Виды госсударственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении государственной службы как деятельности.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
дать понятие государственной службы;
рассмотреть виды государственной службы;
рассмотреть принципы государственной службы;
рассмотреть проблему реформирования государственной службы

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Понятие и виды государственной службы:
1.1. Понятие государственной службы………………………………….……….4
1.2. Виды государственной службы……………………………………………...8
Глава 2. Характеристика государственной службы:
2.1. Принципы государственной службы……………………………….……..16
2.2. Проблема реформирования государственной службы………………..…21
Заключение……………………………………………………………………...26
Список используемой литературы…………………………………………...28

Файлы: 1 файл

административная курсовая.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

Данный принцип закреплен в  статье 32 Конституции Российской Федерации.

Требования к кандидату на должность  гражданской службы обусловливаются  исключительно характером профессиональных требований и деловых навыков. Поэтому  Федеральные законы № 58-ФЗ и № 79-ФЗ содержат:

  • квалификационные требования к профессиональным качествам

граждан, поступающих  на государственную службу (в числе  наиболее важных – наличие определенного  уровня образования, стажа, опыта работы по специальности);

  • конкурсный порядок отбора претендентов на должности;
  • периодическую проверку гражданских служащих (аттестация);
  • сдачу квалификационного экзамена;
  • формирование резерва кадров на конкурсной основе – ведение

реестров гражданских  служащих и другие требования объективной  оценки личных и профессиональных качеств граждан при поступлении на гражданскую службу и ее прохождении.

Вопрос о правомерности  установления возрастного требования к государственному служащему неоднократно рассматривался Конституционным Судом  РФ по запросам различных категорий государственных служащих, считающих закрепление предельного возраста нарушением принципа равного доступа на государственную службу.

6. Принцип профессионализма  и компетентности гражданских  служащих.

Профессионализм означает исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей постоянно (в течение определенного времени) и за регулярно получаемое вознаграждение. Компетентность отражает объем знаний и опыт работника.

Профессионализм стимулирует  расширение и повышение знаний, накапливание опыта, развитие организаторских способностей, постоянно высокий уровень служебной и исполнительской дисциплины.

7. Принцип стабильности гражданской  службы означает относительное  постоянство кадров в занимаемых  должностях, минимизацию текучести  кадров при стабильности штатного состава. Это одно из важнейших условий качественного функционирования государственных органов16.

8. Принцип открытости  государственной службы и ее  доступности общественному контролю, объективного информирования общества  о деятельности государственных служащих является существенной проблемой российского государственного аппарата. Именно поэтому в настоящее время разрабатываются законопроекты (в частности, проект Федерального закона «Об административных процедурах»), регламентирующие порядок раскрытия и/или предоставления информации о деятельности органов государственной власти и государственных служащих.

9. Принцип взаимодействия с общественными  объединениями и гражданами.

10. Принцип защищенности гражданских  служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Применительно к неправомерному вмешательству со стороны госорганов необходимо помнить нормативные  положения ст. 10 Конституции РФ, согласно которой государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы государственной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Это, в частности, означает, что в повседневной деятельности Верховный Суд РФ не вправе по своему усмотрению вмешиваться в деятельность Правительства РФ, хотя в ряде случаев такое вмешательство предусмотрено действующим законодательством. Однако в последнем случае будет иметь место правомерное вмешательство в деятельность Правительства РФ. Аналогично должны быть независимы при осуществлении своей компетенции и законодательная власть, с одной стороны, и судебная – с другой17.

Другая сторона рассматриваемого принципа заключается в самостоятельности  при осуществлении властных полномочий различных по своему правовому статусу государственных органов в рамках одной ветви власти, например, исполнительной. Речь идет о невмешательстве, скажем, Министерства внутренних дел РФ в деятельность Правительства РФ. Однако и в этом случае действие рассматриваемого принципа сопряжено с некоторыми законными ограничениями. В последнем случае речь будет идти уже о правомерном вмешательстве одних государственных органов в деятельность других.

11. Взаимосвязь государственной  службы и муниципальной службы.

 

2.2. Проблема  реформирования государственной службы

 

Проблема реформирования государственной службы Российской Федерации в современный период управления страной возникла не случайно. Необходимость ее решения программными методами обосновывается целым рядом  факторов, прежде всего относящихся к проблемам количественного и качественного состояния кадрового состава государственной службы.

Необходимо оптимизировать численность государственных служащих путем внедрения на государственной  службе новых методов управления, поскольку в последние годы наблюдается рост численности государственных служащих государственных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих органов местного самоуправления18.

На государственной  службе сложилась половозрастная структура, не соответствующая половозрастной структуре занятого населения страны. Так, на начало 2007 г. в общей численности государственных служащих, замещающих государственные должности, женщины составляли более 70%, в органах исполнительной власти – 71,8%, в аппаратах органов судебной власти и прокуратуры – 67,6%, в аппаратах органов законодательной власти – 55,8%, в аппаратах иных государственных органов – 55,4%. Такой сравнительно высокий процент женщин в аппаратах государственных органов объясняется преобладанием женщин на государственных должностях, отнесенных к старшим и младшим группам должностей.

Средний возраст государственных  служащих, замещающих государственные  должности, составляет 40 лет. Несколько  моложе кадровый состав в аппаратах  федеральных судов и органов  прокуратуры Российской Федерации (средний возраст – 37 лет). Лица пенсионного возраста среди государственных служащих составляли 3,5%. Более 30% государственных служащих в аппаратах законодательных и иных государственных органов имели возраст 50 лет и старше, из них лица пенсионного возраста в этих органах составляли соответственно 11,1 и 6,9%.

Таким образом, в течение  ближайших 10 лет может произойти  высвобождение более половины государственных  служащих, замещающих ключевые должности, при невозможности замещения  этих должностей следующим поколением государственных служащих, имеющих достаточный опыт работы на государственной службе и необходимую квалификацию.

Государственные служащие еще не в полной мере отвечают требованиям  образовательного уровня по замещаемым должностям.

Сохраняется тенденция  к увеличению числа государственных  служащих, чье профессиональное образование  не соответствует квалификационным требованиям по замещаемой должности. Так, не имеют профессионального  образования 26,7 тыс. человек, или 4,6% от численности государственных служащих, замещающих должности, имеющие зачастую обеспечивающие функции19.

К началу разработки Программы  переподготовка и повышение квалификации федеральных государственных служащих осуществлялись за счет средств федерального бюджета. При этом средства на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в федеральном бюджете не предусматривались.

Одним из самостоятельных  факторов, послуживших причиной начала реформирования государственной службы Российской Федерации, была необходимость дальнейшего совершенствования системы оплаты труда государственных служащих.

По сравнению с трудом руководителей и специалистов органов  управления в негосударственном  секторе экономики труд государственных служащих недооценен. Небольшая дифференциация в оплате труда государственных служащих, предусмотренная законодательством, слабо стимулирует эффективность их служебной деятельности.

Такая разница в размерах оплаты труда между государственными, муниципальными служащими и работниками негосударственного сектора экономики затрудняет привлечение на государственную, муниципальную службу квалифицированных специалистов и руководителей, приводит к оттоку государственных служащих в негосударственный сектор экономики (особенно это касается наиболее востребованных профессий, специальностей и возрастных категорий), что снижает эффективность деятельности государственных органов, ухудшает профессиональный и половозрастной состав государственных служащих20.

Сложившееся до недавнего  времени состояние государственной  службы выявляет и другие негативные тенденции ее развития. Так, поступление  граждан на государственную службу и должностной (служебный) рост государственных  служащих нередко зависят от личного отношения к ним руководителя государственного органа, а не от профессионального уровня и деловых качеств государственных служащих.

Кроме того, частая смена  руководителей государственных  органов приводит к очередному изменению  структуры этих органов, зачастую неоправданному увольнению государственных служащих, приему на государственную службу граждан, профессионально слабо подготовленных к управленческой и организационно-распорядительной деятельности. Поэтому качество подготавливаемых соответствующих управленческих документов и решений во многих случаях является неудовлетворительным.

Есть и другие проблемы, относящиеся к необходимости  реформирования государственной службы Российской Федерации. Среди них следует отметить недостаточную правовую регламентацию деятельности государственных органов, слабый контроль со стороны гражданского общества.

Утратили силу прежние  нормы морали и идеологического воздействия, регулировавшие поведение работников органов государственной власти и управления и ставившие барьеры на пути злоупотреблений, коррупции, произвола в этих органах21.

Недостаточно используется положительный зарубежный опыт развития и совершенствования государственной службы.

Для преодоления указанных  негативных тенденций признано необходимым  обеспечить решение следующих проблем  государственной службы:

  • нарушение принципа единства государственной службы и системы управления государственной службой на федеральном и региональном уровне;
  • неразработанность законодательных механизмов взаимосвязи государственной и муниципальной службы;
  • наличие противоречий и пробелов в законодательстве Российской Федерации о государственной службе;
  • несоответствие социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности;
  • низкая эффективность деятельности государственных органов;
  • слабое использование современных технологий государственного управления, в том числе отвечающих задаче реализации масштабных государственных программ и проектов;
  • низкая эффективность правовых и организационных мер контроля деятельности государственных органов со стороны гражданского общества;
  • недостаточная эффективность кадровой политики в сфере государственной службы;
  • сохранение консервативной системы подготовки и профессионального развития государственных служащих;
  • недостаточная ресурсная обеспеченность государственной службы.

Все эти проблемы тесно  связаны между собой и не могут  быть решены в отдельности.

 

Заключение

 

Из всего вышеизложенного  можно сделать следующие выводы.

Среди факторов, существенно снижающих  эффективность кадровой работы в  области государственной службы, относятся: частые организационные  перемены; недостаточно высокий уровень  организации выполнения принимаемых решений; слабая разработанность нормативно-правовой базы деятельности, межведомственное и внутриведомственное дублирование работы.

Исходя из противоречивого развития различных сфер жизнедеятельности  российского общества, потребности их разрешения актуальное значение приобретает поднятие на качественно новый уровень контроля в системе государственной службы. К актуальным его задачам в настоящее время относятся: определение оптимальности пределов контроля в работе руководителя; объем информации; обоснование критериев оценки контрольной деятельности; полнота и адекватность ее правового и организационного обеспечения; оптимизация форм и методов. При этом в фокусе деятельности контрольных органов должны находиться проблемы материально-производственной и социальной сфер развития российского общества.

Следует отметить, что важными принципами реформирования государственной службы являются ее рентабельность и простота управления. Государство обязано  беречь деньги налогоплательщиков и не должно тратить их на программы, которые не дают необходимого экономического и морального эффекта. Такие программы должны закрываться, а деньги должны быть возвращены в бюджет. Правительство обязано экономить средства и на свое собственное содержание. Это достигается разными способами: модернизацией управленческих структур, сокращением штатов работников, делегированием части функций частным компаниям, повышением стоимости услуг и товаров, представляемых государственным сектором.

Принцип простоты управления вызван к жизни необходимостью повышения уровня оперативности управления, требующей упрощения управленческих структур, процедур выработки и принятия решения, повышения самостоятельности оперативных единиц, ответственности исполнителей за реализацию принятых директив.

Развитие современной государственной  службы идет в Российской Федерации  в непростых условиях. Преодоление  трудностей, вызванных как объективными обстоятельствами, так и субъективными  факторами, требует глубокого научного осмысления процессов, происходящих в государственной службе. При этом непременным условием успешного выполнения государственной службой возложенных на нее функций является наличие квалифицированного кадрового корпуса.

Информация о работе Виды госсударственной службы