Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 22:46, реферат
В отличие от окружающего мира, бытие - это то, что требует понимания и что становится, держится в просвете, проблеске понимания. Бытие - это не вид ли разновидность предметов, не общее понятие класса предметов, бытие - это бытие существующего. Бытие это то, что ожидает видения бытия или понимания его.
Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека.
Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.
Судьба проблемы
бытия в XX веке
ВВЕДЕНИЕ
В отличие от окружающего мира, бытие - это то, что требует понимания и что становится, держится в просвете, проблеске понимания. Бытие - это не вид ли разновидность предметов, не общее понятие класса предметов, бытие - это бытие существующего. Бытие это то, что ожидает видения бытия или понимания его.
Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека.
Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.
Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.
Истолкование
бытия претерпело сложное развитие. Его
общей чертой является противоборство
материалистического и идеалистического
подходов. Первый из них толкует
основания бытия как материальные, второй
– как идеальные.
1. СОХРАНИЛ ЛИ XX ВЕК
ВЕРНОСТЬ АНТИЧНОЙ ТРАДИЦИИ?
1.1.НОВОЕ ВРЕМЯ НАЧАЛО ТРАНСФОРМИРОВАТЬ
АНТИЧНУЮ ИДЕЮ ОБЪЕКТИВНОГО БЫТИЯ:
БЫТИЕ СТАЛО СУБЪЕКТИВНЫМ. В XX в.
ЭТОТ ПРОЦЕСС УГЛУБИЛСЯ И ТЕПЕРЬ ДАЖЕ
АБСОЛЮТ - БОГ СТАЛ ЗАВИСЕТЬ ОТ АПРИОРНОЙ
ВНУТРЕННЕЙ УСТАНОВКИ ЧЕЛОВЕКА НА ПОИСКИ
БЕЗУСЛОВНОГО. И все же Новое время не
отказалось от античной традиции поиска
опоры для человеческого существования.
Место Бога занял человеческий разум.
Торжествовали рационалистические проекты
Возрождения и Просвещения - великих эпох,
выразивших доверие разуму и признавших
его право на законодательство во всех
сферах жизни.
1.2. XX ВЕК ОЗНАМЕНОВАЛСЯ
КРЕСТОВЫМ ПОХОДОМ ПРОТИВ
РАЗУМА, А ЭТО ОЗНАЧАЛО
РАЗРЫВ С АНТИЧНОЙ ТРАДИЦИЕЙ. "Наше
ученичество у греков кончилось: греки
не классики, - заявил в начале века испанский
философ-идеалист Ортега-и-Гассет (1883-1955),
- они просто архаичны - архаичны и конечно
же... всегда прекрасны. Этим они особенно
интересны для нас. Они перестают быть
нашими педагогами и становятся нашими
друзьями. Давайте станем беседовать с
ними, станем расходиться с ними в самом
основном".
1.3.Что же представляет
собой это "самое
основное"? Во-первых, греческое понимание
бытия как чего-то сущностного, неизменного,
неподвижного, субстанционального. Отказ
от всякого рода субстанциональности
стал нормой философствования в XX в. Во-вторых,
отказ от признания разума в качестве
опоры человеческого существования; разуму
было отказано в кредите доверия со стороны
человека и общества XX в.
1.4.. ОТКАЗ ОТ АНТИЧНОЙ
ТРАДИЦИИ В ПОНИМАНИИ
БЫТИЯ ИМЕЕТ СЕРЬЕЗНЫЕ
КУЛЬТУРНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.
Отказавшись от Бога ("Бог умер" -
Ницще), не надеясь более на разум, человек
XX в. остался один-на-один со своим телом.
Начался культ тела, сменивший культ духа
и разума, а это - главный признак язычества.
Язычество, или, вернее, неоязычество конца
XX в. быстро распространилось по планете
благодаря телевидению и другим средствам
массовой информации. Ночные эротические
и порнографические телепрограммы взяли
на себя своеобразную функцию организаторов
массовых оргий на манер дионисейских,
но с несравненно большим количеством
участников.
На смену "онтологическому нигилизму"
(М. Хайдеггер) пришло отрицание разума
и разумности человеческого существования,
что явно проявилось также в нашей стране
после развала СССР, закончившегося "парадом
суверенитетов" и бессмысленными, жестокими
межнациональными и межрелигиозными войнами
и кровавыми распрями. Нарастающий ужас
осознания бессмысленности, безопорности,
алогичности, неразумности жизни стал
фактом нынешней истории страны. Именно
в таком смысле мы "вписались" в западную
цивилизацию.
Психологический портрет современного
европейца, мировоззрение которого не
содержит ни опоры на Бога, ни опоры на
разум, очень образно рисует Ортега-и-Гассет:
человек напоминает избалованного ребенка
с присущим ему беспрепятственным ростом
жизненных запросов и, следовательно,
безудержной экспансией собственной натуры,
а также врожденной неблагодарностью
ко всему, что дало ему жизнь и облегчило
ее. Философ сравнивает современного человека
со "взбесившимся дикарем", именно
"взбесившимся", ибо "нормальный"
дикарь чтит традиции, следует вере, табу,
заветам и обычаям.
2.
ФИЛОСОФИЯ ПОСТМОДЕРНА.
ИЗМЕНЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В XX в. ПОВЛЕКЛО
ЗА СОБОЙ НЕ ТОЛЬКО НОВУЮ ПОСТАНОВКУ ВОПРОСА
О БЫТИИ, НО ПЕРЕСМОТР СТИЛЯ И ПРАВИЛ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Появилась ФИЛОСОФИЯ ПОСТМОДЕРНА.
Она представляет собой ОТКАЗ ОТ ГРЕЧЕСКОЙ
ТРАДИЦИИ, КОТОРЫЙ СДЕЛАЛ ЯВНЫМ ТОТ ФАКТ,
ЧТО В МИРОВОЗЗРЕНИИ ЛЮДЕЙ. В ИХ МЕНТАЛИТЕТЕ
ПРОИЗОШЛИ ГЛУБИННЫЕ ПОДВИЖКИ-ИЗМЕНЕНИЯ.
Постмодерн в философии - это трансформация
классического образа философии. Поэтому
нельзя считать, что постмодерн пришел
на смену модерна и что в хронологическом
порядке он есть нечто, возникшее после
модерна. Постмодерн в философии живет
рядом с классикой, как Кьеркегор жил рядом
с Гегелем, принял его диалектику, чтобы
потом разрушить ее.
2.1. Проблема бытия в философии постмодерна
Ставится
ли проблема бытия
в философии постмодерна,
а если - да, то как
она решается?
Чтобы ответить на данный вопрос, вернемся
в древнюю Грецию. Парменид
ввел в философию проблему
бытия как чего-то устойчивого,
неподвижного, вечного,
находящегося за миром
конечных явлений.
Но в это же самое время другой философ
- Гераклит - предложил грекам иное толкование
бытия. Он заявил, что бытие по своей сути
есть вечное изменение, процесс, развитие,
движение. Грекам предстоял выбор: они,
как нам известно, предпочли парменидовскую
трактовку бытия.
Несколько огрубляя
проблему, можно сказать,
что ПОСТМОДЕРН ВОСТРЕБОВАЛ
ГЕРАКЛИТОВСКУЮ ВЕРСИЮ
БЫТИЯ. ЧТО СРАЗУ ЖЕ
ПОВЛИЯЛО НА СЛОЖИВШИЕСЯ
ТРАДИЦИОННЫЕ ДЛЯ ЕВРОПЫ
ФОРМЫ ФИЛОСОФСКОГО
МЫШЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ НА
ЕГО СЛОВЕСНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ
В ТЕКСТЕ: философские
тексты потеряли границы,
отличающие их от иных
текстов, например, художественных.
Философ постмодерна отказывает разуму
в правах, всякую претензию на поиск истины
объявляет ложной, отказывается от построения
философской системы, не признает подчинение
мышления заданным формам и законам, утверждает,
что словесно-языковое выражение мысли
всегда случайно, считает, что наиболее
адекватной формой ее передачи служит
внерациональная словесная текучесть.
Эти особенности философского текста
прямо связаны с изменением отношения
к бытию. В постмодернистском философском
произведении отсутствует все объясняющий
концепт: за описываемыми явлениями нельзя
обнаружить никакой глубинной сущности,
будь то Бог, Абсолют, смысл жизни, Истина,
Разум и т.д. Сущности, которая, во-первых,
служила бы условием возможности существования
этих явлений, во-вторых, гарантировала
бы возможность их постижения, в-третьих,
являлась бы смысловым центром как для
автора, так и для читателя, не допуская
возможности бесконечного множества интерпретаций
или истолкований содержания текста.
Философский текст становится многосмысленным,
авторы его не претендуют на истинность
своих исследований-рассуждений. Они часто
рассматривают себя в качестве участников
бесконечной коммуникации, бродят по ее
каналам, меняя адресат. Источник первоначального
сообщения теряется в неопределенном
прошлом, постичь которое нельзя принципиально.
Философы, литераторы, поэты получают
информацию-послание неизвестно откуда,
передают ее дальше наугад, без определенного
адреса, искажая ее.
Философия теряет свои границы, очертания
философского текста размываются и начинают
существовать в каком-то "рассеянном"
виде - внутри стихов, фильмов, музыкальных
произведений и т.д. Возникает ситуация,
когда акт философствования практически
уже не зависит от профессиональной подготовки
и более того последняя рассматривается
как помеха. Философия становится уже
не профессиональной деятельностью, к
числу философов постмодерна XX в. относят
писателей А. Белого, В.Хлебникова, М.Пруста,
Е.Шварца, кинорежиссеров С. Эйзенштейна,
Феллини и др.
"Все дозволено", "ничего
не гарантировано" -
главный пафос сознания
постмодерна. Все "священное"
и "высокое" воспринимается как результат
самообмана людей, иерархия "тело - душа
-дух" давно разрушена, а духовность
и душевность воспринимаются как признаки
слабоумия и шизофрении. Человек больше
ни во что не верит, ему уже "нечем"
верить.
В философии постмодерна
человеку рекомендовано
не строить иллюзии
по поводу обретения
новых ценностей (ведь
прежние, как мы отметили,
уже разрушены), а просто
воспринимать жизнь
как она есть, без попыток
диктовать, какой ей
быть. Мир повседневности и обыденности
превращается в главную ценность и главную
тему философских размышлений. В этом
мире господствуют сиюминутные интересы
конечных эмпирических индивидов, каждый
из которых считает себя законодателем
своих этических, эстетических, политических
и иных устремлений. Добро, Истина, Красота
- эти Абсолютные ценности - оттеснены
на периферию общественной и индивидуальной
жизни и сознания.
Философия больше
не работает с категориями
сущность, закон, причина
и др., с помощью которых
воспроизводился устойчивый
порядок бытия, его определенность.
Главной характеристикой общества и природы
объявляется неопределенность. Возникло
целое научное направление - синергетика,
которое исходит из признания в качестве
принципа самодвижения материи возникновение
порядка из беспорядка, хаоса,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В XX в. люди пытаются уйти от переживания страха, сопровождающего разочарование в возможностях разума быть опорой, правила которой создаются людьми и ими же произвольно изменяются. Наш век рекомендует людям не быть очень серьезными, ибо никто не знает, как правильно жить, никто не вправе диктовать, какой должна быть жизнь. Все оправдано тем, что ничего в этом мире нет навеки. Надо жить, но знать, что ни в чем нет опоры, и нет таких ценностей, которые выступали бы в качестве эталонов истинности и меры бытия.
Итак,
ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ
ФИЛОСОФИЯ В СВОЕМ
ПОНИМАНИИ БЫТИЯ
НЕ НАЧИНАЕТ, А ЗАВЕРШАЕТ
СТАРУЮ ЛИНИЮ РАЗВИТИЯ
ТОЙ КУЛЬТУРЫ, В
КОТОРОЙ "БОГ УМЕР".
Подлинно же новое
толкование бытия
в философии будет
возможно в том
случае, если сформируется
мировоззрение, в
корне отличное от
современного. Но это
вопрос будущего.
Список литературы