Защита прав потребителей: административно-правовые гарантии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Сами того не осознавая, мы вступаем в различные правоотношения обыденные для нас - это и товар, который мы покупаем в магазине (заключаем договор купли - продажи), садимся в общественный транспорт (становимся стороной в договоре перевозки), даже когда заходим в лифт - пользуемся коммунальными услугами. Но в жизни мы, порой, не можем решить простой казалось - бы вопрос заменить телевизор даже в гарантийный срок.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….. 3
Законодательство по защите прав потребителя ……………………………….. 4
Основные права потребителя …………………………………………………… 7
Качество товара, гарантийные сроки …………………………………………... 8
Право потребителя на безопасность товаров …………………….…………… 11
Право потребителя на информацию …………………………………………… 13
Право потребителя на просвещение …………………………………………… 15
Права потребителя при приобретении товара ненадлежащего качества ……. 16
Право требовать возмещения расходов на исправление недостатков потребителем или третьим лицом ……………………………………………… 18
Соразмерное уменьшение покупной цены …………………………………….. 19
Замена товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) ……………... 20
Расторжение договора. …………………..……………………………………… 22
Права потребителя при заключении и расторжении договора на оказание
услуг ………………………………………………………………………………. 23
Кто защищает потребителя ……………………………………………………... 28
Право потребителя на судебную защиту ………………………………………. 31
Заключение ………………………………………………………………………. 34
Список использованной литературы …………………………………………… 36

Файлы: 1 файл

Административное право.doc

— 171.00 Кб (Скачать)
xt-align:justify"> 

 

- 22 -

Права потребителя при заключении и рассторжении договора на оказание услуг.

Согласно Закону исполнитель обязан выполнить работу, (оказать услугу) так чтобы полученный результат был пригоден для целей, для достижения которых обычно используется работа (услуга) такого рода (Ст. 4 Закон «О защите прав потребителя»). В случаях, когда обязательны требования к качеству работ или услуг предусмотренные стандартами, исполнитель обязан выполнить работу (услугу), которая будет соответствовать требованиям стандартов.

              При обнаружении недостатков потребитель по своему выбору может потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги), соответствующего уменьшения цены выполненной работы, безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала, такого же качества, или повторного выполнения работы, возмещение нанесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (услуги) своими силами или 3-ми лицами.

              Под недостатками работы подразумевается несоответствие работы (услуги) требованиям, предъявляемым к их качеству. Предъявляя требование об устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы, потребитель может одновременно потребовать от исполнителя уменьшения цены выполненной работы. Закон едино регулирует защиту прав потребителя при выполнении работ (услуг) с помощью договора подряда.

Требование безвозмездного устранения недостатка выполненной работы (оказанной              услуги) не может быть предъявлено, если они были обнаружены в следующих случаях: если при заключении договора купли-продажи; недостатки оговорены; если требования предъявлены по истечении сроков исковой давности; если недостатки возникли после передачи товара потребителю; в

- 23 -

результате нарушения им правил пользования; если не был представлен товарный чек, а если товар с гарантией, не представлен техпаспорт или иной заменяющий документ.

Требование об уменьшении цены работы (услуги) выступит как дополнительное, которое предъявляется одновременно требованиям о безвозмездном устранении недостатков; об изготовлении другой вещи, или при повторном выполнении.

Для расторжения договора существует три основания: не устранение недостатков в установленный срок; при обнаружении существенных недостатков; при обнаружении других существенных отступлений от условий договора. Под существенным отступлением от условий договора, понимается такое нарушение договора, которое влечет для стороны такой ущерб, что она в значительной мере лишается того, на что была в праве рассчитывать при заключении договора.

Независимо от предъявленного требования потребитель вправе требовать полного возмещения убытков. Потребитель предъявляет требования при обнаружении недостатка при сдаче-приемке выполненной работы, в ходе выполнения и после окончания работы, в установленные законом сроки. Если потребитель предъявил требование после истечения сроков, то требование потеряет силу. ГК регулирует (ГК ст. 720), что заказчик обязан немедленно заявить подрядчику о недостатках работы, но если их явно определить невозможно и они обнаруживаются после приемки (скрытые недостатки) потребитель должен сообщить о них в разумный срок. По поводу недостатка может быть назначена экспертиза. Расходы по проведению экспертизы лежат на подрядчике, но если будет установлено отсутствие вины подрядчика, то последний может потребовать от заказчика возмещения этих расходов. Если обнаружены скрытые недостатки после принятия работы (услуги), то требование потребителя могут быть заявлены (по поводу недостатков) в течение гарантийного срока, а при его отсутствии - в течение 6 месяцев со дня

- 24 -

принятия. В отношении недвижимости при обнаружении скрытых недостатков в течение гарантийного срока, если он отсутствует - в течение 2 лет.

              Сроки исковой давности для требования предъявляемых в связи с недостатками работы установлен в 1 год, для зданий и сооружений 3 года (ГК ст. 725). Что касается сроков выполнения работ, то такая работа (оказана услуга) должна быть выполнена в соответствии с правилами об отдельных видах работ или услуг или договора. В самом договоре могут предусматриваться сроки выполнения работ. Законодательство предусматривает ответственность за нарушение сроков работы (услуги). Оно может проявляться в том, что исполнитель вовремя не приступил к работе (оказанию услуг), или медленно ее выполняет, что позволяет судить, о том, что работа к определенному сроку может быть не выполнена; если исполнитель не выполнил работу в установленный срок, потребитель вправе, назначить исполнителю новый срок начала выполнения и окончания работы и потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги) (Закон «О защите прав потребителя» ст. 28). Поручить работу 3 лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов. Потребовать уменьшения цены за выполнение работы.

Потребитель в одностороннем порядке имеет право назначить новые сроки. Срок указывается в документе (квитанция). Если исполнитель просрочил новые сроки, потребитель может предъявить одно из требований указанных выше. Просрочка возникает на следующий день после истечения нового срока. В дополнение к любому из указанных в законе последствий нарушения исполнителем сроков выполнения работы, потребитель может требовать полного возмещения причиненных этим убытков.

              Говоря о расторжении договора нужно сказать, что последствия их разные. Если заказчик отказывается от исполнения договора, то он должен исполнителю возместить понесенные им расходы. При расторжении договора

- 25 -

при просрочке, исполнитель не вправе требовать ни платы за выполненную работу (услугу), ни возмещения своих расходов по выполнению договора. Если нарушен срок начала работы, неустойка взыскивается до начала выполнения работы (услуги) или до предъявления иных требований. При нарушении окончания срока работы, неустойка взыскивается до окончания работы или предъявления иных требований. Неустойка зависит от цены выполненной работы. Если цена работы не определена, размер неустойки не может превышать общую сумму заказа. Но исполнитель может освобождаться от ответственности за просрочку выполнения работы, если докажет, что это произошло вследствие непреодолимой силы или вследствие вины потребителя.

Говоря о сроках устранения недостатка, они устраняются, как следует из закона, в зависимости от стадии работы. Если недостаток потребитель обнаружил в ходе выполнения работы, то он дает исполнителю разумный срок для устранения недостатка, причем устанавливает в одностороннем порядке. Если потребитель обнаружил недостаток во время сдачи работы (услуги), срок определяется Законом в 20 дней со дня предъявления потребителем. Соглашением сторон этот срок может быть сокращен.

Выполнение работы (оказания услуг), предусматривает выполнение своими средствами из материала исполнителя. Исполнитель несет ответственность за надлежащее качество материала. Материал исполнителя оплачивается потребителем при заключении договора. Может быть предусмотрено правилами или договором о выполнении работ, что материалы исполнитель предоставляет потребителю в кредит.

Так же, работа может выполняться из материала потребителя, при этом исполнитель несет ответственность за сохранение этого материала и правильное использование, в понятие правильного использования входит: обязательство по использованию материала экономично и расчетливо. При возращении остатка материала с согласия потребителя подрядчик может уменьшить стоимость работы.

- 26 -

Если (вещь) материал был утрачен, то исполнитель в течение 3 дней обязан заменить такой материал на однородный и по желанию потребителя изготовить изделие из однородного материала (вещи) в разумный срок, если материал (вещь) аналогичного качества отсутствует - то исполнитель возмещает потребителю 2-х кратную цену утраченного, и расходы понесенные потребителем. Цена материала определяется в месте и на день, когда требование потребителя должно было быть удовлетворено в добровольном порядке или в день вынесения решения суда. По Закону цена определяется потребителем, а по ГК определяется соглашением сторон при заключении договора. Исполнитель, являясь профессионалом в своей работе должен информировать потребителя о зависящих от него обстоятельствах, которые могут снизить качество работы (услуги).

К ним относятся непригодность или недоброкачественность товара (вещи), особые указания о выполнении работ. ГК отражает, что исполнитель должен предупредить заказчика о наличии обстоятельств, влияющих отрицательно на качество работы (услуги) и до получения от него указаний приостановить работу. Если потребитель в разумный срок не заменит материал, или не изменит свои условия, исполнитель может расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 27 -

Кто защищает потребителя.

              Сегодня в России создана и действует определенная система защиты прав потребителя, услугами которой надо уметь пользоваться - первой ступенью являются органы по защите прав потребителя при сельских, поселковых, административных органах власти. В частности это уполномоченные по правам потребителя. К ним необходимо обращаться с жалобой или заявлением, вторая ступень представляет органы по защите прав потребителя при администрациях района, города, существующих в виде бюро, отделов, комитетов по защите прав потребителя. Специалисты этих органов проводят работу с потребителями: помогают разобраться с документами, заявлениями, предъявляют требование к предпринимателям, помогают в составлении претензий, исковых заявлений, представляют интересы потребителя в суде, передают материалы дел в соответствующие органы гос. управления. В законе о защите прав потребителя приводится перечень, согласно которому эти органы рассматривают жалобы потребителей, анализируют договоры между продавцом и потребителем, при выявлении товаров ненадлежащего качества или опасных для жизни и здоровья извещают об этом федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют контроль за качеством и безопасностью товара. Нужно также отметить, что органы местного самоуправления не входят в систему гос. органов и потому обладают своими собственными полномочиями на территории своего города (района). В их полномочиях прекратить продажу товара с просроченными сроками годности, исключениями являются товары длительного пользования, на которые срок годности не устанавливается (срок службы). Также во многих городах России создаются добровольные общественные объединения для защиты права потребителя, которые защищают не только членов общества, но и граждан. Уже многие общества накопили большой опыт, имея в своем распоряжении квалифицированных юристов, которые ведут обширную работу с потребителями.             

Следующим органом является территориальное антимонопольное

- 28 -

управление. Такие управления находятся во всех субъектах РФ, республиках, областях, городах Москва и Санкт-Петербург, такое управление ни что иное, как представительство ГКАП России. Управление действует на территории субъекта и не подчиняется его органам власти, а выполняет решения ГКАП - расследует конфликты по жалобам и заявлениям потребителей, может беспрепятственно получать информацию от органов власти и предприятий, использует штрафные санкции, передает дела в МВД, прокуратуру, суды, представляет интересы потребителя в суде. Сегодня в РФ действует 80 территориальных управлений ГКАП РФ. Однако обращаться в антимонопольный комитет нужно, когда дело не решается в органе по защите прав потребителя.

ГКАП - орган гос. власти подчиненный правительству, осуществляющий контроль за соблюдением законов, актов президента, постановления Правительства. Они направляют предписания обязательные для исполнения изготовителям и налагают за их неисполнение штрафы. Согласно закону они выдают предписания по поводу продажи товаров с истекшим сроком, и продаже товаров без сроков годности и срока службы, при продаже товаров при отсутствии информации.

ГКАП создан в соответствии с законом РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Другим контролирующим органом является Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации. Он осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, в том числе требований по безопасности, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (в дальнейшем гос. надзор). Имеет право налагать штрафы на изготовителей (исполнителей, продавцов), за причинение ущерба потребителям, за нарушение

правил сертификации, на руководителей предприятий и т.д.

- 29 -

Одним из контролирующих органов является «Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора». В его обязанности  входит составление санитарных правил, норм, установка критериев безопасности или безвредности для человека, факторов среды его обитания, в которую закон включает потребляемую и используемую продукцию. Вся продукция, с которой соприкасается человек и которая может оказать неблагоприятное влияние на его здоровье, по своим показателям и свойствам должна отвечать действующим санитарным нормам. Новые технологии, вещества, изделия, в том числе для использования в быту, допускаются к постановке на производство только на основание госкомсанэпидемнадзора.

 

 

Информация о работе Защита прав потребителей: административно-правовые гарантии