Особенности корпоративного управления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:02, творческая работа

Краткое описание

Корпоративное управление – это комплекс взаимоотношений и взаимодействия между менеджерами компаний и владельцами (акционерами/собственниками) с целью обеспечения эффективной деятельности компании, повышения инвестиционной привлекательности и стоимости бизнеса, заците интересов владельцев, а также других заинтересованных сторон (кредиторов, персонала компании, государства и др.)

Файлы: 1 файл

корпоративное управление.pptx

— 70.09 Кб (Скачать)

Особенности корпоративного управления в  
России. 
 

 

выполнила студент

 группы 22ПС-306:

Ильиных Н.А.

проверил преподаватель:

 Силова Е.С.

Корпоративное управление – это комплекс взаимоотношений и взаимодействия между менеджерами компаний и владельцами (акционерами/собственниками) с целью обеспечения эффективной деятельности компании, повышения инвестиционной привлекательности и стоимости бизнеса, заците интересов владельцев, а также других заинтересованных сторон (кредиторов, персонала компании, государства и др.)

Тип организации

Собственность и контроль

Преимущества

Предприниматели и товарищества

Инвесторы полностью контролируют и управляют компанией

Непосредственный контроль собственниками

Компании закрытого типа

Непосредственный контроль со стороны инвесторов, либо через совет директоров. Возможность использования профессионального менеджмента

Ограниченная ответственность

«Молодые» акционерные общества

Возможно сохранение контрольного пакета акций. Совет директоров приобретает важность в контроле.

Самостоятельная продолжительность жизни компании

Зрелые акционерные общества

Делегирование контроля совету директоров

Доступ к капиталу на фондовом рынке, снижение затрат и капитала


Принципы корпоративного управления :

 

    • Права акционеров.
    • Равное отношение к акционерам.
    • Роль заинтересованных лиц в управлении корпорацией.
    • Раскрытие информации и прозрачность.
    • Обязанности правления.

Модели корпоративного управления:

 

    • Аутсайдерская модель – акционерный капитал распылен среди большого количества его владельцев.

 

    • Инсайдерская модель – акционерный капитал сосредоточен в руках относительно небольшого числа владельцев.

 

Англо-американская модель корпоративного управления 
Базовые принципы: 

 

Разделение имущества и обязательств корпорации и имущества и обязательств собственников корпорации.

Разделение прав собственности и контроля над  корпорацией.

Поведение компании, ориентированное на максимизацию богатства  акционеров – достаточное условие  для повышения благосостояния общества.

Максимизация  рыночной стоимости акций компании – достаточное условие максимизации богатства акционеров.

Немецкая модель корпоративного управления 
Базовые принципы 

 

Принцип социального взаимодействия – все стороны, заинтересованные в деятельности корпорации, имеют право участвовать в процессе принятия решений.

Особенности:

    • Двухуровневая структура совета директоров:

Наблюдательный  совет

Управленческий  совет

    • Представительство заинтересованных сторон
    • Универсальные банки
    • Перекрестное владение акциями

 

 

Японская модель корпоративного управления 
Базовые принципы 

 

    • Социальная сплоченность и взаимозависимость

Особенности:

    • Система главных банков
    • Сетевая организация внешний взаимодействий компаний (Советы ассоциации, президентские клубы, неформальные надфирменные объединения напр. «Клуб содействия процветанию фирмы Тойота»
    • Система пожизненного найма персонала
    • Избирательное вмешательство
    • Внутригрупповое передвижение менеджеров
    • Внутригрупповая торговля (главная компания группы осуществляет торговлю с внешними агентами)

 

 

 

Особенности российской модели корпоративного управления.

 

    • Структура собственности в результате массовой чековой приватизации.

 

    • Изменение структуры акционерной собственности после кризиса 1998г.

Особенности структуры  собственности в результате массовой чековой приватизации.

 

    • Преобладание акционерной формы собственности (преимущ. ОАО)
    • Высокая распыленность осн. части акционерного капитала между мелкими акционерами физ. лицами)
    • Большая часть капитала в руках инсайдеров (менеджмент, тр. коллектив)
    • Сохранение значительного числа пакетов в руках государства менее  25% в среднем.

Участники процесса распределения собственности до кризиса 1998г.

 

Продавцы 

на рынке акций  промышленных предприятий:

    • Государство
    • Рядовые работники

 

Покупатели 

на рынке акций  промышленных предприятий:

    • Менеджмент
    • Финансовые предприятия (банки, инвестиционные компании)
    • Нефинансовые коммерческие предприятия

Факторы, повлиявшие на структуру акционерной собственности  после кризиса 1998г. 

 

    • Крах финансовой системы и переход промышленных активов банков в руки промышленных холдингов.
    • Дефолт.
    • Девальвация рубля и сокращение объемов импорта.
    • Рост мировых цен на товары российского экспорта.
    • Поиск инвесторов и банкротства.

Тенденции формирования российской модели корпоративного управления.

 

 

    • Устойчивая структура собственности не сформирована.
    • Стремление к максимальной концентрации контроля в одних руках препятствует выходу предприятий на рынок акций.
    • Крах банковской системы прекратил тенденцию формирования банковско-промышленной модели корпоративного управления (Континентальная).
    • Формирование ИБГ основных покупателей на рынке акций российских предприятий («чеболизация» российской экономики).
    • Инвестиционные посредники не получили широкого применения ( в Чехии 60% акций чешских предприятий, в России 10% - принадлежит инвест. посредникам)
    • Размывание доли трудового коллектива в пользу менеджеров и внешних акционеров.

 

Уровень концентрации капитала:

 

    • В России – более 75%
    • В США – 12%
    • Во Франции – 45%

В России собственность высококонцентрирована и носит инсайдерский характер,

что затрудняет классическое разделение собственности и контроля

по Англо-американской модели.

«Новый» инсайдер -

 

    • Крупный доминирующий акционер, сосредоточивший в руках основную информацию и процесс принятия решений.
    • Внешний акционер (собственник)
    • Менеджер, ставший легальным, собственником.

Литература:

 

    1. Управление современной компанией: учебник. – Под ред. Б.З. Мильнера,  Ф. Лииса – М. ИНФА – М, 2001, 586 с.
    2. Афанасьв М. Корпоративное управление на российских предприятиях. – М.: Интерэксперт, 2000.- 446 с.
    3. Шеин В.И. Жуплев А.В. Володин А.А. Корпоративный менеджмент Опыт России и США – М.: Новости, 2000. – 280 с.
    4. Голубков Д. Особенности корпоративного управления в России Инвестиционный кризис и практика оффшорных операций. – М.: Альпина, 1999. – 272 с.
    5. Львов Ю.А., Русинов В.М., Саулин А.Д., Страхова О.А. Управление акционерным обществом в России. – М.: Новости, 2000. – 256 с.
    6. Храброва И.А. Корпоративное управление вопросы интеграции Аффилированные лица, организационное проектирование, интеграционная
    7. Чиркова Е.В. Действуют ли менеджеры в интересах акционеров. Корпоративные финансы в условиях неопределенности. – М.: Олимп – Бизнес, 1999. – 279 с.
    8. www.rid.ru
    9. www.corpgov.ru

 

 


Информация о работе Особенности корпоративного управления в России