Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2012 в 08:43, курсовая работа
Предмет работы - это средства массовой информации и каналы их распространения.
Целью работы является анализ информационной среды Новосибирской области с точки зрения наличия всех необходимых компонентов такой среды, разнообразия каналов передачи информации и степени их соответствия современному уровню развития.
Исходя из цели, задачами работы является:
1. Рассмотрение теоретического аспекта информационной среды и коммуникации, как неотъемлемого компонента современного общества;
2. Проведение подробного анализа информационной среды Новосибирской области и подведение итогов о ее уровне развития.
Введение
1. Теоретические аспекты коммуникации и информационной среды
2. Информационная среда Новосибирской области
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты коммуникации и информационной среды
2. Информационная среда Новосибирской области
Заключение
Список литературы
Для каждого субъекта Российской Федерации крайне важно иметь хорошо функционирующую информационную среду, поскольку это не только является залогом развития региона, города, области или края, но и способствует быстрому, качественному и максимально эффективному распространению информации.
Для того, чтобы определить насколько благоприятная информационная среда в Новосибирской области, необходимо проанализировать весь спектр СМИ, которые ее составляют. А именно, печатные издания, телевизионные каналы, радиостанции и Интернет порталы.
Актуальность данной работы заключается в важности поднимаемого вопроса для всех, начиная от органов власти и заканчивая простыми жителями. Так как развитая информационная среда это залог стабильности и развития субъекта в экономической, политической, культурной и других сферах.
Объектом данной работы является информационная среда города Новосибирска и Новосибирской области.
Предмет работы - это средства массовой информации и каналы их распространения.
Целью работы является анализ информационной среды Новосибирской области с точки зрения наличия всех необходимых компонентов такой среды, разнообразия каналов передачи информации и степени их соответствия современному уровню развития.
Исходя из цели, задачами работы является:
1. Рассмотрение теоретического аспекта информационной среды и коммуникации, как неотъемлемого компонента современного общества;
2. Проведение подробного анализа информационной среды Новосибирской области и подведение итогов о ее уровне развития.
В современном мире значение феномена «коммуникация» очень сильно возросло. Коммуникацию исследуют на всех уровнях и с разных ракурсов. Все это вполне объяснимо, поскольку происходит преобразование индустриального общества в информационно – коммуникативное. Это заключается во вторжении коммуникаций во все сферы жизни общества, появлении новых коммуникативных процессов и изменении их воздействия на общественные отношения.
Понятие коммуникация включает в себя процессы взаимодействия и общения, которые служат для передачи и приема информационных потоков.
Массовая коммуникация – распространение информации с использованием технических средств (телевидение, пресса и т.д.) на большие аудитории.[1]
Под средствами массовой коммуникации понимают каналы передачи, с помощью которых распространяют информацию.
Основными функциями коммуникации принято считать следующие:
1. Информационная – донесение основной идеи сообщения до адресата;
2. Оценочная – выражение личных отношений к информации;
3. Аффективная – выражение личных чувств к информации.
Коммуникация делится на следующие виды:
1. Личная (с самим собой);
2. Межличностная (между 2 людьми с возможными наблюдателями);
3. Групповая (между группами людей или внутри группы);
4. Массовая (большое количество людей с разными интересами и предпочтениями)[2].
Говоря о роли массовых коммуникаций в деятельности органов власти и органов местного самоуправления, подразумевается использование именно последнего вида – массовая коммуникация.
Структура массовой коммуникации складывается из источника сообщения и получателя, которые связаны каналом передачи информации. Это может быть печатное издание, радио и телевидение, кинофильмы и звукозаписи.
Сам процесс массовой коммуникации состоит из трех стадий:
1. Докоммуникативной. Представляет собой запрос и ожидание аудитории;
2. Коммуникативной. Это непосредственно исполнение запросов и ожиданий;
3. Послекоммуникативной. Обработка и интерпретация полученной информации.[3]
Основная функция массовой коммуникации – это установление взаимосвязи между всеми группами и элементами общественности.
Массовая коммуникация призвана решать важнейшие социальные задачи путем передачи информации о событиях и ценностях. Социальные задачи заключаются в следующем:
1. Поддержание целостной картины мира;
2. Установление связи между разными поколениями с целью передачи ценностей;
3. Развлекает массовую аудиторию.[4]
Для регионов и органов власти использование средств массовой коммуникации, это способ доносить необходимую информацию до общества, устанавливать контакт и связь с населением, предлагать и навязывать свои программы, манипулировать общественным сознанием – в целом реализовывать свои цели и свои интересы.
Самым эффективным и наиболее используемым средством массовых коммуникаций для органов власти и регионов было и остается телевидение.
Это самый популярный источник информации для аудитории и основной способ политической манипуляции. Объясняется данный факт очень просто - телевидение имеет мозаичность изображения, состоящего из несвязанных сообщений. То есть за короткий промежуток времени мы узнаем информацию касающеюся абсолютно разных сфер жизни. Помимо этого большое влияние резонанса, когда в сознании человека, получившего сообщение из мозаичной раздробленности, образуется целостная картинка. С помощью того, что телевидение совмещает звук и изображение, человеку, получающему информацию, не приходится что-то домысливать и додумывать, таким образом, он принимает увиденную и услышанную информацию за абсолютную истину, тем самым поддаваясь манипуляции.
Телевидение имеет принципиальные отличия от других средств массовой коммуникации. Знаки и образы больше впечатляют и воспринимаются как естественное повседневное событие (то что мы видим в окружающем нас мире реально и телевизионная картинка воспринимается также). Также происходит кодирование всей передаваемой информации. Кодов естественно получатель сообщения е видит и не понимает, а вместе с тем именно они несут основную нагрузку сообщения. Их принято называть манипулятивными механизмами. Самые популярные приемы манипуляции общественного сознания, к которым регулярно прибегают органы власти, можно назвать следующие:
1. Самый распространенный способ – это искажение информации. К нему можно отнести подтасовку фактов, стереотипизацию. Для большей убедительности в данном случае информацию повторяют по нескольку раз, преподносят, как срочную или сенсационную.
2. Прямая ложь. Достигается за счет кумуляции мелких отклонений, которые практически незаметны.
3. Создание видимости разнообразия и выбора. Специально разрабатываются несколько программ, разного плана и характера, которые вроде бы рассматривают какую-то проблему с разных ракурсов, но на самом деле все они по своей сути навязывают одну идею и одно мнение.
4. Потопление сообщения. Создается эффект шума, за счет многообразия информации и на его фоне какое-то сообщение выглядит абсолютно понятным, структурированным и просты для восприятия.[5]
На самом деле средств манипуляции гораздо больше и с каждым днем изобретаются все новые методы и способы воздействия на общественную аудиторию. Может сложиться ощущение, что органы власти только и нацелены на пропаганду своих идей и навязывание мнений. На самом деле это не так. Еще одной важной задачей у органов власти, независимо являются они региональными они или федеральными является установление диалога. Это подтверждается наличием в каждом ведомстве и управлении отдела по связям с общественностью или пресс – службы. Регулируется деятельность таких отделов Федеральным законом РФ «О средствах массовой информации». Их главная задача, заключается в установлении диалога между органом власти и средствами массовой информации, посредством передачи сведений, касающихся деятельности властных структур и должностных лиц.
Моделей взаимоотношения власти и СМИ несколько:
1. Полный контроль. Эта модель просуществовала дольше всех и широко применялась в СССР.
2. Независимость СМИ от государства. Такая модель присуща современным СМИ. Ее цель выражать не волю государства, а интересы гражданского общества. Сегодня можно наблюдать финансовую зависимость средств массовой информации от государственных органов. Естественно, что происходит взаимовыгодный обмен: государство спонсирует каналы, а они в свою очередь пропагандируют политику государства[6].
Получив свободу сегодня, средства массовой информации плохо представляют, как ей правильно распорядиться и независимо просуществовать, поэтому они опять обращаются за поддержкой к органам власти, которые упорядочивают их деятельность в своих целях.
Сегодня в некоторых демократических государствах вся информация выдаваемая прессой регулируется и контролируется с помощью разных процедур.
Повышение роли средств массовой информации для властей сегодня объясняется тем, что наконец-то появилось осознание необходимости установления прямого диалога. Хорошим примером этого является ежегодная прямая связь с В.В. Путинным, которая проводится по его инициативе. Это дает возможность напрямую пообщаться с аудиторией, показать свою близость к народу, заинтересованность в проблемах волнующих общество и желании помочь сразу в этот же момент.
Еще одним примером могут выступать ежедневные выпуски новостей. Если взять 1 канал, видно, что не одни новости не обходятся без какой-либо информации о деятельности органов власти: что они делали сегодня, какие важные встречи проводили и какие общественно значимые решения приняли - все это в масштабах страны. Если же мы возьмем для рассмотрения, например, новосибирский 49 канал, то в каждом вечернем выпуске мы будем наблюдать, как власти нашего города говорят о тех проблемах, которые касаются именно нашего региона, обсуждают то, что близко и волнует именно нас. Такая подача материала направлена на информированность общественных масс. Органами власти понят тот принцип, что без достаточного количества информации появляется множество всяких слухов и домыслов, и чтобы их избежать необходимо не создавать информационный вакуум и замалчивать особо актуальные и волнующие проблемы, а оперативно готовить информацию, как говорится «на злобу дня». Эта информация может и не соответствовать ожиданиям аудитории по разрешению того или иного вопроса, но по крайней мере она увидена, услышана и не останется места для каких-то предположений и ощущений, что правительство не знает о проблемах общества и не хочет и х решать.
Для успешной работы города, региона, области или края необходима хорошо налаженная и функционирующая информационная среда.
Информационная среда – это совокупность сбора, обработки, хранения и передачи информации. Чем больше средств массовой информации составляют эту совокупность, тем большего эффекта можно добиться при распространении информационных сообщений и больше вероятности, что они будут услышаны и поняты конечными получателями.
Для каждого города и области этот фактор имеет огромное значение, так как это еще и залог развития субъекта в экономическом, политическом и культурном плане. Именно поэтому Администрациями областей и городов оказывается всяческая поддержка СМИ.
Новосибирская область имеет выгодное экономическо-географическое положение. Она расположена в центре Сибирского региона. Через ее территорию проходят транспортные коммуникации, которые связывают регион с другими субъектами РФ.
В городе Новосибирске работают крупные региональные радиовещательные компании, располагаются крупнейшие предприятия связи, которые обеспечивают теле- и радио – вещание не только в городе и области, но и за ее пределами.
В Новосибирске находится Академгородок – научный центр мирового масштаба, государственные вузы и филиалы вузов. Все это способствует высокой подготовке кадров в Сибирском регионе.
Информационная среда Новосибирской области представлена большим разнообразием печатных и электронных СМИ.
На территории города Новосибирска и Новосибирской области зарегистрировано более 700 СМИ. Из них более 350 газет и 200 журналов. Около 100 газет и журналов имеют рекламную или рекламно-информационную направленность, а остальные информационно – аналитическую. Наибольшей популярностью в регионе пользуются газеты: Комсомольская правда, Ведомости, Коммерсантъ в Новосибирске, Вечерний Новосибирск, Аргументы и факты и т.д.
Важно отметить, что город Новосибирск является единственным городом во всем Сибирском Федеральном округе, где существуют успешные местные проекты деловых изданий. Один из ярких примеров успешного местного проекта региональных печатных СМИ – деловой еженедельник «Континент – Сибирь», принадлежащий издательскому дому «Сибирь – Пресс». До 2003 года деловые и политические издания в Новосибирске были представлены только региональными приложениями ежедневных московских изданий. Сегодня среди деловых журналов Новосибирска можно особенно отметить «Стратегии успеха» . эта ниша долгое время оставалась пустой, обращенных исключительно к темам новосибирского бизнеса.
Информация о работе Подробный анализ информационной среды Новосибирской области