Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:58, реферат
В жизни любого общества и любого государства могут возникнуть ситуации, несущие угрозу существованию и того, и другого. Это могут быть чрезвычайные природные катаклизмы, подобные землетрясению 1988 г. в Армении или памятному урагану 2005 г. в США, а также различные социальные явления, приобретающие разрушительные черты, например массовые беспорядки и терроризм . Постоянное развитие науки и техники наряду с многочисленными благами цивилизации порождает и риски утраты контроля со стороны человека за своими достижениями.
Введение
В жизни любого общества и любого
государства могут возникнуть ситуации,
несущие угрозу существованию и
того, и другого. Это могут быть
чрезвычайные природные катаклизмы,
подобные землетрясению 1988 г. в Армении
или памятному урагану 2005 г. в
США, а также различные социальные
явления, приобретающие разрушительные
черты, например массовые беспорядки и
терроризм . Постоянное развитие науки
и техники наряду с многочисленными благами
цивилизации порождает и риски утраты
контроля со стороны человека за своими
достижениями. Побочными результатами
прогресса становятся масштабные техногенные
катастрофы, распространяющие негативные
последствия далеко за пределы того места,
где произошел непосредственный технологический
сбой. Примером является авария 1986 г. на
Чернобыльской АЭС, стремительно переродившаяся
из локального чрезвычайного происшествия
в катастрофу планетарного масштаба. И,
наконец, кульминацией чрезвычайных ситуаций
является война или угроза ее возникновения.
Чрезвычайность ситуации независимо от
ее основы (природная, социальная, техногенная,
война или угроза войны) предполагает
и чрезвычайность мер, направленных на
ее скорейшее разрешение. Такими мерами,
в частности, могут выступать ограничения
отдельных прав и свобод граждан. Так,
существенно возросшая в конце прошлого
– начале нынешнего столетия актуальность
исследования проблемы возможных ограничений
отдельных прав и свобод граждан в период
чрезвычайных ситуаций, обусловленная
причинами объективного характера (среди
которых выделяется необходимость принятия
законодательных мер по противодействию
международному терроризму и другим новым
угрозам), вызывает необходимость разработки
концептуальных подходов к формированию
теории ограничения прав и свобод граждан
. В рамках таких научных исследований
важное значение имеет определение основных
принципов, которыми должно руководствоваться
государство при применении подобной
меры реагирования, имеющей не только
вынужденный, но и исключительный по своему
содержанию характер. В этом заключается
актуальность данной работы.
Таким образом, цель данной
работы – определить сущность специальных
административно-правовых режимов Российской
Федерации.
Для достижения поставленной цели
нужно решить следующие задачи: определить
понятие специального административно-правового
режима; определить конституционно-правовые
основы различных административно-правовых
режимов.
Понятие и признаки специальных административно-правовых режимов
Специальные
административно-правовые режимы являются
одной из разновидностей особых правовых
режимов, действующих в сфере
публичного права, и несут в связи
с этим соответствующую функционально-
Основаниями
для установления САПР выступают
экстраординарные ситуации социального
и природно-техногенного характера,
создание объекта — носителя САПР
(образование заповедника, создание
пункта пропуска через государственную
границу), возникновение иных факторов,
требующих режимного
САПР
могут быть рассмотрены как институт
административного права. Их правовой
основой выступают Конституция
РФ, федеральные законы, указы Президента
РФ и постановления Правительства
РФ, акты федеральных органов
Среди них
выделяются акты, специально посвященные
одному виду САПР — о ветеринарии,
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения, чрезвычайном положении, исключительной
экономической зоне, закрытом административно-
Нельзя недооценивать роль конституционных норм. Во-первых, Конституция РФ осуществляет первичную легализацию таких САПР, как чрезвычайное и военное положение, режимов государственной границы, пограничных зон, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа, особо охраняемых природных территорий (ст. 71—72, 87—88). Во-вторых, в Конституции РФ закреплены основополагающие положения и принципы функционирования САПР — принцип неприкосновенности основных прав и свобод (ч. 3 ст. 56), основания ограничения прав и свобод (ч. 3 ст. 55), принцип официального установления, отнесение САПР к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.
В законах определяются вид правового режима и его носитель, основания введения, субъект, осуществляющий режимное управление, режимные меры, правила режимной деятельности.
Поскольку
САПР в основном связаны с ограничением,
принуждением, ответственностью, их первичное
юридическое закрепление
Тем не менее,
без последующей конкретизации
законов применительно к
САПР устанавливается в том случае, когда иные меры административно-правового регулирования не могут обеспечить должный правовой порядок (обеспечить безопасность, охрану, нормализовать обстановку), добиться необходимого правового состояния социального объекта. Это достигается с помощью таких средств, как: дополнительные запреты и обязывания, причем режим не просто ограничивает какое-либо поведение, а предусматривает превентивный контроль за исполнением этого требования; специальные административные меры, направленные на установление и поддержание режимных правил — государственная экспертиза, государственный мониторинг, государственная регистрация, лицензирование; разрешительный способ и тип реализации прав и свобод, выполнения хозяйственной деятельности, предполагающий предварительное обращение с просьбой предоставить возможность осуществить те или иные права. Такой порядок зачастую связан с должностным усмотрением лица, который может отказать в выдаче разрешения, если посчитает это нецелесообразным; система контроля и надзора за выполнением режимных требований физическими, юридическими лицами, а также должностными лицами. К ним относятся сплошная и выборочная проверка соблюдения правил, оперативно-розыскные мероприятия, пресекательные меры и меры ответственности; организационно-техническое обеспечение установленных режимных правил, позволяющее эффективно предупреждать, выявлять и пресекать их нарушения. К таким мерам можно отнести использование транспортных средств, связи, специального оборудования, предназначенного для досмотра, осмотра местности и т. п.
Многие
правовые режимы законодатель определяет
как комплексные, используя категории
особый правовой режим, особый режим, специальный
режим охраны. Тем самым подчеркивается,
что, во-первых, в конструировании этих
режимов принимают участие нормы нескольких
отраслей права — конституционного, административного,
международного, муниципального, финансового
права и, во-вторых, эти режимы затрагивают
различные по характеру права и обязанности
субъектов режимного регулирования. Это
касается режима исключительной экономической
зоны, закрытого административно-
Итак, к признакам САПР относятся:
а) сфера их применения — они устанавливаются в сфере деятельности публичной администрации, в связи с выполнением органами государственной власти и местного самоуправления своих обязанностей обеспечить безопасность, охрану, защиту;
б) предписания, образующие режимные правила, состоят из запрещающих и обязывающих административно-правовых норм, ограничивающих общую правосубъектность физических и юридических лиц;
в) обязательными субъектами особых правовых режимов являются исполнительные органы государственной или муниципальной власти;
г) при
регулировании правоотношений, возникающих
между населением и публичной
администрацией по поводу соблюдения
режимных правил, применяется административно-
д) нарушение правил режима влечет за собой меры дисциплинарного и административного принуждения.
Регулятивные
свойства САПР проявляются в использовании
специального административного
Они делают
прозрачными применяемые
Виды специальных
Административно-правовые
режимы широко распространены в сфере
публичного управления и отражают многообразие
выполняемых органами исполнительной
власти задач и функций. Чем более
развита система
Классификация
САПР призвана помочь законодателю систематизировать
имеющийся в распоряжении органов
власти административно-правовой инструментарий,
с тем, чтобы своевременно реагировать
на возникновение различных
В зависимости от подведомственности САПР могут быть разделены на три группы: федеральные режимы, устанавливаемые и регулируемые федеральными органами государственной власти; региональные режимы, устанавливаемые органами государственной власти субъектов РФ; местные режимы, устанавливаемые органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Некоторые виды могут находиться во всех трех группах (режим чрезвычайной ситуации природно-техногенного характера, режимы особо охраняемых природных территорий).
Если в качестве критерия разграничения выбрать объект — носитель режима, то выделяются:
а) территориальные
режимы — режим закрытого
б) объектовые режимы — режим объекта атомной энергетики, режим водохранилища, режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог и др.;
в) режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющие важное государственное значение, — режимы оружия, наркотических веществ, ядов, документов, содержащих государственную тайну, паспортный режим;
г) функционально-деятельностные режимы — режимы деятельности органов МЧС России, противопожарный режим, эвакуационный режим, режимы контртеррористической операции, таможенные режимы.
Информация о работе Понятие и признаки специальных административно-правовых режимов