Понятие и признаки специальных административно-правовых режимов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:58, реферат

Краткое описание

В жизни любого общества и любого государства могут возникнуть ситуации, несущие угрозу существованию и того, и другого. Это могут быть чрезвычайные природные катаклизмы, подобные землетрясению 1988 г. в Армении или памятному урагану 2005 г. в США, а также различные социальные явления, приобретающие разрушительные черты, например массовые беспорядки и терроризм . Постоянное развитие науки и техники наряду с многочисленными благами цивилизации порождает и риски утраты контроля со стороны человека за своими достижениями.

Файлы: 1 файл

Понятие и признаки специальных административно (2).docx

— 55.61 Кб (Скачать)

В период действия военного положения могут в той мере, в какой это необходимо для  обеспечения обороны страны и  безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан РФ, иностранных граждан, лиц без  гражданства, деятельность организаций  независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права  их должностных лиц. На граждан, организации  и их должностных лиц могут  возлагаться дополнительные обязанности.

На территории, на которой  введено военное положение, референдумы  и выборы в органы государственной  власти и органы местного самоуправления не проводятся.

Граждане, находящиеся на территории, на которой введено военное  положение, обязаны: выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам; являться по вызову в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы военного управления, обеспечивающие режим военного положения, а также в военные комиссариаты административно-территориальных образований, где они проживают; выполнять требования, изложенные в полученных ими предписаниях, повестках и распоряжениях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц; участвовать в порядке, установленном Правительством РФ, в выполнении работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлении поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, вступать в специальные формирования; предоставлять в соответствии с федеральными законами необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующей выплатой государством стоимости указанного имущества.

В условиях военного положения  может изменяться организация управления различными объектами, даже не имеющими прямого военного назначения.

Организации в период действия военного положения обязаны: предоставлять  в соответствии с федеральными законами необходимое для нужд обороны  имущество, находящееся в их собственности, с последующей выплатой государством стоимости указанного имущества; выполнять  задания (заказы) в целях обеспечения  обороны и безопасности Российской Федерации в соответствии с заключенными договорами (контрактами).

 

 

 

 

Режим закрытого  административно-территориального образования

Согласно Закону РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» в территориальных образованиях, в пределах которых расположены  промышленные предприятия, связанные  с производством ядерного оружия, радиоактивных материалов, военные  и иные объекты, требующие принятия специальных мер по обеспечению  их безопасного функционирования и  охраны государственной тайны, устанавливается  особый правовой режим.

Решение о создании или  упразднении ЗАТО принимается Президентом РФ по представлению Правительства РФ. ЗАТО является административно-территориальной единицей, в которой действуют органы местного самоуправления, однако его территория может не совпадать с территорией субъектов РФ и районов, входящих в их состав. Эта территория определяется исходя из необходимости надлежащего обеспечения особого режима, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов, входящих в состав ЗАТО или прилегающих к его территории.

Функционирование ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам установления административной подчиненности и границы, полномочий органов государственной власти субъектов РФ в отношении закрытого образования, обеспечения действия особого режима, в том числе ограничение прав граждан и организаций.

Особый режим ЗАТО устанавливается в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты сведений, составляющих государственную тайну, пресечения противоправных действий в отношении охраняемых предприятий и объектов, обеспечения безопасных условий для работы и проживания граждан, защиты окружающей среды.

Особый  режим ЗАТО включает:

  • режим запретной зоны и режим контролируемой зоны — границы запретной и контролируемой зон обозначаются хорошо видимыми знаками, надписями, оборудуются заграждениями и техническими средствами охраны;
    • ограничения на въезд и постоянное проживание;
  • ограничения на полеты летательных аппаратов над территорией закрытого образования;
  • ограничения на ведение хозяйственной и предпринимательской деятельности, владение, пользование и распоряжение землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом.

Режим запретной зоны устанавливается внутри территории ЗАТО вокруг предприятия или объекта и предназначен для исключения доступа граждан на указанную территорию без производственной необходимости. Ответственность за организацию и обеспечение особого режима в запретной зоне возлагается на начальника предприятия или объекта.

Режим контролируемой зоны устанавливается на всей территории ЗАТО (за исключением территории объекта) для ограничения доступа граждан на данную территорию. Для осуществления санкционированного доступа граждан и проезда транспортных средств оборудуются контрольно-пропускные пункты6.

Для постоянного проживания на территории ЗАТО разрешается въезд гражданам, если они заключили трудовой договор с администрацией объекта или иными юридическими лицами, расположенными на территории закрытого образования, военнослужащим и сотрудникам ОВД, проходящим службу на территории ЗАТО, а также членам семей указанных лиц. Кроме того, въезд разрешается лицам, постоянно проживающим в населенных пунктах, входящих в состав ЗАТО.

Для временного пребывания на территории контролируемой зоны разрешается  въезд гражданам, которые являются родственниками лиц, постоянно проживающих  на территории ЗАТО, заключили трудовой договор с юридическими лицами, расположенными на территории закрытого образования, имеют на территории ЗАТО недвижимое имущество. В случае производственной необходимости или для удовлетворения социально-культурных потребностей жителей закрытого образования может быть разрешен въезд и иных лиц.

Граждане, утратившие трудовые отношения с организациями, находящимися на территории закрытого образования, могут быть переселены за пределы  ЗАТО.

Пропускной режим на территорию ЗАТО включает порядок входа и выхода граждан, въезда и выезда транспортных средств, ввоза и вывоза грузов, документов и материальных ценностей; перечень должностных лиц, имеющих право на выдачу соответствующего вида пропусков, контроль за обоснованностью выдачи пропусков, своевременностью их изъятия и погашения.

Особый режим ЗАТО обеспечивается совместными решениями руководителя органа местного самоуправления, начальника объекта, руководителя территориального органа ФСБ России, начальника органа внутренних дел, расположенных на территории закрытого образования. Представители названных органов власти создают комиссию, которая устанавливает виды и систему охраны территории, состав сил и средств, привлекаемых для поддержания режима, порядок функционирования контрольно-пропускных пунктов.

Для поддержания особого  режима привлекаются воинские подразделения, подразделения военизированной  охраны объекта, а также подразделения  органов внутренних дел, дислоцированные  на территории закрытого образования.

 

 

 

 

 

 

 

Режим охраны Государственной  границы Российской Федерации

Процесс обретения Россией  государственности включает процесс  обретения границ. Любое государство  обеспечение своей безопасности начинает с государственной границы. Протяженность Государственной  границы Российской Федерации на суше, по воде — 58 тысяч километров. Большая часть этой линии —  бывшие границы СССР, но велика протяженность  и новых границ — с бывшими  союзными республиками.

Понятие государственной  границы определяется тремя критериями: фактическим, юридическим, техническим.

Фактический критерий — это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории Российской Федерации, т. е. пространственный предел действия ее государственного суверенитета.

Юридическая граница России закрепляется международными договорами, законодательными актами Российской Федерации  и бывшего СССР, Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации».

Технический критерий — это обозначение соответствующей линии на местности, обустройство границы, организация ее охраны.

Государственная граница  выполняет две основные функции: обеспечивает безопасность страны и  служит передовой линией контактов  с другими странами, способствует установлению добрососедских отношений  с ними. Охрана государственной границы  — важное условие защиты политических, экономических интересов и безопасности России. Ее эффективность зависит  от умелого использования юридического инструментария, закрепления надежного  режима охраны, выделения для этого  необходимого количества средств, создания специальных служб (пограничной, таможенной, карантинной, ПВО и др.), успешно  взаимодействующих между собой  и другими государствами, муниципальными службами.

Политическая охрана преследует цель не допустить незаконное пересечение  границы людьми, транспортными средствами; задача экономической охраны — предотвращение незаконного перемещения через  границу предметов, продукции духовного  творчества, а санитарная охрана нужна, чтобы через границу ни в ту, ни в другую сторону не распространялись инфекции, опасные для людей, фауны  и флоры.

Режим охраны границы состоит из следующих  элементов:

1) режима границы;

2) пограничного режима;

3) режима в пунктах  пропуска через границу;

4) особых полномочий пограничных  войск, войск ПВО и Военно-морского  флота.

Режим Государственной границы включает правила:

а) ее содержания, которыми регулируется порядок сохранения и поддержания  в исправном состоянии пограничных  знаков, их контрольных осмотров, оборудования и содержания пограничных просек;

б) пересечения границы  лицами и транспортными средствами. На суше оно осуществляется на путях  международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами или решениями  Правительства  РФ.   Этими  актами  может определяться время  пересечения границы, порядок следования от границы до пункта пропуска через  нее и в обратном направлении. Мирный проход через территориальные  воды Российской Федерации иностранных  невоенных судов и военных  кораблей разрешен по установленным  морским коридорам; воздушные суда пересекают границу и следуют  в глубь страны по специально выделенным воздушным коридорам пролета;

в) перемещения через Государственную  границу грузов, товаров и животных;

г) пропуска лиц, транспортных средств, товаров, животных в специально установленных пунктах. Этими правилами  предусматриваются проверки законности пересечения (пограничный, таможенный, санитарный контроль), а также выдача разрешений на пересечение;

д) ведения хозяйственной, промысловой и иной деятельности, которая не должна создавать помехи содержанию границы;

е) разрешения инцидентов, связанных  с нарушением режима государственной  границы.

Лица, воздушные суда, невоенные  морские, речные суда и военные корабли, другие транспортные средства, пересекшие границу в нарушение установленных  правил, признаются нарушителями Государственной  границы.

Иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие статуса  лиц, проживающих или пребывающих  на территории РФ, пересекающие границу  с территории иностранного государства, при наличии в их действиях  признаков преступления или административного  правонарушения привлекаются к ответственности. В случаях когда в отношении этих лиц отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях и они не пользуются правом получения политического убежища, пограничные войска в официальном порядке передают их властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу.

Прибывшие в пункты пропуска через Государственную границу  граждане РФ, утратившие документы  на право въезда в Российскую Федерацию  в период пребывания за границей, оставляются  в пунктах пропуска через Государственную  границу на время, необходимое компетентным органам для установления их личности и уточнения обстоятельств утраты документов.

Для разрешения вопросов соблюдения режима границы, Урегулирования пограничных  инцидентов на определенные Участки  Государственной границы Правительством РФ назначаются пограничные представители  Российской Федерации.

Информация о работе Понятие и признаки специальных административно-правовых режимов