Защита прав потребителей: административно-правовые гарантии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Сами того не осознавая, мы вступаем в различные правоотношения обыденные для нас - это и товар, который мы покупаем в магазине (заключаем договор купли - продажи), садимся в общественный транспорт (становимся стороной в договоре перевозки), даже когда заходим в лифт - пользуемся коммунальными услугами. Но в жизни мы, порой, не можем решить простой казалось - бы вопрос заменить телевизор даже в гарантийный срок.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….. 3
Законодательство по защите прав потребителя ……………………………….. 4
Основные права потребителя …………………………………………………… 7
Качество товара, гарантийные сроки …………………………………………... 8
Право потребителя на безопасность товаров …………………….…………… 11
Право потребителя на информацию …………………………………………… 13
Право потребителя на просвещение …………………………………………… 15
Права потребителя при приобретении товара ненадлежащего качества ……. 16
Право требовать возмещения расходов на исправление недостатков потребителем или третьим лицом ……………………………………………… 18
Соразмерное уменьшение покупной цены …………………………………….. 19
Замена товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) ……………... 20
Расторжение договора. …………………..……………………………………… 22
Права потребителя при заключении и расторжении договора на оказание
услуг ………………………………………………………………………………. 23
Кто защищает потребителя ……………………………………………………... 28
Право потребителя на судебную защиту ………………………………………. 31
Заключение ………………………………………………………………………. 34
Список использованной литературы …………………………………………… 36

Файлы: 1 файл

Административное право.doc

— 171.00 Кб (Скачать)
tify"> 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 30 -

Право потребителя на судебную защиту.

Если потребитель обнаружил недостаток в купленном товаре или какая-нибудь услуга не соответствует договору - потребитель должен известить об этом другую сторону. Написать претензию об обнаружении недостатка товара в 2-х экземплярах, одно из которых передается продавцу (исполнителю), а на втором продавец (исполнитель) делает отметку о полученном заявлении. В этом случае потребитель должен в течение 7 дней получить результат намерений продавца (исполнителя). Если этот ответ потребителя не устраивает, то он может обратиться в суд. Перед обращением в суд потребитель должен подготовить документы, по любому делу составляется исковое заявление (отражающее суть возникшего спора). Закон устанавливает определенные требования к содержанию такого заявления, оно должно быть составлено в нескольких экземплярах (кол-во ответчиков). К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие обоснованность исковых требований. После подготовки документов, они подаются в суд, заявление подается по месту жительства ответчика, или по месту причинения вреда. По Закону исковое заявление должно быть оплачено. От уплаты освобождаются инвалиды, ветераны ВОВ, лица с тяжелым материальным положением, потребители по искам, которые связаны с защитой нарушенных прав предусмотренных в Законе. Исковое заявление можно отправить по почте, или передать в канцелярию суда. После рассмотрения заявления, при его соответствии всем нормам, судьей назначается дата слушания и отправляются судебные повестки всем участникам разбирательства. Если кто-то из сторон не является на заседание, судья может перенести на другой день или рассмотреть дело в отсутствии не явившейся стороны.

Для разрешения спора можно прибегать к экспертизе. Для проведения экспертизы необходимо определение суда. На время проведения экспертизы производство по делу приостанавливается. Получив результаты экспертизы, судья назначает дату заседания. При рассмотрении всех имевшихся у сторон

- 31 -

ходатайств, судья начинает рассмотрение дела по существу, предоставляет право сторонам выступить. После объяснений сторон допрашиваются вызванные в суд свидетели. После допроса свидетелей суд приступает к изучению письменных материалов дела. Когда исследование материалов в деле закончится, суд переходит к прениям. После прений судья удаляется в совещательную комнату, для решения. Затем судья выносит только резолютивную часть решения. В окончательной форме решение выносится через 3 дня после судебного разбирательства. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента вынесения окончательного приговора. Если рассмотрение дела откладывается из-за неявки одной из сторон, то суд может вынести заочное решение. В течении 15 дней явившаяся сторона может обратиться в суд с просьбой об отмене заочного решения. В этом случае, если суд отменяет заочное решение, то назначается новое судебное заседание с участием другой стороны. Решение суда начинает исполняться через 10 дней после того, как суд вынес решение. После вступления решения суда в законную силу есть необходимость получить в канцелярии суда исполнительный лист. Вообще, решение исполняется в том суде, на территории которого находится ответчик, либо его имущество. Получив исполнительный лист нужно обратиться в канцелярию того суда, в котором решение будет исполняться. Этот лист регистрируется в канцелярии суда, после чего он передается под расписку судебному исполнителю. Последний посылает должнику предложение о добровольном исполнении решения, исполнение решения устанавливается в 5 дней. За исключением случаев, если в самом решении указывается срок. Судебный исполнитель должен предупредить, что если должник откажется от добровольного исполнения решения, то последует принудительное. Судебный исполнитель, вручая предложение о добровольном исполнении решения суда, должен описать имущество и наложить арест в случае его отказа. После истечения срока добровольного исполнения наступает принудительное исполнение. Принудительное исполнение решения не

- 32 -

связанного с реализацией имущества должника, должно быть закончено судебным исполнителем в 20-дневный срок. Судебный исполнитель имеет право вызывать должника в суд для знакомства с исполнительными документами, получать от сторон и других лиц устные или письменные сообщения, если они необходимы для исполнения решения, входить в помещение занимаемое должником. Производить осмотр всех хранилищ (если они есть). Такой осмотр проводится в присутствии понятых. В случае не допуска судебного исполнителя в помещения он может привлечь ОВД или местные органы. При оказании сопротивления исполнителю он может составить акт и направить его в суд, для привлечения к ответственности. Исполнение решения суда осуществляется за счет денежных средств имеющихся на счету должника. Судебный исполнитель направляет в банк инкассовое поручение о списании денег и копию исполнительного листа. Банк обязан списать деньги и перевести на депозитный счет суда. С этого счета деньги передаются взыскателю по чеку или пересылаются по почте. Если денег находящихся на счету фирмы недостаточно, исполнитель обязан обратить взыскание на имущество. Оценка имущества осуществляется судебным исполнителем (может привлекаться эксперт), если это касается недвижимости, акт об аресте направляется в орган, который регистрировал это имущество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 33 -


Заключение

Итак, можно сделать определенный вывод, что законодательство по защите прав потребителя пришло к нам вместе с рыночными реформами. В настоящее время выигрываются десятки тысяч дел в защиту прав потребителя. Выплачены миллиарды рублей компенсаций, в том числе за моральный вред. Сотни тысяч претензий и исковых заявлений сейчас находятся на рассмотрении, это все показывает о не бездейственности законодательства. Сначала все считали, что главное - это добиться справедливых законов, но потом выяснилось, что намного труднее заставить эти законы работать. В помощь потребителю приходят профессиональные структуры: это и юристы, которые профессионально помогут потребителю противостоять в суде сильным, умелым, ответчикам, это и экономисты, которые помогут разобраться в финансовой стороне, это и журналисты, которые через СМИ подскажут, как надо действовать. К тому же Закон устанавливает достаточно, жесткие требования, к продавцам, производителям товаров и исполнителям работ (услуг). Однако это можно объяснить тем, что во-первых потребитель - это гражданин не обладающий специальными познаниями. Он сам по себе не специалист, в одиночестве общается с продавцами (изготовителями, исполнителями) - которые профессионалы в своей области. Часто потребитель имеет дело не с одним продавцом, а с целой группой специалистов: товароведами, юристами, экономистами. Основной целью законодательства является - уравнять эти две неравноправные категории. Там где потребителю не хватает профессиональных знаний - его защищает законодательство.

В большинстве случаев, когда потребитель предъявляет претензию, продавец, изготовитель или исполнитель не сомневаются в наличии дефекта в товаре или низком качестве услуг; они не сомневаются в причинах дефекта, а также в правоте потребителя. Они сомневаются в том, знает ли он свои права и сможет ли отстоять их.

- 34 -

Список использованной литературы.

1. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля 2006 г.).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ
и часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ (с изменениями от 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10 января, 2 февраля, 3, 30 июня, 27 июля 2006 г.).

3. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ
"О рекламе".

4. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ
"О лицензировании отдельных видов деятельности"
(с изменениями от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11, 26 марта, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 21 марта, 2 июля, 31 декабря 2005 г., 27 июля 2006 г.)

5. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4871-I "Об обеспечении единства измерений" (с изм. и доп. от 10 января 2003 г.)

6. Маляй. Юридический справочник.

7. Румянцев. Энциклопедический Юридический Словарь.

8. «Услуги для населения» // РГ выпуск 17, 1995 г.

9. Лавров. Защита потребителя, 1996 г.

10.  Дворецкий В.Р. Комментарий к новому Закону о рекламе. - "Гросс-Медиа", 2006 г.

11. Городов О.А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные

- 35 -

наименования, коммерческие обозначения - Волтерс Клувер, 2006 г.

12.              Горина И.Е. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов: Сам себе адвокат N 4. - "Юрайт-Издат", 2006 г.

13. Селянин А.В. Защита прав потребителей: Учебное пособие для вузов. - "Юстицинформ", 2006 г.

14. Гражданский процесс: Учебник (отв. ред. проф. В.В. Ярков). - "Волтерс Клувер", 2004 г.

15. Договор купли-продажи в розничной торговле: экзотика или необходимость? (И.П. Красовский, "Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", N 12, декабрь 2005 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 36 -

Содержание:

Введение ………………………………………………………………………….. 3

Законодательство по защите прав потребителя ……………………………….. 4

Основные права потребителя …………………………………………………… 7

Качество товара, гарантийные сроки …………………………………………... 8

Право потребителя на безопасность товаров …………………….…………… 11

Право потребителя на информацию …………………………………………… 13

Право потребителя на просвещение …………………………………………… 15

Права потребителя при приобретении товара ненадлежащего качества ……. 16

Право требовать возмещения расходов на исправление недостатков  потребителем или третьим лицом ……………………………………………… 18

Соразмерное уменьшение покупной цены …………………………………….. 19

Замена товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) ……………... 20 

Расторжение договора. …………………..……………………………………… 22

Права потребителя при заключении и расторжении договора на оказание

услуг ………………………………………………………………………………. 23

Кто защищает потребителя ……………………………………………………... 28

Право потребителя на судебную защиту ………………………………………. 31

Заключение ………………………………………………………………………. 34

Список использованной литературы …………………………………………… 36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 2 -



Информация о работе Защита прав потребителей: административно-правовые гарантии