Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 14:09, курсовая работа
Становление института государственной службы происходит в условиях, когда идет интенсивный пересмотр многих из существовавших представлений о сущности государственной службы, ее организационно-правовом оформлении и практическом осуществлении. В законодательство о государственной службе введены новые понятия, новые профессиональные термины, новые правовые институты. Даже сами исходные понятия "государственная служба" и "государственный служащий" определяются в законодательстве принципиально иначе.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
1.1. Понятие, цели и функции государственной службы …………………… 7
1.2. Виды государственной службы ………………………………………….. 12
1.3. Классификация государственных должностей
государственной службы. Группы должностей
государственной службы. Квалификационные
разряды государственных служащих. . …………………………………..
13
ГЛАВА 2
ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
2.1. Понятие государственного служащего. Соотношение понятий
"государственный служащий" и "должностное лицо" ………………….
19
2.2. Правовой статус государственного служащего ………………………… 23
2.3. Права, гарантии и экономическое обеспечение
государственного служащего …………………………………………….
27
2.4. Обязанности и ответственность государственного служащего.
Ограничения и запреты для государственного служащего. ……………
31
ГЛАВА 3
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В СУБЪЕКТЕ ФЕДЕРАЦИИ ( НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ )
3.1. Особенности правового регулирования государственной
службы в субъектах федерации …………………………………………..
3.2. Правовое регулирование государственной службы
и правовой статус государственного служащего
в Волгоградской области: особенности, проблемы
пути решения……………………………………………………………….
36
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………
60
Список использованных источников и литературы ………………………… 63
Присвоение квалификационных разрядов действительных государственных советников Российской Федерации и государственных советников Российской Федерации производится Указом Президента Российской Федерации.
Присвоение квалификационных разрядов советника Российской Федерации, советника государственной службы и референта государственной службы производится приказами (распоряжениями) руководителей государственных органов.
Государственные служащие сохраняют квалификационный разряд при нахождении на государственной службе, а также после ее прекращения.
ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
2.1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО.
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СЛУЖАЩИЙ"
И "ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО"
После выяснения сущности государственной службы вполне логично перейти к рассмотрению понятия непосредственного носителя данного вида профессиональной деятельности – государственного служащего.
Долгое время понятия "служащий " и "государственный служащий" не имели у нас правового статуса, не разводились по содержанию и должным образом не исследовались в науке.
Предпринималось немало попыток охарактеризовать понятие "государственный служащий". Следует различать понятия "государственный служащий" в широком и узком смыслах слова. В широком смысле "государственный служащий" – это профессиональный работник умственного труда любой государственной организации (управленческого органа, армии, образования, здравоохранения). В узком смысле – профессиональный управленец органов государственной власти; "гражданин РФ, занимающий в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственном органе".7
После принятия 1995 г. Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" понятие "государственный служащий" приобрело достаточно определенное содержание, тождественное узкому смыслу этого слова. Его характеристика дается в гл. I, ст.3 и гл.IV, ст.21.Если обобщить содержание этих двух статей, то можно дать следующее определение данного понятия.
Государственным служащим является гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 18 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Следовательно, государственный служащий занимает аппаратную должность только в органе государственной власти. В соответствии с Федеральным законом от 31.07.1995 № 119-ФЗ не является государственной службой деятельность служащих государственных предприятий и учреждений школ, больниц и т.д.), а также деятельность политических руководителей – Президента РФ, депутатов всех уровней власти, Председателя Правительства РФ, министров, президентов национальных республик, губернаторов, судей всех уровней и иных лиц, занимающих должности категории "А".
В зависимости от характера полномочий, определяющих роль и степень участия государственных служащих в осуществлении государственно-властных функций, они традиционно делятся на руководителей, специалистов(исполнителей) и вспомогательный состав.
Технические исполнители (вспомогательный состав) заняты оформлением документов и хозяйственным обслуживанием. Их служебная деятельность не связана с действиями, влекущими юридические последствия или влияющими на содержание решений государственного органа.
Специалисты (исполнители) – это государственные служащие, имеющие необходимое профессиональное образование и способствующие выполнению задач и функций государственного органа в рамках занимаемой государственной должности и замещающие главные, ведущие, старшие и младшие государственные должности. К категории исполнителей относятся государственные служащие, наделенные полномочиями по осуществлению государственных властных функций, но не имеющие права совершать
служебные юридически - властные акты в качестве управления людьми.8
Возглавляют корпус государственных служащих руководители.
Руководитель – это государственный служащий, занимающий государственную должность, связанную с непосредственным осуществлением задач и функций государственных органов. К этой категории относятся руководители государственных органов и их заместители, руководители структурных подразделений государственных органов и их заместители, лица, наделенные полномочиями принимать решения и давать указания подчиненным им служащим. Все лица, замещающие должности руководителей, являются должностными лицами.
Однако, понятием должностных лиц охватываются не только руководители, но значительно больший круг государственных служащих. Поэтому правовой статус должностных лиц заслуживает специального рассмотрения.
Под должностными лицами в системе государственной службы подразумеваются государственные служащие, обладающие государственно-властными полномочиями, имеющими в своем подчинении других государственных служащих либо распоряжающиеся в административном порядке материальными и денежными ресурсами. Данное определение официально в законодательстве не употребляется и не является общепризнанным в правовой литературе. Законодательство о государственной службе вообще не содержит определения понятия "должностное лицо", хотя категория должностного лица в нем широко используется.
В Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" в п.7 ст. 21 единственный раз упоминается, что назначение на государственные должности государственной службы 1 группы категории "В" производится соответствующим должностным лицом. Но кто из государственных служащих имеет статус должностного лица – не определено.
Специалисты в области трудового права в числе признаков должностного лица называют государственно-властные полномочия, а также право совершать юридически значимые действия.9
Единственной отраслью, в которой давно законодательно определялось данное понятие является уголовное право. И в новом УК РФ, вступившим в действие 1 января 1997 г. в примечании к статье 285 "Злоупотребление должностными полномочиями дается понятие "должностное лицо".
Определение понятия "должностное лицо" для сферы административных правоотношений содержатся в примечании к 2.4. "Административная ответственность должностных лиц" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно:
"Под должностным лицом в
настоящем Кодексе следует
Как видно, действующие законы определяют признаки должностного лица применительно к предмету своего регулирования.
Таким образом, должностными лицами в сфере государственной службы прежде всего присуще выполнение функций административно- распорядительного характера, что является условием реализации компетенции государственного органа. Должностные лица реализуют свои функции непосредственно в отличие от тех государственных служащих, которые выполняют задачи по обеспечению деятельности должностных лиц.
Непосредственный организационно-
2.2. ПРАВОВОЙ СТАТУС
Государственный служащий имеет определенное правовое положение (правовой статус). Для него определены особые условия поступления на государственную службу, прохождение и прекращение службы. Государственный служащий реализует предоставленные ему полномочия и функции как внутри государственной администрации, так и по отношению к внешним субъектам права (гражданам, другим организациям и т.д.).
Все, что связано с государственной службой и государственными служащими должно быть регламентировано в правовых нормах (федеральных и субъектов Российской Федерации). Государственные служащие должны отвечать требованиям, установленным федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
Правовой статус (правовое положение) государственных служащих – это содержание (сущность) государственно-служебных правоотношений. Правовой статус государственных служащих раскрывается через установление их прав, обязанностей, ответственности. С изменением государственно-служебных правоотношений изменяется и правовой статус государственных служащих, например увольнение, отставка служащего, утрата российского гражданства, выход на пенсию и т.д.
Статус государственных служащих – это дифференцированная комплексная система, которая имеет вертикальную и горизонтальную структуру. Вертикальное деление состоит в разграничении: 1) видов государственных служащих, например, в зависимости от занимаемых государственных должностей (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие государственные должности государственной службы); 2) в зависимости от уровня государственной службы (федеральная или в субъектах Федерации). Горизонтальное деление указывает на множество специальных направлений в государственной службе (архивная служба, служба безопасности, военная служба, дипломатическая и т.д.).
Каждый государственный служащий имеет определенный нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов правовой статус, который является центральным элементом правового института государственной службы, поскольку все остальные элементы призваны "обслуживать" функционирование государственной службы и служащих (кадрового персонала). Другие элементы правового института государственной службы конкретизируют, уточняют правовой статус государственных служащих и позволяют в полной мере реализовать его потенциал.
Правовой статус государственных служащих представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности служащих, установленных законодательством и гарантированных государством. Правовой статус государственных служащих регулируется многими федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ, а также другими нормативными правовыми актами.
Специфика выполняемых задач и реализуемых государственными служащими государственных функций и полномочий обусловливает и особенности правового статуса различных категорий государственных служащих. То есть для некоторых видов государственных служащих могут быть установлены законодателем особые правила прохождения государственной службы, специальные права и обязанности, ограничения по службе, специфический порядок проведения аттестации, привлечения к дисциплинарной, административной, материальной ответственности, возможность применения уголовного наказания.
Особый статус различных видов государственных служащих устанавливается специальными нормативными актами, например, законами РФ "О прокуратуре Российской Федерации", "О федеральных органах налоговой полиции", Федеральным законом "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", Положением о федеральной государственной службе.
Правовой статус государственных служащих с изменением условий прохождения государственной службы также изменяется. Например, повышение по службе предоставляет служащему дополнительные полномочия, права и обязанности; устанавливаются дополнительные запреты и ограничения по службе.
Особенности статуса государственных служащих могут определяться и объективно возникшей общественно-политической либо государственно-правовой ситуацией, например введение режима чрезвычайного положения или военного положения. В этих случаях содержание правового статуса государственного служащего также существенно может меняться; служащие могут получать дополнительные полномочия, права; для них могут быть установлены специальные обязанности и особые условия прохождения службы.
Важным является вопрос о моменте приобретения статуса государственного служащего. Законодательством РФ данный вопрос не всегда решается ясно и определенно. Однако очевидно, что статус государственного служащего последний приобретает с момента заключения трудового договора и издания приказа о назначении на государственную должность государственной службы. При проведении конкурса на замещение вакантной должности правовой статус государственный служащий приобретает с момента утверждения результатов конкурса и издания приказа о назначении на должность.
Информация о работе Правовой статус государственного служащего в Российской Федерации