Организационно-правовые основы управления промышленностью и сельским хозяйством

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Тема моей курсовой работы актуальна, так как промышленность и сельское хозяйство всегда являлись ведущей и определяющей сферой экономических интересов государства, ибо именно агропромышленный комплекс призван обеспечивать самые разнообразные общественные и индивидуальные потребности в соответствующей продукции. Сельское хозяйство призвано обеспечивать потребительский рынок продовольствием и сырьем для промышленного производства. Как отрасль экономики оно включает производство сельскохозяйственной продукции, ее заготовку (закупку), переработку.
Особое значение в силу этого приобретают проблемы организации управления агропромышленным комплексом в условиях перехода к рыночным отношениям.

Оглавление

Раздел I Введение 3
Раздел II Управление промышленностью
Глава I Организационно-правовые формы управления
промышленностью
1.1. Министерство промышленности, науки и технологий РФ
1.2. Министерство энергетики РФ
1.3. Министерство РФ по атомной энергии
1.4. Российское агентство по судостроению
1.5. Российское авиационно-космическое агентство
1.6. Российское агентство по системам управления
1.7. Российское агентство по обычным вооружениям
1.8. Федеральная энергетическая комиссия РФ
1.9. Государственный комитет РФ по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу
Глава II Предприятия и объединения в промышленности
Глава III Местное самоуправление и промышленность
Глава IV Государственный контроль (надзор) в
управлении промышленностью
4.1. Федеральный горный и промышленный надзор России
4.2. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной
безопасности
4.3. Государственный энергетический надзор в РФ
4.4. Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии
4.5. Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства
Раздел III Управление сельским хозяйством
Глава V Организационно-правовые формы управления сельским
хозяйством
5.1. Министерство сельского хозяйства РФ
5.2. Государственный комитет РФ по рыболовству
Глава VI Предприятия и организации в сельском хозяйстве
Глава VII Местное самоуправление и сельское хозяйство
Глава VIII Государственный контроль (надзор) в сельском хозяйстве
8.1. Государственная хлебная инспекция при Правительстве РФ
8.2. Государственный ветеринарный надзор
8.3. Государственная служба защиты растений Минсельхоза РФ
8.4. Государственная служба карантина растений
8.5. Главная государственная инспекция по надзору за
техническим состоянием самоходных машин и других
видов техники Министерства сельского хозяйства РФ
Раздел IV Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

административное право.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

В соответствии с Положением о нем, утвержденным Указом Президента РФ от 5 июня 1992 г.26, Госатомнадзор: устанавливает правила и нормы в области ядерной и радиационной безопасности; осуществляет надзор за соблюдением законодательства РФ в области производства, обращения и использования атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий при разработке, изготовлении, испытании, транспортировке, хранении и ликвидации ядерного оружия; проводит экспертизу безопасности ядерно- и радиационно-опасных объектов и производств; выдает лицензии на виды деятельности, связанные с использованием ядерно- и радиационно-опасных веществ и материалов; осуществляет государственную регистрацию поднадзорных объектов.

Госатомнадзор России: инспектирует состояние ядерной  и радиационной безопасности; выдает обязательные предписания об устранении выявленных нарушений правил и норм ядерной и радиационной безопасности, условий действия лицензий; приостанавливает работы, проводимые с нарушениями указанных правил и требований, изымает лицензии; запрещает применение изделий и материалов, не обеспечивающих ядерную и радиационную безопасность.

Госатомнадзор имеет  свои территориальные (региональные) органы-округа и инспекции. Свою деятельность он осуществляет во взаимодействии с международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ).

4.3. Государственный энергетический  надзор в Российской Федерации (Госэнергонадзор) объединяет действующие в топливно-энергетическом комплексе надзорные организации и инспекции в целях обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов в РФ и безопасной эксплуатации энергетических установок. Он возложен на Министерство энергетики РФ.

Согласно  Положению о государственном  энергетическом надзоре в Российской Федерации, утвержденному Правительством РФ 12 августа 1998 г.27, в его систему входят: Главное управление надзора (Главгоскомэнергонадзор), региональные управления государственного энергетического надзора (территориальные органы Минэнерго России), управления государственного энергетического надзора в субъектах РФ (государственные учреждения).

Основной  задачей Госэнергонадзора является осуществление контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, региональным и эффективным использованием электрической и тепловой энергии, нефти, газа, угля, торфа, горючих сланцев и продуктов их переработки на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от формы собственности.

На него также возложен надзор за проведением организациями мероприятий по сбережению топливно-энергетических ресурсов и снижению их расхода, обеспечением ими безопасности основных сооружений гидравлических и тепловых электростанций, соблюдением правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических, теплоиспользующих установок.

Органы и учреждения Госэнергонадзора участвуют в работах  по сертификации электрических установок, приборов, систем учета и других поднадзорных ему работ; в лицензировании работ в области энергетики и использования нефтепродуктов; организуют и проводят обязательные энергетические и энергоэкономические обследования организаций независимо от формы собственности в части эффективного использования топливно-энергетических ресурсов.

Для реализации своих  задач и функций органы энергонадзора наделены государственно-властными полномочиями, которые позволяют их инспекторам давать обязательные для всех организаций предписания о ликвидации нарушений правил устройства электрических установок, их технической эксплуатации; требовать от руководителей организаций немедленного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, могущие привести к аварии, пожару либо представлять другую опасность для человека; давать обязательные для руководителей организаций указания об отстранении от работы виновных в нарушении правил лиц.

4.4. Государственный комитет Российской  Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России) в соответствии с Положением о нем от 7 мая 1999 г. осуществляет меры по защите прав потребителей и экономических интересов РФ в области контроля за соблюдением требований безопасности товаров, работ; организует и проводит государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, а также метрологический контроль и надзор; организует проведение работ по межведомственной унификации продукции на основе стандартизации общепромышленных норм и конструкций; определяет номенклатуру продукции, подлежащей обязательной сертификации; устанавливает общетехнические нормы и правила, обеспечивающие техническую и информационную совместность при разработке и использовании продукции, а также совместимость требований на общепромышленную продукцию с нуждами обороны страны.

4.5. Министерство Российской Федерации  по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства осуществляет контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства РФ при создании, слиянии и присоединении объединений коммерческих организаций, ликвидации и разделении государственных и муниципальных унитарных предприятий; согласовывает решения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов.

Следует также  отметить важное значение различных  вариантов государственного контроля (надзора) в области промышленности, осуществляемого природоохранными органами.

При осуществлении  функций государственного контроля (надзора) в сфере промышленного производства названные выше органы уполномочены на рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение административных взысканий.

Раздел III Управление сельским хозяйством

Глава V Организационно-правовые формы управления сельским хозяйством

Сельское  хозяйство (агропромышленный комплекс) призвано обеспечивать потребительский рынок продовольствием и сырьем для промышленного производства. Как отрасль экономики оно включает производство сельскохозяйственной продукции, ее заготовку (закупку), переработку.

Конституция РФ относит основные вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами — базы сельскохозяйственного производства, а также соответствующее законодательство (например, земельное) к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 72). К непосредственному ведению РФ отнесено установление основ федеральной политики и федеральных программ экономического развития страны.

Правительство РФ решает вопросы организации управления сельскохозяйственными предприятиями, отнесенными к федеральной собственности, устанавливает меры материально-ресурсного стимулирования производителей зерна, определяет государственного заказчика по закупке и поставкам зерна в федеральный фонд, а также порядок выдачи и аннулирования лицензий на осуществление закупок, хранения, переработки зерна и торговли зерном, распоряжается федеральным фондом зерна.

Органы исполнительной власти субъектов РФ обладают широкими полномочиями по управлению сельским хозяйством; разрабатывают и выполняют региональные программы по повышению плодородия почв, руководят ветеринарной службой, ведут земельный кадастр, оказывают содействие сельскохозяйственным производителям.

Вместе с  тем существует и специальная  система органов отраслевого государственного управления сельским хозяйством.

5.1. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) занимает центральное место в системе специальных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление отраслями сельскохозяйственного производства. Положение о нем утверждено Правительством РФ 29 ноября 2000 г.28 В своей деятельности Минсельхоз России руководствуется федеральными законами: "О сельскохозяйственной кооперации" от 8 декабря 1995 г.29, "О государственном земельном кадастре" от 2 января 2000 г.30, "О карантине растений" от 15 июля 2000 г.31 и другими нормативными актами.

Минсельхоз  России — федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в сфере агропромышленного комплекса (АПК) и продовольственного обеспечения страны. Он также координирует в рассматриваемой сфере деятельность иных федеральных органов исполнительной власти.

Минсельхоз  России разрабатывает и реализует  совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти меры по государственному регулированию производства сельхозпродукции, сырья и продовольствия, продовольственного рынка, обеспечению АПК материально-техническими ресурсами, безопасности пищевых продуктов и качества сельхозпродукции.

Важными задачи Минсельхоза России являются также: содействие формированию в АПК рыночных отношений, развитию предпринимательства, кооперации, агропромышленной интеграции, организации рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия; участие в разработке и реализации мер по государственному регулированию экспорта и импорта сельхозпродукции, сырья и продовольствия; проведение аграрных преобразований и участие в осуществлении земельной реформы в сельской местности; проведение государственной политики в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в области ветеринарной службы, в области плодородия земель сельскохозяйственного назначения, в области развития инженерно-технической системы АПК.

Решая возложенные  на него задачи, Министерство разрабатывает предложения по основным направлениям аграрной политики, совершенствованию нормативной правовой базы управления в АПК, по его структурной перестройке; содействует развитию различных форм собственности и хозяйствования, формированию и деятельности рыночных инфраструктур в АПК; разрабатывает и реализует меры, направленные на увеличение производства, повышение качества и рациональное использование ресурсов сельхозпродукции, сырья и продовольствия. Оно организует работу по развитию производства детского питания и специального питания, выступает государственным заказчиком по закупкам для федеральных государственных нужд племенной продукции сельскохозяйственных животных, по формированию федерального страхового фонда семян сельхозкультур, по созданию защитных лесных насаждений, созданию новой техники и технологий, производству машин и оборудования для АПК.

В компетенцию  Минсельхоза России входит разработка предложений по совершенствованию организационных форм и методов управления в отраслях АПК; участие в разработке и реализации мер по обеспечению государственного контроля за производством и реализацией сельхозпродукции, за целевым использованием средств федерального бюджета и материальных ресурсов, выделяемых на поддержку и развитие АПК, за проведением мелиоративных мероприятий, состоянием мелиоративных систем.

Минсельхоз  России осуществляет в пределах своей  компетенции управление государственными природными заказниками в области использования, охраны, защиты участков лесного фонда, переданного ему в безвозмездное пользование, охотничьим хозяйством, в области мелиорации земель. Он организует семеноводство, племенное дело, деятельность ветеринарной службы, охрану территории РФ от проникновения возбудителей болезней животных и растений, вредителей, сорняков и других карантинных объектов.

Минсельхоз России и  его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами в области: мелиорации земель; охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания; охраны окружающей природной среды в этой сфере деятельности; племенного животноводства, семеноводства сельскохозяйственных растений; обеспечения плодородия земель сельхозназначения; безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, их государственной регистрации; обеспечения соблюдения карантина растений; использования, охраны, защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, переданных ему в безвозмездное пользование.

5.2. Государственный комитет Российской  Федерации по рыболовству осуществляет государственное регулирование и лицензирование промышленного рыболовства и рыбоводства; определяет категории рыбохозяйственных водоемов; осуществляет общее руководство деятельностью государственных администраций морских (речных) рыбных портов и контроль за ними. На него также возложены функции по надзору за безопасным плаванием судов рыбопромыслового флота и контроль за использованием, воспроизводством и охраной биологических ресурсов, развитием рыбного хозяйства.

Глава VI Предприятия и организации в сельском хозяйстве

В настоящее  время АПК не представляет собой  органически единое целое. В его составе функционирует множество организационных форм коллективного и индивидуального производительного труда: частично сохранились колхозы и совхозы, причем многие из них приватизированы; создаются региональные (территориальные), ассоциации колхозов; возникают крестьянские (фермерские) хозяйства, акционерные и совместные сельскохозяйственные предприятия; имеют место многие варианты коллективного огородничества и садоводства, подсобных сельскохозяйственных предприятий. Можно обнаружить акционерные общества открытого типа. Не все эти организационные формы пока упорядочены должным образом.

Наиболее урегулирована  сейчас организация и деятельность сельскохозяйственных кооперативов. Это организации, создаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности. Их организационной формой являются производственные, или потребительские, кооперативы.

Информация о работе Организационно-правовые основы управления промышленностью и сельским хозяйством