Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:21, курсовая работа
Основной целью данной работы является рассмотрение особенностей государственной службы в Российской Федерации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие государственной службы;
Описать виды и принципы государственной службы;
Раскрыть особенности государственной гражданской службы;
Охарактеризовать военную службу;
Рассмотреть правоохранительную службу как вид государственной службы.
Введение
1. Правовые основы государственной службы
1.1 Понятие государственной службы в РФ
1.2 Виды и принципы государственной службы
2. Правовая характеристика основных видов государственной службы в Российской Федерации
2.1. Особенности государственной гражданской службы
2.2 Характерные черты военной службы
2.3 Правоохранительная служба как вид государственной службы
Заключение
Библиографический список
Практическое задание
Задание 1
Задание 2
Принципы государственной службы – это субъективное понятие. Они формулируются человеком (законодателем), исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране, базируются на основных положениях правовой системы с учётом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства.
Принципы современной государственной службы закрепляются в различных законодательных и других нормативных правовых актах: Конституции РФ, федеральных и других законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, конституциях, уставах и иных законодательных и нормативных актах субъектов РФ. Они реализуются государственными служащими посредствам их практических действий. Принципы государственной службы, установленные в федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации», являются моделью для всех других законодательных и иных нормативных правовых актов, которые также определяют систему принципов публичной службы.
Таким образом, правовой институт государственной службы – это система правовых норм, которая регулирует отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы государственной службы, статуса государственных служащих, гарантий и процедур его реализации, а также механизма прохождения государственной службы.
Выделяют три разновидности государственной службы, которые обусловлены действием принципа федерализма и разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Принципы современной государственной службы закрепляются в различных законодательных и других нормативных правовых актах и являются основой эффективного функционирования данного института.
Согласно Федеральному закону от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).
Для современной России одной из наиболее важных задач является построение эффективного государства, преодоление серьезных недостатков в организации и функционировании системы органов государственной власти. Решение этой задачи требует модернизации государственной гражданской службы, которая должна стать открытой, конкурентоспособной и престижной, ориентированной на результативную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, оказанию государственных услуг, активно взаимодействовать с институтами гражданского общества. Именно государственная гражданская служба призвана претворять в жизнь политику государства в сфере экономики, социального развития, культуры, образования.
Особенно возрастает роль государственной гражданской службы в условиях финансово-экономического кризиса, когда от профессионализма, коррупционной устойчивости, умения служащих своевременно и эффективно решать задачи государственного управления, оказывать качественные публичные услуги зависит и нормальное функционирование рыночной экономики, и сохранение социальной стабильности в обществе, и обеспечение и защита законных прав и интересов граждан.
Реформированию и развитию государственной гражданской службы, совершенствованию законодательства в этой сфере уделяется большое внимание. В период с 2002 по 2007 г. реализовывалась Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации», в рамках которой созданы законодательные основы единой системы государственной службы Российской Федерации, сформирована гражданская служба как вид государственной службы, произведено масштабное обновление законодательства: приняты федеральные законы от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ряд указов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе.
Анализ ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» свидетельствует о том, что основная масса регулятивных полномочий закреплена как за Российской Федерацией, так и за субъектами Российской Федерации. Однако в этом Законе недостаточно четко прослеживаются основания отнесения тех или иных вопросов государственной службы к полномочиям Российской Федерации и к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Разграничение полномочий по вопросам гражданской службы между уровнями власти должно основываться на решении следующих задач:
1) построение целостной системы государственной гражданской службы, основанной на единых принципах регулирования вопросов прохождения службы, установления ограничений на гражданской службе, оплаты служебной деятельности, предоставления государственных социальных гарантий, независимо от уровня и вида гражданской службы;
2) ликвидация противоречий в законодательстве о государственной службе путем создания комплексной нормативной правовой основы регулирования гражданской службы на базе федеральных законов прямого действия;
3) обеспечение стабильности гражданской службы;
4) обеспечение государством реализации гражданами конституционного права на равный доступ к государственной гражданской службе.
Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:
1. соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;
2. установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов;
3. учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;
4. соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.
Государственная гражданская служба Владимирской области - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Владимирской области по обеспечению исполнения полномочий Владимирской области, а также государственных органов Владимирской области и лиц, замещающих государственные должности Владимирской области (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи)[7].
Гражданская служба может быть общефункциональной — это осуществление общих, традиционных, «стандартных» для всякой сферы деятельности государственно-служебных функций, не отличающихся отраслевой спецификой (например, деятельность персонала в администрации области, ее отделах и департаментах, в министерствах, государственных комитетах, комитетах и т.д.); специальной — это реализация особо установленных в нормативных правовых актах полномочий служащих, занимающих должности в государственных органах, имеющих ярко выраженную отраслевую компетенцию, которая налагает отпечаток на практическую деятельность персонала (например, судейская, дипломатическая служба, служба на железнодорожном транспорте, деятельность государственного нотариуса) Гражданская служба и милитаризованная могут включать в себя различные подвиды этих служб, которые объективно необходимы государству и созданы им для реализации специальных функции и особой внутриотраслевой компетенции.
Классификация должностей гражданской службы включает в себя следующие категории:
1) руководители — должности руководителей и их заместителей государственных органов;
2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий, и замещаемые на определенный срок;
3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным квалификационным требованиям по должностям гражданской службы. Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет. Прием на гражданскую службу производится на условиях Служебного контракта по результатам конкурса, если иное не установлено указанным Федеральным законом. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. Порядок проведения конкурсов определяется указанным Федеральным законом и Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 112.
Обеспечение эффективности гражданской службы рассматриваемый Федеральный закон возлагает на специальные органы по вопросам государственной службы и кадровые службы государственных органов. На федеральном уровне координацию деятельности по реализации задач, возложенные на гражданскую службу должен выполнять орган по управлению государственной службой.
Учитывая, что гражданская служба осуществляется не только в органах исполнительной, но и законодательной и судебной власти, будет правильным установить, что федеральный орган по вопросам гражданской службы и его состав, определяется Президентом РФ.
В Закон «О государственной гражданской службе РФ» следует внести изменения, касающиеся развития механизма формирования обобщённых показателей эффективности и результативности деятельности госорганов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения их исполнения, создания общего для государственных органов и гражданских служащих кадрового резерва, предупреждения коррупции, заключения срочного служебного контракта, а также реформирования системы денежного содержания государственных гражданских служащих. В частности, должен быть установлен особый порядок оплаты труда гражданских служащих в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте.[8]
Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны, инженерно - технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации и создаваемых на военное время специальных формированиях.
Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.
Деятельность военнослужащих (военная служба) носит государственный характер. Поэтому военной службе присущи все основные признаки государственной службы: деятельность в составе государственных органов и организаций; военнослужащие, выполняя специфические задачи, в соответствии с законодательно закрепленными за государственными органами функциями, действуют от имени и в интересах государства; взаимоотношения военнослужащих строятся на основе характерных для государственной службы отношений власти и подчинения; правовое положение военнослужащих, порядок прохождения военной службы определяются государством; военнослужащие обеспечиваются соответствующими видами довольствия, представляющими собой форму вознаграждения за труд.
Отличительной чертой военной службы является высокая степень ответственности за исполнение каждым военнослужащим своих служебных обязанностей.
Наиболее характерной особенностью военной службы является беспрекословность служебного подчинения, точное и своевременное исполнение приказов и распоряжений. В соответствии с Уставом внутренней службы ВС РФ одним из принципов строительства Вооруженных Сил Российской Федерации является единоначалие. Оно заключается в наделении командира всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности части, подразделения и каждого военнослужащего. Единоначалие выражается в праве командира единолично принимать решения, отдавать приказы в соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение. Обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение командиру и неисполнение его приказа является воинским преступлением.