Организационно-правовые основы управления промышленностью и сельским хозяйством

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Тема моей курсовой работы актуальна, так как промышленность и сельское хозяйство всегда являлись ведущей и определяющей сферой экономических интересов государства, ибо именно агропромышленный комплекс призван обеспечивать самые разнообразные общественные и индивидуальные потребности в соответствующей продукции. Сельское хозяйство призвано обеспечивать потребительский рынок продовольствием и сырьем для промышленного производства. Как отрасль экономики оно включает производство сельскохозяйственной продукции, ее заготовку (закупку), переработку.
Особое значение в силу этого приобретают проблемы организации управления агропромышленным комплексом в условиях перехода к рыночным отношениям.

Оглавление

Раздел I Введение 3
Раздел II Управление промышленностью
Глава I Организационно-правовые формы управления
промышленностью
1.1. Министерство промышленности, науки и технологий РФ
1.2. Министерство энергетики РФ
1.3. Министерство РФ по атомной энергии
1.4. Российское агентство по судостроению
1.5. Российское авиационно-космическое агентство
1.6. Российское агентство по системам управления
1.7. Российское агентство по обычным вооружениям
1.8. Федеральная энергетическая комиссия РФ
1.9. Государственный комитет РФ по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу
Глава II Предприятия и объединения в промышленности
Глава III Местное самоуправление и промышленность
Глава IV Государственный контроль (надзор) в
управлении промышленностью
4.1. Федеральный горный и промышленный надзор России
4.2. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной
безопасности
4.3. Государственный энергетический надзор в РФ
4.4. Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии
4.5. Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства
Раздел III Управление сельским хозяйством
Глава V Организационно-правовые формы управления сельским
хозяйством
5.1. Министерство сельского хозяйства РФ
5.2. Государственный комитет РФ по рыболовству
Глава VI Предприятия и организации в сельском хозяйстве
Глава VII Местное самоуправление и сельское хозяйство
Глава VIII Государственный контроль (надзор) в сельском хозяйстве
8.1. Государственная хлебная инспекция при Правительстве РФ
8.2. Государственный ветеринарный надзор
8.3. Государственная служба защиты растений Минсельхоза РФ
8.4. Государственная служба карантина растений
8.5. Главная государственная инспекция по надзору за
техническим состоянием самоходных машин и других
видов техники Министерства сельского хозяйства РФ
Раздел IV Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

административное право.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Права, Социологии и СМИ

Кафедра Права

 

Курсовая работа на тему:

Организационно-правовые основы управления промышленностью  и сельским хозяйством

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Раздел I Введение  3

Раздел II Управление промышленностью

Глава I Организационно-правовые формы управления

             промышленностью

1.1. Министерство промышленности, науки и технологий РФ

1.2. Министерство энергетики  РФ 

1.3. Министерство РФ  по атомной энергии

1.4. Российское агентство  по судостроению

1.5. Российское авиационно-космическое  агентство

1.6. Российское агентство  по системам управления

1.7. Российское агентство  по обычным вооружениям

1.8. Федеральная энергетическая  комиссия РФ

1.9. Государственный комитет РФ по строительству и

          жилищно-коммунальному комплексу

Глава II Предприятия и объединения в промышленности

Глава III Местное самоуправление и промышленность

Глава IV Государственный контроль (надзор) в

               управлении промышленностью

4.1. Федеральный горный  и промышленный надзор России

4.2. Федеральный надзор  России по ядерной и радиационной 

       безопасности

4.3. Государственный энергетический  надзор в РФ

4.4. Государственный комитет  РФ по стандартизации и метрологии

4.5. Министерство РФ  по антимонопольной политике  и поддержке

       предпринимательства 

Раздел III Управление сельским хозяйством

Глава V Организационно-правовые формы управления сельским

              хозяйством

5.1. Министерство сельского  хозяйства РФ

5.2. Государственный комитет  РФ по рыболовству

Глава VI Предприятия и организации в сельском хозяйстве

Глава VII Местное самоуправление и сельское хозяйство

Глава VIII Государственный контроль (надзор) в сельском хозяйстве 

8.1. Государственная хлебная инспекция при Правительстве РФ

8.2. Государственный ветеринарный  надзор

8.3. Государственная служба  защиты растений Минсельхоза  РФ

8.4. Государственная служба  карантина растений

8.5. Главная государственная  инспекция по надзору за 

       техническим состоянием самоходных машин и других

       видов  техники Министерства сельского  хозяйства РФ

Раздел IV Заключение

Список литературы

 

Раздел I Введение

Тема моей курсовой работы актуальна, так как промышленность и сельское хозяйство всегда являлись ведущей и определяющей сферой экономических интересов государства, ибо именно агропромышленный комплекс призван обеспечивать самые разнообразные общественные и индивидуальные потребности в соответствующей продукции. Сельское хозяйство призвано обеспечивать потребительский рынок продовольствием и сырьем для промышленного производства. Как отрасль экономики оно включает производство сельскохозяйственной продукции, ее заготовку (закупку), переработку.

 Особое  значение в силу этого приобретают  проблемы организации управления агропромышленным комплексом в условиях перехода к рыночным отношениям. Поэтому моя задача установить, какой сложился ряд органов исполнительной власти на федеральном уровне в настоящее время, их структуру и полномочия, деятельность которых непосредственно связана с управлением промышленным и сельскохозяйственным производством в целом и их отдельными отраслями.

Этим целям  посвящен законодательный и иной нормативно-правовой материал последних лет, на основе которого строится действующая система государственного управления промышленностью и сельским хозяйством.

Рассмотрим  правовую базу статуса и организации  управления промышленностью. Имеются  в виду в первую очередь законы РФ от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"1, от 3 июля 1991 г. "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации"2, Федеральный закон от 8 января 1998 г. "О несостоятельности (банкротстве)"3, Гражданский кодекс РФ и другие.

Затем рассмотрим нормативно-правовой материал, который касается сельского хозяйства. Его составляют: Конституция РФ (ст. 72 п. «в», «д», «к» - земельное законодательство), определяющая вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, а также многочисленные законодательные и иные нормативно-правовые источники. Это законы РСФСР « О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 г.4; Положение о Комитете РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 2 февраля 1993 г.5 (ныне – Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству); Лесной кодекс РФ; Водный кодекс РФ и ряд других нормативных актов.

Конституция РФ относит к ведению РФ управление федеральной государственной собственностью; установление основ федеральной политики и федеральных программ экономического (включая промышленное) развития; установление правовых основ единого рынка; федеральные энергетические системы, ядерную энергетику, оборонное производство. К совместному ведению РФ и ее субъектов относится разграничение государственной собственности (в сфере промышленного производства). Вне этих пределов субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 71—73 Конституции РФ).

Соответственно Правительство  РФ осуществляет управление федеральной собственностью в сфере промышленного производства; принимает меры по реализации государственной политики в промышленности; прогнозирует промышленное развитие РФ; принимает меры по защите интересов отечественных товаропроизводителей; образует казенные предприятия; учреждает государственные промышленные корпорации, концерны, акционерные общества, утверждает их уставы и формирует руководство, решает вопросы конверсии государственных предприятий. А также решает вопросы организации управления сельскохозяйственными предприятиями, отнесенными к федеральной собственности, устанавливает меры материально-ресурсного стимулирования производителей зерна, определяет государственного заказчика по закупке и поставкам зерна в федеральный фонд, а также порядок выдачи и аннулирования лицензий на осуществление закупок, хранения, переработки зерна и торговли зерном, распоряжается федеральным фондом зерна.

Управляющее воздействие со стороны государства  на агропромышленный комплекс и его отрасли все в большей степени приобретает характер общего регулирования. Сфера полномочий непосредственного управления соответственно резко сокращена. Даже в отношении объектов военно-промышленного комплекса государство в значительной мере действует не как собственник-монополист, а, скорее, в качестве контрольно-надзорной инстанции; оно определяет основы федеральной политики развития соответствующих отраслей и контролирует ее реализацию. Соответственно главное в механизме государственного управления промышленностью и сельским хозяйством сейчас заключается в регулировании, координации и контроле (надзоре) по наиболее принципиальным вопросам развития агропромышленного производства в его государственной, муниципальной и частнопредпринимательской формах.

 

Раздел II Управление промышленностью

Глава I Организационно-правовые формы управления промышленностью

1.1. Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации (Минпромнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, на который возложено осуществление разработки и реализации государственной промышленной политики, определение путей и методов ее эффективного регулирования, обеспечивающих устойчивое развитие РФ. В Положении о нем, утвержденном Правительством РФ 26 октября 2000 г.6, определены его основные задачи: разработка и реализация единой государственной промышленной политики, совершенствование механизмов и форм ее реализации в целях обеспечения устойчивого Развития и повышения конкурентоспособности организаций промышленности; государственное регулирование и проведение структурных преобразований в металлургической, химической, нефтехимической, биотехнологической, текстильной, легкой, медицинской машиностроительной, лесной, целлюлозно-бумажной и в других областях, относящихся к сфере его ведения, а также координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

В процессе своей  деятельности Минпромнауки России осуществляет межотраслевую и межрегиональную координацию деятельности по формированию государственной промышленной политики; формирует и обеспечивает совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти реализацию единой государственной промышленной политики; разрабатывает программы реструктуризации отраслей промышленности, находящихся в его ведении, и совместно о другими федеральными органами исполнительной власти организует их выполнение.

Министерство разрабатывает  предложения по совершенствованию ценового регулирования в отраслях, относящихся к его ведению; разрабатывает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти государственную политику в области реформирования предприятий; участвует в формировании государственной политики по вопросам приватизации и управления федеральным имуществом; осуществляет лицензирование видов деятельности в отраслях промышленности; участвует в разработке и реализации мер по защите отечественных производителей промышленной продукции на внешнем и внутреннем рынках и т. п.

1.2. Министерство энергетики Российской  Федерации (Минэнерго России) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере топливно-энергетического комплекса РФ и осуществляющим координацию деятельности в ней иных федеральных органов исполнительной власти. Оно осуществляет свою деятельность, руководствуясь федеральными законами: "О естественных монополиях"7 от 17 августа 1995 г., "Об энергосбережении"8 от 3 апреля 1996 г., Положением о нем, утвержденным Правительством РФ 12 октября 2000 г.9, и другими правовыми актами.

В соответствии с названным Положением оно формирует совместно с другими федеральными органами исполнительной власти предложения по энергетической политике РФ и реализует ее; организует обеспечение потребности экономики и населения в топливе и энергии.

Минэнерго России призвано координировать деятельность организаций электроэнергетики и теплоэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, газификации, газоснабжения и газового хозяйства, нефтепродуктообеспечения, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, нетрадиционной энергетики, специализированных машиностроительных, строительных организаций, организаций, обслуживающих топливно-энергетический комплекс (ТЭК), и других организаций независимо от формы собственности до вопросам его ведения. Совместно с другими федеральными органами исполнительной власти Министерство формирует прогнозы социально-экономического развития ТЭКа, разрабатывает федеральные целевые программы его развития, участвует в их реализации. На него возложены разработка и реализация с участием органов исполнительной власти субъектов РФ региональной политики в области ТЭКа.

К его функциям относится участие в совершенствовании  экономического механизма регулирования деятельности организаций ТЭКа, в государственном регулировании инвестиционного процесса в нем; решение совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления вопросов размещения и строительства крупных объектов ТЭКа; разработка с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти мероприятий по реструктуризации угольной промышленности; осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов и обеспечение контроля и надзора за качеством и рациональным использованием нефти, газа, угля, торфа, тепловой и электрической энергии.

1.3. Министерство Российской Федерации  по атомной энергии (Минатом России) является федеральным органом исполнительной власти, на который возложено обеспечение проведения государственной политики в области создания и ликвидации ядерных зарядов и ядерных боеприпасов и атомной энергетики, осуществление государственного управления использованием атомной энергии, координация в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Организация и деятельность Минатома России строится в соответствии с федеральными законами: "Об использовании атомной энергии" от 21 ноября 1995 г.10, "О радиационной безопасности населения" от 9 январи 1996 г.11, Положением о Министерстве Российской Федерации по атомной энергии, утвержденным Правительством РФ 5 апреля 1997 г.12, и другими правовыми актами.

Минатом России проводит государственную научно-техническую, инвестиционную, структурную, конверсионную политику в области использования атомной энергии; управляет в пределах своей компетенции деятельностью предприятий и организаций ядерного комплекса; разрабатывает федеральные и отраслевые нормы и правила в области использования атомной энергии; участвует в разработке и реализации федеральных целевых программ в области использования атомной энергии; совершенствует структуру управления ядерным комплексом.

В пределах своей  компетенции Минатом России несет  ответственность за состояние и развитие ядерного, оружейного и энергетического комплексов РФ, обеспечивает безопасность предприятий ядерного комплекса; проводит организационно-технические мероприятия, направленные на обеспечение экологической безопасности в местах размещения предприятий организаций ядерного комплекса; обеспечивает в пределах своих полномочий выполнение международных обязательств РФ в области использования атомной энергии; участвует в работах по разоружению и нераспространению ядерного оружия.

1.4. Российское агентство по судостроению (Россудостроение) обеспечивает реализацию государственной политики в области судостроительной промышленности. Являясь федеральным органом исполнительной власти, оно осуществляет исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и иные функции в сфере судостроительной промышленности. Его правовой статус закреплен в Положении о Российском агентстве по судостроению, утвержденном Правительством РФ 21 декабря 1999 г.13

Россудостроение осуществляет управление государственными предприятиями и организациями  судостроительной промышленности. Оно формирует и обеспечивает реализацию совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти государственной промышленной политики в сфере судостроения; организует и координирует работы по военному судостроению и судостроению двойного назначения; обеспечивает выполнение федеральных целевых программ в области судостроения и морской техники; проводит реструктуризацию и конверсию судостроительной промышленности.

1.5. Российское авиационно-космическое  агентство (Росавиакосмос) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики, координацию и государственное регулирование деятельности предприятий и организаций в области проведения работ по боевой ракетной технике стратегического назначения, авиационной и ракетно-космической технике военного назначения, по гражданской авиационной технике.

Информация о работе Организационно-правовые основы управления промышленностью и сельским хозяйством