Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 14:09, курсовая работа
Становление института государственной службы происходит в условиях, когда идет интенсивный пересмотр многих из существовавших представлений о сущности государственной службы, ее организационно-правовом оформлении и практическом осуществлении. В законодательство о государственной службе введены новые понятия, новые профессиональные термины, новые правовые институты. Даже сами исходные понятия "государственная служба" и "государственный служащий" определяются в законодательстве принципиально иначе.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
1.1. Понятие, цели и функции государственной службы …………………… 7
1.2. Виды государственной службы ………………………………………….. 12
1.3. Классификация государственных должностей
государственной службы. Группы должностей
государственной службы. Квалификационные
разряды государственных служащих. . …………………………………..
13
ГЛАВА 2
ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
2.1. Понятие государственного служащего. Соотношение понятий
"государственный служащий" и "должностное лицо" ………………….
19
2.2. Правовой статус государственного служащего ………………………… 23
2.3. Права, гарантии и экономическое обеспечение
государственного служащего …………………………………………….
27
2.4. Обязанности и ответственность государственного служащего.
Ограничения и запреты для государственного служащего. ……………
31
ГЛАВА 3
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В СУБЪЕКТЕ ФЕДЕРАЦИИ ( НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ )
3.1. Особенности правового регулирования государственной
службы в субъектах федерации …………………………………………..
3.2. Правовое регулирование государственной службы
и правовой статус государственного служащего
в Волгоградской области: особенности, проблемы
пути решения……………………………………………………………….
36
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………
60
Список использованных источников и литературы ………………………… 63
Государственный служащий утрачивает свой статус с момента окончания государственно-служебных правоотношений, с момента прекращения государственной службы: увольнения, ухода в отставку, достижения государственным служащим предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы. В некоторых случаях нормативные акты устанавливают конкретные сроки государственной службы. Тогда приобретение и утрата статуса государственного служащего зависят от установленных законодателем сроков выполнения служебных полномочий.
Положения о государственной службе, в той или иной мере устанавливающие статус государственных служащих, содержатся в различных разделах Конституции РФ.
Часть 1 ст. 32 Конституции РФ предусматривает право граждан России участвовать в управлении делами государства. При приеме на государственную службу не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, национальности, языка, пола, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений для граждан, профессиональная подготовленность которых отвечает требованиям по соответствующей должности.
В структуру института правового статуса государственного служащего входит также присвоение ему квалификационного разряда (чина). Квалификационные разряды присваиваются последовательно от более низких к более высоким в соответствии с уровнем общего и профессионального образования государственного служащего, оценкой его работы по последней и ранее занимаемым должностям. Как правило, присвоение квалификационных разрядов может быть произведено по результатам аттестации государственного служащего.
Конституция РФ определяет два способа замещения государственных должностей (в разнообразных процедурах и соотношениях): назначение и выборность.
Конкурс и контракт как способы замещения государственных должностей регулируются многими законодательными и нормативными актами так называемого прямого действия.
Важнейшей предпосылкой построения правового государства является осуществление государственными служащими своих функций на основе политического нейтралитета. "Настоящий " государственный служащий должен быть вне политики.10 Гражданин, поступающий на службу государству, добровольно соглашается с отдельными ограничениями своих конституционных прав и свобод, что становится нормой, основой для всей системы государственной службы. В этом, очевидно, и состоит принцип внепартийности (политического нейтралитета) государственной службы, включающий в себя запрет на участие в самостоятельной политической деятельности в качестве государственного служащего, запрет на создание в государственных органах структур политических партий, свободу служащих от решений политических партий, запрет на участие в различных политических акциях.
2.3. ПРАВА, ГАРАНТИИ И
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В качестве основного элемента правового статуса государственного служащего, раскрывающего демократизм государственной службы и обуславливающего ее эффективное функционирование, выступают права государственного служащего. Государственный служащий Российской Федерации, как и всякий субъект права – гражданин Российской Федерации, имеет конституционно установленные права. С точки зрения государственно-служебной деятельности важнейшими являются служебные права. Служебные права напрямую связаны с выполнением должностных обязанностей.
Установленные Федеральным законом "Об основах государственной службы РФ" права государственного служащего можно разделить на три группы.
К первой группе прав государственного служащего относятся:
Ко второй группе прав государственного служащего относятся:
Обязанности и права государственного служащего только тогда имеют социальной смысл и значимость, если они обеспечены правовыми и экономическими гарантиями.
В Федеральном законе "Об основах государственной службы РФ" данные гарантии сформулированы и зафиксированы в гл. III, ст. 15-20.
Согласно закону, каждому государственному служащему гарантируются : условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей; денежное содержание и иные выплаты; ежегодный оплачиваемый отпуск; медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе и после выхода на пенсию; переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на весь период обучения; обязательность получения согласия на перевод на другую государственную должность государственной службы; пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей; обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу и обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности; защита его и членов его семьи от насилия и угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке, установленном федеральным законом.
Государственному служащему в зависимости от условий прохождения им государственной службы, предоставляется служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов.
Государственному служащему возмещаются расходы и предоставляются иные компенсации в связи со служебными командировками. с приемом на государственную службу, переводом на должность государственной службы в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность.
При ликвидации государственного органа или ликвидации его штата государственному служащему в случае невозможности предоставления работы в том же государственном органе должна быть предоставлена другая государственная должность государственной службы в другом государственном органе с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности. Или же государственному служащему гарантируется переподготовка (переквалификация) с сохранением на период переподготовки (переквалификации) денежного содержания по занимаемой до увольнения государственной должности государственной службы и непрерывность трудового стажа, а также предоставление возможности замещения иной государственной должности государственной службы.
2.4. ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО
СЛУЖАЩЕГО.
ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
Обязанности государственного служащего характеризуют сущность его служебной деятельности, ибо государство (государственный орган) принимает на работу гражданина главным образом с целью возложения на него соответствующих должностных обязанностей.
Федеральное законодательство о государственной службе устанавливает лишь основные обязанности государственных служащих. Законодательство о государственной службе субъектов РФ определяет обязанности государственного служащего более детально.
Вместе с этим для отдельных категорий государственных служащих специальные нормативные акты устанавливают особые обязанности.
Круг общих обязанностей государственного служащего сводится к следующему: обеспечение поддержки конституционного строя и соблюдения Конституции Российской Федерации, реализации федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий.
Государственный служащий не имеет права использовать свои служебные обязанности, авторитет государственной службы и знание документов для того, чтобы критиковать государственный орган, в котором он служит по вопросам политики, которую должен проводить государственный орган и должностные лица. Если государственный служащий не согласен с проводимой политикой, он должен подать в отставку.
Помимо этого в обязанности государственного служащего входит:
В состав мер должного и возможного поведения государственного служащего включается и ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей и ограничений. Ответственность выражается в применении к государственному служащему различных взысканий и наказаний за допущение поступков и действий, которые юридически признаются запрещенными и вредными. Различают четыре вида ответственности государственного служащего: дисциплинарную, административную, материальную и уголовную.
Дисциплинарная ответственность по мнению Д.М. Овсянко: "…это применение мер дисциплинарного воздействия к государственным служащим в порядке служебного подчинения за нарушения правил государственной службы, не преследуемые в уголовном порядке".11
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей на государственного служащего могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.
Дисциплинарные взыскания, как и прочие меры дисциплинарного воздействия, в трудовые книжки не записываются, за исключением случаев увольнения с государственной службы за нарушения дисциплины.
Другим видом юридической ответственности государственного служащего является административная ответственность, которую он несет по общим правилам, наравне с остальными гражданами России, как это предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) и другими нормативными правовыми актами.
Третьим видом ответственности государственного служащего является материальная. Наказание применяется за служебный проступок, в результате которого нанесен материальный ущерб государству, предприятию, организации, учреждению. Материальная ответственность выражается в возмещении государственным служащим причиненного им имущественного ущерба.
К уголовной ответственности государственные служащие привлекаются на общих со всеми гражданами основаниях.
Кроме прав и основных обязанностей государственный служащий, поступая на государственную должность, добровольно принимает и ряд установленных законодательством ограничений и запретов. Правоограничения государственных служащих обусловлены спецификой выполняемых ими государственных функций и служебных полномочий и заключаются в основном ряде запретов для государственных служащих. Главная цель правоограничений состоит в обеспечении эффективного функционирования государственной службы, в установлении правовых преград возможному злоупотреблению государственных служащих, создании условий для независимости осуществления должностных полномочий и реализации установленных Конституцией РФ прав и свобод служащих.12
Информация о работе Правовой статус государственного служащего в Российской Федерации