Понятие и виды административно-правовых методов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:22, контрольная работа

Краткое описание

В общепринятом понимании метод означает способ, приём практического осуществления чего- либо.
Применительно к государственно- управленческой деятельности под методом понимается способ, приём практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительными органами ( должностными лицами ) на основе закреплённой за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме.

Оглавление

Введение 2
1. Понятие административно-правовых методов 3
2. Виды административно-правовых методов 6
3. Убеждение и принуждение как методы правового регулирования 9
4. Меры административного принуждения и их классификация 12
Заключение 18
Список используемой литературы 19

Файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 40.38 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение 2

1. Понятие административно-правовых  методов 3

2. Виды административно-правовых  методов 6

3. Убеждение и принуждение  как методы правового  регулирования 9

4. Меры административного  принуждения и  их классификация 12

Заключение 18

Список  используемой литературы 19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В общепринятом понимании метод означает способ, приём практического осуществления чего- либо.

      Применительно к государственно- управленческой деятельности под методом понимается способ, приём практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительными органами ( должностными лицами ) на основе закреплённой за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме. В подобном виде "метод" позволяет получить необходимое представление о том, как функционирует механизм исполнительной власти, как практически осуществляются управленческие функции, с помощью использования каких средств. Данная категория имеет в силу этого прямое отношение к характеристике сущности процесса реализации исполнительной власти, являясь одним из её непременных элементов. Она служит также целям придания управлению динамики.

      Следовательно, метод управления есть средство практического осуществления функций государственно- управленческой деятельности, достижения её целей.

      Методы  любой деятельности разнообразны. В  равной степени это относится и к методам управления, ибо различны по своему назначению субъекты исполнительной власти, различны и находящиеся под их воздействием объекты. Но это не исключает возможности определённым образом титуировать в их интересах присущие им наиболее значимые свойства и специфические черты. 
 
 

1. Понятие административно-правовых  методов

 

     Под методом обычно понимают способ или  средство достижения поставленной цели. В соответствии с этим административно-правовыми методами являются способы и приемы непосредственного Целенаправленного воздействия исполнительных органов (должностных лиц) согласно закрепленной за ними компетенции, в установленных пределах и в определенной форме на подчиненные им органы и граждан.

     Методы  проявляются в формах управления, через взаимодействие субъектов  и объектов управления, сложившиеся  между ними связи. В них отражаются воля государства, полномочия юридически властного характера, принадлежащие  исполнительным органам. Поэтому методы управления юридически оформлены, закреплены административно-правовыми нормами.

     Правильное  понимание методов возможно на основании  и в связи с функциями управления. Любая функция, требующая реализации, представляет собой конкретную цель управления и действия, обусловленные  задачами ее осуществления. Поэтому  она является частью управленческой деятельности. Это дает возможность  отделить методы управления от понятий, которые употребляются в аналогичном  к ним понимании. Например, планирование, контроль, учет и иные подобные им действия являются функциями управления. Но, взятые как отдельные приемы какой-нибудь из функций управления, они представляют собой уже методы управления. Их оптимальный выбор в конкретных условиях обеспечивает эффективную  деятельность органа управления.

     В результате значительного разнообразия субъектов исполнительной власти и  объектов, которые находятся под  их влиянием, методы управления также  отличаются разнообразием. Но это не исключает имеющихся у них  общих черт. Наиболее характерны для  методов управления: 1) способы влияния  исполнительного органа (должностного лица) на подчиненный ему орган  и граждан; 2) выражение государственного публичного интереса, руководящей роли государства; 3) способы достижения цели; 4) способы организации, приемы реализации функций, которые возникают в процессе осуществления совместной деятельности; 5) способы реализации компетенции.

     При этом приемы и способы, используемые для реализации управленческих задач, стоящих перед субъектом исполнительной власти, прямо зависят не только от его правового статуса, но и  от особенностей адресата — объекта  управления (формы собственности, индивидуального  или коллективного характера  и др.). Эти методы, правильно объединенные, создают единую взаимосвязанную  систему способов воздействия. Вместе с тем это не исключает и  противоречий, возникающих тогда, когда  те или иные методы используются или  вопреки объективным условиям, или  неоправданно широко. Методы управления, выражающие разные аспекты практической деятельности того или иного исполнительного  органа (должностного лица), дают ответ  на вопрос: как он действует, реализуя свои полномочия, как использует разные способы достижения поставленной цели? От умения их выбирать и применять  зависит эффективность управленческой деятельности.

     В практической деятельности исполнительных органов (должностных лиц) в целях  выработки наиболее эффективного варианта используются определенные приемы и  способы управленческой работы. Как  правило, до принятия управленческого  решения применяется моделирование, осуществляются расчеты, прогнозируется возможность достижения соответствующих  результатов и т. д. Однако относить их к методам управления нет оснований, ибо они не выражают непосредственного  управленческого влияния, не воздействуют на объект управления. Таким образом, действия, имеющие внешне юридически властное значение и выражение, следует  отличать от методов организации  работы аппарата управления и методов  процедурного характера.

     Методы  управленческого воздействия —  это административно-правовые методы. Именно в них проявляются все  качества государственно-управленческой деятельности, в пределах которой  реализуется исполнительная власть.

     С помощью административно-правовых методов субъект исполнительной власти осуществляет управленческое влияние  на объект путем использования административно-правовых форм управления.

     В административном праве общепризнано, что метод и форма управления — взаимосвязанные стороны процесса управления. Именно в соответствующей  форме метод управления реально  выполняет роль способа (средства) управляющего влияния. Форма управления дает жизнь  методам, а через них — и  функциям управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Виды  административно-правовых методов

     В связи с переходом к рыночным отношениям, коренными изменениями  в механизме государственного управления и организационно-правового статуса  субъектов управления особую актуальность приобретает проблема административно-правовых методов. Под действием происходящих изменений меняется также система  правовых методов, применяемых для  обеспечения эффективного государственного влияния на управленческую деятельность. Эти изменения отображаются как  в законодательстве, так и в  управленческой деятельности, методах  ее практического осуществления.

     Традиционно управленческие методы в целом делятся  на научные и ненаучные, демократические  и диктаторские, государственные  и общественные, административные и  экономические, прямого и непрямого  действия. В результате того, что  одни методы имеют общий характер, присущий всем видам государственной  деятельности, всем государственным  органам, а другие — лишь отдельным  из них, методы управления разделяются  на общие и специальные. К общим  методам, как правило, относятся  методы убеждения и принуждения, административного и экономического влияния, надзора и контроля, прямого  и непрямого влияния, регулирования, руководства и управления (в том  числе оперативного).

     Такие универсальные методы, как убеждение  и принуждение, издавна привлекают внимание ученых. Взаимодополняя друг друга, эти методы обеспечивают должное  поведение участников управленческих отношений. Они взаимосвязаны, имеют  объективный характер, между ними существует диалектическое единство, степень их использования определяется уровнем развития общественных отношений.

     Административные  методы обычно квалифицируются как  способы или средства влияния  на деятельность предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц  и граждан путем прямого установления их прав и обязанностей через систему  приказов. Субъект управления в пределах своей компетенции принимает управленческое решение, юридически обязательное для объекта управления. Такое прямое управленческое влияние вытекает непосредственно из властной природы управления — так реализуется исполнительная власть. Без использования административных методов невозможно достичь цели упорядоченного влияния на поведение разных участников управленческих общественных отношений. Административные методы используются вместе с экономическими, которые выступают способами или средствами экономического либо непрямого действия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления через их интересы. Применение экономических методов означает формирование таких экономических условий и стимулов, которые создают у исполнителей заинтересованность в конечном результате труда. При этом объекты управления не получают обязательных указаний, а имеют возможность проявить инициативу в выборе средств деятельности для реализации своих материальных интересов. Обычно это сводится к получению налоговых, имущественных льгот, материального поощрения и т. д. Надзор является необходимым пассивным методом управления. С его помощью можно оценить состояние дел, но он не дает возможности субъектам, которые его осуществляют, вмешиваться в деятельность соответствующих органов, организаций и должностных лиц. Воздействовать непосредственно на состояние дел путем активного вмешательства в деятельность подконтрольных субъектов позволяет использование различных форм контроля.

     Органы  государственного управления могут  воздействовать на объекты управления путем прямого или непрямого  влияния. Прямое влияние выражает волю соответствующего органа — приказ. Непрямое влияние — это создание условий заинтересованности у исполнителей, предоставление им возможности выбрать  вариант поведения и др.

     Применение  метода регулирования означает установление общей политики и принципов ее реализации через государственное  финансирование; льготы. Руководство  имеет целью практическое воплощение в жизнь общей политики и принципов, осуществление контроля за подчиненными объектами, разработку направлений их деятельности. Систематическое, непосредственное воздействие субъектов на объекты представляет собой метод управления.

     Проблема  методов государственно-управленческой деятельности, или административно-правовых методов, лежит в плоскости их разумного объединения с учетом субъективных и объективных факторов, других условий. Последовательное решение  этих задач зависит от темпов работы по упорядочению всей системы государственного управления применительно к целям  политического и экономического реформирования общественной жизни.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3. Убеждение  и принуждение  как методы правового  регулирования

     В системе методов государственного управления важное место занимает убеждение  — особый способ правового воздействия. Он заключается в том, чтобы субъекты государственного управления соблюдали  определенные требования вследствие их внутреннего признания, а не через  слепое подчинение власти. Это означает внедрение дисциплинированности, понимание  того, что общественная дисциплина и законность представляют собой  необходимые условия для успешного  построения правового, независимого, демократического государства, а также формирования сознательной привычки, направленной на соблюдение правовых требований, чувства  недопустимости их нарушения, потребности  активно бороться с правонарушениями.

     Таким образом, убеждение — это система  мер правового и неправового  характера, которые применяются  государственными и общественными  органами, проявляются в реализации воспитательных, разъяснительных и  поощрительных методов, направлены на формирование у граждан понимания  необходимости четкого соблюдения законов и других правовых актов.

     Основными формами убеждения, применяемыми в  государственном управлении, являются: организация государственных и  общественных мероприятий, направленных на решение конкретных задач (учет, контроль, принятие необходимых документов, проведение семинаров, собраний); воспитание (экономическое, правовое, моральное  и др.), личный пример; разъяснение  задач государственного управления (устное или через средства массовой информации); инструктаж лиц, подчиненных  аппарату и общественности, по вопросам наиболее действенного выполнения поставленных задач; поощрение (моральное — благодарность, награждение почетным знаком, присвоение почетного звания и т.д., материальное — денежные премии, путевки отдельным  лицам или группе лиц); критика  работы и поведения отдельных  лиц.

Информация о работе Понятие и виды административно-правовых методов