Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:35, курсовая работа
Цель исследования состоит в выявлении различных аспектов конфликтов в постсоветской России.
Объект исследования - конфликт.
Предмет исследования различные аспекты политических конфликтов в постсоветской России.
Достижение этой цели предопределяет следующие исследовательские задачи:
1. Проанализировать категории "политический" и "этнический" конфликт.
2. Охарактеризовать межэтнические конфликты, возникшие на постсоветском пространстве.
3. Выявить конфликтогенные факторы и предпосылки формирования и развития межэтнических конфликтов в постсоветской России.
Введение 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ 5
1. Сущность и виды конфликтов 5
1.2. Общая характеристика концепции политических конфликтов 11
1.3. Этнополитический конфликт как особый вид 14
2. АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ 21
2.1. Конфликты между ветвями власти: общая схема и краткое описание 21
2.2 Конфликты при разделении властей 24
3. Мероприятия по устранению конфликтов между ветвями власти 27
3.1 Специфика этнополитического устройства, конфликтогенные факторы и этнополитические конфликты в постсоветской России 27
3.2 Алгоритм действий 34
3.3. Проблемы разрешения 39
Заключение 44
Список использованных источников 47
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ 5
1. Сущность и виды конфликтов 5
1.2. Общая характеристика концепции политических конфликтов 11
1.3. Этнополитический конфликт как особый вид 14
2. АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ 21
2.1. Конфликты между ветвями власти: общая схема и краткое описание 21
2.2 Конфликты при разделении властей 24
3.1 Специфика этнополитического устройства, конфликтогенные факторы и этнополитические конфликты в постсоветской России 27
3.2 Алгоритм действий 34
3.3. Проблемы разрешения 39
Заключение 44
Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих видов противоречий создает кризис общества. Кризис общества - это результат глубоких изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма контроля в экономике, политике, культуре.
Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт.
Социально-экономические и политические реформы в России, вызванные системным кризисом, потребовали коренного пересмотра приоритетов, определение новых парадигм общественного развития. Подобная "смена курса" всегда сопровождается экономическими, социальными, психологическими потрясениями для большей части населения страны, поскольку трансформируется политическая система, правовые институты, политическое и правовое сознание масс.
Современное российское общество продолжает идти по пути социально-экономических и политико-правовых реформ, осуществляя переход к рыночной экономике, к демократическим нормам и отношениям, что с неизбежностью углубляет процесс социальной дифференциации, усиливая общественные, национальные и другие противоречия.
Хорошо известно, что периоды социальной трансформации общества являются этапами обострения и расширения конфликтности. Распад одних общественно-политических институтов, создание новых, периоды временного сосуществования их взаимоисключающих форм не могут не сопровождаться возникновением конфликтных ситуаций. К тому же рыночная экономика предполагает существование многообразных структур, социальных и индивидуальных различий, которые требуют взаимного согласования и соотношения между собой.
Переход от закрытого общества к открытому сопровождается признанием неизбежности и естественности в нем конфликтов. Для открытого общества конфликт выступает своеобразной нормой социально-политических отношений и непременным атрибутом процесса развития и изменения политических институтов на общенациональном и региональном уровнях.
Устранить конфликт из общественной жизни невозможно, да и ненужно стремиться к этому. Конфликты вездесущи, универсальны и неизбежны. От конфликта можно "отгородиться", его можно на время подавить, но продуктивнее всего им управлять. Форма протекания социального противоборства во многом зависит от искусства управления им. Рациональное управление способно придать конфликту такие формы, направить его в такое русло, чтобы обеспечить минимизацию неизбежных социальных потерь или полностью устранить негативные последствия для интересов личности, общества и государства.
Цель исследования состоит в выявлении различных аспектов конфликтов в постсоветской России.
Объект исследования - конфликт.
Предмет исследования различные аспекты политических конфликтов в постсоветской России.
Достижение этой цели предопределяет следующие исследовательские задачи:
1. Проанализировать категории "политический" и "этнический" конфликт.
2. Охарактеризовать межэтнические конфликты, возникшие на постсоветском пространстве.
3. Выявить конфликтогенные факторы и предпосылки формирования и развития межэтнических конфликтов в постсоветской России.
1. Сущность и виды конфликтов
Прежде, чем приступить к реализации поставленных задач исследования - анализу основных тенденций и особенностей развертывания, протекания и урегулирования политического конфликта в России, мы должны четко определить, что же такое конфликт, политический конфликт и этнополитический конфликт в современной России.
Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - способ взаимодействия людей, при котором преобладает тенденция противоборства, вражды, разрушения достигнутого единства, согласия и сотрудничества. В состоянии конфликта могут находиться отдельные люди, социальные общности и гражданские институты, культуры и цивилизации, исторические системы и тенденции общественного развития[1].
Некоторые отечественные политологи отмечают, что мировая наука использует два основных концептуальных подхода к определения конфликта:
1. Поведенческий - рассматривает конфликт, как частный вид социального взаимодействия, обусловленный противоположностью преследуемых целей и ценностей;
2. Мотивационно-ориентированный - дает более широкое толкование конфликта, включая в него и противоречивое психологическое состояние, и различные формы открытых действий (столкновений).
В политической науке политический конфликт определяют как столкновение субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего, с достижением власти или ее перераспределением, а также с изменением их политического статуса в обществе.
Политический конфликт можно рассматривать как столкновение противоположных общественных сил, обусловленное разнонаправленными политическими целями и интересами. Особенностью политического конфликта является борьба за политическое влияние в обществе или на международной арене. В свою очередь, особенностью внутриполитического конфликта является:
1. борьба того или иного слоя общества за политический интерес;
2. борьба за политическое господство, которая может приобретать разнообразные формы - от парламентской борьбы до гражданской войны.
Политические конфликты имеют сейчас двойственный характер. С одной стороны, они представляют собой естественное следствие демократизации и выражаются в возникшем плюрализме политический позиций, становлении многопартийности, возникновении новых государственных политических институтов. С другой стороны, этот же процесс привел к подрыву ранее существовавшей властной структуры, законности и правопорядка, к неуправляемости процессами становления частнособственнических интересов.
Действительно, эта теоретическая посылка во многом может объяснить природу политических конфликтов, протекающих в российском обществе и государстве в целом, но, на мой взгляд, не совсем приемлема для анализа конфликтов в регионах страны, так как во многих субъекта государства политические конфликты и противостояния связаны не с демократизацией, становлением многопартийности и идеологического плюрализма, а, наоборот, с отсутствием этих явлений.
Другой исследователь проблем теории политического конфликта Д.М. Фельдман справедливо предложил рассматривать политический конфликт в двух измерениях:
1. в широком смысле - это любой конфликт, в котором затрагивается вопрос о политической власти;
2. в узком смысле - конфликт в системе политических отношений сущность которого - борьба за власть, ее сохранение[1].
Для того чтобы разнообразный по своему содержанию, формам развертывания борьбы, разрешения мир политических конфликтов предстал в более или менее упорядоченном виде, необходима его определенная типологизация, т.е. выделение основных типов политических конфликтов.
Решающую роль в обусловленности содержания, характера, видов и форм политических конфликтов играет вполне определенный структурный и социально-политический контекст общественной жизни, в которой они происходят, т.е. определенный тип общества. Существует несколько различных подходов к типологизации обществ и, соответственно, к типологизации происходящих в них политических конфликтов.
Политический конфликт, как и любой другой тип конфликтных взаимодействий, может выполнять как негативные, так и позитивные, созидательные функции. Одна из негативных функций политического конфликта заключается в том, что он в процессе своего развертывания и обострения борьбы за власть способен резко ослабить политическую систему, в которой сталкиваются между собой конкурирующие политические силы.
Политический конфликт при неблагоприятных для политической системы внутренних и внешних условиях способен привести не только к ее ослаблению, но и к разрушению.
Третья негативная функция политического конфликта заключается в том, что при резком ослаблении институтов власти и углублении социально-экономического кризиса, усугубляемого противостоянием политических сил, к власти в данной политической системе может прорваться экстремистская группировка, способная своими активными действиями повернуть вспять цивилизационно-культурное развитие страны и ее народа[2].
В современных конфликтологических теориях все более прочно утверждается точка зрения, согласно которой политические конфликты носят действительно разрушительный для общества характер, либо в узких областях, либо в особо неблагоприятных для его дальнейшего социально-экономического и культурного развития ситуациях. В основном же, прежде всего в странах, обладающих гибкой, развитой системой социально-политического представительства (правовое государство, эффективно действующий парламент, сформировавшееся гражданское общество), выявление, развитие и урегулирование конфликтов дает возможность обеспечивать стабильную устойчивость и динамическое развитие политической системы, ее гибкую адаптацию к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Поэтому в соотношении негативных и позитивных функций современного политического конфликта превалирующими становятся функции позитивные, конструктивные, созидательные.
Одна из таких функций проявляется в том, что созревший в недрах политической системы конфликт сигнализирует обществу, властным структурам о возникших противоречиях и конфликтном расхождении позиций определенных индивидов и их групп, стимулирует действия, способные преодолеть возникшие разногласия в политическом процессе и поставить тем самым сложившуюся ситуацию под контроль. В результате создаются предпосылки для управленческого регулирования возникающих в обществе политических конфликтов.
Наиболее важной конструктивной функцией политического конфликта является его способность стать катализатором назревших социально-политических изменений. Еще одна позитивная функция политического конфликта в том, что его развертывание позволяет более четко определить свои позиции конкурирующим политическим силам[3].
Что касается классификации политических конфликтов, то их можно классифицировать по нескольким основаниям:
1. По областям развертывания существующие в политическом социальном пространстве конфликты подразделяются на внутри - и внешнеполитические. Во внутриполитических конфликтах реализуются конкурентные взаимодействия в борьбе за сохранение, удержание, упрочнение или ниспровержение власти - борьба между правящей элитой и оппозицией, между политическими партиями, между законодательной и исполнительной, между центральной и между региональной властями.
2. По качественным характеристикам противостояний они разделяются на "конфликты с нулевой суммой" и "конфликты с ненулевой суммой". Те конфликты, в которых позиции враждующих сторон абсолютно противоположны и несовместимы, вследствие чего победа одной из них оборачивается поражением другой, могут характеризоваться в качестве "конфликтов с нулевой суммой". Примером здесь может служить победа одного из претендентов на президентских выборах, исключающая занятие президентской должности другим претендентом. Те же конфликты, в которых существует хотя бы один способ достижения взаимного согласия путем компромисса, характеризуются как конфликты "не с нулевой суммой".
Информация о работе Мероприятия по устранению конфликтов между ветвями власти