Режим секретности. Понятие государственной тайны. Учет несчастных случаев на производстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть понятие о государственной тайне, историю становления и процедуру ее защиты.
Задачи работы:
1) изучить понятие государственной тайны;
2) рассмотреть историю организации защиты государственной тайны;
3) определить органы защиты государственной тайны;
4) проанализировать способ оформления допуска к государственной тайне;

Оглавление

Введение...........................................................................................................3
1. Режим секретности. Понятие государственной тайны...................................7
Понятие государственной тайны..........................................................7
История становления организации защиты государственной тайны......................................................................................................10
Органы защиты государственной тайны............................................18
Практическая часть.....................................................................................25
Заключение..................................................................................................
Список литературы.....................................................................................
2. Учет несчастных случаев на производстве.....................................................
2.1 Понятие, виды и причины несчастных случаев на
производстве.........................................................................................
2.2 Несвоевременное сообщение о несчастном случае на
производстве и его последствие...........................................................
Практическая часть................................................................................
Заключение.............................................................................................
Список литературы................................................................................

Файлы: 1 файл

Режим секретности_ Понятие государственной тайны_ Учет несчастных случаев на производстве курсовая Зотова 41Б.docx

— 67.82 Кб (Скачать)

 

1.2 История становления организации защиты государственной тайны.

Почин в деле защиты государственной тайны  и уголовно-карательные меры за преступления связанные с разглашением, передачей  или утерей важных государственных  документов и секретов, шпионство (шпионаж) и прочие действия наносящие вред государству, принадлежит Германии, примеру которой последовали  Австро-Венгрия, Франция, Италия и Россия. Германское Уложение 1871 года предусматривало, под угрозой каторжной тюрьмы (каторги), сообщение иностранному правительству  или разглашение планов укреплений или документов, актов и сведений, сохранность которых было необходимо соблюдать в тайне от враждебных государств. Арестом или денежным штрафом наказывался тот, кто, без  особого разрешения снимал планы  или рисунки укреплений или отдельных  крепостных сооружений.

К преступным действиям относились также:

- сбор  сведений о распоряжениях или  предметах, касающихся военной  силы или обороны страны, с  намерением сообщить их иностранному  правительству;

- разглашение  в печати сведений о положении,  движении, силах и операциях армии  и т.п., если было издано запрещение  о разглашении такого рода  или если виновный мог предвидеть, что это может причинить вред интересам государства.

Свод  законов Российской империи (изд.1832 и 1842 г.) запрещал должностным лицам  разглашать государственные тайны, под страхом смертной казни или  каторги. Уложение о наказаниях 1885 года предусматривало:

а) открытие российским подданным какой-либо государственной тайны иностранным  подданным, даже не враждебных к России государств, а также сообщение  им планов российских крепостей и  других укрепленных сооружений, гаваней, портов, арсеналов или опубликование  этих планов без разрешения правительства  наказывалось по ст.256 - поселение в  отдаленнейших местах Сибири;

б) открытие чиновником государственной  тайны иностранным правительствам, с намерением - тоже наказание или  без намерения - по неосторожности наказывалось по ст.425 - увольнение со службы и тюремное заключение в крепость.

Уложение  предусматривает наказание за шпионаж  и неосторожное открытие должностным  лицом тайны, касающейся безопасности России. Шпионаж делился на шпионаж  и приготовление к шпионажу. Виновным в шпионаже (ст.256) мог быть признан  как русский подданный, служащий или не служащий, так и иностранный  подданный. Объектом посягательства являлись планы, рисунки, документы и все  сведения, касающиеся безопасности России, переданные, разглашенные или опубликованные умышленно или по неосторожности. Наказание оставалось прежним, но если виновный нарушал свои служебные  обязанности или объявленное  ему запрещение (подписку), то он подвергался  наказанию - каторга до 8 лет.

Приготовления к шпионажу определены как:

1) самовольная съемка или составление  рисунка или описание российского  укрепления или местности его  окружающей и т.д.;

2) добывание планов, рисунков, документов  или их копий хранящихся в  тайне, с целью сообщения их  не враждебной державе;

3) снятие копий с планов, рисунков  или документов и собирание  сведений или изложение их  письменно, с целью передачи  их не враждебной державе;

4) проникновение обманным путем  в российские укрепления или  военные порты и т.д.

За  эти преступления закон предусматривает  следующие наказания: за первое и  второе - тюремное заключение; за третье из упомянутых преступлений, а также  если они совершены с целью  передачи не вражеской иностранной  державе - исправительными наказаниями (ст.31 или 33 Уложения); за четвертое наказанием по ст.33 Уложения.

В случае, когда должностное лицо допустило, вследствие небрежности, исчезновение важных (тайных) документов законом  было предусмотрено (ст.425 Уложения) - тюремное заключение в крепости.20 апреля 1892 года начал действовать закон, который давал полномочия министру юстиции, по соглашению с военным министром или управляющим морским министерством, лиц гражданских ведомств (за преступления указанные в ст.256 Уложения) судить военным судом.

До  социалистической революции серьезных  изменений в деле организации  защиты государственной тайны не происходило, да и не до этого было. Слишком много проблем политических - внутригосударственных.

Молодой Советской республике пришлось разработать  и создать эффективную систему  защиты государственной тайны, которая, в модифицированном состоянии, продолжает существовать и в наши дни. Ее основные принципы и структура были сформированы в 20 - 30 годы. Затем, только редактировались  и дополнялись руководящие документы  и менялись названия органов защиты информации.

Первым  шагом в создание централизованной системы защиты государственной  тайны можно назвать организацию  органов контрразведки. Об эффективности  их работы написано достаточно много. Была введена система паспортного  контроля для упорядочения процесса въезда и выезда на территорию Советской  республики. В частности, в ноябре 1917 был утверждены декретом СНК “Правила въезда и выезда из России”. А 24 апреля 1919 года был издан декрет СНК “О порядке выдачи заграничных паспортов”. Правда, эффективность этих мер в  тот период была не высокой. Почти  любой желающий мог оформить себе фальшивые или поддельные документы.

В 1920 году НКВД, согласно Постановлению  Совета труда и обороны от 18 августа 1920 года было предоставлено исключительное право, определять порядок въезда и  выезда в отдельные местности. Таким  образом, впервые в истории России, было введено понятие территории или района особого режима. Значительно  позднее эти районы и территории трансформируются в “закрытые" города.

В конце 20 годов была проведена унификация состава секретных органов и  установлена стандартная номенклатура должностей секретных аппаратов  учреждений и организаций. В центральных  аппаратах ВСНХ и НКИД, НКТ, НКПС созданы секретные отделы, в остальных  наркоматах - секретные части, а в  главках, управлениях и отделах  секретные части и секретные  отделения соответственно. Номенклатура должностей секретных органов включала: заведующий, инструкторы, секретари (помощники  секретарей), корреспонденты, старшие  машинистки (машинистки), помощники  секретарей, архивариусы. Структура  секретных органов предусматривала: секретное делопроизводство, машбюро, чертежное бюро, стенографическое бюро, группа контроля, группа по учетно-распределительной  работе, бюро пропусков и справок. Конкретный состав секретных органов  определялся наркоматами по согласованию со спецотделом при ОГПУ. Службы защиты информации назывались по-разному: секретные части, подотделы секретного делопроизводства, шифровальные отделы и т.д.

До 1921 года особо не предпринимались  попытки упорядочить порядок  обработки и хранения документов, содержащих государственную тайну. Только, в изданном Управлением Военно-учебных  заведений Западного фронта в 1921 году учебном пособие “Военная тайна" рассматривались не только простейшие методы организации секретного делопроизводства, но и перечень сведений, которые  могли являться военной тайной. Автор  учебного пособия, бывший офицер военной  разведки царской армии Н.Е. Какурин, пытался, таким образом, решить проблему с защитой военной тайны в  действующей Красной армии.

Одновременно  с этой книгой, 13 октября 1921 года Декретом СНК был утвержден Перечень сведений составляющих тайну и не подлежащих распространению. Сведения делились на две группы: военного и экономического характера.

Еще одним важным мероприятиям было создание 5 мая 1921 года 8 спецотдела при ВЧК. С 6 февраля 1922 года будет называться просто спецотдел при ГПУ - ОГПУ - ГУ ГБ НКВД СССР. Первое отделение этого  спецотдела занималось “наблюдением за всеми государственными учреждениями, партийными и общественными организациями по сохранению государственной тайны”. Именно спецотдел являлся головной организацией, координирующий все мероприятия по защите государственной тайны. Хотя основной его задачей была разработка руководящих документов регламентирующих различные аспекты организации защиты государственной тайны.

Первая  попытка навести порядок в  сфере обработки и хранения секретных  документов, была предпринята 30 августа 1922 года. Тогда Секретариат ЦК РКП (б) принял постановление “О порядке  хранения и движения секретных документов”. В этом документе впервые было зафиксировано, что для организации  и ведения секретного делопроизводства необходимо создание секретных частей.

В том же году Оргбюро ЦК РКП приняло  постановление “О порядке хранения секретных постановлений ЦК РКП (б). Аналогичный документ был издан  и в Красной Армии. Приказ РВСР № 2011 определял порядок обращения  с совершенно секретной корреспонденцией. Правда, в изданном в 1924 году учебном  пособие “Техника штабной службы. Оперативная служба войсковых штабов (в военное время) ”, предназначенном  для слушателей военной академии, вновь, как и три года назад, автор  посветил целый раздел вопросам секретного делопроизводства.

Постановление Политбюро ЦК РКП (б) от 11 января 1923 о  создание при ГПУ специального межведомственного  бюро по дезинформации (Дезинформбюро) в составе представителей от ГПУ, ЦК РКП (б), НКИД, РВС, РУ Штаба РККА. Основными  задачами бюро были: учет поступающих  в ГПУ и РазведУпр и другие учреждения сведений о степени осведомленности  иностранных разведок о России; учет и характеристика сведений интересующих противника; выявление степени осведомленности  противника о нас; составление и  техническое изготовление целого ряда ложных сведений и документов, дающих неправильное представление противнику; снабжение противника вышеуказанными материалами и документами производить  через соответствующие органы ГПУ  и РазведУпра".

Тем самым была заложена многолетняя  практика многочисленных эффективных  операций по дезинформации противника. Кроме этого, информация об уровне осведомленности  противника позволял органам контрразведки  оперативно выявлять факты утечки секретной  информации и нейтрализовывать агентов противника.

Постановлением  СНК 24 апреля 1926 года был утвержден  новый открытый “Перечень сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной”. Все сведения были разделены на три  группы: сведения военного характера, сведенья экономического характера  и сведения иного характера. Кроме  этого было введено три категории  секретности. Согласно Перечню, указанным  в нем сведеньям, был присвоен один из трех грифов секретности: совершенно секретно, секретно и не подлежит оглашению. Перечень имел ряд недостатков. Поэтому, через два месяца, спецотдел при  ОГПУ издал секретный “Перечень  вопросов секретной, совершенно секретной  и не подлежащий оглашению переписки”. В данном перечне были учтены все  недостатки предыдущего перечня. Изменилась и сама структура Перечня. Теперь все сведения были разделены на четыре категории: вопросы военного характера, вопросы финансово экономического характера, вопросы политического (в  том числе партийного) характера, вопросы общего характера.

В 1926 году был принят ряд общесоюзных  инструкций, которые регламентировали отдельные вопросы организации  и ведения секретного делопроизводства:

- "Инструкция  по ведению секретного и шифровального  делопроизводства";

- "Инструкция  местным органам ОГПУ по наблюдению  за постановкой секретного и  мобилизационного делопроизводства";

- "Инструкция  по ведению архивного делопроизводства  и сдаче дел в органы Центрархива";

- "Инструкция о порядке заготовления и конвертования корреспонденции, пересылаемой дипломатической почтой".

- “Инструкция  о порядке стенографии на секретных  совещаниях и заседаниях”.

- “Инструкция  о порядке ведения и хранения секретной переписки".

Правда, эти инструкции действовали недолго. В 1928 было принято решение о том, что необходимо разделить секретное  делопроизводство и шифровальное делопроизводство.

Демократические перемены в стране настоятельно потребовали  трансформации всей системы отнесения  сведений к государственной тайне, ограничения ее законодательными рамками. В условиях радикальных изменений  в политическом и экономическом  устройстве Российской Федерации, ранее  разработанные механизмы защиты государственной тайны перестали  соответствовать новым условиям и в значительной степени утратили свою эффективность.

Это особенно проявилось в 1991-93 годах, когда  в России имел место правовой пробел в этой области, а усилиями СМИ  и тех, кто реально манипулировал  ими, в сознании российского обывателя  активно насаждалась мысль о  том, что понятия демократия и  свобода не совместимы с такими понятиями, как защита государственной тайны. Наиболее рьяные проводники этого утверждали, что вообще никаких тайн у государства  быть не должно, отметая тот факт, что на протяжении всей мировой истории  все страны мира имели тот или  иной режим защиты своих государственных  интересов, в том числе в форме  института государственной тайны  усилия государства по обеспечению  сохранности государственных тайн.

Социальная  и политическая перестройка, формирование рыночной экономики привели к  необходимости существенного изменения  информационных отношений в российском обществе. Сегодня право человека и гражданина на информацию - одно из субъективных прав, закрепленных в  Декларации прав и свобод человека и гражданина и в Конституции  Российской Федерации.

Декларация  прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, от 22 ноября 1991 года, гласит: "Каждый человек имеет  право искать, получать и свободно распространять информацию, ограничения этого права могут устанавливаться Законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности" (ст.13.2).

Информация о работе Режим секретности. Понятие государственной тайны. Учет несчастных случаев на производстве