Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 13:09, курсовая работа
Важными составляющими рекламы являются способность привлечь внимание, сила воздействия на эмоции человека, информативность. Из всех видов рекламы визуальная реклама - в контексте нашего исследования это рекламный плакат - наиболее эффективна. Плакат как рекламный носитель среди других видов рекламы наиболее приближен к изобразительному искусству. В связи с этим обусловлены его некоторые особенности, которые будут обозначены в нашей работе.
Введение 3
Глава 1. Сущность плаката как носителя информации. История плаката 5
1.1. Что такое плакат? Определения и толкования 5
1.2. Общие черты и характеристики плакатов 6
1.3. История плаката 8
Глава 2. Специфика современного плаката 13
2.1. Плакат сегодня: глазами современного зрителя 13
2.2. Плакат сегодня: виды, цели назначения, использование 17
2.3. Перспективы плаката как рекламного носителя 25
Заключение 33
Список использованной литературы: 33
С развитием кинематографа появились плакаты, рекламирующие фильмы. Первоначально киноплакаты создавались на основе отображения отдельных кадров фильма. Позже в плакат добавилась образность, стремление показать главных героев, передать жанр фильма и пр.
XX век отмечен двумя войнами, поэтому появление в начале 1900-х гг. политического плаката было неизбежно. Во время первой мировой войны (1914-1918) большое распространение получил агитационный плакат, который использовался для агитации призыва в армию, подписку на военные займы, помощь раненым и так далее. В этом жанре работали А. Лит (Англия), Ж. Февр (Франция). Вторая мировая война стала невольным прародителем антифашистского плаката, а в послевоенные годы появилась масса плакатов в защиту мира (П. Пикассо во Франции, Л. Мендес в Мексике, Т. Трепковский в Польше).
С начала 20-х гг. до 70-х гг. XX века в стилистику плаката активно входит живопись, графика и фотоискусство. Представители, работавшие в жанре фотомонтажного плаката: Дж. Хартфилд и советский художник Г.Г. Клуцис.
Развитие плаката в России необходимо рассмотреть отдельно, поскольку советский плакат был одним из самых ярких и замечательных культурных и общественных явлений в СССР. В Советском союзе плакат носил агитационный и политический характер. Плакаты того времени характеризуются целеустремлённостью, революционной страстностью, высоким художественным уровнем. Д. С. Моор, В. Н. Дени, В. В. Лебедев и др. создали по существу новое, боевое искусство, оказавшее огромное влияние на развитие мирового плаката. «Шершавый язык плаката» долгое время играл огромную общественную роль в нашей стране. Например, во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. плакат был действенным средством мобилизации народа на борьбу с врагом. Работы выдающихся художников, таких как Моор, Кукрыниксы, Дейнека, Ефимов, Говорков, Иванов, поражают и сегодня великолепием композиции, рисунка, простотой и убедительностью обращения к зрителю. 5
Своеобразен характер
плаката - когда в обществе наступают
тяжелые времена, то именно плакат выходит
на первый план. Агитационно-пропагандистские
призывы советских плакатов имели определенное
влияние на умы людей. Меткие, звучные плакатные
лозунги до сих пор у нас на слуху, хотя дело
было десятилетия назад: «Родина-мать
зовет!» и др.
Глава 2. Специфика современного плаката
2.1. Плакат
сегодня: глазами
современного зрителя
Искусство плаката по свое сути тяготеет к абстрагированию того или иного предмета или явления, к знаковой системе передачи информации. Такое абстрагирование помогает не просто анализировать чувственно воспринимаемый предмет или явление, но и обнаружить свойства, стороны, признаки, отношения, составляющие саму сущность предмета или явления. Естественно, что при этом неизбежной становится некоторая схематизация, упрощение, а иногда и огрубление образа. 6
Свойства
плаката абстрагироваться с детства
формируют способность к
Со
сменой эстетических потребностей меняется
представление о красоте, следовательно
изобразительные и
Образ не столько конкретизируется, сколько распадается на отдельные детали, к сожалению, этот процесс можно наблюдать и сейчас на примере рекламного плаката. Происходит разрушение структуры образа. Рекламный ролик становится плакатом, развернутым во времени и действии, а плакат превращается в кадр из рекламного ролика.
Например,
серия плакатов издательского дома
«Коммерсанть»: «Муж голова, жена – шея.
Куда хочу, туда верчу!», «Где жена?», «Что
происходит?», «Сколько можно?», «Чем все
это кончится?».
Компьютерные технологии подменяют идею. Яркость и образность мысли вытесняются качеством исполнения. Превалирующим направлением в рекламном плакате становится натурализм, преследующий цель узнаваемости рекламируемого товара. Тем самым исчезает знаковость как художественный прием.
Например, обратимся к современной рекламе телефона «Нокиа»: обывателю не представляет никакого труда представить зрительно, что за продукт перед ним, все функции товара налицо, а сам продукт изображен во всех ракурсах во включенном состоянии, очень реалистично.7
Абсолютная похожесть изображения не требует никаких интеллектуальных усилий от зрителя, что резко снижает тенденцию плаката к формированию абстрагированного художественного восприятия.
В
нашем современном обществе с
его недостаточной
Она провозглашает свободу выбора и в то же время создает колоссальную психологическую зависимость. Навязывание товара приобретает черты агрессивности. Например, на протяжении всей улицы буквально на каждом столбе человек видит один и тот же плакат с изображением огромной бутылки водки «Кремлевская».
Парадоксально, что
в нашей реальности рекламный
плакат утрачивает свой рекламный смысл.
Ситуация абсурдная. Лишенный своей агитационной
части он превращается в «чистое искусство».
Плакат уже воспринимается безотносительно
к рекламируемому предмету. 8Тем
самым возрастает его чисто эстетическая
функция - воздействие на человека, идущего
по улице. Однако результат этого воздействия,
как правило, отрицательный. У человека
возникает не только чувство раздражения
от навязывания недоступных или ненужных
ему товаров, но и раздражение чисто эстетического
свойства, вызванное предельным натурализмом
и отсутствием образности, так как художественный
образ как бы заменяется самой вещью.
Рекламный плакат формирует прагматическое
мышление, не связанное с решением социальных,
идеологических и других общественных
проблем. Может быть, поэтому сейчас практически
отсутствуют плакаты на социальные темы,
даже такие важные, как выборы в Государственную
Думу. Точнее, такие плакаты художниками
создаются, но они остаются на стенах выставочных
залов и мастерских, не выходя на улицы
города. В то же время появляется новая
разновидность плаката - плакат ни о чем.
Например, «Я тебя люблю» и «Просто так».
На обоих крупным планом фотографии миловидных
женщин и подпись. Смысл для зрителя остается
неясен, поскольку он известен только
заказчику.
В современном обществе есть одно немодное слово – «агитация», которое все чаще заменяют на довольно амбивалентное словосочетание «социальная реклама». Хотя любое чувствительное к языку ухо вполне способно увидеть разницу: когда речь идет об актуальных проблемах общества, призыв или еще точнее побуждение («агитация» с лат. «приводить в движение», «подстрекать») звучит куда уважительнее рекламы (происходящей от слова «выкрикивать»).
По сути нельзя не заметить, что социальная агитация и социальная реклама совершенно по разному представляют себе субъекта – того, к кому можно обратить сообщение. Если в первом случае – это способный на действие социализованный человек (которому нужно указать место приложения сил), то во втором – ленивый социальный аутист (которого нужно еще убедить в том, что это его касается, как-то увлечь).
Здесь нельзя не вспомнить, как часто среди молодежи звучит скептическое мнение об агитплакатах, особенно советской эпохи – они им кажутся наивными и недейственными. Как возможно такое мнение в стране, где плакаты поднимали на дело миллионы? Однако здесь мы имеем дело с банальной проекцией – именно это поколение нечувствительно к призывам. Советское же общество высоко ценило плакат, его силу.
Почему
же сегодня мы считаем плакат чем-то
наивным, отжившим, уже неспособным
цеплять наше восприятие? Вспомним,
что плакат никуда не исчез из нашей повседневности,
мы только лишь перестали его замечать.
2.2. Плакат сегодня: виды, цели назначения, использование
Сегодня плакат - наиболее распространенный вид наружной рекламы, у которого есть неоспоримые преимущества. Плакат - недорогое удовольствие, однако отклик, который можно получить от этого вида рекламы, намного превышает затраты на его изготовление. Именно поэтому яркий, привлекающий внимание дизайном и качеством полиграфии, плакат еще долго сохранит свои ведущие позиции на рекламном рынке.9
Плакаты сегодня получили очень широкое распространение, их можно увидеть в магазинах, аптеках, химчистках, развлекательных центрах, кинотеатрах, выставках и т.д. Красивый бумажный плакат обязательно обратит на себя внимание – он приятен визуально, и обязательно остается в памяти потребителя.
Плакаты бывают нескольких видов - политический, агитационный, социальный, политический плакат, рекламный плакат и киноплакат или афиша. В зависимости от цели, которую хочет достичь автор плаката, он может быть коммерческим (продажа), информационным (информация) или психологическим (внушение) инструментом.10
Но помимо этого плакат заново был открыт в той самой сфере, что стала главным конкурентом полиграфии и печатного слова – в компьютерной среде. Сперва он возник в виде обоев рабочего стола (wallpapers), которые из простой графики или привлекательных фотографий эволюционировали в разного рода словесно-графические послания. И хотя wallpapers остается иллюстративным жанром, некоторые авторские обои выполнены в стилистике плаката или открытки.
А позже в Интернете возникла целая тенденция (или даже мода) на создание ярких и действенных «плакатов», получивших название «демотиваторы» (или просто «демы»). Демотиваторы в отличие от компьютерной графики изначально ориентированы на простое, прямое и читаемое сообщение. Фактически, это тот случай, когда legendum (подпись к фотографии или картине) целиком составляет послание визуального образа. Вопреки расхожей банальности, что подпись под изображением несет служебную, поясняющую функцию, нужно сказать, что без текста и рамки эти изображения мы бы просто не понимали, и зачастую вряд ли считали хоть сколько-нибудь примечательными.
Иными словами, плакат, в т.ч. демотиватор, по своей структуре есть нечто совершенно противоположное комиксу или клипу. Как это ни парадоксально, но именно плакат представляет собой своеобразное «поле сопротивления» тотальной визуальности (ее идеологической самоочевидности).
Идея демотиватора – это в чистом виде принципы плаката: простота, доступность, выразительность (как главным образом возможность восприятия «на ходу»). Поэтому большинство демов довольно просто устроены: либо на контрасте картинки и подписи, либо делая акцент на неочевидном выводе из картинки. Очень скоро Интернет-демотиваторы стали интертекстуальными и в основном развлекательными, все более выхолащивая свое содержание. В конечном счете, дем стал способом привлечь внимание к себе, а не к сообщению. Поэтому огромное количество новых демов нельзя считать плакатом.
В целом же возвращение плаката неудивительно: будучи одной из первых форм массовой культуры, плакат стал частью ее основного кода. Если можно так выразиться в самой ДНК массовой культуры есть что-то плакатное: по этой читаемости и аффективной недвусмысленности мы легко отличаем масскульт от всего прочего. К тому же идеология активно создает людей, все более склонных к самым простым формам восприятия. Но по сути своей, если вычесть развлекательную составляющую, большинство демов – это рудиментарный способ обмена идеями. 11
Нельзя
не признать, что большая часть
Интернет-пользователей
Не только для молодежи постеры являются неотъемлемой частью их повседневной жизни – на работе и дома. Многие люди тщательно оформляют свои рабочие места или личные комнаты визуальными образами – плакат здесь больше чем элемент интерьера, это существенная компонента имиджа. Более того, следуя идеям психоанализа, важно понимать определенный диалектический момент в этом процессе: если имидж – это то, что мы сами конструируем (по образу нашего идеального Я), то самоидентификация – это реконструкция тех процессов, которые уже меня конструируют.
Информация о работе Рекламный плакат: проблемы и перспективы применения в XXI веке