Мероприятия по устранению конфликтов между ветвями власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в выявлении различных аспектов конфликтов в постсоветской России.
Объект исследования - конфликт.
Предмет исследования различные аспекты политических конфликтов в постсоветской России.
Достижение этой цели предопределяет следующие исследовательские задачи:
1. Проанализировать категории "политический" и "этнический" конфликт.
2. Охарактеризовать межэтнические конфликты, возникшие на постсоветском пространстве.
3. Выявить конфликтогенные факторы и предпосылки формирования и развития межэтнических конфликтов в постсоветской России.

Оглавление

Введение 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ 5
1. Сущность и виды конфликтов 5
1.2. Общая характеристика концепции политических конфликтов 11
1.3. Этнополитический конфликт как особый вид 14
2. АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ 21
2.1. Конфликты между ветвями власти: общая схема и краткое описание 21
2.2 Конфликты при разделении властей 24
3. Мероприятия по устранению конфликтов между ветвями власти 27
3.1 Специфика этнополитического устройства, конфликтогенные факторы и этнополитические конфликты в постсоветской России 27
3.2 Алгоритм действий 34
3.3. Проблемы разрешения 39
Заключение 44
Список использованных источников 47

Файлы: 1 файл

конфликт И ВЕТВИ власти.doc

— 284.00 Кб (Скачать)

-       поведенческие факторы (например, нарастание вооруженных инцидентов).

Существенная проблема конфликтов, основанных на этнических факторах, заключается в том, что они, как правило, носят долговременный характер, а также отличаются большой инертностью. У лидеров и элит враждующих сторон далеко не всегда есть возможность прекратить данный конфликт. И данная особенность этнополитических конфликтов делает их крайне опасными для нормального, управляемого созидательного состояния мирового сообщества.

В рамках общепринятой типологии социальных конфликтов, межнациональные конфликты типологизированы как открытые и скрытые (латентные), мотивационные, целевые, статусные, территориальные.

Один из наиболее полных вариантов типологии межнациональных конфликтов предложил Я. Этингер. С большой или меньшей степенью условности он сводит их к нескольким основным типам:

1.                  Территориальные конфликты, часто тесно связанные с воссоединением раздробленных в прошлом этносов. Их источник - внутреннее, политическое, а нередко и вооруженное столкновение между стоящими у власти правительством и каким-либо национально-освободительным движением или той или иной ирредентистской и сепаратисткой группировкой, пользующей политической и военной поддержкой соседнего государства. Классический пример - ситуация в Нагорном Карабахе и отчасти в южной Осетии;

2.                  Конфликты, порожденные стремлением этнического меньшинства реализовать право на самоопределение в форме создания независимого государственного образования. Таково положение в Абхазии, Гагаузии, отчасти в Приднестровье;

3.                  Конфликты, связанные с восстановлением территориальных прав депортированных народов. Спор между осетинами и ингушами из-за принадлежности Пригородного района - яркое тому свидетельство;

4.                  Конфликты, в основе которых лежат притязания того или иного государства. Например, стремление Эстонии и Латвии присоединить к себе ряд районов Псковской области, которые, как известно, были включены в состав этих двух государств при провозглашении их независимости, а в 40-е годы перешли к РСФСР;

5.                  Конфликты, источниками которых служат последствия произвольных территориальных изменений, осуществляемых в советский период. Это, прежде всего проблема Крыма и в потенции - территориальное урегулирование в Средней Азии;

6.                  Конфликты, как следствие столкновений экономических интересов, когда за выступающими на поверхность национальными противоречиями в действительности стоят интересы правящих политических элит, недовольных своей долей в общегосударственном федеративном "пироге". Думается, что именно эти обстоятельства определяют взаимоотношения между Грозным и Москвой, Казанью и Москвой;

7.                  Конфликты, в основе которых лежат факторы исторического характера, обусловленные традициями многолетней национально-освободительной борьбы против метрополии. Например, конфронтация между Конфедерацией народов Кавказа и российскими властями;

8.                  Конфликты, порожденные многолетним пребыванием депортированных народов на территориях других республик. Таковы проблемы месхетинских турок в Узбекистане, чеченцев в Казахстане;

9.                  Конфликты, в которых за лингвистическими спорами часто скрываются глубокие разногласия между различными национальными общинами, как это происходит, например, в Молдове, Казахстане. Зачастую конфликты возникают в результате целого комплекса противоречий: этнических, территориальных, политических, экономических, религиозных. [7]

Приведенная типология весьма условна. Этнический конфликт может соединять в себе черты других конфликтов или переплетаться с ними.

Что касается стадий этнополитического конфликта, то можно выделить три основные фазы:

1.                  Формирование конфликта (так называемая формальная фаза, когда участвующие стороны осуществляют формирование своей массовой базы, отрабатывают идеологические приемы, выдвигают свои требования на почве узаконенных норм и структур).

2.                  Развитие конфликта (так называемая фаза обострения, когда стороны обращаются к воинственной тактике, открыто выходят за рамки узаконенных норм и структур).

3.                  Реализация конфликта (так называемая военная фаза, когда стороны прибегают к длительному вооруженному столкновению[8].

Установлено, что большинство межнациональных конфликтов, независимо от из типа в своем развитии проходят идентичные фазы развития: первичная этнонациональная фаза, связанная с осознанием приоритета национальных или этнических ценностей над другими (формирование национальной идеи в виде этнических, религиозных, социокультурных и иных форм самоидентификации); вторичная этнонациональная фаза, связанная с утверждение приоритета национальных ценностей (введение в качестве государственного языка - национального языка титульной нации); фаза автономизации и сепаратизма и фаза территориальных претензий. [9]


2. Анализ политических конфликтов в постсоветском пространстве

 

2.1. Конфликты между ветвями власти: общая схема и краткое описание

 

Главный региональный внутривластный конфликт связан с противостоянием областной администрации и администрации города Волгограда. Основные причины конфликта, по мнению экспертов, следующие: дележ денег, поступающих в бюджет (область последние четыре года урезает бюджет Волгограду - единственному в области городу-донору), и демонстрация амбиций обеими администрациями с использованием имеющихся в их распоряжении властных возможностей.

Конфликтуют с губернатором и главы двух районов области - Котовского и Жириновского. И здесь в основе разногласий - вопросы формирования и распределения регионального бюджета: губернатор полагает, что вклад этих нефтяных районов в бюджет области должен быть большим. База такого рода внутренних конфликтов была заложена, когда областная Дума приняла (несмотря на протест 13 районов) Закон о формировании Фонда поддержки территорий. В этот корпоративный Фонд забираются доходы городов, из него область помогает тем, у кого хуже обстоят дела.

Можно полагать, что эти конфликты порождены прежде всего несовершенством межбюджетных отношений, а также тем, что не работает Закон о финансовых основах местного самоуправления. по мнению экспертов, глубинная причина конфликтов такого типа - в слабости президентской власти и отсутствии стабильного правительства. Некоторые журналисты считают, что конфронтации удалось бы избежать, если бы главы субъектов федерации и администраций областных городов не выбирались, а назначались из Москвы; однако федеральному центру выгодна существующая ситуация - она позволяет проводить политику под лозунгом «разделяй и властвуй».

Эксперты уверены, что в ходе парламентских выборов данный конфликт выльется в политическое противостояние по причине «неоднородного цвета власти» в области, хотя сами по себе действующие партии здесь никакого влияния не имеют. Реальную политику делают корпорации, сформировавшиеся вокруг губернатора и глав администраций городов (в первую очередь Волгограда). СМИ включены в процесс борьбы: их точки зрения зависят от того, кому принадлежит то или иное издание.

Другие внутрирегиональные конфликты

Обозначенные экспертами линии внутрирегиональных конфликтов, в которых хотя бы одна из сторон не является непосредственным элементом властной структуры, можно классифицировать следующим образом:

- власти - промышленные предприятия;

- банки - промышленные предприятия;

- власти - предприниматели;

- власти - СМИ;

- работодатели - наемные работники;

- межнациональные и межконфессинальные конфликты.

Власти - промышленные предприятия. Суть многочисленных конфликтов между предприятиями и властями - налоговые претензии последних. Кроме налогов предприятия обязывают вносить деньги в так называемые «внебюджетные фонды», полностью подконтрольные властям. К настоящему моменту из-за непомерных налогов 400 предприятий ушли из Волгоградской области в оффшорную зону Калмыкии. Журналисты подчеркивают, что предприятия очень редко выступают инициаторами конфликтов с властями, предпочитая обходные пути. Исключение составляют организации «Каустик» (директор Болотин) и «Волгоградмясомолторг» (директор Савинков), выражающие публичное недовольство областной властью. Журналисты интерпретируют это не как несогласие с губернатором по каким-либо серьезным проблемам, а как демонстрацию лояльности к противоположному лагерю - городским властям.

Банки - промышленные предприятия. Один из крупных конфликтов возник между столичными и местными банками, с одной стороны, и волгоградским заводом «Красный октябрь» - с другой. Финансисты хотят завладеть заводом, власти же помогают предприятию выстоять. Ради сохранения предприятия под контролем региона временно помирились даже мэр Волгограда и губернатор области, прежде конфликтовавшие из-за кандидатур на пост директора завода. В итоге солидаризации кандидат от одной стороны стал директором, а от другой - заместителем, и есть надежда на то, что власти не отдадут завод банкам.

Власти - предприниматели. Основная причина частых проявлений противостояния этого типа, по высказываниям экспертов, - экономическая. Предприниматели протестуют против произвола налоговиков, введения новых налогов («невменяемый налог») и кассовых аппаратов. Они периодически выходят в пикеты и на митинги. Эксперты упоминают забастовку частных «извозчиков», а также протестные акции предприятий малого и среднего бизнеса. Власти иногда идут на уступки.

Власти - СМИ. Наиболее распространен тип «диагональных» конфликтов - когда газеты одного лагеря критикуют власти другого лагеря. Такого рода перепалки возникают постоянно, однако резкого противостояния СМИ и властей нет, как нет и цензуры.

Власти пытаются воздействовать на неугодные им СМИ через суд. Журналисты говорили о постоянных судебных исках властей к тем или иным изданиям, в зависимости от того, к какому лагерю принадлежит газета или редакция электронных СМИ.

Работодатели - наемные работники. Журналисты упоминали об акциях протеста бюджетников и работников предприятий. Забастовки проходили на Тракторном заводе, заводах «Красный Октябрь» и «Ахтуба». Во время опроса продолжалась бессрочная забастовка коммунальщиков в Руднянском районе. Причины - различные невыплаты, задержки зарплаты.

 

2.2 Конфликты при разделении властей

 

 

В реальной жизни функции трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной часто вступают в противоречия, перерастающие порой в самые серьезные конфликты (например, вооруженный конфликт между Президентом и Парламентом РФ в октябре 1993 г.). Особенно часто имеет место вмешательство со стороны исполнительной власти в судебную или законодательную сферы. Подобные конфликты должны всегда разрешаться легитимными, конституционными средствами. Конституция достаточно полно описывает компетенцию каждой из ветвей власти и представляет собой базу для разделения их функций. Нарушение Конституции как раз и порождает конфликт между властями. Однако, многие юридические факты, описанные в Конституции РФ 1993 года, пока не имеют специального процедурного подкрепления в законах. Это касается, в частности, едва не возникшего в мае 1999 г. юридического прецедента по отрешению президента РФ от должности на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в уголовном преступлении по пяти пунктам.

Конфликты на высшем уровне власти должны разрешаться только при условии четкого соблюдения каждым из органов власти своей компетенции, предусмотренной Конституцией и законами.

На высшем государственном уровне функция предотвращения конфликтов между властями возлагается на Президента как гаранта соблюдения Конституции, а на нижестоящих уровнях такую сдерживающую роль должны играть главы администрации, представительные и судебные органы.

Техника предупреждения и разрешения конфликтов между властями включает:

1.      систематические переговоры между главами и представителями соответствующих органов и ведомств (Президентом и парламентом, министрами и депутатами и т.д.);

2.      обмен документами;

3.      работу согласительных комиссий.]

Конфликты в парламенте

В парламенте (Федеральном собрании РФ) достаточно часто возникают разногласия и конфликты между политическими партиями, фракциями, отдельными депутатами.

Основные способы разрешения конфликта в парламенте:

1.      навязывание воли одной или нескольких групп депутатов другим участникам. Это происходит в основном в итоге голосования, при котором принимается решение большинством голосов;

2.      компромисс, для достижения которого используются различные процедуры;

3.      консенсус, представляющий собой осознанную форму социального партнерства, согласия, единодушия.

 

 

Конфликты в законотворческом процессе

В соответствии с Конституцией РФ (статья 105) конфликтная ситуация, возникающая из-за отклонения Советом Федерации проекта закона, принятого Государственной Думой, разрешается следующим образом: палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления разногласий и в случае ее успешной работы проект закона повторно рассматривается Государственной Думой. Эта эффективная форма применяется во многих странах. Если комиссия создана не была или не пришла к согласованному решению, то Дума может провести повторное голосование законопроекта, который будет считаться принятым, если за него проголосует не менее 2/3 от общего числа депутатов Думы. Регламент Государственной Думы подробно описывает согласительную процедуру при повторном рассмотрении законопроектов, отклоненных Советом Федерации. После этого голосования законопроект направляется уже не в Совет Федерации, а Президенту РФ (таким образом, конфликт в парламенте уже не будет возобновлен).]

Информация о работе Мероприятия по устранению конфликтов между ветвями власти