Правовой статус государственного служащего в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

Становление института государственной службы происходит в условиях, когда идет интенсивный пересмотр многих из существовавших представлений о сущности государственной службы, ее организационно-правовом оформлении и практическом осуществлении. В законодательство о государственной службе введены новые понятия, новые профессиональные термины, новые правовые институты. Даже сами исходные понятия "государственная служба" и "государственный служащий" определяются в законодательстве принципиально иначе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

1.1. Понятие, цели и функции государственной службы …………………… 7
1.2. Виды государственной службы ………………………………………….. 12
1.3. Классификация государственных должностей
государственной службы. Группы должностей
государственной службы. Квалификационные
разряды государственных служащих. . …………………………………..

13
ГЛАВА 2
ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

2.1. Понятие государственного служащего. Соотношение понятий
"государственный служащий" и "должностное лицо" ………………….
19
2.2. Правовой статус государственного служащего ………………………… 23
2.3. Права, гарантии и экономическое обеспечение
государственного служащего …………………………………………….
27
2.4. Обязанности и ответственность государственного служащего.
Ограничения и запреты для государственного служащего. ……………
31

ГЛАВА 3
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В СУБЪЕКТЕ ФЕДЕРАЦИИ ( НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ )

3.1. Особенности правового регулирования государственной
службы в субъектах федерации …………………………………………..
3.2. Правовое регулирование государственной службы
и правовой статус государственного служащего
в Волгоградской области: особенности, проблемы
пути решения……………………………………………………………….
36

40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………
60

Список использованных источников и литературы ………………………… 63

Файлы: 1 файл

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА муниципальная служба.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

 


 


 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

ПРАВОВОЙ СТАТУС  ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………

3

 

ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

 

1.1. Понятие, цели и функции государственной  службы ……………………

7

1.2. Виды государственной службы  …………………………………………..

12

1.3. Классификация     государственных   должностей 

       государственной  службы. Группы должностей 

       государственной  службы. Квалификационные

       разряды  государственных служащих. . …………………………………..

 

 

 

13

 

ГЛАВА 2

ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

 

2.1. Понятие государственного служащего. Соотношение понятий               

       "государственный  служащий" и "должностное лицо" ………………….

 

19

2.2. Правовой статус государственного  служащего …………………………

23

2.3. Права, гарантии и экономическое  обеспечение 

       государственного  служащего …………………………………………….

 

27

2.4. Обязанности и ответственность  государственного служащего.

       Ограничения  и запреты для государственного  служащего. ……………

 

31

 

ГЛАВА 3

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В СУБЪЕКТЕ ФЕДЕРАЦИИ ( НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ )

 

3.1. Особенности правового регулирования  государственной

       службы  в субъектах федерации …………………………………………..

3.2. Правовое регулирование  государственной службы 

       и правовой  статус государственного служащего 

       в Волгоградской  области: особенности, проблемы

       пути  решения……………………………………………………………….

 

36

 

 

 

40

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………

 

60

 

Список использованных источников и литературы …………………………

63

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Становление института государственной службы происходит в условиях, когда идет интенсивный пересмотр многих из существовавших представлений о сущности государственной службы, ее организационно-правовом оформлении и практическом осуществлении. В законодательство о государственной службе введены новые понятия, новые профессиональные термины, новые правовые институты. Даже сами исходные понятия "государственная служба" и "государственный служащий" определяются в законодательстве принципиально иначе.

До начала реформы государственной службы 1992-1995 г.г. в законодательстве не было официального определения понятия "государственная служба". В научном обиходе и юридической практике понятие "государственная служба" связывалось с выполнением служащими  государственных организаций трудовой деятельности, предусмотренной занимаемыми должностями и направленной на осуществление задач и функций государства, оплачиваемой им. При этом государственными служащими считались все служащие, которые работали в любой государственной организации, а не только в государственных органах.

Принятие Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации", определившего базовые принципы организации и деятельности государственной службы и закрепившего единство системы государственной службы федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации, остро поставило вопрос о конституционном режиме правового регулирования государственной службы. Федеральным законом дано принципиально новое определение государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. К государственным служащим отнесены только лица занимающие государственные должности в государственных органах, при этом государственные должности разделены на категории  "А", "Б" и  "В".  Исполнение обязанностей по государственным должностям категории "А" к государственной службе не относится, и, соответственно, лица, занимающие указанные должности, государственными служащими не являются. Есть немало и других основополагающих новшеств в организации государственной службы и правовом положении государственных служащих.

Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы  Российской Федерации" в большой степени регулируют вопросы, связанные с установлением и реализацией правового статуса государственных служащих.

Актуальность темы данной аттестационной работы заключается в том, что статус государственных служащих является основным элементом правового института государственной службы. Прочие его структурные образования призваны обеспечивать функционирование профессионального чиновничества (кадрового персонала), они конкретизируют, уточняют правовой статус государственных служащих и позволяют в полной мере реализовать его потенциал.

Правовой статус государственных служащих зависит от условий, в которых протекает государственная служба. Поэтому особенности правового статуса государственных служащих могут определяться и объективно возникшей общественно-политической либо государственно-правовой ситуацией.

Правовой статус государственных служащих включает в себя следующие составляющие: способы замещения государственных должностей; нормирование и организацию труда; требования, предъявляемые к государственным служащим; права, обязанности, ограничения и запреты по должностям; прохождение службы  (аттестация, повышение по службе, присвоение квалификационного разряда, ранга, специального звания); меры стимулирования и ответственности.

Очевидно, что результаты идущих в России социально-экономических, политических и административных преобразований зависят от функционирования государственной службы и от государственных служащих, практически их осуществляющих, а значит и от того правового статуса, которым государственные служащие наделены. Государственные служащие – это представители государственной власти и ее реальные выразители, основной инструмент эффективного осуществления задач и функций государства. Государственные служащие – национальное достояние России, база возрождения и гарант будущего процветания Отечества.

Исторический опыт и современная практика свидетельствуют о том, что государственные служащие должны быть наиболее стабильным социальным элементом общества и государства, носителями государствоведческих, управленческих, юридических и других знаний, опыта и традиций государства. государственные служащие сохраняют их при изменении государственных структур либо при изменении общественно-политической ситуации. Все это и актуализирует проблему правового статуса государственных служащих и усиливает необходимость ориентации государственных служащих на интересы государства и общества.

Целью данной работы является анализ правового положения (правового статуса) государственного служащего как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации (на примере Волгоградской области), попытка выявить некоторые  проблемы правового регулирования и проанализировать кадровый потенциал государственных служащих.

В последние годы идеи формирования государственной службы получили более полное развитие. Теоретическую основу аттестационной работы составили  научные труды советских и российских ученых:                 Д.Л. Бахраха,  В.В. Волошиной, А.Ф. Ноздрачева, Е.В. Охотского, Ю.Н.Старилова,  В.М. Манохина.

  Законодательную базу исследования  составили: Конституция Российской     Федерации,  федеральные   законы,   указы   Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации                                законы субъектов Российской Федерации, законы Волгоградской области, постановления Главы Администрации Волгоградской области, материалы парламентских слушаний от 16.11.2001 г. "О практике применения Федерального закона "Об основах государственной службы в российской Федерации" и развитии законодательства о государственной службе Российской Федерации".

Данная аттестационная работа состоит из введения, трех глав и заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

 

1.1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

Россия имеет многовековую традицию развития государственного управления. В истории страны государство и государственное управление всегда играли в значительной степени самостоятельную, а иногда и решающую роль.

Исторический опыт развития государственной службы России до 1917 г., практика создания единой системы органов государственной службы, принятые в тот период законодательные и нормативные документы по организации функционирования государственного аппарата заслуживают внимания и изучения.

Следует отметить, что в России была создана единая система учреждений государственной службы, которую составляли общегосударственный, региональный, губернский и отраслевой уровни. Корпус чиновников рассматривался как публично-правовой институт, призванный проводить в жизнь государственную политику, служить государству и осуществлять государственную службу на высоком профессиональном уровне.

Глубокое изучение проблем государственной службы и ее правового регулирования практически начинается в настоящее время.

В демократическом обществе  государство является основной формой консолидации общечеловеческих и национальных, социальных и профессиональных ценностей и интересов его граждан. Свои задачи государство решает через государственную службу, являющуюся комплексным правовым и социальным институтом, функционирующим посредством осуществления   людьми     профессиональной  деятельности    по     реализации

компетенции государственных    органов и  государственных должностей. 1

Учитывая особенности и уникальность России, ее государственная служба должна быть единой. Это обусловлено необходимостью сохранения целостности России; согласования всех уровней власти и подсистем государственного управления.

В формировании социально-правового института государственной службы России особая роль отведена Федеральному закону от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации".

Общепринятого определения "государственная служба " в научной юридической литературе нет. Наиболее характерны определения государственной службы:

    • как формы участия граждан в осуществлении целей и функций государства;
    • как формы реализации "связи отношений государства, общества, закона и гражданина;
    • как механизма формирования, реализации и совершенствования институтов государственной власти и государственного управления;
    • как системы государственных органов, имеющих своих служащих для выполнения государственных задач и функций.2

В п.1 ст.2 Федерального закона от 31 июля 1995 г. дается краткое и строгое определение понятия "государственная служба". Государственная служба определяется как профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

В определении понятия "государственная служба" в качестве ведущего  признака выделяется прилагательное "государственная". Государственная служба не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но призвана обеспечивать их практическое осуществление. Поэтому государственный служащий в рамках полномочий по замещаемой должности  всегда выступает от имени государства.

Следующий существенный признак понятия государственной службы – профессиональная деятельность. Под профессиональной деятельностью имеется в виду деятельность, осуществляемая на основе специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате подготовки.

  Государственная служба – это профессия для государственных служащих, которая требует специальной подготовки, получения специального образования. Поэтому они принимаются  "на постоянную работу", им присваиваются квалификационные разряды, звания, ранги.

По Федеральному закону от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ государственная служба – особый вид профессиональной деятельности, и заниматься этой деятельностью  можно лишь в государственных органах; только государственные органы "наделены" правом иметь государственных служащих. Под государственным органом понимается составная часть государственного аппарата, образуемая в установленном законом порядке и наделенная государственными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти.

Поскольку, в соответствии с п.1 ст.2 ФЗ от 31 июля 1995 г. государственной службой является только служба в государственных органах, постольку не является государственной службой профессиональная деятельность по  реализации компетенции государственных организаций, предприятий, учреждений. Не является государственной службой работа в государственных органах на должностях, не относящихся к государственным должностям государственной службы.

Действие Федерального закона от 31 июля 1995 г. распространяется не на всех лиц, занимающихся профессиональной деятельностью по обеспечению полномочий государственных органов, а согласно абз. 2 п.1 ст.2 упомянутого Закона к государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категории "Б" и "В".

Таким образом, согласно действующему законодательству государственная служба осуществляется  государственных органах, правовой статус которых определен Конституцией Российской Федерации и законом, государственными служащими, правовой статус и властная деятельность которых также детально регламентируются законом и иными нормативными актами.

Информация о работе Правовой статус государственного служащего в Российской Федерации