Защита прав потребителей: административно-правовые гарантии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Сами того не осознавая, мы вступаем в различные правоотношения обыденные для нас - это и товар, который мы покупаем в магазине (заключаем договор купли - продажи), садимся в общественный транспорт (становимся стороной в договоре перевозки), даже когда заходим в лифт - пользуемся коммунальными услугами. Но в жизни мы, порой, не можем решить простой казалось - бы вопрос заменить телевизор даже в гарантийный срок.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….. 3
Законодательство по защите прав потребителя ……………………………….. 4
Основные права потребителя …………………………………………………… 7
Качество товара, гарантийные сроки …………………………………………... 8
Право потребителя на безопасность товаров …………………….…………… 11
Право потребителя на информацию …………………………………………… 13
Право потребителя на просвещение …………………………………………… 15
Права потребителя при приобретении товара ненадлежащего качества ……. 16
Право требовать возмещения расходов на исправление недостатков потребителем или третьим лицом ……………………………………………… 18
Соразмерное уменьшение покупной цены …………………………………….. 19
Замена товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) ……………... 20
Расторжение договора. …………………..……………………………………… 22
Права потребителя при заключении и расторжении договора на оказание
услуг ………………………………………………………………………………. 23
Кто защищает потребителя ……………………………………………………... 28
Право потребителя на судебную защиту ………………………………………. 31
Заключение ………………………………………………………………………. 34
Список использованной литературы …………………………………………… 36

Файлы: 1 файл

Административное право.doc

— 171.00 Кб (Скачать)


Приволжский филиал

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Защита прав потребителей: административно-правовые гарантии.

 

 

 

 

 

  

                                                                                                                                                                            Дисциплина

            административное право

            Заочная форма обучения

            Специальность

           «Юриспруденция»

            Кафедра гражданско-

              правовых дисциплин              

            Студент 2 курса

            группы 05з/202

           Поляковой Аллы Леонидовны

 

             

           

 

 

 

Работа защищена

Оценка___________________

Подпись научного руководителя

____________________________

«______»______________200__г.

 

 

 

 

 

Н.Новгород 2007 г.

 

 

 

 

Введение.

 

Сами того не осознавая, мы вступаем в различные правоотношения обыденные для нас - это и товар, который мы покупаем в магазине (заключаем договор купли - продажи), садимся в общественный транспорт (становимся стороной в договоре перевозки), даже когда заходим в лифт - пользуемся коммунальными услугами. Но в жизни мы, порой, не можем решить простой казалось - бы вопрос заменить телевизор даже в гарантийный срок. Помочь разобраться во всех этих вопросах призван Закон “О защите прав потребителя”.

Хоть и прошло много лет с того момента когда наша экономика перешла на рельсы рыночных отношений открыв свободу частному сектору. Этот переход не был безболезненным, он сопровождался экономическими кризисами, что приводило к росту инфляции, спаду производства. Быстрый рост цен в 90-х годах привел к краху многие финансовые компании, позже банки лопались как мыльные пузыри, но результат был один - пострадавшие вкладчики. Людям выплачивали страховку по тарифам 1989 года, которые в условиях нарастающей инфляции - обесценились. Спад производства привел к наводнению рынка товарами ненадлежащего качества. Чтобы защитить потребителя, в 1992 году принят Закон “О защите прав потребителя”, но со временем в любых отношениях происходят изменения. Коснулось это и данного закона, многие нормы претерпели существенные изменения. В данной работе я постараюсь осветить права потребителя, на что он вправе рассчитывать, а также механизм применения законодательства.

 

 

 

 

- 3 -

Законодательство по защите прав потребителя

 

Не только один Закон “О защите прав потребителя” входит в законодательство. Оно включает в себя целую группу нормативных актов, как законов, так и постановлений Правительства регулирующих отдельные сферы потребительского законодательства. Здесь переплетаются нормы различных отраслей права: государственного, административного, гражданского. Перечень нормативных актов открывает Конституция РФ, где закрепляются права граждан на отдых, охрану здоровья, жилища, образования и т.д. Эти права имеют гарантии, так как созданы и функционируют государственные системы образования и здравоохранения, системы требований которые предъявляются к товарам, работам и услугам, обеспечивающих безопасность жизни потребителя, охрану окружающей среды, а также контроль и надзор за безопасностью товаров, работ и услуг. От наиболее существенных нарушений прав потребителей защищают нормы.

Центральное место в регулировании отношений связанных с потребителем занимает гражданское законодательство, а именно нормы Гражданского Кодекса. В первой части ГК устанавливаются правовые основы участия граждан и организаций в гражданском обороте, определяются основные условия заключения гражданско-правовых договоров. В состав законодательства связанных с защитой прав потребителя входят нормативные акты разного правового уровня. Это Закон “О защите прав потребителей” и КоАП. Входят и иные правовые акты, это и указы президента и Постановления Правительства (например правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров). В таких актах законодательство всегда нуждается, так как отношения не стоят на месте, а постоянно развиваются и изменяются поэтому нужна постоянная корректировка.

В законодательстве можно выделить две группы нормативных актов, регулирующих по разному отношения. К первой группе можно отнести акты,

- 4 -

где потребитель является непосредственным участником. Сюда относятся нормативные акты которые закрепляют основные права потребителя на надлежащее качество товара, работ и услуг, их безопасность жизни и здоровья, в эту же группу входят акты регулирующие отношения в договорах купли-продажи, подряда, перевозки и так далее, эти же акты определяют последствия невыполнения договоров, или ненадлежащего исполнения, ответственность производителя работ, услуг, товаров и их продавца.

Ко второй группе можно отнести акты которые регулируют деятельность государственных органов, которые в своей деятельности определяют, например, требования предъявляемые к товарам, работам, услугам, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителя, охрану окружающей среды, а так же осуществляют контроль и надзор за соблюдением этих требований. К ним прежде всего относятся Законы РФ “О страховании” “О сертификации продукции и услуг”, “О стандартизации”. Они определяют, например, важные для потребителя положения (виды нормативных документов, которые устанавливают требования к качеству товаров, услуг, обязательные требования к качеству товара, так же подлежат сертификации, то есть подтверждение качества товара поступающего в торговый оборот независимо от изготовителя установленными государственными стандартами, об ответственности производителя товаров, работ и услуг, продавцов за нарушение обязательственных требований к их качеству и правил об обязательной сертификации. Так же, в законодательство входят и действуют Законы РФ “Об антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур”, “О естественных монополиях”, а так же ряд других нормативных актов.

Из статьи 1 Закона “О защите прав потребителя” вытекает, что в дополнении к правам предоставленным ГК, потребитель пользуется, так же правами предоставленными Законом “О защите прав потребителей” другими федеральными законами.

Здесь можно сделать вывод, что ГК и рассматриваемый закон действуют в

- 5 -

совокупности и дополняют друг друга. Что касается иных нормативных актов, Указов Президента и Постановлений Правительства, то эти документы принимаются в соответствии с ГК и настоящим законом, и не должны содержать норм, противоречащих ему. Следовательно основные положения закона служат базой для всех остальных нормативных актов изданных для дополнения данного закона, детализирующие и конкретизирующие его положения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 6 -

Основные права потребителя.

Говоря об основных правах потребителя, нельзя не вспомнить речь Джона Кеннеди, где 15 марта 1962 президент США провозгласил 4 основных права потребителя: право на выбор, право на безопасность, право быть выслушанным, право на информацию. Затем в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН “Руководящие принципы защиты интересов потребителей” состоявшейся и принятой 9 апреля 1985 года, которая закрепила 8 основных прав потребителя добавив к вышеизложенным право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей, право на качество, право на возмещение ущерба. Почти все эти права нашли отражение в Российском законодательстве о защите прав потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 7 -

Качество товара, гарантийные сроки.

В ГК закреплен принцип свободы договора т. е. стороны свободны в определении условий заключаемого договора. Этот принцип отражается в Законе “О защите прав потребителей”, который устанавливает, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (работу, услугу) качество которого соответствует договору. Значит, учитывая свободу договора, если стороны пришли к соглашению о качестве товара и произошло нарушение такой договоренности, то это является нарушением договора. Если стороны по каким либо причинам не оговорили условия о качестве, то продавец (исполнитель) должен передать потребителю товар, качество которого обычно соответствует требованиям к такого рода товарам. Кроме того, этот товар должен быть пригодным для использования по назначению. С другой стороны, если потребитель поставил в известность другую сторону о конкретных целях приобретения товара (услуги), и если этот товар (услугу) невозможно использовать для необходимых целей, то это существенный недостаток товара. Но свобода договора не означает, что качество должно зависеть от желания сторон, поскольку качество устанавливаться в стандартах.

И если в договоре указано, что товар (услуга) должны соответствовать обязательным требованиям стандартов, то переданный потребителю товар (услуга) должен соответствовать этим требованиям. Качество товара (услуги, работы) устанавливается в гос. стандартах, и тех. условиях предприятия изготовителя. Обратимся к Закону “О стандартизации”; все требования к качеству товаров определяются в нормативных документах по стандартизации. Содержание этих документов опирается на достижения науки, техники, международные стандарты. В Законе “О защите прав потребителей” сказано; что стандарт - это государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы, правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают требования к качеству товара (услуги, работы). К нормативным документам по стандартизации согласно закона относятся:

- 8 -

государственные стандарты (ГОСТы), международные стандарты, стандарты отраслей (ОСТы), стандарты предприятий (СТПы), стандарты научно-технических, инженерных обществ. Требования качества установленные в ГОСТах подлежат соблюдению всеми государственными органами и субъектами осуществляющими предпринимательскую деятельность. Кроме того, пригодность товара может определятся в технических условиях эксплуатации. В такой документации определяются основные потребительские функции, область и условия применения товара. Кроме того, право потребителя на качество товара (работы) включает в себя кроме права на передачу качественного товара, гарантии поддержания этого товара в работоспособном состоянии. Товар (работа), как известно, не могут использоваться вечно. Когда то он все равно выходит из строя. Следует определить какой же срок использования считается нормальным. Закон имеет такое понятие, как срок службы; это период времени в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечить потребителю возможность использовать товар (работу ) по назначению и несет ответственность перед потребителем за возникшие в товаре существенные недостатки возникшие по его вине. Продолжительность срока службы определяется исходя из используемого материала, технологических возможностей и т.д. Срок службы товара измеряется единицами времени, или единицами измерения. Из закона видно, что установление срока службы - это не обязанность, а право. Продажа с истекшим сроком годности товаров не допускается. Закон предусматривает определенный период - это гарантийный срок. В течение этого периода времени изготовитель принимает на себя повышенные обязательства перед потребителем, то есть удовлетворяет требования потребителя в связи с обнаружением недостатка. Но как известно гарантийный срок не вечен, все равно наступает момент, когда он прекращает свое действие. Закон возлагает на изготовителя после окончания гарантийного срока обязанности по обеспечению после гарантийного обслуживания. Согласно закону, изготовитель обязан обеспечить ремонт и

- 9 -

техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации запасные части в необходимых для ремонта и тех. обслуживания, в объеме и ассортименте в течении срока производства товара и после снятия товара с производства в течении срока службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 10 -

Право потребителя на безопасность товаров.

Нужно отметить, что такой товар (работа, услуга) при обычных условиях использования, хранения, транспортировки и утилизации, должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, и не причинять вреда имуществу потребителя. Такое большое значение праву потребителей на безопасность уделяется потому что, внедряются новые технологии в производство продуктов питания, использование разных синтетических заменителей и многое другое, повышают возможность причинения вреда потребителю.

Закон направляет свои действия по защите права потребителя на безопасность товара, а именно осуществляет мероприятия по недопущению в оборот товаров (работ, услуг), которые могут причинить вред потребителю, а так же мероприятия по предотвращению причинения вреда товарами (работами, услугами), которые уже реализуются потребителю. Такие требования содержатся, как я уже упоминала, в стандартах. В Законе “О стандартизации” указывается, что стандартизация –  это деятельность по установлению норм, правил и характеристики, в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья, имущества. Государственные органы, прежде всего федеральные органы по стандартизации, органы санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют контроль за соблюдением этих требований. Другим препятствием поступления в продажу товаров могущим причинить вред, является система сертификации. В законе указано, что потребитель имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при обычных условиях использования, хранения, транспортировки, были безопасны для жизни и здоровья потребителя, не причиняли вреда его имуществу и окружающей среде. Но, если взглянуть в область торговли, то мы видим, что через торговую сеть реализуется огромное количество фальсификационных товаров, которые наносят вред жизни и здоровью граждан, их имуществу. Сертификация – это процесс подтверждения уполномоченным

Информация о работе Защита прав потребителей: административно-правовые гарантии