Защита прав потребителей: административно-правовые гарантии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Сами того не осознавая, мы вступаем в различные правоотношения обыденные для нас - это и товар, который мы покупаем в магазине (заключаем договор купли - продажи), садимся в общественный транспорт (становимся стороной в договоре перевозки), даже когда заходим в лифт - пользуемся коммунальными услугами. Но в жизни мы, порой, не можем решить простой казалось - бы вопрос заменить телевизор даже в гарантийный срок.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….. 3
Законодательство по защите прав потребителя ……………………………….. 4
Основные права потребителя …………………………………………………… 7
Качество товара, гарантийные сроки …………………………………………... 8
Право потребителя на безопасность товаров …………………….…………… 11
Право потребителя на информацию …………………………………………… 13
Право потребителя на просвещение …………………………………………… 15
Права потребителя при приобретении товара ненадлежащего качества ……. 16
Право требовать возмещения расходов на исправление недостатков потребителем или третьим лицом ……………………………………………… 18
Соразмерное уменьшение покупной цены …………………………………….. 19
Замена товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) ……………... 20
Расторжение договора. …………………..……………………………………… 22
Права потребителя при заключении и расторжении договора на оказание
услуг ………………………………………………………………………………. 23
Кто защищает потребителя ……………………………………………………... 28
Право потребителя на судебную защиту ………………………………………. 31
Заключение ………………………………………………………………………. 34
Список использованной литературы …………………………………………… 36

Файлы: 1 файл

Административное право.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

- 11 -

государственным органом соответствия качества товаров требованиям стандартов. Нужно сказать, что Правительство РФ утверждает перечни товаров (работ, услуг) подлежащих обязательной сертификации, и такие товары не могут реализовываться без сертификации. Так же гарантией безопасности товара для жизни и здоровья и имущества является то, что в необходимых случаях, изготовитель обязан разработать и указать в сопроводительной документации на товар, на этикетке, маркировкой или другим способом, специальные правила использования товара, его хранения и транспортировки, утилизации. Продавец обязан довести эти правила до сведения потребителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 12 -

Право потребителя на информацию.

Лишь на основе достоверной и полной информации потребитель может выбрать товар (работу, услугу). Согласно закону потребителю должна быть предоставлена достоверная информация о товарах (работах, услугах), об изготовителях (продавце, исполнителе), о порядке приобретения (услуг, работ). В общем смысле потребитель имеет право знать, что ему предлагается.

    Информация доводится в наглядной и доступной форме, на русском языке (может и на языках субъектов РФ). Информация должна содержать следующие сведения об изготовителе: - фирменное название организации позволяющее отличить его от других организаций. Наименование предприятия должно содержать указание на его организационно-правовую форму; -юридический адрес, то есть все предприятия действующие на территории России проходят государственную регистрацию и на основании ее определяется место нахождения. Вся эта информация о продавце (исполнителе) должна содержатся на вывеске предприятия. Так же информация об изготовителе должна содержатся в документах сопровождающих груз. Если деятельность продавца лицензирована, то он должен представить потребителю информацию о номере лицензии, сроке ее действия, и об органе ее выдавшем. Введение этого пункта в закон вытекает из того, что система лицензирования отдельных видов деятельности получила широкое распространение. Перечень лицензируемых видов деятельности указан в Федеральном Законе  от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ
"О лицензировании отдельных видов деятельности", а также другими постановлениями. Например, обязательному государственному лицензированию на сегодняшний день подлежат: банковская деятельность, международный туризм и т.д. В содержание информации о товарах входит предоставление достоверной информации обеспечивающей правильный выбор. Эта информация содержится в технической документации прилагаемой к товарам (на этикетках). Продукты питания, упакованные на территории РФ должны содержать сведения об изготовителе и месте их изготовления. Следует

- 13 -

так же обратится к Федеральному закону от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ “О рекламе”, под ней подразумевается информация распространяемая любым способом о физических и юридических лицах, о товарах. ... Этот закон распространяется на рекламу всех услуг. Существуют особенности рекламы отдельных видов товаров (работ, услуг). Например: медицинские препараты без рецепта врача могут рекламироваться только в печатных изданиях предназначенных для медицинских и фармацевтический работников.

Отметим, что закон устанавливает 2 вида ненадлежащей рекламы: недостоверная информации и недостаточно полная информация. Отсюда следует, что если потребитель в результате нарушения права на информацию приобрел товар (работу, услуги), не соответствующий его свойствам, он вправе возвратить товар продавцу и потребовать полного возмещения убытков. Или, если отсутствие информации повлекло невозможность использовать приобретенный товар (работу, услугу) по назначению потребитель вправе потребовать предоставление ему надлежащей информации в разумно короткий срок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 14 -

Право потребителя на просвещение.

Главной задачей этого права является донесение до каждого человека информации о том, какие права он имеет и как может ими пользоваться. Для реализации права на просвещение необходима целая система государственных мероприятий. Программа потребительского образования проходит через все ступени: начиная со школьной скамьи в отдельных программах, и после окончания школьной программы, в постоянных печатных изданиях, программах на телевидении. В средних и высших учебных заведениях. На сегодняшний день система информирования потребителей через средства массовой информации успешно развивается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 15 -

Права потребителя при приобретение товара ненадлежащего качества.

Вообще потребитель имеет право на получение товара, качество которого соответствует договору, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется, соответствующий требованиям стандартов, имеет так же право на безопасность товара, на соответствие товара представленной информации. Если потребителю был продан товар ненадлежащего качества, Закон устанавливает и предусматривает последствия, выраженные в требованиях покупателя к другой стороне. Недостатки бывают явные, которые прямо бросаются в глаза (например, при примерке, при осмотре товара). Скрытые недостатки проявляются в основном в процессе эксплуатации. При продаже, продавец должен, если знает о недостатке товара оговорить это с покупателем, в случае если этого не произошло потребитель вправе предъявить любое требование к продавцу из указанных ниже: безвозмездное устранение недостатка товара или возмещения расходов на их устранение потребителем или третьим лицом, соразмерное уменьшение покупной цены, замены на товар аналогичной модели (марки, артикула), замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, расторжение договора купли-продажи, но при этом он обязан возвратить товар с недостатками. Так же, он вправе потребовать полного возмещения убытков при продаже ему товара ненадлежащего качества

Потребитель имеет право выбрать любое требование, например, требовать безвозмездного устранения недостатков товара. Это требование потребитель может предъявить продавцу, изготовителю, либо организациям выполняющие их функции на основании договора. Недостатки устраняются путём ремонта товара, заменяются вышедшие из строя, детали, агрегаты и т.д. В этом случае потребитель не оплачивает ремонт товара. В отношении случаев ремонта товаров длительного пользования, Законом устанавливается дополнительная обязанность продавца (изготовителя) за свой счёт безвозмездно

- 16 -

предоставить потребителю на всё время ремонта аналогичный товар.

Если потребитель приобрёл товар в комиссионном магазине с недостатками, то такой потребитель не вправе настаивать на удовлетворении требования об устранении недостатка товара. Так на товары купленные в комиссионном магазине, требование об устранении недостатков может быть удовлетворено только лишь с согласия продавца. При том на технически - сложные товары купленные в комиссионном магазине распространяется правило о наличии существенного недостатка.

Потребитель вправе предъявить это требование с момента обнаружения. На основании Закона, такие недостатки должны быть устранены незамедлительно. Гарантийный срок продлевается на период, в течении которого товар не использовался потребителем. Период этот устанавливается со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков по день выдачи товара потребителя после его устранения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 17 -

Право требовать возмещения расходов на исправление недостатков потребителем или третьим лицом.

Такое требование возникает у потребителя в том случае, если продавец (изготовитель) отказались произвести ремонт, либо произвели его в не установленный срок. Такое требование вытекает из того, что потребитель может сам устранить недостатки товара (купить деталь и заменить ее на неисправную) или прибегнуть к помощи 3 лица, оплатив соответствующие услуги (ст. 28 Закон «О защите прав потребителей»). Третье лицо - это гражданин предприниматель или предприятие, которому потребитель поручает исправление недостатков.

Для того чтобы требование о возмещении расходов на устранение было обоснованным необходимо, чтобы в товаре действительно имелся недостаток и только в связи с этим недостатком возникли расходы. Размер подлежащих возмещению расходов должен соизмерятся с необходимой по устранению недостатков работой и стоимостью товара. Факт недостатка в товаре может быть подтвержден свидетельскими показаниями или экспертным исследованием. Устранение недостатка должно быть подтверждено потребителем документально (чек на приобретение запчастей и материалов, квитанция на оплату ремонта в организации по ремонту). Если, это был частный мастер, то он сам может подтвердить факт уплаты денег потребителем. В отношении организаций нужно сказать, что здесь должны быть исключены организации по ремонту созданные предприятием изготовителем (продавцом) или осуществляющим такие функции на основании договора (с изготовителем, продавцом). Гарантийный ремонт не должен рассматривается как самостоятельная услуга, поскольку она тоже является способом восстановления права потребителя на получение качественного товара.

 

 

 

- 18 -

Соразмерное уменьшение покупной цены.

Потребитель это требование может предъявить только продавцу. Законодательство показывает, что здесь возможно только 3 варианта: во-первых потребителю может быть выплачена средняя рыночная стоимость устранения недостатка товара, которая определяется или экспертами, или сторонами путем исследования цен на выполнение ремонтных работ в местности, в которой проживает потребитель; во-вторых выплате может подлежать сумма соответствующая проценту потери товарного вида или потребительских свойств товара в связи с имеющимися недостатками. При исчислении суммы берется цена товара на момент удовлетворения требования, а в случае увеличения цены товара или при ее уменьшении, берется цена на день покупки;  в-третьих любая сумма, которую продавец и потребитель по обоюдному согласию считают соответствующей компенсацией за недостатки товара. Если комиссионный магазин удовлетворил требование покупателя об уменьшении покупной цены, то нужно знать, что магазин не вправе, если это не оговорено в договоре, относить сумму уступки на комитента. В этом случае комиссионер не вправе требовать от покупателя возвратить купленную вещь для возврата ее комитенту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 19 -

Замена товара на товар аналогичной марки (модели, артикула).

Это требование не означает, что потребитель вправе настаивать на замене товара на такой же. Товар представляемый для замены может быть другого цвета или модели, самое главное здесь, чтобы товар был аналогичным, имел те же потребительские свойства, что и товар, требующий замены, но качественным. Но могут возникать затруднения, если такого же товара нет в продаже или в производстве. Например, если для замены нет автомобиля того же цвета, или с такой же отделкой салона, потребитель обязан, согласится на такую замену, но после замены вправе воспользоваться правом на обмен товара ненадлежащего качества. Такое требование может быть предъявлено продавцу, изготовителю или организациям, которые выполняют функции продавца (изготовителя) на основании договора.

Требование потребителя о замене товара удовлетворяется в течении 7 дней со дня предъявления, но так же он может увеличиваться до 20 дней в случае дополнительной проверки качества товара (Ст. 21 п. 1 Закон «О защите прав потребителей»). Проверку качества товара продавец проводит за свой счет и может обойтись заключением своих собственных специалистов магазина. Покупатель имеет право присутствовать при проверке качества товара и может не согласится с таким заключением и обжаловать его в суд. Если у продавца на день предъявления требования не оказалось необходимого товара, то такой товар должен быть заменен в течение одного месяца. Но существуют, например, районы крайнего севера, где присутствует сезонный завоз, тогда здесь удовлетворение требования потребителя выполняется в срок необходимый для очередной поставки соответствующего товара в эти районы. Покупатель вправе потребовать безвозмездного предоставления с доставкой на дом во временное пользование аналогичный товар длительного пользования. Исключением является требование в отношении товаров со сроком годности, потребитель вправе требовать замены на такой же товар или другой, если не предусматривается возврат потребителю уплаченной суммы и расторжения

- 20 -

договора. В отношении комиссионных магазинов можно сказать, что замена товара происходит только с согласия продавца. Закон так же предусматривает за невыполнение требования потребителя о замене товара, уплату неустойки.

Потребитель имеет право на замену товара на такой же товар другой марки (модели, артикула с соответствующим перерасчетом покупной цены). Предполагается замена товара на такой же товар (машину стиральную на другую стиральную машину). Свойства этих товаров разные, поэтому и цены существенно отличаются друг от друга. При замене товара происходит перерасчет стоимости товара. В соответствии с законом, если цена товара подлежащего замене ниже цены товара предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах, если наоборот, то разницу в цене выплачивают потребителю (Ст. 24 п. 2 Закон «О защите прав потребителей»). Цена товара, представленного для замены применяется всегда на момент предъявления требования. Требование о замене, предъявляется только продавцу или организации (по договору).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 21 -

Расторжение договора.

Потребитель вправе расторгнуть договор, для этого ему необходимо установить наличие недостатка, а если дело касается технически сложных товаров, то существенных недостатков. Если расторгается договор купли-продажи, потребитель обязан возвратить товар с недостатками и вправе потребовать возмещения убытков. Возвратить товар потребитель может продавцу (организации, выполняющей его функции по договору) и потребовать от него при расторжении договора возмещения всех возникших  в связи с покупкой товара, убытков.

При расторжении договора купли-продажи или возврате товара ненадлежащего качества продавцу (изготовителю) расчеты с потребителем производятся в случае повышения цен на товары, исходя из цены на день покупки. Продавец не вправе удерживать из возвращаемой уплаченной за товар денежной суммы, сумму на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида (Ст. 503 п. 3 ГК). Требование о возмещении убытков должно быть удовлетворено в течение 10 дней с момента предъявления (Ст. 22 Закон «О защите прав потребителя»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Защита прав потребителей: административно-правовые гарантии