Рекламный плакат: проблемы и перспективы применения в XXI веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

Важными составляющими рекламы являются способность привлечь внимание, сила воздействия на эмоции человека, информативность. Из всех видов рекламы визуальная реклама - в контексте нашего исследования это рекламный плакат - наиболее эффективна. Плакат как рекламный носитель среди других видов рекламы наиболее приближен к изобразительному искусству. В связи с этим обусловлены его некоторые особенности, которые будут обозначены в нашей работе.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Сущность плаката как носителя информации. История плаката 5
1.1. Что такое плакат? Определения и толкования 5
1.2. Общие черты и характеристики плакатов 6
1.3. История плаката 8
Глава 2. Специфика современного плаката 13
2.1. Плакат сегодня: глазами современного зрителя 13
2.2. Плакат сегодня: виды, цели назначения, использование 17
2.3. Перспективы плаката как рекламного носителя 25
Заключение 33
Список использованной литературы: 33

Файлы: 1 файл

плакат переделал.doc

— 1.38 Мб (Скачать)

Правительство Российской Федерации 

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования  

«Национальный исследовательский университет  
«Высшая школа экономики»

Факультет прикладной политологии, отделение рекламы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

На тему: «Рекламный плакат: проблемы и перспективы

применения  в XXI веке» 
 
 

              Студент группы № 247

              Алексеев  Александр Федорович 

              Научный руководитель:

                Профессор кафедры теории и практики рекламы, доцент, Савельева Ольга Олеговна 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Москва, 2011 

     «Рекламный плакат: проблемы и перспективы применения в XXI веке» 

         Содержание 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение 

     Важными составляющими рекламы являются способность привлечь внимание, сила воздействия на эмоции человека, информативность. Из всех видов рекламы визуальная реклама - в контексте нашего исследования это рекламный плакат - наиболее эффективна. Плакат как рекламный носитель среди других видов рекламы наиболее приближен к изобразительному искусству. В связи с этим обусловлены его некоторые особенности, которые будут обозначены в нашей работе.

     Безусловно, с развитием средств массовой информации и средств массовой коммуникации (интернет, социальные сети) традиционный плакат претерпел существенные трансформации.  В связи с этим основной целью данной курсовой работы является изучение на основе исследования модификаций рекламного плаката за историю его существования попытаться определить возможные направления его развития в наше время.

     В связи с целью нашего исследования ставятся следующие задачи:

     - изучить, что такое плакат с понятийной точки зрения, то есть исследовать определения термина, данные в словарях, а также современное понимание этого слова.

     - в качестве важной задачи ставится изучение истории происхождения плаката - его возникновение, способы распространения, родовые черты. –

     -определить, какие требования предъявляются к плакату как рекламному носителю.

     Только  основываясь на знаниях об эволюции плаката, его основных чертах как  способа продвижения какого-либо продукта или блага можно сделать разумные выводы и прогнозы о перспективах развития плаката в современной мире. 
 

     Гипотеза  исследования – рекламный плакат в настоящее время видоизменился по сравнению с классическим периодом, но по-прежнему актуален.

     Объект  исследования – рекламный плакат и его модификации в XXI веке.

     В связи с поставленными задачами нами были изучены различные пособия по рекламе и интернет-источники. Тут стоить отметить, что в ходе изучения литературы по теме курсовой работы было сделано следующее наблюдение. Почти в каждом использованном источнике информации есть глава, параграф или раздел, посвященный печатным видам рекламы, но следует подчеркнуть, что нет четкой дифференциации между видами. Понятия наружной рекламы (например, билборды), журнальной рекламы зачастую соотносят с традиционным плакатом, путают и смешивают понятия.

     На  мой взгляд, на сегодняшний день грань между этими понятиями постепенно стирается, понятие «плакат» с точки зрения толкования, смысла, воспринимается не в изначальном (историческом) значении. Этот момент также будет рассмотрен в данной работе.

     В первой главе нашего исследования мы рассмотрим общие вопросы, касающиеся плаката как рекламного носителя. В первом параграфе главы 1 изучим различные толкования слова, выделим отличия между ними, постараемся дать универсальную характеристику понятия и отметить черты плаката с точки зрения рекламы и искусства. В параграфе 2 мы предлагаем ознакомиться с историей плаката: его возникновение, становление, использование в России и мире, наиболее яркие работы в этой сфере известных мастеров плакатного рисунка.

     Во  второй главе подробнее остановимся на плакате в XXI веке. Мы постараемся ответить на следующие вопросы: Как сегодня живет плакат? Как используется в рекламе и других областях социальной практики? Также постараемся рассказать о том, какой интерес к плакату (современному и старому) у нынешней  аудитории и какие перспективы у этого вида рекламы в настоящее время. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Сущность плаката  как носителя информации. История плаката 

           1.1. Что такое плакат? Определения и  толкования

     Рассмотрим определения слова «плакат», предоставленные в различных словарях.

     Так, в словаре Ожегова С.И. оно обозначает «настенный лист, крупный рисунок с пояснительным агитационным, рекламным или учебным текстом». Следует обратить особое внимание на эпитеты «агитационный», «рекламный» и «учебный» - это ключевой момент данного определения, поскольку эти эпитеты отражают основной смысл слова, то есть, согласно толкованию Ожегова, плакат должен содержать информационную ценность, важно понимать, что плакат - это не просто графическое или художественное изображение. 1

     В словаре Ушакова Д.Н. понятие приобретает еще большую конкретность на примерах: «ПЛАКА́Т, плаката, ·муж. (·лат. placatum – свидетельство) - большой цветной рисунок с кратким текстом, вывешиваемый на улице или в общественном помещении с целью объявления о чем-нибудь или рекламы. Как становится ясно из приведенных определений, плакат в первую очередь - объявление о чем-либо. Ушаков даже уточняет, что это рисунок, «вывешиваемый на улице или в общественном помещении» - обозначается способ донесения до публики.

     В словаре Ефремовой Т.Ф. дается следующее объяснение: Плакат - 1) художественный рисунок, сопровождаемый кратким текстом, органически связанным с изображением и призывающим к определенным действиям 2) а) Лист бумаги, полоса ткани и т.п. с призывом, лозунгом. б) Объявление, написанное на чем-либо.

     Большая советская энциклопедия дает самое исчерпывающее объяснение слова: «плакат (от французского placard - объявление, афиша, от plaquer - налепить, приклеивать) - графический документ, единичное произведение искусства; лаконичное, броское (обычно цветное) изображение с кратким текстом (как правило, на большом листе бумаги), выполненное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях».

     В толкованиях Ефремовой Т.Ф. и БСЭ подчеркивается художественная составляющая плаката, а в Советской энциклопедии плакат вообще назван «единичным произведением искусства». 

     В нашем  понимании плакат - крупноформатное  лаконичное графическое изображение  на листе бумаге или ее заменителе, сопровождаемое текстом. Оно должно восприниматься на большом расстоянии, «на ходу», бросаться в глаза. С этой целью художники используют целый ряд особых «плакатных» приемов: обобщенные образы, яркие краски, простые композиции, очевидные сюжеты.

     С точки зрения автора курсовой работы, наиболее подходящее определение дает большая советская энциклопедия, так как плакат, в первую очередь, нес цель агитационного характера, и поэтому ему присущи черты краткости и простоты для восприятия его «средним классом». 

           1.2. Общие черты и  характеристики плакатов

     В первую очередь необходимо отметить: специфика плаката состоит в том, что он доносит информацию через образы и он имеет две составляющие – эстетическую и социальную. но мы остановимся на обозначении «социальный», поскольку плакат всегда адресован к какой-либо аудитории.

     В идейном плане нежелательны двусмысленности  и загадки. Плакат должен быть ясен для человека не только по смыслу, но и в плане эстетического восприятия. Цветовое решение должно быть комфортным для зрительного восприятия, шрифт – удобочитаемым. Визуальный образ плаката не должен раздражать глаз и должен смотреться аккуратно и красиво как с дальнего расстояния, так и вблизи.

     Полистиличность и массовость культуры, высокий темп жизни, обилие рекламы в общественных местах, быстрое движение на улицах, информационное перенасыщение общества и другие явления современной жизни значительно притупили восприятие рекламы как явления в целом и плакатной рекламы в частности. Поэтому плакаты стали делать максимально яркими, броскими, крупными по размерам. В дизайне плакатов «ловушкой для глаз» является изображение, а текст уточняет картинку. Иногда плакаты получаются удачными, но зачастую конечный продукт получается не столько безвкусным, сколько даже раздражающим.

     По  этой же причине усложняется работа с социальной (информационной) составляющей рекламного плаката. Текст должен быть лаконичным, понятным и, самое главное, запоминающимся. Информация должна не только дойти до зрителя, но быть им воспринята. Это достигается с помощью различных лексических и стилистических приемов, на которых мы не будет подробно останавливаться, поскольку эта тема имеет большой охват информации и заслуживает отдельного исследования.

     Внешний вид плаката, его содержание во многом зависят от эстетических вкусов, взглядов и интересов поколения, поскольку плакат - это тот вид искусства, с которым человек сталкивается повседневно. Как заметил Юнг К.Г., «художественное произведение отвечает психическим нуждам общества»2. Чтобы посмотреть на картину Моне нужно пойти в музей. Плакат можно увидеть практически на любой улице города. Поэтому плакат можно отнести к явлению эстетической повседневности, окружающей человека. Однако можно утверждать, что эстетическая сторона плаката, особенно рекламного, становится все менее значимой, уступает ведущую роль и все более подчиняется его социальной функции, непосредственным прагматическим задачам, которые определяют организации-заказчики.  

           1.3. История плаката

     Чтобы понять, насколько изменился плакат как рекламный носитель необходимо сделать ретроспективу в прошлое и изучить историю появления и развития плаката как искусства и как вида рекламы. 

     В рекламе плакат используется уже несколько веков, и хотя его история началась в Древнем Риме и Египте, годом рождения считается 1482 г. Тогда некто Бартольд книготорговец, использовал плакат для привлечения внимания потенциальных покупателей к новому изданию «Геометрии Эвклида». А в 1477 году в типографии англичанина У. Кэкстона3 появился первый печатный плакат. Прародителями современного плаката можно назвать граффити и гравюру.

     Граффити - это рекламные тексты или рисунки, нацарапанные или нанесенные красками на стены античных домов. Например, в Помпеях, на стене одного из домов, была надпись: «Прохожий, пройди отсюда до двенадцатой башни. Там Саринус держит винный погребок. Загляни туда. До свидания!».

     Гравюра изготавливалась методом ксилографии, в основе которого лежал принцип высокой печати. Из цельного куска дерева изготавливалась монолитная печатная форма, с которой печатали до 2000 оттисков.

Но, несмотря на то, что плакат появился достаточно давно, его возникновение принято связывать с именем Жюля Шере. В 1866 г. Он основал небольшую литографию в Париже. Шере создал более тысячи различных плакатов, его веселые персонажи, рекламирующие кафе-шантаны, маскарады, выставки, парфюмерию и косметику, мыло, керосиновые лампы, фармацевтическую продукцию, автомобили приковывали к себе внимание. Жюль Шере определил основные принципы удачной рекламы и первым начал подписывать свои работы. Благодаря  нему безликие уличные объявления, предназначавшиеся лишь для кратковременного существования, приобрели художественную ценность, часто высокого достоинства, которые теперь собираются коллекционерами и выставляются в галереях.

     Жюль Шере сформулировал первые принципы создания плаката, которые действуют и сейчас: броскость картинки и лаконичность текста. Именно так поданная информация привлекает внимание и воспринимается с первого взгляда.  Во многом благодаря Шере, плакат, ранее бывший скорее уделом мастеров-ремесленников, получил статус самостоятельного искусства и стал привлекать крупных художников.

     

     Вообще, вторая половина XIX века - расцвет плакатного искусства. В это время в европейских странах прошел «плакатный бум», и его лидером была французская школа графики и живописцев. Рекламные плакаты, созданные в то время - настоящее искусство знаменитых художников: А. Тулуз-Лотрека, Т. Стейнлейна, Э.Грассе и А. Муха и др. Благодаря своим плакатам живописец Тулуз Лотрек стал известным широкой публике, его плакат написанный в 1889 г. Для шоу «Мулен Руж» со скандально известной танцовщицей Ла Гулю («Ненасытная») произвел фурор.4 Прохожие толпились около мест расклейки, пытаясь расшифровать подпись художника. Плакаты срывали, чтобы отнести к себе домой. Говоря о Тулуз Лотреке, необходимо отметить, что именно в его работах появились специфические черты плаката: это обобщенность форм, прием яркого пятна, кадрированность изображения, гротескность и т.п.

Информация о работе Рекламный плакат: проблемы и перспективы применения в XXI веке