Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:22, курсовая работа
Основной целью исследования является анализ доходов, прибыли и рентабельности предприятия.
Задачами данной курсовой работы являются:
• дать оценку доходов, прибыли и рентабельности деятельности организации;
• дать экономическую характеристику деятельности организации;
• произвести исследование динамики, структуры доходов организации, оценку прибыли и рентабельности деятельности организации;
• определить основные направления анализа доходов, прибыли и рентабельности деятельности организации.
Введение…………………………………………………………..……………....3
Раздел 1. Теоретические основы анализа доходов, прибыли и рентабельности………………………………………….…………………………...7
1.1. Значение, источники информации и задачи анализа доходов, прибыли и рентабельности…………………………….……………....7
1.2. Организационно - экономическая характеристика организации….16
Раздел 2. Анализ и оценка доходов, прибыли и рентабельности ОАО «Дом моделей «Лик» ………………………………………………….…………….....…23
2.1 . Анализ прибыли и рентабельности ОАО «Дом моделей «Лик» ..…..23
2.2 . Оценка влияния факторов на прибыль организации………….…..….35
2.3 . Анализ безубыточности ОАО «Дом моделей «Лик»………………....41
2.4 . Основные пути повышения доходов, прибыли и рентабельности организации…...…………………………………………………......…...43
Заключение……………………………………………………………...............47
Список использованных источников……………………………………….…50
Приложения……………………………………………………………………..52
Рентабельность текущих затрат в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилась на 0,23 процентных пункта и составила на конец исследуемого периода 8,06% эта величина показывает, что на один рубль затрат формирующих себестоимость продукции приходится 8,06 рублей прибыли от продаж, что свидетельствует о эффективном использование производственных ресурсов.
Рентабельность текущих активов в 2007 году составила 9,33%, что ниже аналогичного показателя за прошлый год на 13,26 процентных пункта, данное изменение может свидетельствовать о перенакопление текущих активов.
В 2007 году по сравнению с 2006 годом рентабельность собственного капитала увеличилась с 5,73 до 6,5% , что говорит о том, что на один рубль вложенный акционерами в деятельность организации приходится 6,5 рублей чистой прибыли.
Рентабельность продаж в отчетном году по сравнению с базисным годом возросла на 2,75% или на 0,2 процентных пункта и составила на конец 2007 года 7,46%, что показывает, что в одном рубле выручки от продаж «сидит» 7,46 рублей прибыли от продаж.
Рентабельность расходов ОАО «Дом моделей «Лик» в отчетном году по сравнению с базисным снизилась на 2,29% или на 0,06 процентных пункта и составила в 2007 году 2,52%.
Фондорентабельность ОАО «Дом моделей «Лик» в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилась на 1,88 процентных пункта и составила на конец исследуемого периода 5,84%, данное изменение показывает, что на один рубль, вложенный в основные производственные фонды средств приходится 5,84 рублей прибыли.
Деятельность ОАО «Дом моделей «Лик» можно охарактеризовать, как рентабельную, несмотря на то, что некоторые показатели рентабельности имеют тенденцию к сокращению.
2.2. Оценка влияния факторов на прибыль организации
По данным Отчета о прибылях и убытках (приложение 8) и таблице 2 можно провести факторный анализ финансовых результатов организации.
На изменение прибыли от продажи оказывает влияние изменение объемов выручки от продажи товаров, продукции, их себестоимости, управленческих и коммерческих расходов.
Начинают расчеты с определения влияния выручки от продажи товаров, продукции:
,
где ПП – прибыль от продаж;
В0 и В1 – выручка от продажи товаров, продукции в базисном и отчетном периодах соответственно;
R0 – рентабельность продаж в %.
Таким образом, в результате увеличения выручки от продажи товаров, продукции на 1599 тысяч рублей прибыль от продаж увеличилась на 116,08 тысяч рублей.
Определим влияние изменения рентабельности продаж на прибыль:
(7,46-7,26)=1802,6
При этом необходимо учитывать уровень инфляции, так как выручка от продажи товаров, продукции, может изменяться за счет изменения количества проданных товаров и продукции и за счет изменения их цен.
Индекс цен в 2007 году 1,119.
Чтобы учесть уровень инфляции, необходимо исчислить объем выручки от продажи товаров, продукции 2007 года в ценах 2006 года, т.е. в сопоставимых ценах по формуле:
,
где - выручка от продажи в сопоставимых ценах (ценах 2006 года);
- выручка от
продажи отчетного года в
- индекс цен.
=90131,119=8054,51 тыс. руб.
Прирост выручки от продажи товаров, продукции за счет роста количества проданных товаров, продукции составляет:
(10)
Влияние на сумму прибыли от продаж изменения количества проданных товаров, продукции. Продукцию можно исчислить следующим образом:
Для определения влияния изменения цен на проданные товары, продукцию на изменение прибыли от продажи следует произвести расчет:
Следовательно, в результате роста цен на товары, продукцию прибыль от продаж увеличилась на 69,58 тысяч рублей, а за счет роста количества проданных товаров, продукции прибыль от продаж возросла на 46,5 тысяч рублей.
Совокупное влияние факторов составляет:
Расчет влияния себестоимости проданных товаров, продукции осуществляется следующим образом:
где – уровень себестоимости проданных товаров, продукции соответственно в отчетном и базисном периодах.
При расчете влияния себестоимости и других расходов надо помнить, что это факторы обратного влияния по отношению к прибыли. То есть, при их увеличении прибыль снижается и наоборот, при их снижении прибыль увеличивается.
Следовательно, в результате снижения себестоимости проданных товаров, продукции прибыль от продаж увеличилась на 18,03 тысяч рублей.
На прибыль до налогообложения оказывают влияние все факторы, оказывающие влияние на прибыль от продаж. К ним относятся изменение прочих операционных доходов и расходов.
На чистую прибыль оказывают факторы, влияющие на прибыль до налогообложения и отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства, текущий налог на прибыль и прочие платежи в бюджет.
Для расчета влияния этих факторов и факторов от прочей деятельности используются модели аддитивного вида:
ПН = В-С - КР - УР + Пп -Пу+Д + ПОД- ПОР + ВД-ВР. (14)
ЧП = В- С-КР- УР + Пп-Пу +Д+ ОПД-ПОР + ВД-ВР
где ПН - прибыль до налогообложения,
ЧП - чистая прибыль;
В - выручка от продажи товаров, продукции;
С - себестоимость проданных товаров, продукции;
КР - коммерческие расходы;
УР - управленческие расходы;
Пп - проценты полученные;
Пу - проценты уплаченные,
Д- доходы от участия в других организациях,
ПОД- прочие операционные доходы,
ПОР - прочие операционные расходы,
ОНА - отложенные налоговые активы,
ОНО - отложенные налоговые обязательства,
ТН - текущий налог на прибыль;
ППБ - прочие платежи в бюджет.
тыс. руб.
тыс. руб.
На чистую прибыль оказало положительное влияние снижение прочих платежей в бюджет (85 тысяч рублей).
В целом финансовый результат по организации повысился на 38 тысяч рублей. Если в 2006 году было получено 178 тысяч рублей прибыли, то в 2007 году данный показатель повысился до 216 тысяч рублей, т.е. на 38 тысяч рублей больше.
При расчете влияния факторов надо учитывать, что рост доходов увеличивает прибыль, а рост расходов, наоборот, уменьшает прибыль. Снижение доходов уменьшает прибыль, а снижение расходов увеличивает прибыль.
Исходя из принятой учетной политики организация имеет возможность изменить размер прибыли за счет выбора того или иного способа оценки активов и порядка их списания, установления срока использования и т.д.
К вопросам учетной политики, от которых зависит финансовый результат от продаж, относятся:
- выбор метода оценки материалов, сырья:
- выбор метода начисления амортизации основных средств;
- установление срока полезного использования внеоборотных активов;
- определение состава затрат, относимых непосредственно на себестоимость конкретного вида продукции,
- выбор порядка отнесения на себестоимость проданной продукции отдельных видов расходов (путем непосредственного их списания на себестоимость по мере совершения затрат или с предварительным зачислением в резерв предстоящих расходов).
- определение состава косвенных расходов и метода их распределения и др.
Поэтому, анализируя финансовые результаты, необходимо учитывать эти аспекты.
Используя данные формы №2 (приложение 8) можно исчислить ряд показателей, которые оценят качественный уровень достижения финансовых результатов организации:
- маржинальный доход,
обеспечивающий покрытие
- порог рентабельности, иначе
называемый критическим
- запас финансовой прочности.
Порядок расчета этих показателей приведен в таблице 7. Как видно из данных таблицы 7 маржинальный доход увеличился в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 499 тысяч рублей. Постоянные затраты увеличились на 365 тысяч рублей или на 41,66%. Темпы роста постоянных затрат опережают темпы роста маржинального дохода. Такая тенденция свидетельствует о снижении доли прибыли в маржинальном доходе. Порог рентабельности (точка безубыточности или критический объем продаж) увеличился на 1253,79 тысяч рублей или на 27,3%. В базисном году он составил 4593,11 тысяч рублей, а в отчетном - 5846,91 тысяч рублей. В 2007 году в ОАО «Дом моделей «Лик» порог рентабельности выше объема выручки.
Запас финансовой прочности в 2006 году составил 2820,89 тысяч рублей. В 2007 году ОАО «Дом моделей «Лик» обеспечило запас финансовой прочности, его величина положительная. Сложившаяся в отчетном периоде ситуация с порогом рентабельности и запасом финансовой прочности свидетельствует о хорошем финансовом положение организации.
Таблица 7
Оценка качества прибыли от продаж в ОАО «Дом моделей «Лик»
за 2006-2007 годы
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
Отклонение, (+,-) | |
1 |
2 |
3 |
4 | |
1 |
Выручка от продаж, ВР |
7414 |
9013 |
1599 |
2 |
Переменные затраты Зпер |
6000 |
7100 |
1100 |
3 |
Из коммерческих расходов переменные издержки обращения в розничной торговле |
- |
- |
- |
4 |
Маржинальный доход (п.1-п.2-п.3) |
1414 |
1913 |
499 |
5 |
Постоянные затраты – Зпост. |
876 |
1241 |
365 |
6 |
Для маржинального дохода и выручки от продаж Кмд (п.4:п.1) |
0,19 |
0,21 |
0,02 |
7 |
Порог рентабельности (критический объем продаж) ВР к (п.5 : п.6) |
4593,11 |
5846,91 |
1253,79 |
8 |
Запас финансовой прочности ЗФП (п.1 - п.7) |
2820,89 |
3166,09 |
345,21 |
9 |
Прибыль (убыток) от продаж |
538 |
672 |
134 |
10 |
Сила воздействия |
2,63 |
2,85 |
0,22 |
2.4. Основные пути повышения доходов, прибыли и рентабельности организации
Прибыль как основной
мотив предпринимательской деятельности
побуждает фирму искать способы максимизации
прибыли. Существуют два основных способа
максимизации прибыли. Первый способствует
получению большей массы прибыли, второй
- увеличению темпов прироста прибыли.
В основе первого способа лежит принцип
сопоставления предельных издержек с
предельными доходами, в основе второго
способа - учет влияния постоянных и переменных
издержек на темпы прироста прибыли.
При первом способе максимальную
прибыль фирма получает при достижении
равенства предельного дохода и предельных
издержек, т. е. при условии MR = МС. Это равенство
одновременно свидетельствует об экономическом
равновесии фирмы на рынке. Чтобы понять
эти процессы максимизации массы прибыли
и достижения точки равновесия фирмы на
рынке, обратим внимание на следующие
факторы, которые предопределяют поведение
фирмы на рынке. Каждая дополнительная
единица товара, поставленная той или
иной фирмой на рынок, одновременно добавляет
некую величину к валовому доходу (эта
величина и есть MR - предельный доход) и
некую величину к валовым издержкам (эта
величина есть МС - предельные издержки).
Поведение фирмы определяется сопоставлением
MR и МС.
Предельный доход - MR
(от англ. marginal revenue) - это дополнительный
доход от продажи одной дополнительной
единицы продукции. Он определяется как
разность между объемом продаж в данный
период и объемом продаж в предыдущий
период, если за этот период объем продаж
увеличился на одну единицу продукта.
А так же, для обеспечения увеличения доходов и улучшения финансовых результатов организациям розничной и оптовой торговли необходимо решать следующие задачи: