Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:20, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие основных финансово-экономических показателей деятельности предприятия, а именно прибыли и рентабельности, их видов, приведение формул расчетов прибыли и рентабельности, путей повышения прибыли, описание процесса формирования прибыли и ее распределение предприятием.
Основными задачами курсовой работы являются:
изучить экономическую сущность прибыли и рентабельности
изучить роль прибыли в хозяйственной деятельности предприятия
Введение………………………………………………………………………......3
1 Финансово – экономические показатели деятельности предприятия.............................................................................................................5
1.1 Прибыль как основной показатель финансовой деятельности предприятия…………………………………………………………….................5 1.1.1 Понятие и функции прибыли…………………………………..........5
1.1.2 Виды прибыли……………………….....................................................7
1.1.3 Процесс формирования, использование прибыли предприятия.......9
1.1.4 Факторы, влияющие на величину прибыли……................................12
1.1.5 Источники получения прибыли……………………………...............15
1.1.6 Планирование прибыли……………………………….......................17
1.1.7 Пути увеличения прибыли……………………………………….......20
1.2 Понятие и показатели рентабельности………………....................................22
2 Анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия ОАО “Газпромрегионгаз”……………………………………………………….........25
2.1 Общие сведения о предприятии ОАО “Газпром газораспределение”………….………….………….………….……………........25
2.2 Анализ прибыли и рентабельности на предприятии ОАО “Газпром газораспределение”………………………………………………………............30
Заключение…………………………………………………………………..........45
Список использованных источников………………………………………........48
Приложение А Движение денежных средств.........................................................49
Суммарное изменение денежных средств – отрицательное, т.е. оттоки наличности по всем видам деятельности превышали притоки. Предприятию стоит задуматься над последствиями и может быть провести политику, не мешающую предприятию увеличить свою способность генерировать денежные потоки.
1) Рентабельность активов
(return on assets, ROA) –
Таблица 7 - Рентабельность активов
в тыс. руб.
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
Чистая прибыль |
216 448 |
1 147 293 |
1 343 360 |
Величина активов предприятия |
54 242 176 |
64 261 285 |
172 240 601 |
Рентабельность активов (%) |
0,4 |
1,78 |
0,8 |
Расчет рентабельности активов проведен по методике, изложенной в [1]
Rа=Пч/А*100%;
ROA2008 = (216 448/54 242 176)*100% = 0,4
ROA2009 = (1 147 293/64 261 285)*100% = 1,78
ROA2010 = (1 343 360/172 240 601)*100% = 0,8
Способность активов компании порождать прибыль в 2010 году составила 0,8%, а в 2009 и 2008 – 1,78% и 0,4 % соответственно. Положительная динамика рентабельности активов прослеживается в 2009 году, и она увеличилась почти в 4,5 раза по сравнению с предыдущим годом, но к 2010 году рентабельность активов предприятия резко уменьшилась, что свидетельствует о невысокой эффективности использования имущества.
2) Рентабельность продаж (Return on Sales, ROS) – Расчет и анализ рентабельности продаж приведены в таблице 8.
Таблица 8 - Рентабельность продаж
в тыс. руб.
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
Продолжение таблицы 8
Прибыль от реализации продукции |
505 465 |
49 699 |
944 593 |
Выручка от продаж |
3 475 712 |
5 243 374 |
7 942 981 |
Рентабельность продаж (%) |
14,5 |
0,9 |
11,9 |
Расчет рентабельности продаж проведен по методике, изложенной в [2].
Rр=Порп/ Вр *100%
ROS2008 = (505 465/3 475 712)*100% = 14,5
ROS2009 = (49 699/5 243 374)*100% = 0,9
ROS2010 = (944 593/7 942 981)*100% = 11,9
Наблюдается положительная динамика рентабельности продаж с 2008 по 2009 года, она увеличилась на 13,6%. За 2009 приходится всего 0,9 % прибыли полученной с рубля выручки от реализации продукции. Это говорит низкой эффективности работы предприятия. Причинами такого ухудшения рентабельности продаж могут быть как рост себестоимости продукции, так и падение объемов продаж.
Но к 2010 году рентабельность продаж, отражающая прибыль от реализации продукции увеличилась и составила 11,9%, что в 13 раз больше чем в 2009 году, это означает, что предприятие с каждого рубля выручки получает прибыль в размере 0,119 копеек.
3) Рентабельность собственного капитала (return on equity, ROE) -это важнейший финансовый показатель отдачи для любого инвестора, собственника бизнеса, показывающий, насколько эффективно был использован вложенный в дело капитал. В отличие от схожего показателя "рентабельность активов", данный показатель характеризует эффективность использования не всего капитала (или активов) организации, а только той его части, которая принадлежит собственникам предприятия.
Расчет и анализ рентабельности собственного капитала предприятия приведены в таблице 9.
Таблица 9 - Рентабельность собственного капитала
в тыс. руб.
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
Чистая прибыль |
216 448 |
1 147 293 |
1 343 360 |
Величина собственного капитала |
22 691 231 |
23 711 900 |
24 863 213 |
Рентабельность собственного капитала (%) |
1,0 |
4,8 |
5,4 |
Расчет рентабельности собственного капитала проведен по методике, изложенной в [1].
Rск=Пч/ Кс *100%,
ROE2008 = (216 448/22 691 231)*100% = 1,0
ROE2009 = (1 147 293/23 711 900)*100% = 4,8
ROE2010 = (1 343 360/24 863 213)*100% = 5,4
Отдача на инвестиции акционеров с точки зрения учетной прибыли за 2010 – 5,4%, за 2009 и 2008 – 4,8% и 1,0% соответственно. За весь рассматриваемый период (2008, 2009, 2010 года) произошли положительные изменения рентабельности собственного капитала, она увеличилась в 5 раз, следовательно, увеличилась отдача с каждого рубля вложенных собственных средств, предприятие получает прибыль, а значит, был эффективно использован вложенный в дело капитал.
4) Рентабельность себестоимости - Расчет и анализ рентабельности себестоимости приведены в таблице 10.
Таблица 10 - Рентабельность себестоимости
в тыс. руб.
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
Валовая прибыль |
1 085 656 |
768 225 |
1 959 436 |
Продолжение таблицы 10
Себестоимость продукции |
2 390 056 |
4 475 149 |
5 983 545 |
Рентабельность себестоимости, % |
45,4 |
17,2 |
33 |
Расчет рентабельности себестоимости проведен по методике, изложенной в [1].
Rсб=Пв/ Сб *100%,
R2008 = (1 085 656/2 390 056)*100% = 45,4
R2009 = (768 225/4 475 149)*100% = 17,2
R2010 = (1 959 436/5 983 545)*100% = 33
Наблюдается отрицательная динамика рентабельности себестоимости. В 2010 году показатель составляет 33%, что на 12 % меньше чем в 2008 году и на 15,8% больше чем в 2009 году. Это означает, что ресурсы расходуются предприятием не рационально, издержки выше, следовательно, прибыль меньше, т.к. производя такой же объем продукции, предприятие тратит больше.
5) Рентабельность продукции - этот показатель дает возможность исследовать эффективности процесса производства продукции. Расчет и анализ рентабельности продукции приведены в таблице 11.
Таблица 11 - Рентабельность продукции
в тыс. руб.
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
Прибыль от реализации продукции |
505 465 |
49 699 |
944 593 |
Затраты на производство и реализацию продукции |
2 970 247 |
5 293 073 |
6 998 388 |
Рентабельность продукции (%) |
17 |
0,9 |
13,5 |
Расчет рентабельности продукции проведен по методике, изложенной в [2].
R=Порп/ З *100%,
R2008 = (216 448/22 691 231)*100% = 1,0
R2009 = (1 147 293/23 711 900)*100% = 4,8
R2010 = (1 343 360/24 863 213)*100% = 5,4
Результативность текущих затрат в 2010 году составляет 13,5%, а в 2009 и 2008 - 0,9% и 17% соответственно. В 2009 году рентабельность продукции упала на 17%. Это произошло за счет уменьшения прибыли, увеличения себестоимость продукции. Прослеживается положительная динамика прибыльности от основной деятельности предприятия в 2010 году за счет увеличения прибыли от реализации продукции, следовательно, предприятию эффективен процесс производства продукции.
Заключение
Целью данной работы являлось раскрытие основных финансово-экономических показателей деятельности предприятия, а именно прибыли и рентабельности, их видов, приведение формул прибыли и расчетов рентабельности, путей повышения прибыли, описание процесса формирования прибыли и ее распределение предприятием.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
В данной курсовой работе были
рассмотрены два качественных показателя
предприятия, которые составляют систему
эффективности предприятия, также
были проведены расчеты и анализ
этих показателей на примере конкретной
организации и сделаны
Изучение социально-экономической сущности прибыли имеет первостепенное значение для рассмотрения источников ее формирования, влияния на нее различных производственных и непроизводственных факторов, разработки системы распределения, формирования основных направлений деятельности предприятия.
Показатель рентабельности
производства имеет большое значение
в современных, рыночных условиях, когда
руководству предприятия
Из практических расчетов,
приведенных в курсовой работе видно,
что показатели рентабельности имеют
более или менее значительные
колебания, что является следствием
изменения цен реализации и себестоимости
продукции. На уровень отпускных
цен оказывает влияние
Анализ прибыли и
Таким образом, в целях
совершенствования механизмов формирования
и распределения прибыли и
повышения рентабельности рекомендуются
разработать мероприятия
Реализация этих мер позволит нарастить объемы получаемой прибыли, уровень рентабельности и, в конечном счете, приведет к повышению эффектности деятельности предприятия в целом.
Итак, из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что анализ хозяйственной деятельности предприятия не может обойтись без анализа таких качественных показателей как себестоимость, прибыль и рентабельность. Эти показатели в полной мере отражают эффективность работы торгового предприятия, показывают перспективы развития его в ближайшем будущем. Своевременный расчёт и анализ этих показателей приведёт в будущем к стабильному росту и развитию торгового предприятия, максимизации прибыли, сокращению издержек обращения и увеличению темпов развития.
“Газпром газораспределение” занимает третье место среди ведущих компаний отрасли. Рентабельность продаж в 2010 году составила 11,9%, что говорит о высокой эффективности производства. В целом, за исследуемый промежуток времени происходит не стабильное увеличение рентабельности компании.
Подводя итог работы, можно сказать, что цель достигнута, задачи выполнены.
Список использованных источников
1. Филатов О.К., Рябова Т.Ф., Минаева Е.В. Экономика предприятий (организаций): Учебник. – 3-е изд.,перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 512с.:ил.
2. Комплексный экономический анализ предприятия / Под. ред. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой, И.И. Мазуровой. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
3. Экономика предприятия: Учебник для вузов / И.Э. Берзинь, С.А. Пикунова, Н.Н. Савченоко, С.Г. Фалько; под ред. С.Г. Фалько. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 367 с.: ил.
Информация о работе Анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия ОАО “Газпромрегионгаз”