышенным спросом,
выбирать эффективную финансовую,
ценовую и инвестиционную политику;
- разбалансированность экономического
механизма воспроизводства капитала
предприятия.
В качестве первых сигналов
надвигающегося банкротства можно
рассматривать задержки с предоставлением
финансовой отчетности, свидетельствующие
о работе финансовых служб, а также
резкие изменения в структуре
баланса и отчета о прибылях и
убытках.
В законодательной и финансовой
практике выделяют следующие виды банкротства
предприятия:
- фиктивное банкротство
- заведомо ложное объявление
руководителем или собственником
коммерческой организации (индивидуальным
предпринимателем) о своей несостоятельности
в целях введения в заблуждение
кредиторов для получения отсрочки
и (или) рассрочки причитающихся
кредиторам платежей или скидки
с долгов, а равно для неуплаты
долгов. Предусматривает наказание
в виде штрафа от 500 до 800 МРОТ,
либо лишения свободы на срок
от 6 лет со штрафом до 100 МРОТ;
- преднамеренное банкротство
- умышленное создание или увеличение
неплатежеспособности, совершенное
руководителем или собственником
коммерческой организации (индивидуальным
предпринимателем) в личных интересах
или интересах иных лиц, причинившее
крупный ущерб. Наказывается штрафом
от 500 до 800 МРОТ, либо лишением свободы
на срок от 6 лет со штрафом
в 100 МРОТ;
- реальное банкротство
характеризует полную неспособность
предприятия восстановить в предстоящем
периоде свою финансовую устойчивость
и платежеспособность в силу
реальных потерь используемого
капитала. Катастрофический уровень
потерь капитала не позволяет
такому предприятию осуществлять
эффективную хозяйственную деятельность
в предстоящем периоде, вследствие
чего оно объявляется банкротом
юридически;