Анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия ОАО “Газпромрегионгаз”

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие основных финансово-экономических показателей деятельности предприятия, а именно прибыли и рентабельности, их видов, приведение формул расчетов прибыли и рентабельности, путей повышения прибыли, описание процесса формирования прибыли и ее распределение предприятием.
Основными задачами курсовой работы являются:
изучить экономическую сущность прибыли и рентабельности
изучить роль прибыли в хозяйственной деятельности предприятия

Оглавление

Введение………………………………………………………………………......3
1 Финансово – экономические показатели деятельности предприятия.............................................................................................................5
1.1 Прибыль как основной показатель финансовой деятельности предприятия…………………………………………………………….................5 1.1.1 Понятие и функции прибыли…………………………………..........5
1.1.2 Виды прибыли……………………….....................................................7
1.1.3 Процесс формирования, использование прибыли предприятия.......9
1.1.4 Факторы, влияющие на величину прибыли……................................12
1.1.5 Источники получения прибыли……………………………...............15
1.1.6 Планирование прибыли……………………………….......................17
1.1.7 Пути увеличения прибыли……………………………………….......20
1.2 Понятие и показатели рентабельности………………....................................22
2 Анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия ОАО “Газпромрегионгаз”……………………………………………………….........25
2.1 Общие сведения о предприятии ОАО “Газпром газораспределение”………….………….………….………….……………........25
2.2 Анализ прибыли и рентабельности на предприятии ОАО “Газпром газораспределение”………………………………………………………............30
Заключение…………………………………………………………………..........45
Список использованных источников………………………………………........48
Приложение А Движение денежных средств.........................................................49

Файлы: 1 файл

Прибыль и рентабельность(курсовая).docx

— 184.90 Кб (Скачать)

В свою очередь внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные.

Производственные факторы -  характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов, и могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные.

Экстенсивные факторы - воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др.

Интенсивные факторы - воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения, такие как:

  • повышение производительности оборудования,
  • совершенствование технологических процессов,
  • ускорение оборачиваемости оборотных средств,
  • снижение трудоемкости и материалоемкости продукции,
  • совершенствование организации труда, более эффективное

использование финансовых ресурсов и др.

Внепроизводственные факторы - связаны со снабженческо-сбытовой и природоохранительной деятельностью, социальными условиями труда и быта.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость. [6]

Таким образом, важнейшим внутренним фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции, является изменение объема производства и реализации продукции. Падение объема производства неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Поэтому предприятию необходимо принять неотложные меры по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического обновления и достижения конкурентоспособного уровня выпускаемой продукции. В свою очередь, совершенствование расчетно-платежных отношений между предприятиями по поставкам ресурсов и реализацией продукции будет способствовать улучшению условий реализации продукции и росту прибыли.

Не менее важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции, является уровень себестоимости продукции. Чем ниже себестоимость продукции, т.е. затраты на ее производство и реализацию, тем выше прибыль и наоборот. Поэтому необходимо проводить анализ изменения уровня себестоимости и вырабатывать направления снижения затрат на производство и реализацию продукции, что позволит увеличить величину прибыли.

Фактором, определяющим величину прибыли предприятия от реализации продукции, служат применяемые цены. Свободные цены в условиях их либерализации устанавливаются предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями.

Поэтому уровень свободных  цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависимым  от предприятия. Независящим от предприятия  фактором выступают  государственные  регулируемые цены, устанавливаемые  на продукцию предприятий-монополистов.

На величину прибыли от реализации влияют изменения в структуре производимой и реализуемой продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции, тем больше прибыли получит предприятие и, наоборот, увеличение доли низкорентабельной продукции приведет к сокращению прибыли. [4]

 

1.1.5 Источники получения  прибыли

В условиях рыночных отношений  предприятие должно стремиться к  такой величине прибыли, которая  позволила бы ему не только удерживать свои позиции на конкурентном рынке, но и обеспечивать динамичное развитие его производства. Это предполагает определение источников формирования прибыли и нахождение методов  ее лучшего использования.[1]

Выделяют три основных источника получения прибыли:

Первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия  по производству и продаже той  или иной продукции или уникальности продукта. Для поддержки данного  источника на относительно высоком  уровне необходимо постоянно обновлять  ассортимент продукции. Здесь следует учитывать антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию других предприятий.

Второй источник образуется за счет производственной и предпринимательской  деятельности предприятия. В рамках данного источника размер прибыли  зависит от:

  • правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильно высоким спросом);
  • возможности создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание покупателей);
  • возможности увеличения объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли);
  • возможности снижения издержек производства и реализации.

Третий источник определяется инновационной деятельностью предприятия. Для поучения прибыли из этого  источника необходимо постоянно  обновлять выпускаемую продукцию  с целью обеспечения ее конкурентоспособности, роста объемов реализации и увеличения массы прибыли. [3]

В идеале предприятие должно постоянно стремиться к получению  прибыли от всех источников, однако реально оно может одновременно использовать один или два источника. Комплексному использованию всех источников часто мешает отсутствие стратегического  подхода к управлению.

 

1.1.6 Планирование прибыли

Планирование  прибыли – это составная часть финансового планирования и важный участок в финансово-экономической работе предприятия. В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и, рассмотрев варианты производственной программы, выбрать те из них, что обеспечивают максимальную прибыль.

Существует три основных метода планирования прибыли:

  1. метод прямого счета;
  2. аналитический метод;
  3. метод совмещенного расчета;

Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью.

Расчет плановой прибыли ведется по формуле:

П = (О × Ц) ― (О × С), (2)

где   П – плановая прибыль

О – объем выпуска товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении

Ц – цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов)

С – полная себестоимость единицы продукции;

Прибыль по товарному выпуску  планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость  товарного выпуска планируемого периода:

Птп = Цтп- Стп, (3)

Где   Цтп – стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Стп  – полная себестоимость товарной продукции планируемого периода.

Прибыль от реализуемой продукции  рассчитывается по формуле:

Прп= Врп- Срп, (4)

Где   Врп – планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Срп – полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

Более детально прибыль от объема реализуемой продукции в  плановом периоде определяется по формуле:

Прп= Пон+ Птп- Пок, (5)

где   Пон— сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода;

Птп— прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде;

Пок— прибыль от остатков нереализованной продукции в конце планового периода.

Достоинством данного  метода является его простота. Однако его целесообразно использовать при планировании прибыли на краткосрочный  период. [10]

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом  ассортименте выпускаемой продукции  и заключается в определении  влияния отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому  виду выпускаемой в планируемом  году продукции, а по всей сравнимой  продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.

Метод совмещенного расчета включает элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и другие, выявляется с помощью аналитического метода.

Указанные выше методы не единственные, существуют, и другие способы составления  плана прибыли, такие как анализ лимита рентабельности, прогноз рентабельности, анализ перекрытия ликвидности и многие другие аналитические методы.[4]

 

1.1.7 Пути увеличения прибыли

Прибыль является самым главным  назначением предприятия. Задачей  любой компании или инвестора  является получение прибыли от любой  из сделок. Ведь инвестиции, которые  затрачиваются в процессе производства, должны вернуться и при этом принести с собой прибыль. Поэтому одной  из важнейших проблем, с которой  сталкиваются бизнесмены, является увеличение прибыли.

Для того чтобы определить пути, направленные на увеличение прибыли, начнем со следующего равенства: прибыль = заработок – затраты. Для того чтобы увеличить прибыльность, необходимо в тоже самое время увеличить и заработок, (при этом стараясь не увеличивать затраты), или одновременно увеличивать заработок и уменьшать затраты.  Ниже приведены 3 альтернативы для увеличения прибыльности, которые необходимо детально разобрать и которые являются весьма актуальными:

  1. Увеличение цен при сохранившемся значении издержек. Заработок может быть увеличен несколькими путями: поднятием цен на продукт, поднятием уровня продаж и увеличением разности между ценой и себестоимостью товара. Установленные цены могут пересматриваться один или два раза в год, но увеличивать цену на товар необходимо в условиях сохранения конкурентоспособности. Другим важным критерием, который необходимо учитывать перед повышением цен, является тип продукта или продаваемой услуги. Существуют такие категории, к которым покупатели относятся лояльно и готовы заплатить чуть больше за них, лишь бы качество и вкус товара оставались на высоте. К такой категории относится пищевая промышленность. В то же самое время в такой отрасли услуг, как телекоммуникации, даже маленькое повышение цен влечет за собой последствия.
  2. Снижение издержек или себестоимости при сохранившемся значении заработка. Второй альтернативой является снижение суммы общих затрат. Это может быть достигнуто уменьшением себестоимости товара. Введение в эксплуатацию продукции высоких технологий, т.е. конвейеров, которые эффективно решают эту проблему. Другим важным инструментом в понижении общих затрат является внедрение новых методов управления, таких как совместная деятельность.
  3. Одновременное увеличение цен и уменьшение себестоимости. Это может быть достигнуто путем массового производства. Принцип экономики, обусловленный ростом масштаба производства, может привести к желаемой цели.

В добавление к затронутой теме можно сказать, что важным фактором к получению общей прибыльности служит стратегия и коммуникабельность самой компании-производителя. Следует  запомнить тот факт, что неправильное определение целей или несработанная  стратегия никогда не приведут к  получению прибыли. Для достижения наивысшей цели нужно быть осторожным с планированием своего дальнейшего  пути развития. К тому же нужно быть уверенным в том, что у тебя имеются налаженные каналы по сбыту  продуктов как внутри страны, так  и за рубежом. [3]

 

1.2 Понятия и показатели  рентабельности

Прибыль, являясь важнейшим  показателем результативности, не дает полного представления о ее эффективности, т.к. не учитывает величину затрачиваемых  ресурсов. Эффективность производственно-хозяйственной  деятельности предприятия оценивают  системой показателей рентабельности. Наличие обобщающего показателя, рассматриваемого как критерий оценки эффективности деятельности предприятия, позволяет создать полную картину финансового и экономического состояния предприятия.

Рентабельность - представляет собой доходность или прибыльность производственно-торгового процесса. Это один из основных стоимостных качественных показателей эффективности деятельности предприятия. Различают следующие показатели рентабельности:

1) Рентабельность активов предприятия - финансовый коэффициент, характеризующий отдачу от использования всех активов организации.

2) Рентабельность собственного капитала - это отношение балансовой прибыли к собственному капиталу предприятия.

3) Рентабельность продаж (реализации) - это отношение прибыли от реализации продукции к объему продаж (выручке от реализации).

4) Рентабельность производства (имущество активов) - это отношение балансовой прибыли к стоимости всего имущества предприятия. Показывает, как результативно используется имущество (активы) предприятия.

5) Рентабельность продукции - представляет собой отношение прибыли от реализации к полной себестоимости продукции. Она показывает целесообразность производства данной продукции.

В общем виде рентабельность определяется отношением прибыли к  измерителю (показателю), отражающему  определенный результат деятельности, умноженному на 100%:

R=П/У*100%, (6)

где   R– рентабельность

У – уровень показателя.

В зависимости от конкретных целей рентабельность определяется по балансовой, чистой и нераспределенной прибыли.

Информация о работе Анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия ОАО “Газпромрегионгаз”