Корпоративная пресса: особенности функционирования и ее типологические характеристики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:38, курсовая работа

Краткое описание

Развитие экономики страны породило множество новых явлений социальной действительности. Изменился и социальный институт журналистики, возникли новые формы коммуникации и новые коммуникационные каналы, трансформировались типы изданий. Частная собственность в сфере СМИ привела к появлению новых типов и видов прессы. Одна из успешно развивающихся тенденций — корпоративная пресса. Предпосылки ее появления складывались десятилетиями и в настоящий момент можно говорить о бурном росте этого сегмента СМИ.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 . Теоретический аспект деятельности корпоративной прессы и ее функции 5
1.1. Определение понятия 5
1.2. Жанровые особенности корпоративной прессы 11
Глава 2: Корпоративная пресса и ее разновидности 16
2.1. Типологические признаки корпоративной прессы 16
2.2. Бортовой журнал как тип корпоративного издания 22
Заключение 31
Приложение 34
Используемая литература 33

Файлы: 1 файл

Корпоративная пресса.doc

— 1.04 Мб (Скачать)

Московский  Гуманитарно-Экономический Институт Волгоградский Филиал

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

студента V курса Факультета экономики и рекламы

Зайцевой Анастасии  Евгеньевны

 

Учебная дисциплина: Пресс-служба

Тема: Корпоративная пресса: особенности функционирования и ее типологические характеристики.

 

 

 

 

Руководитель:

Млечко Лидия  Евгеньевна

канд. пед. наук, доцент

 

 

 

                                                    Защищена                           Оценка

«    »                 2012г.          «                         »

 

 

 

 

Волгоград 2012г.

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Развитие экономики  страны породило множество новых  явлений социальной действительности. Изменился и социальный институт журналистики, возникли новые формы  коммуникации и новые коммуникационные каналы, трансформировались типы изданий. Частная собственность в сфере СМИ привела к появлению новых типов и видов прессы. Одна из успешно развивающихся тенденций — корпоративная пресса. Предпосылки ее появления складывались десятилетиями и в настоящий момент можно говорить о бурном росте этого сегмента СМИ. 

Актуальность  исследования. Корпоративная пресса прочно вошла в социально-экономические реалии современного информационного общества, как российского, так и глобального. В основу явления легли различные тенденции коммуникационного, социокультурного, экономического и технологического характера. Корпоративное издание, как сегментированное по содержанию и аудитории, является удачным коммуникационным решением на фоне «белого шума» - одной из основных проблем, сопровождающих развитие традиционных каналов коммуникации. Корпоративная периодика становится выразителем культуры сообществ и играет значительную роль в выстраивании социальных связей в различных сегментах корпоративных отношений. Повышение эффективности через диверсификацию бизнеса – один из постулатов экономической теории постфордизма. Однако такая модель замкнута на использование труда квалифицированных работников, участвующих в выработке корпоративных решений. Использование корпоративного издания как эффективной коммуникационной базы в условиях гибкого производства – еще одна современная тенденция.

Наконец, нынешний уровень развития технологий настолько  снизил стоимость выпуска собственного издания, что это стало доступно не только крупным, но также и средним и малым компаниям. Кроме того, с развитием коммуникационных возможностей появились такие новые формы корпоративных СМИ, как внутренняя электронная сеть (интернет) и электронные рассылки.

При написании  работы мы опирались на методологические основы, содержащиеся в фундаментальных исследованиях по теории и практике журналистики и PR . В частности, в работе использовались методики, предложенные Э.А.Капитоновым и А.Э.Капитоновым1, и типовые модели описания эффективности периодических изданий, разработанные С.Г.Корконосенко2.

Цель данной работы изучить и проанализировать содержательную модель такого типа корпоративных СМИ как авиажурналы.

Задачи исследования:

- дать определение понятию «корпоративная пресса»,

- изучить типологию прессы данного направления,

- выявить признаки изданий, относящихся к этой категории СМИ.

Объектом исследования является бортовой журнал как разновидность корпоративной прессы.

Предмет: типологические особенности авиажурналов

Структура работы состоит из введения, в котором описаны актуальность, цели исследования, определен объект и предмет изучения. Основная часть работы разделена на две главы, каждая из которых поделена на два параграфа. Данная работа соответствует поставленным целям и задачам.

 

 

 

 

Глава 1 . Теоретический аспект деятельности корпоративной прессы и ее функции

 

    1. 1. Определение понятия

 

      Исследователи относят авиажурналы к клиентским корпоративным изданиям. Для того, чтобы понять какое место занимают inflight-издания в классификации корпоративных изданий, необходимо обратится к определению корпоративной прессы, которых достаточно много.   
               Корпоративная пресса – это: 
1) периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, Интернет-сайт, интернет-портал или иная форма периодического распространения информации, служащая интересам определенной корпорации, созданная по ее инициативе и предназначенная, как правило, для людей, имеющих определенное отношение к данной корпорации3
2) коммуникационный инструмент, создаваемый на средства и по заданию заказчика (корпорации, организации, общественного объединения), с помощью которого заказчик решает свои задачи (коммерческие, информационные, имиджевые), направленные на успешное ведение его основного бизнеса4
3) выходящие с определённой периодичностью (не реже раза в год) печатные издания, издаваемые за счёт компании (полностью или частично), предназначенные для конкретной целевой группы и отражающие интересы компании5
4) средства массовой информации фирм и компаний, нацеленные на решение задач конкретной компании6
5) Custom Publishing Council (CPC) – лидирующая организация на рынке клиентских изданий США, определяет понятие корпоративной прессы как «тесный союз маркетинговых амбиций той или иной компании с информацией, которая интересует ее целевую аудиторию. Союз образуется в результате «доставки» качественного контента через печатные издания – таким образом, чтобы получить необходимую реакцию аудитории»7
                Первое и второе определения термина на наш взгляд наиболее полно создают представление о корпоративных СМИ. Определение С. Блэка, как показывает практика, устарело в связи с тем, что сегодня сложно назвать корпоративную прессу некоммерческой, поскольку можно привести массу примеров корпоративных изданий, размещающих рекламу с целью получения прибыли. К их числу можно отнести и авиажурналы. Хотя есть такие типы изданий, которые издаются не для коммерческой цели, а, например, имиджевой или информационной. Вполне удачным является определение корпоративной прессы как «инструмента». Корпоративное издание воздействует на целевую аудиторию, побуждая ее изменить отношение к компании так, как это намечено издателем.  
              Д.А.Мурзин отмечает сходство корпоративных изданий с деловыми изданиями: корпоративная пресса выполняет ту же социальную функцию, что и деловая, - она обеспечивает бизнес-коммуникации8. Однако с этим сложно согласиться, так как далеко не все корпоративные медиа выполняют функцию обмена информации в сфере бизнеса. Образцовым примером этому утверждению являются авиажурналы. Они относятся к клиентским корпоративным изданиям, но их целевой аудиторией являются далеко не только представители бизнеса и экономики. Кроме того, деловая пресса – это, прежде всего, качественная пресса, для которой свойственно преобладание аналитических жанров, наличие экспертных мнений, достоверность, надежность источников информации, а также «деловой» стиль изложения. Бортовые издания, по нашему мнению, выходят за рамки этих характеристик, поскольку глубоких и аналитичных материалов в них мало и сложно сказать, что материалы написаны языком делового общения. 
          Многие исследователи СМИ трактуют тип издания как некий обобщенный образ, повторяющийся в той или иной степени в группе реально существующий средств массовой информации9. Принята общая система деления типов корпоративных изданий, построенная на аудиторном признаке:

 
- издания для внешней аудитории.  К ним относятся исследуемые нами авиажурналы 
- издания для внутренней аудитории 
- «универсальные» издания, ориентированные как на внешнюю, так и на внутреннюю аудиторию. 
               Известный исследователь деловой прессы Д. А. Мурзин включает клиентские бортовые журналы в группу изданий для внешней аудитории. Их основная функция придать транспортной услуге дополнительное качество, сделать ее более привлекательной для пассажиров. В основе своей они опираются на модель качественно-массового универсального развлекательно-познавательного журнала10.  
               Следует отметить, что термин «бортовой журнал» пока не закреплен в исследовательской литературе по журналистике. Сами авиаперевозчики пользуются таким определением для авиажурналов как «inflight-издания», то есть издания, распространяющиеся во время полета на бортах самолетов. Те бортовые журналы, которые распространяются в аэропортах сложно отнести к категории бортовых журналов, хотя содержательная модель во многом повторяет авиажурналы. 
                  Как отмечают исследователи, авиажурналы являются вполне прибыльной группой изданий корпоративной прессы. Редакционная политика авиажурналов не имеет принципиальных отличий от политики, принятой в практике независимой прессы. Это обстоятельство создает хорошую основу для применения в таких изданиях манипулятивных стратегий для решения конкретных сбытовых задач. Бортовые журналы, в том числе и авиажурналы, являются эффективным маркетинговым инструментом, поскольку читательская аудитория находится в условиях замкнутого пространства. С точки зрения финансов, это удачное вложение, которое работает не только на имиджевую составляющую компании, но и приносит прибыль. Inflight «являются хорошей площадкой для продвижения брендов и весьма слабой для конкретных торговых предложений, разве что за исключением специальных рубрик»11
                   Inflight-издания обладают следующими признаками корпоративной прессы:  
- Отражение интересов компании: информирование потребителя об услугах, маршрутах и расписании рейсов, задачах, успехах авиаперевозчика, с целью закрепления образа компании у читателя; 
- Ориентация на рынок (Business-To-Consumer); 
- Наличие конкретной целевой группы (допустим, клиенты эконом- и бизнес-класса); 
- Принадлежность к корпоративной прессе обуславливается следующими функциональными особенностями inflight-изданий:

  • Коммерческая функция. Авиакомпания получает прибыль за счет размещения коммерческой рекламы. Привлечение новых, удержание старых рекламодателей является эффективным показателем для потребителя, поскольку рекламная площадь в inflight-изданиях стоит значительно дороже, чем в других глянцевых изданиях. 
  • Имиджевая функция. В авиажурналах, как и во многих внешнекорпоративных изданиях, поддерживается положительный образ компании, основанный на профессионализме. Наличие сильного имиджа определяет стратегическое преимущество авиакомпании, которое становится неотъемлемым условием достижения авиакомпанией устойчивого и положительного делового успеха. Авиакомпания, благодаря сильному имиджу, приобретает определенную рыночную силу, которая снижает, чувствительность к стоимости рекламы для бизнес-клиента, уменьшает заменяемость авиауслуг других авиаперевозчиков, что защищает авиакомпанию от конкурентов и позволяет облегчить доступ к финансовым, информационным и человеческим ресурсам.
  • Интеграционная функция. Интеграция – под этим термином в экономической науке понимается процесс объединения экономических субъектов, с развитием связей между ними и улучшения взаимодействия.  
    Авиажурналы привлекают клиентов, бизнес-партнеров, рекламодателей, акционеров и инвесторов, агентов, знаменитостей. Это позволяет быть в центре внимания, повысить привлекательность и доверие к услугам авиаперевозчика.
  • Информационно-коммуникативная функция. Многие inflight-издания содержат информацию об услугах, успехах и задачах авиакомпании. Например, авиакомпания «Аэрофлот» в номере от августа 2011 года разместила информацию от имени генерального директора Виталия Савельева о получении престижной международной награды, об улучшении сервиса обслуживания пассажиров авиакомпании, о покупке новых самолетов т.д. 
  • Информационно-рекламная функция. Подавляющее большинство inflight-изданий существует за счет рекламодателей, поэтому рекламная функция является неотъемлемой частью издания.
  • Информационно-развлекательная функция. В каждом номере авиажурнала присутствуют путевые заметки, информация о выставках, мероприятиях, в некоторых из них публикуются отрывки из художественных произведений. Наличие большого количества высококачественных иллюстраций, фоторепортажей говорит о развлекательном характере издания. 
                     Мы дали следующее определение исследуемого типа изданий: бортовая пресса – это периодические универсальные издания компаний, специализирующихся на перевозках пассажиров, обладающие всеми признаками и функциями клиентских корпоративных изданий и распространяемые, как правило, на борту самолетов и поездов, в салонах автомобилей. Доминирующая функция таких изданий состоит в том, чтобы придать транспортной услуге дополнительное качество, сделать эту услугу более привлекательной12. Безусловно, это и управленческая функция, которая формирует лояльное отношение пассажиров к услугам авиакомпании, а также лояльное отношение сотрудников через имиджевые материалы. 

 

1.2. Жанровые особенности  корпоративной прессы

 

    В истории советской журналистики существовала хорошо разработанная идеологическая система агитации и пропаганды труда, инструментом которой были, в частности, заводские и вузовские многотиражки. Более того, на данный момент предприятия возрождают («Ростсельмаш», например «Rostselmash Report») или продолжают выпускать (газете ФГОУ ВПО ЮФУ «Южный университет» почти 80 лет) эти издания и называют корпоративными. Здесь мы снова возвращаемся к тому, что с точки зрения истории журналистики, некоторые элементы корпоративной прессы не является принципиально новым явлением. Практикующие специалисты частично согласны с такой позицией: «Теория и практика управления коллективом с помощью печатного агитационного средства наиболее полно разработана в советский период. Надо просто по-другому расставить акценты»13. По мнению некоторых исследователей, произошедшие изменения могут быть описаны следующим образом: «Интересна трансформация «типологической ниши», которая в советский период именовалась «многотиражки», т.е. газеты, издаваемые, как правило, в качестве совместного органа партийной, комсомольской и профсоюзной организаций конкретного учреждения, предприятия. Перемены здесь затрагивают даже самые, казалось бы, «незыблемые» издания»14, которые также продолжают издаваться как корпоративные. 
              Описание типов корпоративных журналов через функцию формирования корпоративной культуры предполагает наличие и других функциональных моделей в рамках коммуникации между руководством компании, ее сотрудниками и заинтересованными аудиториями. Система функций корпоративной прессы не является чем-то неподвижным и не может рассматриваться в качестве постоянного, неменяющегося объекта. На данном этапе развития исследователи (Рыжикова Л.Н., Лапина Е.В. Алексеев Д.А. и др.) предлагают несколько основных функций: «идеологическая, информационная, интеграционная, организационно-агитационная, имиджевая, просветительская и развлекательная»15. Иногда к уже названным присоединяют коммерческую функцию. Евгений Григорьев в статье «Корпоративная пресса — азбука и не только» перечисляет задачи внутреннего издания: вслед за информационной он описывает коммуникационную («рассказывать сотрудникам об опыте работы других подразделений — какие цели перед собой ставят и как их достигают, воспитывать дух состязательности, а кроме того — показывать, чем живут сотрудники помимо работы, как формируют корпоративные традиции и т.д.»), образовательную («повышать уровень профессиональных и управленческих знаний сотрудников»), эмоциональную («формировать в сотрудниках чувство гордости за компанию, в которой работают, за коллектив»), репутационную («разъяснять сотрудникам стратегические цели и тактические задачи, поставленные перед компанией»), мотивационную («повышать личную заинтересованности каждого») функции. 16. Предложенный перечень более дробно раскрывает организационную и коммуникационную функции предыдущего списка, а последние три вполне могут быть объединены в функцию поддержания и управления корпоративной культурой организации. 
В зависимости от доминирования той или иной функции, издания могут быть отнесены к информационным, информационно-развлекательным, просветительским, развлекательным, идеологическим и др. 
                     Так называемые бортовые журналы федерального — «Аэрофлот» (ОАО «Аэрофлот») — местного — «Домодедово» (аэропорт) — и регионального значения «Донавиа» (бывший «Аэрофлот-Дон»), Vogezall (Ростов-на-Дону, выходил в 2005-2007 гг.), «Саквояж СВ» (учредитель ООО «Рекламотив», бортовой журнал Российских железных дорог), «Саквояж» (издание ООО «ТЕМПП», распространялось по Южному федеральному округу) выполняют один и тот же набор функций. Основная — развлекательная, затем в зависимости от издания идут информационная и просветительская функция. В тематике материалов таких журналов преобладают не путешествия и страноведческая информация, а здоровье, отношения между людьми в семье и на работе, исторические события и персоны. Например, на 68-ми страничный апрельский номер 2008 года журнала «Саквояж» приходится 18 рубрик. Самая объемная — «Вояж» — занимает 9 полос А4, а рубрики «Здоровье» и «Психология» - по 7 полос, остальные 15 рубрик занимают от 0,5 до 2-х полос. Журнал «Саквояж СВ» (от 1 марта 2010 г.) 6 из 66 полос номера отдает под рубрику «Стиль», рассказывающую о модных тенденциях и советах стилистов, по 5 полос — «Экзотика» (о путешествиях), «Прошлое» (исторический очерк, в данном случае об авторе сказки «Конек-Горбунок», «Лицо» — об известных персонах в сфере шоу-бизнеса. По сути, четверть номера заполнена материалами, напрямую не связанными с тематикой путешествий. 
            В дополнение к предложенным двум типам можно добавить другие. Ростовские журналы «Ваш Пежо» и «Ваш Ниссан» относятся к информационно-развлекательному типу, но уже для клиентов. ГК «Орбита» учредила и издавала в 2007-2008 гг. два во многом похожих автомобильных журнала, каждый из которых предназначался для владельцев конкретной марки машины. Совпадают не только основные типоформирующие признаки журналов (издатель, цель издания, читатель 17), но и рубрикатор (Show-room, «Автоформула-2007», «Автоэнциклопедия», «Автоюмор», Аксессуары Nissan/Peugeot, «Дело техники» и др.), тематика и проблематика (новинки авторынка мира, Ростова-на-Дону; стиль жизни автомобилистов; аксессуары и комплектующие; смешные случаи), встречаются и частично повторяющееся материалы. Например, «Готовим Peugeot к зиме вместе» в журнале «Ваш Пежо» рубрика «Дело техники» № 1 за 2007 год совпадает с материалом «Готовим Nissan к зиме вместе» в журнале «Ваш Ниссан» рубрика «Дело техники» № 1 за 2007 г. (с. 21), или «Изменения в ОСАГО: больше прав и ответственности» - № 1, 2007 год журнал «Ваш нисан», рубрика «Инфо» и материал «Осень принесла изменения в ОСАГО» — № 1, 2007 год журнал «Ваш Пежо», рубрика «Peugeot инфо». Такой прием — публикация материалов общей тематики, схожесть оформления и модульной сетки значительно уменьшили издержки на издание каждого журнала. И «Ваш нисан», и «Ваш пежо» пропагандируют безопасное движение на дорогах, ответственное отношение к самому автомобилю. 
                Прием дублирования элементов при выпуске нескольких СМИ использует учредитель и издатель отраслевых корпоративных журналов «Красота без границ» и его приложения «Красота детства» «Имидж-Центр» (Ростов-на-Дону). Они издаются для тех, кто только начинает карьеру модели и для тех, кто уже давно считает эту роль своей профессией, и обладают похожим тематическим рядом. В данном случае также заметно визуальное сходство (написание шапки изданий, одинаковый подзаголовок «Russian Illustrated Magazine», фотографическое оформление, модульная сетка), однако из-за разного формата изданий («Красота без границ» — А4, «Красота детства» — А5) она не так бросается в глаза, как в предыдущем примере. Гораздо более заметным сходством является состав редакции: один и тот же редактор, журналисты фотографы. Жанровая структура частично одинакова: интервью с моделями агентства «Имидж-центр», отчеты о прошедших конкурсах, анонсы и комментарии событий fashion-индустрии региона. Один и тот же конкурс для читательниц — «Примерь себя на обложку». Различия в тематике обусловлены разными аудиториями: «Красота детства» публикует познавательные материалы о хобби, смешные комиксы, «Красота без границ» — зарисовки из жизни знаменитостей, путевые очерки. Особое внимание уделяется взаимоотношениям с противоположным полом, психологическому состоянию. Распространяется журнал в бутиках, аэропортах. Малая часть тиража из-за их информационно-развлекательной направленности продается в киосках «Росдонпечать».  
                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2:  Корпоративная пресса и ее разновидности

 

    1. Типологические признаки  корпоративной прессы

 

               Первые шаги в попытке определить точное значение наталкиваются на либо слишком широкое, либо слишком узкое его толкование. Анализ текстов (сайтов издательств, специализирующихся на выпуске корпоративных СМИ, профессиональных форумов и блогов, статей) позволяет выделить несколько наиболее часто встречающихся определений и ассоциаций.  
В 95% случаев в интернет-текстах речь идет именно о корпоративной прессе или изданиях, а не о медиа и СМИ в целом. Это связано с количественным и качественным ростом данного вида СМИ. По утверждению директора по маркетингу ИД «МедиаЛайн» Евгения Григорьева (Москва) по сравнению с 2004 годом корпоративная пресса стала популярной и более профессиональной и по содержанию, и по форме. Объясняется это тем, что в издания предприятий стали приходить профессиональные журналисты, корреспонденты, репортеры. Наиболее часто со словосочетанием «корпоративная пресса» ассоциируются журналы (54%) и газеты (48%), изредка встречаются бюллетени, ньюслеттеры, листовки. Типы корпоративных изданий описываются через аудиторный признак (для внешних /клиенты, партнеры/ или внутренних аудиторий /сотрудники, топ-менеджеры/) или через функциональную составляющую (информационные, развлекательные, инструмент управления). Анализ по 6 группам признаков позволяет смоделировать следующее определение: корпоративная пресса — развивающаяся система принадлежащих частным или государственным организациям печатных изданий (журналов и газет), которые выполняют функцию информирования определенной аудитории (сотрудников, партнеров, клиентов или потребителей услуг организации) о деятельности, сфере интересов и влияния организации, формируют корпоративную культуру, управляют ею и служат каналом обратной связи; разрабатываются, издаются и распространяются полностью или частично усилиями сотрудников организации или издательским домом в интересах организации. Данная формулировка, призванная, в первую очередь, закрепить изменяющийся характер определяемого, громоздко, но достаточно точно отражает основные грани явления.  
               Наука, в свою очередь, не остается в стороне от обсуждения феномена корпоративной прессы. «В практике журналистики можно выделить три подвида корпоративных изданий: 1) Дотируемые издания, распространяемые среди персонала и предназначенные почти исключительно для его информирования о событиях внутри корпорации. «органы печати корпорации». 2) Корпоративные издания, распространяемые как по подписке, так и бесплатно, но стремящиеся информировать читателя по более широкому кругу проблем, выходящих за рамки корпоративных новостей. 3) Смешанные корпоративные издания».18 Данному феномену посвящено множество исследований и монографий, предложены различные толкования, которые ставят перед исследователями еще больше вопросов.  
              Один из первых авторов, давших научное определение корпоративной журналистике, Д. Мурзин относит ее к деловому отряду прессы: «Будучи корпоративными, такие издания служат в первую очередь инструментом публичной артикуляции и лоббирования интересов отрасли и корпорации, как одного из представителей отрасли»19. Он отмечает, что сам термин «корпоративная пресса» был перенят у западных коллег и включает в себя издания частных и государственных предприятий, главная цель которых – извлечение прибыли.  
            Исследователь считает правомерным использование в российской практике общепринятой классификации корпоративных СМИ, которая выдвигает на первый план аудиторный признак. Различаются издания для партнеров и коллег, издания для персонала, издания для клиентов. Практики издательского дела часто называют еще один подвид — корпоративные СМИ для правительственных структур, муниципалитетов, чиновников. Отдельно рассматриваются рекламные издания. В сборнике «Лучшие корпоративные издания России. 2004-2006» представлены итоги исследования, проведенного Ассоциацией менеджеров России. В нем описано более ста газет и журналов. Из них по определению составителей 90 являются внутрикорпоративными, 16 — клиентоориентированными и журнал Сбербанка РФ «Прямые инвестиции» - «публичное деловое издание».  
                      Положение корпоративной прессы в системе российских СМИ описывается, в основном, как вид деловой прессы, наряду со специализированной прессой, отраслевыми журналами, деловыми изданиями коммерческих организаций и др. При этом в учебных пособиях примером отраслевого журнала могут выступать и корпоративные, например журнал «РЖД-Партнер»: «Деловой ежемесячный журнал «РЖД-Партнер» предлагает своим читателям анализ транспортного рынка РФ, СНГ и стран Балтии, а также информацию о транспортной системе регионов. Его аудитория — работники железных дорог, экспедиторы, грузовладельцы, перевозчики, сотрудники компаний-операторов, бизнесмены, предприниматели, менеджеры. А внутри вида «корпоративные СМИ» выделяются отраслевые издания, которые «лоббируют интересы отрасли и корпорации»20. Четкой границы между двумя данными типами не проводится.  
                   Другая, более узкая типологизация деловых журналов21 предполагает следующие виды: торговые, собственно деловые, профессиональные, научные, корпоративные. Данное разделение активно применяется в системе СМИ США, а для российской системы деловых СМИ ее применение ограничено тем, что в ней учитываются только издания для внешних аудиторий. Ситуация, когда на практике под корпоративными подразумевают издания деловые, профессиональные, отраслевые по своему содержанию, не является редкостью. Например, в упомянутом выше исследовании журнал «Прямые инвестиции» рассматривается как корпоративный журнал для клиентов и партнеров. Анализ на уровне рубрикатора издания показывает, что тематика и проблематика «Прямых инвестиций» тяготеет к экономическим вопросам. Рубрики «Ваши деньги», «Макроэкономика», «Международная экономика», «Недвижимость», «Портфель инвестора», «Философия бизнеса» рассказывают не столько о деятельности Сбербанка РФ, сколько о банковской отрасли и ведении бизнеса в целом. Следовательно, с тем же успехом журнал может быть отнесен к отраслевым изданиям и деловому отряду прессы. Журнал «Почта России», издаваемый монополистом ФГОУ «Почта России» и публикующий материалы о профессиональных выставках, приказах и распоряжениях, может быть отнесен к ведомственным изданиям. 
                Предложенные Д. Мурзиным критерии разделения на издания не охватывают сегмент корпоративной прессы в полной мере, т.к. за ее пределами остаются издания со схожими признаками. А. Горчева и Ю. Чемакин расширяют и предлагают дополнения к данной классификации. Кандидат политических наук, доцент факультета журналистики Уральского Государственного университета, автор книги «Корпоративные СМИ: секреты эффективности» Юрий Чемякин, в частности, предлагает расширить круг учредителей/издателей корпоративных СМИ и включает в него издания некоммерческих организаций. Он пишет, что в узком значении слова «корпорация» (организационная форма компании) к корпоративным изданиям можно отнести только прессу коммерческих организаций, тогда как в широком смысле — объединение, союз, общество — в этот отряд могут быть включены издания благотворительных фондов, религиозных, некоммерческих союзов и партнерств22.  
А. Горчева утверждает, что «корпоративные издания существуют столько, сколько и средства массовой информации. Они существенная часть также и советской политической системы, которая влияла на сотрудников данной корпорации».23 Она относит к этому явлению и советские многотиражки, и издания государственных предприятий. Такая точка зрения вполне допустима, если рассматривать в развитии основные элементы современной корпоративной прессы. Например, существуют западные теории прессы, которые относят корпоративные СМИ к частному случаю custom publishing, и предполагают, что первые типы (спорадические издания) корпоративных СМИ появились в начале XIX века: «Одним из первых таких внутренних листков считают бюллетень для рабочих, выпускавшийся в 1830-е годы Фридрихом Листом, основателем Германского центра продаж с целью обучения рабочих «в их же интересах»24. В рамках данной теории, формирование типов корпоративной прессы началось со второй 1940-х гг., когда владельцы крупных компаний стали активно прибегать к ней как к коммуникационному ресурсу. 

Информация о работе Корпоративная пресса: особенности функционирования и ее типологические характеристики