Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 19:23, реферат
В начале XXI века в технологии производства стали произошел скачок, положивший начало промышленному изготовлению горячекатаных полос с использованием двухвалковых литейно-прокатных агрегатов взамен разливки стали на тонкоспябовых МНЛЗ с последующей горячей прокаткой в чистовой группе. Оценивая эффективность нового процесса, директор Center for Iron and Steelmaking at Carnegie Mellon University (Питтсбург, США) A. Cramb заявил; "Это является величайшим техническим достижением в металлургии за последние 30 лет".
Технология XXI века. Перспективы России.
В. Ганжин ОАО "АК Лысьвенский металлургический
завод"
Ю. Киселёв ООО "Инсаюр-Сталь"
В последнее 10-летие
прошлого столетия наметилась
отчётливая тенденция
повышения качества
и расширения размерного
сортамента плоского
горячекатаного проката,
что позволяет эффективного
применять его вместо
холоднокатаного проката
в различных отраслях
промышленности.
В начале XXI века в
технологии производства стали произошел
скачок, положивший начало промышленному
изготовлению горячекатаных полос с использованием
двухвалковых литейно-прокатных агрегатов
взамен разливки стали на тонкоспябовых
МНЛЗ с последующей горячей прокаткой
в чистовой группе. Оценивая эффективность
нового процесса, директор Center for Iron and
Steelmaking at Carnegie Mellon University (Питтсбург, США)
A. Cramb заявил; "Это является величайшим
техническим достижением в металлургии
за последние 30 лет".
В прошлом веке российские металлурги
не сумели реализовать на отечественных
предприятиях технологию производства
плоского проката с использованием тонкослябовых
МНЛЗ. Поэтому необходим критический анализ
причин технического отставания российской
металлургии в области современных технологий
непрерывной разливки стали. Настоящий
обзор, посвященный рассмотрению мирового
опыта в области производства горячекатаных
полос на двухвалковых литейно-прокатных
агрегатах, имеет целью обратить внимание
российских металлургов и инвесторов
на тенденции в современной черной металлургии,
направленные на решение таких проблем,
как повышение производительности агрегатов,
улучшение качества плоского проката,
снижение эксплуатационных затрат, ресурсо-
и энергосбережение и охрана окружающей
среды.
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА ГОРЯЧЕКАТАНЫХ ТОНКИХ ПОЛОС
На традиционных установках непрерывной
разливки получают, как правило, слябы
толщиной около 250 мм, которые в горячем
состоянии прокатывают до толщины 1,5-20
мм. Такая высокая степень деформации
заготовки требует использования мощного
прокатного оборудования и больших производственных
расходов. Следующим этапом производства
стальной полосы стало литье тонкого сляба
толщиной до 50 мм /1/. Первый завод по производству
тонкого сляба был построен в 1989 году в
г. Кроуфордсвилл компаниями Nucor (США) и
SMS Demag (Германия) /2/.
Усовершенствование технологии литья
в первую очередь было направлено на уменьшение
толщины заготовки с целью исключения
из производственной цепочки наиболее
энергоемких процессов - прокатки и нагрева
заготовки.
Более тесное соединение двух этапов процесса
удалось реализовать именно в совмещенных
тонкослябовых литейно-прокатных агрегатах,
что позволило получить следующие экономические
преимущества:
В настоящее время
качество горячекатаной полосы с
агрегатов для отливки тонких
слябов уже не отличается от качества
полосы, получаемой традиционным способом.
Благодаря оптимальным условиям задачи
тонкого сляба в прокатную группу совмещенного
литейно-прокатного агрегата (равномерное
распределение температуры по всей длине
и ширине тонкого сляба) достигается даже
несколько лучшая, чем при традиционной
технологии, точность по толщине, профилю
и ширине полосы.
К настоящему времени введен в эксплуатацию
21 агрегат CSP с 31 МНЛЗ для литья тонких
слябов. Их производительность должна
составить 28,5 млн т /3/.
Современные технологии открывают возможности
получения горячекатаной полосы с толщинами,
служебными характеристиками и качеством
поверхности, которые несколько лет назад
достигались исключительно холодной прокаткой.
Упрощение процесса производства полосы
в сочетании со снижением эксплуатационных
издержек и сокращением времени прохождения
полосы через агрегаты открывает возможности
оптимизации процессов холодной прокатки
и обработки полосы. В какой мере горячекатаная
полоса в будущем сможет заменить холоднокатаную
полосу и какое влияние это окажет на дальнейшее
совершенствование технологий, покажет
ближайшее время.
Горячекатаные полосы
с конечной толщиной менее 2,0 мм обычно
относят к тонким горячекатаным
полосам (TGHR). До 1995 года доля горячекатаных
полос толщиной менее 1,5 мм составляла
всего 0,3% общего объема производства,
а доля полос с толщиной в диапазоне 1,5-1,99
мм - около 10% (рис. 1) /4/. Характеристики тонких горячекатаных полос определяются свойствами прокатываемых сталей. Для мягких малоуглеродистых сталей минимальная толщина полос до 1995 года составляла 1,5 мм, тогда как нижний предел толщины для высокопрочных углеродистых сталей (например, С70) составлял 2,0 мм. Непрерывный прогресс технологии прокатки обеспечил в последние годы уменьшение предела толщины и для высокопрочных сталей. В настоящее время для горячекатаных полос из высокопрочных углеродистых и низколегированных сталей вполне достижима минимальная толщина 1,5 мм. | |
Растущая доля горячекатаных
полос на рынке тесно связана
с последующим процессом Из представленных данных видно, что около 60% холоднокатаных полос имеет толщину от 0,6 до 1,2 мм. В настоящее время этот сектор рынка занят преимущественно холоднокатаным прокатом, но в перспективе рост доли тонких горячекатаных полос может в значительной мере обеспечить прямую замену холоднокатаного металла на горячекатаный. Сегодня минимально достижимая (по экономическим соображениям) толщина горячекатаной полосы составляет 0,91 мм (на установке CSP фирмы Hylsa в Мексике). Исследования показывают, что на объемы выпуска и конечного потребления тонких горячекатаных полос важное влияние оказывают три основных фактора:
| |
На рис. 3 представлен
прогноз развития рынков тонких горячекатаных
полос до 2007 года. Примечательно, что
при некоторой стагнации общего
потребления стали Представляют интерес оценки перспектив развития производства горячекатаной полосы с точки зрения замены ею холоднокатаной полосы на мировом рынке металлов, сделанные представителями ведущих западных металлургических и машиностроительных компаний и фирм. Фирма Hylsa S.A. (Мексика) уже с 1995 года поставляет на рынок холоднокатаного металла тонкую горячекатаную полосу толщиной менее 1,5 мм: 40% ее поступает на местный рынок, 25% в США, остальное экспортируется в страны Ближнего Востока и Латинской Америки. По мнению специалистов фирмы, в будущем около 25% холоднокатаных полос, потребляемых сегодня в мире, будет заменено тонкими горячекатаными полосами. |
Консалтинговая фирма Bradford Research (США)
считает, что 30-40% потребностей рынка холоднокатаной
стали в США может быть удовлетворено
благодаря тонким горячекатаным рулонам
/6/.
Фирма Sidmar, крупнейший бельгийский поставщик
плоского проката, имеющий производство
с полным металлургическим циклом, подтверждает,
что в диапазоне толщин 1,0-1,5 мм некоторые
виды холоднокатаной продукции уже в настоящее
время могут быть заменены горячекатаной
сталью. В ближайшие 10-15 лет до 50% холоднокатаной
полосы толщиной 1,0-1,5 мм будет заменено
на горячекатаную полосу, то есть предполагается
рост потребления горячекатаной полосы
до 5% в год.
Производственные затраты на изготовление
горячекатаной полосы на 110-130 долл./т ниже
затрат на изготовление холоднокатаной
полосы аналогичного сортамента. Основной
вопрос для потребителя - качество поверхности
горячекатаной полосы, В европейских прейскурантах
горячекатаные полосы толщиной 1,2-1,3 мм
только на 40 долл./т дешевле холоднокатаных
аналогов, но этого достаточно, чтобы привлечь
потребителей.
Фирма Bethlehem Steel Co (США) считает, что замена
холоднокатаной полосы на тонкую горячекатаную
полосу толщиной до 1,5 мм (THS) и ультратонкую
горячекатаную полосу толщиной до 0,8 мм
(UTHS) обеспечит прибыль в 20-30 долл./т.
Около 30% холоднокатаной полосы на рынке
может быть заменено полосой THS. Эта продукция
пригодна для использования в коммуникационных
трубопроводах, радиаторах, строительных
настилах, нефтяной таре, автомобильных
узлах, то есть там, где не предъявляются
жесткие требования к качеству поверхности
полосы.
По мнению фирмы VAI, для производства полосы
UTHS наиболее рационально использовать
тонкослябо-вую заготовку толщиной 90-150
мм. При этом прогнозируется, что в Европе
до 27% холоднокатаной полосы на рынке может
быть заменено на UTHS толщиной менее 1,2
мм.
Фирма Danieli & Co ожидает, что эта доля может
достигнуть 35% при снижении цены на 20-30
долл./т /7/.
Интенсивно развивающаяся тенденция широкого
использования горячекатаной тонкой полосы
стимулирует развитие мини-заводов.
По мнению Dr. D, Barnett (президент Economic Associates
Inc., США), в 2002-2003 годах в мире будет работать
25 мини-заводов со средней производительностью
1,6 млн т в год каждый. Горячекатаная полоса,
произведенная на этих заводах, будет
на 40-90 долл./т дешевле холоднокатаной
полосы аналогичного качества и сортамента.
Такой же точки зрения придерживается
и Н, Weiss (президент компании SMS AG), считающий,
что в ближайшее время горячекатаная полоса
толщиной до 1,5 мм, а затем и полоса толщиной
менее 1,0 мм будут активно вытеснять холоднокатаный
прокат. При этом увеличение продажи THS
ежегодно будет составлять в США 8%, в Европе
и Японии - 6% /8, 9/.
Многие западные (прежде всего, европейские)
металлургические фирмы активно инвестируют
в строительство новых или расширение
и реконструкцию существующих мощностей
по производству горячекатаного оцинкованного
стального листа. Увеличение производства
широкого оцинкованного горячекатаного
листа во многом было обусловлено внедрением
новой технологии непрерывной разливки
тонкой стальной полосы, что, в свою очередь,
позволило получать на станах горячей
прокатки высококачественный лист толщиной
1,0 мм и менее и исключить стадию холодной
прокатки и отжига. Это привело к снижению
производственных издержек и соответственно
цен на стальной лист.
Ряд европейских сталеплавильных компаний
реконструировал свои линии горячего
цинкования холоднокатаной полосы таким
образом, чтобы на них можно было обрабатывать
и горячекатаную полосу.
В табл. 1 приведены данные о некоторых
недавно построенных, строящихся и намечаемых
к строительству в различных странах мира
линиях горячего цинкования холоднокатаного
(CR) или горячекатаного (HR) стального листа.
Таблица 1. Линии горячего
цинкования холоднокатаного
и горячекатаного листа
|
В последние годы все больше оцинкованного
горячекатаного листа потребляет строительная
индустрия, и именно ожидаемый подъем
в данной отрасли является важным стимулом
к строительству многих новых технологических
линий. Такой лист идет на изготовление
кровельных покрытий, дверных рам, каркасов
и др. При этом горячекатаный лист во многих
изделиях с успехом заменяет холоднокатаный.
У французской металлургической фирмы
Usinor разрыв в ценах на горяче- и холоднокатаный
лист составляет 15-20 евро/т. По ее мнению,
введение в эксплуатацию новых мощностей
для цинкования стальной полосы будет
способствовать дальнейшему снижению
цен на оцинкованный горячекатаный лист.
У итальянской компании Arvedi разница в
ценах составляет 20 евро/т. Однако у ряда
фирм, как, например, австрийской Wuppermann
Stahl, цена на два вида листа примерно одинаковая.
По мнению специалистов, действующие в
настоящее время в Европе мощности для
цинкования стального листа в сочетании
с теми, которые войдут в строй в ближайшее
время, будут способны удовлетворить текущий
спрос. Однако ухудшение конъюнктуры на
европейском автомобильном рынке может
оказать отрицательное воздействие на
производство оцинкованного листа и даже
привести к появлению избытка мощностей.
Перспектива рынка на долгосрочный период
рассматривается как благоприятная - потребление
оцинкованного горячекатаного листа в
Европе в ближайшие пять лет удвоится
по сравнению с нынешним уровнем (1,8 млн
т/год) /10/.
Наиболее значительно расширяется использование
высококачественных горячекатаных и холоднокатаных
оцинкованных полос в автомобильной промышленности.
В настоящее время в легковых автомобилях
среднего класса масса кузова, составляет
26%, шасси - 23%, двигателя - 21% при средней
массе автомобиля 1450 кг.
В перспективе масса автомобиля будет
доведена до 1100 кг (из них сталь и сплавы
составят 70%) /11/, что потребует создания
и производства новых видов горячекатаных
и холоднокатаных полос.
Аналогичные перспективы ожидают производство
автомобильного листа и на металлургических
предприятиях России. По прогнозам, производство
легковых автомобилей в России к 2010 году
достигнет 1,9-2,2 млн штук /12/.
ДВУХВАЛКОВЫЙ
СПОСОБ НЕПРЕРЫВНОГОЛИТЬЯ
Рис. 4. Эскиз, сделанный сэром Гэнри Бессемером (а), и установка, запатентованная им в 1865 году (б) |
Еще в 1856 году сэр
Генри Бессемер запатентовал простую
машину для получения тонких стальных
полос непосредственно из жидкой
стали (рис. 4) /13/. С тех пор металлурги
во всем мире стремились реализовать этот
процесс. Однако довести идею литья полосы до промышленного внедрения удалось только благодаря современным разработкам - применению компьютерных технологий, современной техники измерений, управления и регулирования, а также созданию необходимых охлаждаемых роликов, специальных видов керамики, систем заливки и защиты металла. Только после этого начались серьезные эксперименты по реализации идеи непрерывной разливки тонких стальных полос. Преимущество способа литья заготовок, близких по размерам к готовой продукции, заключается в возможности контролирования затвердевания обеих поверхностей полосы. Последние 15 лет многие исследовательские коллективы разрабатывали идею разливки полосы и создали лабораторные и опытные установки для литья стали в двухвалковом кристаллизаторе, реализовав их с различными техническими и финансовыми затратами /14/. Большинство этих установок предназначалось преимущественно для изготовления небольших партий металла (от нескольких сотен граммов до примерно 100 кг), чтобы можно было провести металловедческие и материаловедческие исследования. Однако на лабораторных установках можно было также разработать основные принципы действия агрегата и технологии литья полосы. |
Рис. 5. Принцип литья полосы |
Конструктивный
принцип литья полосы в двухвалковом
кристаллизаторе заключается в
том, что два ролика с водоохлаждаемыми
медными рубашками расположены
горизонтально на некотором расстоянии
один от другого (зазор между ними определяет
толщину отливаемой полосы), и между ними,
благодаря торцевым уплотнениям с обеих
сторон, размещается ванна жидкого металла,
пополняемая через погружной сталеразливочный
стакан. При вращении роликов навстречу
друг другу жидкий металл втягивается
в зазор между ними и кристаллизуется
на медной водоохлаждае-мой поверхности,
как в обычном кристаллизаторе МНЛЗ, образуя
полосу, которая вытягивается вниз и быстро
затвердевает (рис. 5). В Европе основы литья полосы в двухвалковом кристаллизаторе были разработаны фирмой Usinor Sacilor при участии Французского института черной металлургии (ИРСИД) и фирмой Thyssen Stahl при участии Института обработки давлением Рейн-Вестфальского высшего технического училища (RWTH, г. Аахен, Германия) на малых опытных установках. Эти установки, на которых можно разливать на полосу плавки массой до 200 кг (RWTH) и до 1,5 т (ИРСИД), с самого начала были рассчитаны на последующую доработку с целью промышленного применения /15/. |