Организационно-правовые основы управления промышленностью и сельским хозяйством

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Тема моей курсовой работы актуальна, так как промышленность и сельское хозяйство всегда являлись ведущей и определяющей сферой экономических интересов государства, ибо именно агропромышленный комплекс призван обеспечивать самые разнообразные общественные и индивидуальные потребности в соответствующей продукции. Сельское хозяйство призвано обеспечивать потребительский рынок продовольствием и сырьем для промышленного производства. Как отрасль экономики оно включает производство сельскохозяйственной продукции, ее заготовку (закупку), переработку.
Особое значение в силу этого приобретают проблемы организации управления агропромышленным комплексом в условиях перехода к рыночным отношениям.

Оглавление

Раздел I Введение 3
Раздел II Управление промышленностью
Глава I Организационно-правовые формы управления
промышленностью
1.1. Министерство промышленности, науки и технологий РФ
1.2. Министерство энергетики РФ
1.3. Министерство РФ по атомной энергии
1.4. Российское агентство по судостроению
1.5. Российское авиационно-космическое агентство
1.6. Российское агентство по системам управления
1.7. Российское агентство по обычным вооружениям
1.8. Федеральная энергетическая комиссия РФ
1.9. Государственный комитет РФ по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу
Глава II Предприятия и объединения в промышленности
Глава III Местное самоуправление и промышленность
Глава IV Государственный контроль (надзор) в
управлении промышленностью
4.1. Федеральный горный и промышленный надзор России
4.2. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной
безопасности
4.3. Государственный энергетический надзор в РФ
4.4. Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии
4.5. Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства
Раздел III Управление сельским хозяйством
Глава V Организационно-правовые формы управления сельским
хозяйством
5.1. Министерство сельского хозяйства РФ
5.2. Государственный комитет РФ по рыболовству
Глава VI Предприятия и организации в сельском хозяйстве
Глава VII Местное самоуправление и сельское хозяйство
Глава VIII Государственный контроль (надзор) в сельском хозяйстве
8.1. Государственная хлебная инспекция при Правительстве РФ
8.2. Государственный ветеринарный надзор
8.3. Государственная служба защиты растений Минсельхоза РФ
8.4. Государственная служба карантина растений
8.5. Главная государственная инспекция по надзору за
техническим состоянием самоходных машин и других
видов техники Министерства сельского хозяйства РФ
Раздел IV Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

административное право.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

Согласно  Положению о Российском авиационно-космическом  агентстве, утвержденному Правительством РФ 25 октября 1999 г.14, его основными задачами являются: организация и координация работ, выполняемых ракетно-космической промышленностью по боевым ракетным комплексам стратегического назначения; осуществление контроля и совершенствование порядка создания и производства ракетных и космических комплексов; разработка федеральной целевой программы развития гражданской авиационной техники; формирование и обеспечение реализации государственной промышленной политики в области авиационной и ракетно-космической техники, а также разработка и организация выполнения программы развития, конверсии и структурной перестройки авиационной и ракетно-космической промышленности.

1.6. Российское агентство по системам управления (РАСУ), участвует в управлении промышленностью, правовой статус которого закреплен в Положении о нем, утвержденном Правительством РФ 23 декабря 1999 г.15 РАСУ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в области радиопромышленности. Оно обеспечивает реализацию государственной политики в области радиопромышленности, электронной промышленности и промышленности средств связи, осуществляя руководство государственными предприятиями и организациями радиоэлектронной промышленности.

Основными задачами Агентства являются: формирование и обеспечение реализации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти государственной промышленной политики в сфере радиоэлектроники и систем управления; обеспечение выполнения федеральных целевых программ в сфере радиоэлектронной промышленности; проведение реструктуризации и конверсии радиоэлектронной промышленности; реализация государственной политики в области стандартизации, унификации, метрологии и управления качеством радиоэлектронной техники.

1.7. Российское агентство по обычным вооружениям (РАВ), Положение о котором утверждено Правительством 31 января 2000 г.16 Согласно этому Положению РАВ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в сфере промышленности обычных вооружений. Оно обеспечивает реализацию государственной политики в сфере промышленности обычных вооружений. В его ведении находятся государственные предприятия и организации промышленности обычных вооружений.

Основными задачами Агентства являются: формирование и обеспечение реализации в установленном порядке промышленной политики в сфере промышленности обычных вооружений; разработка с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями проектов федеральных целевых программ в сфере промышленности обычных вооружений с последующим обеспечением выполнения названных программ; проведение реструктуризации в конверсии промышленности обычных вооружений,

К основным задачам Росавиакосмоса, РАСУ, РАВ относится также обеспечение промышленной и экологической безопасности на подведомственных им предприятиях и в организациях.

На агентства  возложены государственное регулирование  и координация деятельности таких предприятий и организаций по разработке, производству, модернизации и утилизации: Россудостроение - продукции судостроительной промышленности; Росавиакосмос — ракетно-космической техники; РАСУ — радиоэлектронной техники; РАВ — военной техники. Они осуществляют ряд других сходных по своему характеру задач, функций и полномочий в сфере своей деятельности.

1.8. Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации (ФЭК России) является федеральным органом исполнительной власти, основной задачей которой является регулирование деятельности субъектов естественных монополий ТЭКа, а также государственное регулирование цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию, регулирование и контроль в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, включая ценовое регулирование на федеральном оптовом рынке электрической энергии и оптовых цен на природный газ, осуществление контроля за соблюдением действующего в этой области законодательства. Решения и предписания ФЭК обязательны для органов исполнительной власти, а также организаций независимо от форм собственности и подчиненности17.

С промышленностью  связана деятельность Федеральной  службы России по финансовому оздоровлению и банкротству, Положение о которой утверждено Правительством 4 апреля 2000 г18.

Согласно названному Положению она является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции в порученной ей сфере деятельности.

Федеральная служба проводит государственную политику по предупреждению банкротств лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность; защищает интересы РФ при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций, предприятий; разрабатывает в установленном порядке мероприятия по реструктуризации неплатежеспособных организаций, которые имеют важное значение для экономики РФ, и участвует в их реализации; организует привлечение необходимых финансовых средств для реализации мероприятий, по реструктуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций; участвует в принятии решения о ликвидации неплатежеспособных федеральных государственных унитарных предприятий и об освобождении от занимаемой должности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, признанных неплатежеспособными.

В пределах своей  компетенции Федеральная служба издает нормативные и иные правовые акты, в том числе обязательные разъяснения по вопросам реализации процедур банкротства; проводит проверки финансово-хозяйственной деятельности неплатежеспособных организаций; инициирует проведение аудиторских проверок..

1.9. Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России), в ведении которого находятся государственные предприятия промышленности строительных материалов. Он осуществляет координацию и регулирование их деятельности; принимает участие в подготовке к приватизации государственных унитарных предприятий и других организаций в сфере промышленности строительных материалов; в установленном порядке обеспечивает организацию сертификации в промышленности строительных материалов; приостанавливает производство строительных материалов, конструкций и деталей в случае выявления нарушений требований нормативных документов в области строительства19.

Органы исполнительной власти субъектов РФ решают широки комплекс вопросов, относящихся к регулированию деятельности промышленных объектов, отнесенных к собственности субъектов, тесно взаимодействуя при этом с федеральными органами исполнительной власти.

Глава II Предприятия и объединения в промышленности

Поскольку в  целом организационно-правовой статус предприятий и объединений охарактеризован ранее, целесообразно обратить внимание на некоторые моменты, имеющие достаточно принципиальное значение.

Казенные  предприятия в виде заводов, фабрик, хозяйств начали создаваться в соответствии с Указом Президента РФ от 23 
мая 1994 г. "О реформе государственных предприятий"20 на базе 
ликвидируемых федеральных государственных предприятий.

   Правительство  РФ 12 августа 1994 г. утвердило Типовой  устав                   казенного завода21. Однако ряд положений упомянутого Указа Президента РФ и Типового устава теперь противоречат ГК РФ.

Мингосимуществом  России 16 февраля 2000 г. утвержден Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия22.

Наряду с  промышленными предприятиями и  объединения 
ми государственного характера (их число сейчас незначительно) 
действует широкая сеть акционерных обществ, правовые основы 
организации и деятельности которых закреплены в ГК РФ и Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. "Об акционерных обществах"23.

Акционерное общество — коммерческая организация открытого или закрытого типа. Учредительным документом общества является его устав.

Общество  подлежит государственной регистрации. К сожалению, в законе практически не определяются формы влияния государства на деятельность акционерных обществ; создается впечатление об их полной автономии, что неверно. Государственный надзор за их деятельностью осуществляется фактически соответствующими органами исполнительной власти и их представителями по вопросам финансов, экологии и т. п., то есть во всех случаях, когда устанавливаются правила, обязательные для всех хозяйствующих субъектов любой формы собственности. Не определена в законе и ответственность акционерных обществ перед государством. В этом отношении более значимы позиции, закрепленные в Гражданском кодексе РФ (например, ст. 49, 51, 56, 57).

О конкретных целях, задачах  и предметах деятельности акционерных обществ можно судить на примере РАО "Газпром". Оно обеспечивает на договорной основе снабжение потребителей РФ газом, газовым конденсатом, продуктами переработки нефти; обеспечивает поставки газа за пределы России по межгосударственным и межправительственным соглашениям; строит и финансирует газопроводы-отводы высокого давления; получает лицензии на разведку и разработку месторождений, а также на экспорт продукции; контролирует функционирование единой системы газоснабжения.

Задачи промышленного характера  решаются также обществами с ограниченной и дополнительной ответственностью, производственными кооперативами и другими.

Глава III Местное самоуправление и промышленность

Промышленные предприятия  могут находиться в муниципальной собственности. В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"24 к полномочиям органов местного самоуправления отнесено владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, установление порядка управления и распоряжения ее объектами. В состав муниципальной собственности входят муниципальные предприятия. Органы местного самоуправления вправе создавать предприятия для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Они определяют цели, условия и порядок их деятельности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию, утверждают их уставы, назначают руководителей, заслушивают их отчеты. Они также координируют деятельность предприятий, не находящихся в муниципальной собственности, по их участию в комплексном социально-экономическом развитии своих территорий. К их полномочиям также отнесено: получение от предприятий, расположенных на территории муниципального образования, необходимых сведений о проектах их планов и осуществление обязательного их согласования; внесение предложений по проектам планов промышленных предприятий по вопросам, связанным с удовлетворением потребностей населения; рассмотрение планов размещения, развития и специализации предприятий; контроль за состоянием у них учета и отчетности; подготовка предложений о приватизации муниципальных предприятий; размещение предприятий на подведомственной территории; создание предприятий для осуществления хозяйственной деятельности; определение порядка Их деятельности, утверждение их уставов.

Глава IV Государственный контроль (надзор) в управлении промышленностью

Все органы исполнительной власти общей, межотраслевой и отраслевой компетенции в различных формах и по различным направлениям реализуют принадлежащие им контрольные и надзорные функции и полномочия. Одновременно в системе государственного управления промышленностью можно обнаружить и специфические организационно-правовые формы контроля (надзора).

4.1. Федеральный горный  и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) осуществляется в процессе государственного регулирования в области обеспечения промышленной безопасности, а также при реализации специальных разрешительных, надзорных и контрольных функций в соответствии с Положением о нем, утвержденным Указом Президента РФ от 18 февраля 1993 г.25

Его основные задачи связаны  с организацией и осуществлением государственного надзора за соблюдением требований по безопасному ведению работ в промышленности, по устройству и безопасной эксплуатации оборудования. Он устанавливает требования (правила и нормы) по безопасному ведению работ; осуществляет лицензирование отдельных видов деятельности, связанных с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ. Он осуществляет государственный надзор по вопросам своей компетенции в угольной, горнорудной и нерудной, металлургической, нефтедобывающей и газодобывающей, оборонной промышленности, в частности, за проектированием, строительством и безопасной эксплуатацией продуктопроводов.

Госгортехнадзор выдает лицензии на отдельные виды работ, связанные с повышенной опасностью промышленных производств. Ему предоставлены широкие полномочия: проведение беспрепятственной проверки подконтрольных предприятий; дача обязательных для руководителей промышленных предприятий предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о приостановлении работ, ведущихся с нарушением правил и норм безопасности; привлечение должностных лиц к административной ответственности; внесение обязательных представлений руководителям промышленных предприятий об освобождении от занимаемой должности должностных лиц, систематически нарушающих правила и нормы по безопасности работ. Постановления Госгортехнадзора по вопросам его компетенции обязательны для исполнения объединениями и предприятиями.

Свои функции и полномочия Госгортехнадзор реализует непосредственно или через образуемые региональные органы (округа и управления).

4.2. Федеральный  надзор России по ядерной и  радиационной безопасности (Госатомнадзор России) — федеральные органы исполнительной власти, организующей и осуществляющей государственное регулирование и надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании в мирных и оборонных целях атомной энергии, радиоактивных веществ и изделий с целью обеспечения безопасности персонала ядерно- или радиационно-опасных объектов и населения, защиты окружающей среды и интересов безопасности РФ.

Информация о работе Организационно-правовые основы управления промышленностью и сельским хозяйством