Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:27, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить и проанализировать финансовое состояние коммерческого банка и разработать пути его улучшения.
Задачами курсовой работы являются:
- Изучить теоретические основы анализа финансового состояния коммерческого банка;
- Произвести анализ финансового состояния коммерческого банка на примере ОАО «АСБ «Беларусбанк»;
- Разработать пути улучшения финансового состояния коммерческого банка.
Введение….……………………………………………..........................................
1 Теоретические основы анализа финансового состояния коммерческого банка .…………………………………………………………………………..…
1.1 Роль анализа в управлении банком. Принципы организации аналитической работы………………………………………….….………..…….
1.2. Методика анализа финансового состояния коммерческого банка……
2 Анализ финансового состояния коммерческого банка по публикуемой отчетности на примере ОАО «АСБ «Беларусбанк»…....................................
2.1 Краткая экономическая характеристика ОАО «АСБ «Беларусбанк»…..
2.2 Анализ достаточности капитала коммерческого банка…………………
2.3 Анализ ликвидности коммерческого банка……………………………..
2.4 Анализ прибыльности коммерческого банка …………………………...
3 Пути улучшения финансового состояния коммерческого банка…… …….
Заключение……………………………………..………………………………….
Список использованных источников……………. ………………………….......
• анализ банковских продуктов;
• изучение эволюции банковских рисков.
Различают три основные группы пользователей аналитической информации о положении дел в кредитной организации и на финансовых рынках: руководство и персонал банка, которые на основе информации оценивают, контролируют и планируют деятельность кредитной организации; внешние надзорные органы, применяющие эти сведения для реализации своих функций контроля и оценки деятельности банка; прочие внешние пользователи (настоящие и потенциальные инвесторы, кредиторы, клиенты, корреспонденты, конкуренты, правительство и правительственные организации, налоговые и аудиторские организации, общественность), использующие банковскую информацию для оценки результатов работы банка. Для каждой группы пользователей результатов анализа необходима его определенная структура, степень агрегирования и форма представления.
Анализ обеспечивает банку возможность правильно оценивать эффективность работы подразделений и минимизировать банковские риски. Например, как уменьшению кредитного риска всегда способствует наличие качественного ликвидного залога, точно так же и обоснованный, своевременный, надежный и информативный анализ снижает риски управленческих ошибок при работе на финансовых рынках.
Главными функциями анализа являются:
• выявление потребности клиентов в определенных видах банковских продуктов.
Информация, получаемая в результате анализа, является «входом» при прогнозировании, планировании, управлении. Анализ позволяет сделать правильный выбор экономических (рыночных) и административных методов управления, способствует выявлению и распространению положительного опыта работы. Изучение состояния дел необходимо всегда: и в период интенсивного развития кредитной организации, и в период стагнации, экономического спада, ухудшения качества активов. Степень жизнеспособности банка в условиях высокой внутриотраслевой конкуренции во многом определяется умением маневрировать ресурсами. В связи с этим возрастает значение анализа в банковском менеджменте для обоснования и выбора оптимальных вариантов развития. Основные задачи анализа:
Задачи анализа характеризуются разной протяженностью во времени (кратко-, средне-, долгосрочные) и разной степенью сложности (оперативные, тактические, стратегические). К наиболее сложным задачам относятся: расчет и оптимизация финансовых показателей, характеризующих деятельность банка в целом; расчет управляющих воздействий, необходимых для достижения оптимальных финансовых показателей.
Анализ является функцией не только экономических отделов: многогранность экономического анализа, необходимость поиска резервов, контроля рисков, поддержания ликвидности на всех стадиях деятельности и на всех уровнях управления банком требуют строгого распределения обязанностей и ответственности между структурными подразделениями и специалистами при проведении аналитической работы.
К аналитической работе в банке предъявляется ряд требований: объективность, достоверность, конкретность, своевременность, систематичность. В процессе анализа в обязательном порядке должны соблюдаться основные методические принципы, которые определяют общие свойства анализа деятельности банка.
Принцип системности, согласно которому объект анализа должен рассматриваться комплексно и строго как система взаимосвязанных и взаимообусловленных внутренних и внешних для банка характеристик. К примеру, во взаимосвязи следует изучать на всех уровнях управления финансовые, технологические и трудовые ресурсы. Системный подход требует наличия единой методологической базы и информационной сети.
Принцип специфичности предполагает учет особенностей изучаемого объекта (процесса, операции). Следствием нарушения данного принципа являются ошибки управления. Природа объекта определяет специфичность используемых принципов и методов анализа.
Принцип комплексности предусматривает раскрытие всех возможных сторон и аспектов исследуемого объекта в рамках поставленной цели анализа.
Принцип непрерывности характеризуется тем, что по мере поступления данных от объекта анализа к блоку анализа последний возобновляется (по схеме замкнутого цикла). Анализ призван служить росту эффективности банковского менеджмента, одновременно выступая составной частью управления. Процесс управления носит непрерывный характер, соответственно и анализ деятельности банка с момента завершения разработки вступает в новый цикл исследования.
Принцип верифицируемости требует определенной обоснованности результатов анализа, точности и достоверности оценок состояния объекта. Наиболее распространенным видом проверки результатов анализа является верификация путем использования методов, отличных от первоначально применяемых. Косвенная верификация осуществляется посредством сопоставления результатов анализа и информации, полученной из других источников.
Принцип полезности предполагает, что экономические выгоды от использования результатов анализа должны превышать затраты.
Принцип минимизации затрат при заданной достоверности и точности включает в себя отбор наиболее информативных переменных и параметров; выбор шкал измерения показателей; оптимизацию их числа при заданной точности расчетов; обоснованность использования формализованных моделей и интуитивных методов решения проблем и др.
Кроме вышеназванных дополнительно выделяют принцип аналогичности, т. е. поиск объекта-аналога и сопоставление его свойств с характеристиками исследуемого банка. Данный принцип широко используется в банковском деле при сравнении анализируемого банка с банком-аналогом либо банком-эталоном в разрезе масштабов деятельности и качества активов. Применение этого принципа повышает аналитичность результатов анализа: сравнивается опыт работы банков, анализируются причины различия одноименных показателей по разным банкам, разрабатываются мероприятия по достижению параметров банков-аналогов. Важнейшими вопросами сравнительного анализа являются определение условий рационального использования ресурсов банка и выявление факторов, вызывающих отклонение от параметров эталонного банка либо банка-аналога.
Своевременное и правильное использование результатов анализа позволяет: продавать банковские продукты по наиболее приемлемым ценам; маневрировать ресурсами, использовать их в наиболее выгодных направлениях; принимать оперативные меры по изменению объемов и структуры портфелей кредитов и инвестиций, ценных бумаг в случае ожидаемого значительного изменения (улучшения, ухудшения) рыночной конъюнктуры.
Как научное знание анализ деятельности банков в настоящее время находится в процессе интенсивного развития, в ходе которого разрабатывается технология, учитывающая все виды возникающей неопределенности.
Содержание аналитической работы, как уже отмечалось, зависит от цели и направленности изучения и определяется качеством технологической базы анализа. Анализ деятельности коммерческого банка проводится в основном по следующим направлениям: анализ активов и пассивов банка, оценка доходов, расходов и прибыли. Основные параметры, которые подвергаются оценке, это операционные риски, ликвидность, доходность.
Весь процесс анализа, в рамках общей схемы его проведения, может быть условно разбит на ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими задачами, методами и результатами. Рассмотрим их на рис. 1.1 и рис. 1.2.
Рисунок
1.1 – Общая схема анализа
Рисунок 1.2 – Этапы анализа деятельности банка
Первый этап. Анализ начинается с разработки задания на его проведение, т. е. документа, в котором конкретизируются цель и задачи анализа, устанавливаются этапы разработки с указанием сроков выполнения, подцелей и подзадач каждого этапа, масштабы анализа, объекты, предмет исследования, охватываемый временной период, пространственные границы (банк в целом, в разрезе филиалов, областей), формулируются проблемы и рабочие гипотезы, определяются организация исследования, приемы и методы анализа, формы представления итоговых результатов работы, а также исполнители и распределение видов анализа между ними.
На данном этапе необходимо определить, что является базой оценки (по отношению к чему будут оцениваться результаты деятельности): состояние банка в предыдущем периоде; другие банки (банки-эталоны); заданные целевые показатели; средние отраслевые показатели; комплексные критерии предпочтения; уровни затрат; нормативы, установленные центральным банком и (или) внутрибанковские; другие варианты развития. В свою очередь каждая база оценки может обладать различными критериями сравнения. К примеру, по базе оценки «состояние банка в предыдущем периоде» могут быть выделены критерии сравнения: норма, экстремальное, максимальное, минимальное, среднее значения. Каждая из баз оценки вносит свое, специфическое содержание в оценку.
Второй этап включает процедуры определения основных изучаемых показателей, подбор и проверку качества источников информации, организацию работы с информацией: сбор данных, выяснение их сопоставимости. По оценкам отдельных экономистов, 90% средств тратятся банками на сбор и представление информации, а не на собственно анализ. После завершения этой работы можно приступить непосредственно к анализу.
Третий этап состоит из обработки и изучения анализируемых данных и начинается с предварительного описания объекта, т. е. с наиболее общих показателей (характеристик) объекта, с имеющихся ограничений и с наиболее существенных целей и задач анализа. В процессе проведения анализа уточняются состав и взаимосвязи структуры изучаемого объекта (операции) и влияющих на него внешних факторов. Структура объекта исследуется посредством поэтапного перехода от обобщенных характеристик к более частным (дезагрегация) либо путем обобщения детальных характеристик (агрегация). При анализе от общего к частному детализация осуществляется во времени, по месту совершения технологического процесса, по слагаемым частям целого. Агрегирование применяется, как правило, в случаях, когда объект анализа характеризуется сложной системой (к примеру, развитая филиальная сеть) и большим числом переменных.
Другими словами, вначале осуществляется группировка (структурирование) - это первая часть интеграции знаний. Она заключается в упорядочении информационных потоков в табличные формы по тематическому и содержательному признакам. Группировки помогают выявлять причинно-следственные связи между изучаемым объектом и отобранными факторами. Их воздействие может быть разнонаправлено, при этом снижается положительное влияние одних факторов и тормозится (сдерживается) негативное воздействие других; совместное воздействие однонаправленных факторов может многократно превышать простую сумму их отдельных влияний.
Очень подробная детализация затрудняет принятие решения. Разделяя банк на агрегированные позиции, следует сгруппировать данные в необходимое для решения конкретной цели число групп, а остальные сведения объединить в группу «прочие».
После того как по данным отчетности сделана предварительная оценка деятельности и исходные данные упорядочены в таблицах, по избранным признакам проводится углубленный анализ отдельных сторон исследуемого объекта - вторая часть интеграции знаний.
На этой стадии изучения осуществляются экономико-статистическое или математическое моделирование объекта, анализ его динамики и влияющих факторов, определение изменений структуры связей между исследуемым объектом и группой определяющих факторов. Анализу подвергаются также организационная структура управления, система информационного обеспечения, технология управления и многие другие аспекты коммерческой деятельности. При статистической обработке данных определяются статистические оценки характеристик (среднее значение, дисперсия, коэффициент вариации) и их доверительные границы. При анализе развития сложного процесса (явления) большое значение имеет вопрос об определении взаимного влияния отдельных компонентов друг на друга и на банк в целом. Все разработанные аналитические материалы изучаются, выявляются и раскрываются взаимосвязи, взаимозависимости между показателями, устанавливается влияние различных факторов.
В завершении третьего этапа анализа дается предварительная оценка результатов. Оценка - это обобщающий вывод о текущем состоянии экономических процессов, отражаемых системой показателей на основе качественного и количественного анализа. Она всегда базируется на сравнении данного процесса (явления) с другими. Оценка банка является в первую очередь его качественной характеристикой, отражающей основные отличительные признаки данного банка. Информативность оценки значительно повышает ее количественная определенность.
В методическом плане различают оценку результатов, оценку рисков, оценку факторов и оценку резервов. В совокупности они характеризуют сложившийся уровень развития банка и возможности улучшения достигнутого результата.