Учет государственной помощи

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Само понятие "государственные услуги" в России стало использоваться только в процессе проведения административной реформы, в то время как во многих зарубежных странах государственные услуги - одна из основных форм отношений гражданина, юридического лица и власти, где государство рассматривается как "поставщик услуг"

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….2
1.Нормативное регулирование государственной помощи…………….5
2. Теоретические основы учета государственной помощи…………….9
2.1 Понятие и виды государственной помощи……………………………9
2.2 Государственная помощь в виде денежных средств……………….12
2.3 Поддержка предприятий в виде ресурсов отличных от денежных средств и прочая государственная поддержка……………………………17
3. Бухгалтерский учет государственной помощи……………………...21
3.1 Учет бюджетных средств на капитальное строительство…………21
3.2 учет бюджетных средств полученных на текущие цели…………..26
3.3 Учет бюджетных кредитов…………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………..49
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

готовая курс.по бух уч.docx

— 61.91 Кб (Скачать)

  Содержание

  Введение…………………………………………………………………….2

  1.Нормативное регулирование государственной помощи…………….5

  2. Теоретические основы учета государственной помощи…………….9

  2.1 Понятие и виды государственной помощи……………………………9

  2.2 Государственная помощь в виде денежных средств……………….12

  2.3 Поддержка предприятий в виде ресурсов отличных от денежных средств и прочая государственная поддержка……………………………17

  3. Бухгалтерский учет государственной помощи……………………...21

  3.1 Учет бюджетных средств на капитальное строительство…………21

  3.2 учет бюджетных средств полученных на текущие цели…………..26

  3.3 Учет бюджетных кредитов…………………………………………..35

  Заключение………………………………………………………………..49

  Список  использованных источников……………………………………51 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение

  Само  понятие "государственные услуги" в России стало использоваться только в процессе проведения административной реформы, в то время как во многих зарубежных странах государственные  услуги - одна из основных форм отношений  гражданина, юридического лица и власти, где государство рассматривается  как "поставщик услуг".

  Вхождение термина "государственные услуги" в нашу жизнь - это не дань моде, не простое копирование зарубежного  опыта: за этим стоят, на наш взгляд, гораздо более глубокие причины, связанные с изменением роли и  задач государства в обществе, с утверждением новых ценностей  и приоритетов. Сущность государства  и его социальное назначение являются решающими в определении направленности его деятельности, целей и задач. В свою очередь, функции государства  зависят от тех задач, которые  стоят перед обществом на данном этапе развития. И задачи, и вытекающие из них функции не являются произвольными, они зависят от уровня развития общества, его экономических возможностей, потребностей и интересов населения  и пр. Патерналистскому государству, которое "опекает" все сферы  жизни, нет места в гражданском  обществе, оно преобразуется в "слугу", выполняющего только необходимые и  полезные для общества функции. В  таком соотношении государства  и общества именно гражданское общество должно определять, что является для  него социально значимым, что оно  поручает государству, какие функции  на него возлагает. Только тогда "государственные  услуги" станут действительной системой отношений личности и юридических  лиц с государственными структурами.

  Следует оговориться, что новые отношения  общества и государства должны вызреть, общество само должно быть готовым  взять на себя те функции, которые  ранее выполняло государство. Страны западной демократии прошли в этом направлении длительный путь развития, реформируя государственную власть, создавая негосударственные структуры, в том числе и саморегулируемые организации, выполняющие социально значимые функции. Подобные структуры формируются и у нас, но это - только начало пути, где не обходится без ошибок. Порой саморегулируемые организации оказывают такое давление, какого предпринимательские структуры не ощущали со стороны государства, и в этом случае сами предприниматели пытаются притормозить передачу государственных функций саморегулируемым организациям.

  Сегодня государство берет на себя обязанность  финансировать приоритетные государственные  программы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, а также обеспечивать денежными  средствами функционирование социальной инфраструктуры.

  Все финансовые меры правительства направлены не только на прямое увеличение финансовых возможностей субъектов предпринимательской  деятельности, но также имеют стимулирующий  характер и призваны направить их развитие с учётом общенациональных интересов.

  Государство поддерживает малые и средние  предприятия, как правило, в таких  сферах, как инвестиции, занятость, нововведения, экспорт, региональное размещение производства и опирается на разнообразный  арсенал финансовых рычагов.

  Необходимо  отметить, что данный вид финансирования является очень существенным и важным. Так же необходимо отметить и то, что данный вид финансирования в нашей стране развит пока слабо, хотя определенные шаги в этом направлении все-таки делаются, что дает надежду на то, что данный вопрос в скором будущем будет развит в совершенстве.

  С этих позиций выбранная тема курсовой работы актуальна.

  Цель  работы – рассмотреть теоретические  и практические аспекты государственной  помощи, на примерах рассмотреть особенности  ее учета.

  Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:

  - определить экономическую сущность  и задачи учета государственной  помощи

  - Описать правила ведения государственной  помощи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Нормативное  регулирование учета  государственной  помощи

Положение по бухгалтерскому учету "Учет государственной  помощи" ПБУ 13/2000 (далее - Положение) разработано на основе международного стандарта финансовой отчетности (МСФО) 20 "Учет правительственных субсидий" применительно к нормам российского  законодательства, а именно: Бюджетного кодекса Российской Федерации, части  первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском  учете". Учет государственной помощи регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденным Приказом Минфина РФ от 18.09.2006 № 115н.

     Название  ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" соответствует распоряжению Правительства  Российской Федерации от 22.05.98 г. N 587-р. Как показывает практика, государственное  регулирование и поддержка (помощь) продолжают играть существенную роль и в условиях рыночной экономики. Цель этой поддержки - побуждать организацию на определенные действия по выполнению условий предоставления этой помощи, отвечающих интересам государства и носящих целевой характер.

Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании  государственной помощи, предоставляемой  только коммерческим организациям (кроме  кредитных организаций), являющимся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

На некоммерческие организации ПБУ 13/2000 не распространяется. Это обусловлено характером деятельности некоммерческих организаций, созданных  не для получения прибыли, в связи с чем к ним не может быть применен принцип соответствия признания доходов и расходов (в части начисления амортизации), установленный для коммерческих организаций.

Прежде  всего обращаем внимание на то, что отличительной особенностью Положения является рассмотрение государственной помощи в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) как увеличение экономической выгоды конкретной организации.

Положение не применяется в отношении экономической  выгоды, связанной с действиями государства, по:

·  созданию инфраструктуры в развивающихся регионах;

·  установлению в рамках антимонопольного законодательства и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.99 г. N 793 ограничений на деятельность конкурентов, занимающих доминирующее положение на рынке и осуществляющих монополистическую деятельность;

·  другие подобные действия, которые могут оказывать влияние на общие хозяйственные условия, в которых ведет деятельность организация.

Для целей  бухгалтерского учета в Положении  рассматриваются разные формы государственной  поддержки организаций.

Государственная поддержка в форме денежных средств. Это прямо вытекает из ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исходя из характера предоставления указанные  бюджетные средства можно подразделить на:

·  носящие условно безвозвратный и безвозмездный характер, к которым относятся субсидии (предоставляемые юридическому лицу на услусловиях долевого финансирования целевых расходов) и субвенции (предоставляемые юридическому лицу на осуществление определенных целевых расходов);

·  предоставляемые на возмездной и возвратной основе, к которым относятся бюджетные кредиты.

Государственная поддержка в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, горные отводы, природные объекты (водоемы, леса и др.), объекты инженерной инфраструктуры, жилищный фонд и нежилые помещения, недвижимое имущество), т.е. в форме  имущества, числящегося в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности  и составляющего соответствующую  казну. Этот вид государственной  поддержки прямо не вытекает из положений  Бюджетного кодекса Российской Федерации, но применяется на практике и поэтому  рассматривается в Положении  с позиций принятия этих ресурсов к бухгалтерскому учету.

Государственная поддержка в прочих формах. Здесь  имеется в виду предоставленная  организации выгода, которая не может  быть обоснованно оценена (например, оказание консультационных услуг на безвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы или  займы с пониженным процентом  и др.), а также не может быть отделена от нормальной хозяйственной  деятельности организации (например, государственные  закупки).

Информация  о государственной помощи формируется  независимо от вида предоставленных  ресурсов (в виде денежных средств  или (и) в виде ресурсов, отличных от денежных средств).

При этом бухгалтерский учет государственной  помощи должен обеспечить выполнение следующих задач:

·  правильное оформление документов и принятие к бухгалтерскому учету разных видов признанной и полученной (или подлежащей получению) в денежной форме или в виде ресурсов, отличных от денежных средств, государственной помощи;

·  достоверное отражение в бухгалтерском учете в качестве доходов разных видов полученной государственной помощи и ее возврата;

·  полное раскрытие информации о государственной помощи в бухгалтерской отчетности.

Необходимо  подчеркнуть, что приведенная в  п. 4 Положения группировка бюджетных  средств по их экономическому содержанию основывается на норме ст. 66 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Учитывая  это, для целей бухгалтерского учета  бюджетные средства в Положении  подразделяются на:

·  средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.);

·  средства на финансирование текущих расходов (приобретение материально-производственных запасов, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера).

Эта группировка  является определяющей для принятия государственной помощи к бухгалтерскому учету по соответствующим субсчетам  и признания ее в качестве дохода.

В части  признания и принятия к бухгалтерскому учету государственной помощи

В отличие  от МСФО 20, в котором заложены два  подхода в отражении правительственных  субсидий в бухгалтерском учете  и в отчетности (как увеличение капитала или в качестве дохода), в ПБУ 13/2000 Минфином России принят безальтернативный  вариант, а именно признание полученной государственной помощи в качестве дохода организации.  

2. Теоретические основы учета государственной помощи

                      2.1Понятие и виды государственной помощи

  Государственное регулирование и поддержка (помощь) играет существенную роль в экономике  организации в рыночных условиях. Цель государственной поддержки - побуждать организацию на определенные действия по выполнению условий предоставления этой помощи, отвечающих интересам государства и носящих целевой характер.

  Вопросы учета государственной помощи регулируются ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утв. приказом Минфина РФ № 92н от 16.10.2000.

  В ПБУ 13/2000 определяются виды государственной  помощи, условия ее получения и  порядок ее отражения в бухгалтерском  учете. Данное ПБУ не распространяется на банки и некоммерческие организации.

Информация о работе Учет государственной помощи