Правовой статус государственного служащего в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

Становление института государственной службы происходит в условиях, когда идет интенсивный пересмотр многих из существовавших представлений о сущности государственной службы, ее организационно-правовом оформлении и практическом осуществлении. В законодательство о государственной службе введены новые понятия, новые профессиональные термины, новые правовые институты. Даже сами исходные понятия "государственная служба" и "государственный служащий" определяются в законодательстве принципиально иначе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

1.1. Понятие, цели и функции государственной службы …………………… 7
1.2. Виды государственной службы ………………………………………….. 12
1.3. Классификация государственных должностей
государственной службы. Группы должностей
государственной службы. Квалификационные
разряды государственных служащих. . …………………………………..

13
ГЛАВА 2
ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

2.1. Понятие государственного служащего. Соотношение понятий
"государственный служащий" и "должностное лицо" ………………….
19
2.2. Правовой статус государственного служащего ………………………… 23
2.3. Права, гарантии и экономическое обеспечение
государственного служащего …………………………………………….
27
2.4. Обязанности и ответственность государственного служащего.
Ограничения и запреты для государственного служащего. ……………
31

ГЛАВА 3
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В СУБЪЕКТЕ ФЕДЕРАЦИИ ( НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ )

3.1. Особенности правового регулирования государственной
службы в субъектах федерации …………………………………………..
3.2. Правовое регулирование государственной службы
и правовой статус государственного служащего
в Волгоградской области: особенности, проблемы
пути решения……………………………………………………………….
36

40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………
60

Список использованных источников и литературы ………………………… 63

Файлы: 1 файл

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА муниципальная служба.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

Понятие функций государственной службы и их виды в нормативном порядке не определены. В литературе этот вопрос имеет лишь постановочный характер.3

Государственная служба органически связана с государством. Она возникает  вместе с государством как институт осуществления государственной власти. В деятельности государственных служащих реально осуществляются функции государства. Но это не означает, что "функции государственной службы в целом адекватны функциям государства…"4

Ясно, что не все виды государственной деятельности относятся к государственной службе. В рамках единой государственной деятельности государственная служба – это лишь один из видов, занимающих строго определенное место, профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

С точки зрения функционального предназначения выделяются следующие цели государственной службы:

    • упорядочение работы государственного аппарата;
    • установление требований к функциям и правомочиям по государственным должностям;
    • определение компетенции и профессиональной подготовленности государственных служащих;
    • регламентация способов и процедур анализа и оценки эффективности функционирования государственного аппарата;
    • формирование условий обеспечения государственных служащих, включая материальные, социальные и правовые гарантии государственной службы.

Под функциями государственной службы понимаются самостоятельные и относительно обособленные основные виды государственно-служебных действий.

Правоприменительная функция. Это реальное претворение в жизнь Конституции Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов государства. Эта функция осуществляется посредством фактического исполнения государственных должностей государственной службы и принятия актов управления об исполнении законов, интерпретации решений Федерального Собрания.

Правотворческая функция. Это разработка и принятие нормативных правовых актов. Государственная служба проявляет себя также в процессе подготовки законов в Федеральном Собрании и в законодательных (представительных) органах власти субъектов Российской  Федерации.

Правозащитная функция. Это обеспечение прав и свобод гражданина. Государственная служба призвана обслуживать потребности и интересы граждан, повышать действенность правовой защиты личности, применять меры государственного принуждения в установленном законом порядке.

Регулирующая функция. Это разработка и реализация государственной политики во всех областях жизни общества. Государственная служба проявляет себя  при подготовке разнообразных конкретных программ государственной деятельности. При этом ее задача – обеспечить согласование различных интересов, имеющих место в обществе.

Организационная функция. Это обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, внутренней согласованности, их стабильного функционирования и эффективного влияния на процессы в обществе.

Государственная служба также должна быть гарантом внепартийности, бескорыстия, компетенции и надежности государственного аппарата.

В совокупности перечисленные функции характеризуют сущность государственной службы.

 

1.2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

 

Под видом государственной службы понимается ее специфика, которая, в сою очередь, обуславливается уровнем, целями и функциями соответствующих государственных органов и производна от них.

В Федеральном законе от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ с учетом федеративных начал организации государственной власти выделяются два вида государственной службы. В п. 3 ст.2 этого Закона предусматривается, что государственная служба Российской Федерации включает в себя:

    • федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;
    • государственную службу субъектов российской Федерации, находящуюся в их ведении.

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся  кадры судебных и правоохранительных органов (п. "л" ч.1 ст.72 Конституции РФ).

В ст. 2 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ ничего не говорится о специальной государственной службе. Этот третий вид государственной службы упоминается в п.2 ст.4, где говорится, что особенности государственной службы в отдельных государственных органах устанавливаются федеральными законами на основании Федерального  закона "Об основах государственной службы Российской Федерации". Имеются в виду государственные органы, связанные с обороной страны, с поддержкой общественного порядка, обеспечения прав и свобод человека. соблюдением определенных правил поведения и деятельности и т.д. Этот вид государственной службы, состоящий из ряда подвидов, охватываемых понятием "специальная государственная служба", в силу его особого характера регулируется специальными законами.

Все виды государственной службы российской Федерации оформлены федеральными законами, хотя каждый вид имеет собственный правовой статус и характерные признаки. Содержание каждого вида государственной службы, его правовое положение определяются также нормативными актами о соответствующем виде государственной службы.

 

1.3.КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ.

ГРУППЫ ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАЗРЯДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

 

Государственные должности, замещаемые государственными служащими, составляют в своей совокупности институт государственной службы. Вне государственных должностей государственной службы не существует. В целях унификации и систематизации государственных должностей в Российской Федерации установлены реестры государственных должностей – Федеральный реестр государственных должностей и реестры государственных должностей субъектов Российской Федерации.

Должности на государственной службе следует различать по правовой форме выражения и закрепления их правового статуса, т.е. закреплены ли они в Конституции РФ, в обыкновенных законах или иных правовых актах.

Должности различаются по органам, их устанавливающим. Одни органы утверждают статус должности -  вводят ее в перечень  государственных должностей, определяют место в организационной структуре, устанавливают оплату труда. Объем же полномочий по этим должностям определяется другими органами (руководителями органов, структурных подразделений), которые осуществляют основные функции руководства отраслями, в которых учреждаемые должности состоят.

Включение должности в структуру государственного органа производится посредством штатного расписания, в котором содержится перечень структурных подразделений, должностей и количество последних как в целом по органу, так и по структурным подразделениям.

В статье 1 Федерального Закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственная должность определяется как "должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей."

Правовой статус государственной должности является неотъемлемой составной частью законодательного регулирования государственной службы и одновременно основой для разработки должностных положений и инструкций государственных служащих и других документов о специальных правах и обязанностях государственных служащих и порядке их деятельности.

Должность может быть признана государственной только в одном случае: если она в структуре государственного органа. Должности, замещаемые на государственных (унитарных) предприятиях, в учреждениях, организациях не являются государственными.

 

Все государственные должности подразделяются в Федеральном законе от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ на категории "А", "Б" и "В".

Понятием государственные должности категории "А" охватывают должности трех видов.

Первый. Это государственные должности Российской Федерации. Они устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий органов федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Сводный перечень наименований государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, утвержден Указом Президента РФ от 11 января 195 г. № 32 "О государственных должностях в Российской Федерации".5 Всего в Сводном перечне 38 должностей.

Второй вид государственных должностей категории "А" составляют должности субъектов Российской Федерации, которые устанавливаются конституциями и уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий их государственных органов. Как правило,  их перечень в систематизированном виде содержится в законах субъектов РФ о государственной службе.

Третий вид государственных должностей категории "А" составляют государственные должности, обозначенные в Федеральном законе как             "… и другие".6

Государственные должности категории "Б" учреждаются в установленном законодательством российской Федерации порядке, замещаются путем назначения, для того, чтобы непосредственно обеспечивать исполнение полномочий лиц, замещающих должности категории "А". Полномочия лиц, занимающих должности категории "Б", прекращаются с окончанием срока пребывания лица на государственной должности категории "А", деятельность которого они непосредственно обеспечивали.

Особенность регламентации государственных должностей категории "В" состоит в том, что хотя их унифицированные наименования и предусмотрены  в реестре государственных должностей федеральных государственных служащих (часть II), в реестрах государственных должностей государственных служащих субъектов РФ, но учреждаются  и ликвидируются они государственными органами самостоятельно и включаются в штатные расписания. Наименование должности не может быть изменено, так как оно установлено Реестром.

Во всем мире существует иерархия должностей в системе государственного управления и соответствующая "пирамида" должностных лиц. Чем большим объемом полномочий обладает государственный служащий, чем выше размещается его должностная "ступенька" в иерархической "пирамиде" власти, тем большим объемом знаний, навыков и умений он должен обладать. Отсюда вытекает необходимость дифференциации государственных должностей.

 В Российской Федерации государственные  должности государственной службы согласно  статье 6 Федерального закона от 31 июля 1995 г. подразделяются на 5 групп:

    • высшие государственные должности государственной службы           (5-я группа);
    • главные государственные должности государственной службы           (4-я группа);
    • ведущие государственные должности государственной службы           (3-я группа);
    • старшие государственные должности  государственной службы            (2-я группа);
    • младшие государственные должности государственной службы         (1-я группа).

В квалификационные требования к служащим, замещающим государственные должности государственной службы, включаются требования: к уровню профессионального образования с учетом группы и специализации государственных должностей государственной службы; стажу и опыту работы по специализации; уровню знаний Конституции РФ, федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов РФ применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Одна из фундаментальных основ государственной службы –квалификационные разряды государственных служащих. Это новое в  российском законодательстве.

Квалификационный разряд государственного служащего – это персонально присваиваемый на основании аттестации или по результатам государственного квалификационного экзамена чин (служебный разряд), соответствующий служебному положению (занимаемой должности), уровню профессиональной и дополнительной специальной подготовки, выслуге лет, принадлежности к определенному ведомству и заслугам.

Квалификационные разряды имеют пять наименований: референт, советник, советник Российской Федерации, государственный советник Российской Федерации и действительный государственный советник Российской Федерации. В каждой группе разрядов предусматривается три степени градации : 1, 2 и 3-й класс. Таким образом, всего квалификационных разрядов 15.

Для отдельных видов государственной службы в соответствии с федеральным законодательством вводятся другие квалификационные разряды, воинские, специальные звания, дипломатические ранги.

Порядок присвоения квалификационных разрядов, сохранения их при переводе на иные должности должен регулироваться федеральным законодательством. Однако, в силу отсутствия такового, принимаются нормативные акты, утверждаемые Указами Президента РФ. Так Указом от       22 декабря 1993 г. № 2267 – Положение о федеральной государственной службе, Указом от 9 марта 1996 г. № 353 – "Об утверждении положения о проведении аттестации федерального государственного служащего.

Информация о работе Правовой статус государственного служащего в Российской Федерации