Мероприятия по устранению конфликтов между ветвями власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в выявлении различных аспектов конфликтов в постсоветской России.
Объект исследования - конфликт.
Предмет исследования различные аспекты политических конфликтов в постсоветской России.
Достижение этой цели предопределяет следующие исследовательские задачи:
1. Проанализировать категории "политический" и "этнический" конфликт.
2. Охарактеризовать межэтнические конфликты, возникшие на постсоветском пространстве.
3. Выявить конфликтогенные факторы и предпосылки формирования и развития межэтнических конфликтов в постсоветской России.

Оглавление

Введение 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ 5
1. Сущность и виды конфликтов 5
1.2. Общая характеристика концепции политических конфликтов 11
1.3. Этнополитический конфликт как особый вид 14
2. АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ 21
2.1. Конфликты между ветвями власти: общая схема и краткое описание 21
2.2 Конфликты при разделении властей 24
3. Мероприятия по устранению конфликтов между ветвями власти 27
3.1 Специфика этнополитического устройства, конфликтогенные факторы и этнополитические конфликты в постсоветской России 27
3.2 Алгоритм действий 34
3.3. Проблемы разрешения 39
Заключение 44
Список использованных источников 47

Файлы: 1 файл

конфликт И ВЕТВИ власти.doc

— 284.00 Кб (Скачать)

3.   По соответствии со структурой и организацией системы власти и ее реализации выделяются вертикальные и горизонтальные политические конфликты. К первому из этих классов относятся конфликты, возникающие между индивидами и группами, обладающими властью, политически господствующими, и индивидами и группами, лишенными доступа к власти, политически подчиненными первым, а также конфликты между центральными и местными властными структурами. К горизонтальным относятся конфликты, реализующие конкурентные взаимодействия между однопорядковыми субъектами и носителями властных полномочий: между законодательной и исполнительной структурами власти, между неправящими партиями и т.п.

4.   По содержанию и характеру нормативной регуляции или ее отсутствию политические конфронтации подразделяются на институционализированные и неинституционализированные конфликты. Первые из них развертываются в рамках деятельности существующих в обществе социальных институтов - развитая демократия, правовое государство, гарантированная конституционными установлениями свобода собраний, митингов, уличных шествий, деятельность политических партий, ассоциаций, объединений и т.п. Такие конфликты воплощают в себе способность индивидов, социальных групп и слоев в своих политических притязаниях и взаимодействиях с другими подчиняться действующим в обществе правилам политической игры. В отличие от них неинституциональные политические конфликты не вписываются в рамки функционирующих в обществе социальных институтов, направлены на подрыв, ослабление или ниспровержение существующей в обществе политической системы, действующих в нем социальных институтов.

5.   По степени открытости и публичности конфликтного взаимодействия конкурирующих сторон конфликты подразделяются на открытые и скрытые (латентные). Открытые политические конфликты воплощаются в явных, внешне фиксируемых формах политического действия - участие в выборах, политические забастовки и манифестации, акты политического протеста, объявление импичмента и т.п. В отличие от них латентные конфликты в сфере политики воплощаются в скрытых от широкой публики видов политической конфронтации, таких, в частности, как заговор, подкуп высших должностных лиц, фальсификация результатов выборов, политический шантаж и т.п.

6.   По длительности (темпоральным характеристикам) политические конфликты подразделяются на кратковременные и долговременные. Примерами первых из них могут служить отставка правительства или отставка министра, вызванная протестами общественности в связи с его взяточничеством или другими неблаговидными поступками. Примером второго является длящийся несколько десятилетий, то обостряющийся, то затухающий военно-политический конфликт между Израилем и группой арабских стран.

7.   По формам проявлений конфликтных политических противостояний они разделяются на а) политическое пикетирование правительственных зданий или посольств; б) политические митинги и манифестации; в) политические забастовки с требованиями отставки президента, правительства и т.п.; г) движение политического протеста; д) политическое неповиновение; е) политический путч; ж) политический переворот, завершившийся свержением существовавшей до этого власти; з) политическая революция - массовое политическое действие, приведшее к слому прежней государственной машины и коренной трансформации политической системы; и) политический шантаж, т.е. угроза разглашения компрометирующих сведений о политических деталях[1].

 

 

1.2. Общая характеристика концепции политических конфликтов

 

Политический конфликт – форма проявления взаимоотношений между ветвям власти, ее структурами, политическими партиями, государственными деятелями, профессиональными политиками, между рядовыми гражданами, социальными слоями и группами по вопросам власти, отношения к ней и осуществляемой политике. Конфликт является политическим, если субъекты конфликта выражают и отстаивают свои интересы, реализация которых приведет к «переделу власти». Политический конфликт весьма опасен тем, что может вовлечь в свою орбиту большое количество людей, ведет к нарушению стабильности.Уровень политической стабильности общества зависит от того, насколько конфликт, являющийся непременным условием функционирования политического поля, уравновешивается консенсусом по базовым принципам устройства политической системы. «Без конфликта нет политического развития, без консенсуса нет политической системы» - таково одно из важнейших положений политической науки.

Проблема политического конфликта – наверное, одна из самых актуальных проблем современного политического пространства. Сейчас также остро стоит вопрос о возможности управления политическими конфликтами, в общем, и о способах их регулирования в частности.

А. Здравомыслов, анализируя проблематику политического конфликта, отмечает, что под ним следует понимать постоянно действующую форму борьбы за власть в конкретном обществе.

Таким образом, угадывается нечто общее, что, по мнению политологов присуще политическому конфликту. В свою очередь, хотелось бы предложить следующую трактовку политического конфликта, на мой взгляд, отличную от вышеупомянутых. Политический конфликт – это социально-политическое явление, структурированный процесс, проходящий через определенные стадии, являющийся, по сути, своеобразным способом разрешения значащих для сторон политических вопросов, которые являются насущно необходимыми на данный момент социально - политического развития хотя бы для одной из конфронтирующих сторон, урегулирование которых в данных конкретных условиях невозможно никаким иным путем, по мнению хотя бы одного из оппонентов. Данная дефиниция политического конфликта отличается от предлагаемых политологами тем, что тут указывается на характер того противоречия, которое лежит в корне конкретного политического конфликта.

Итак, рассматривая причины созревания политического конфликта, условия, приведшие к той либо иной ситуации, требующей разрешения, в совокупности с анализом возможности применения права для урегулирования возникшего положения, и представляют собой правовое управление политическим конфликтом. От социального управления, правовое управление отличается строгой регламентированностью форм и средств регулирования в сочетании с возможностью применения санкций к сторонам, т.е. наличие юридической ответственности. Понимание политического конфликта и условий, его породивших, как определенного эпатированного процесса, позволяет проанализировать его в отдельности по стадиям и выявить, в какой именно из них необходимо применение права, т.е. в какой именно из звеньев цепочки произошел разрыв или искажение, приведший к обострению и в конечном итоге к конфликтной ситуации.[4]

Следует согласиться с мнением политолога В. Смоленского о прохождении политическим конфликтом ряда стадий, которые в нашей редакции будут выглядеть следующим образом:

1.                  Потенциальная возможность возникновения конфликтной ситуации (еще нет реальных предпосылок, свидетельствующих о наличии конфликта, однако существует ряд посылок, обуславливающих ситуацию напряженности);

  1. Переход потенции в реальность (есть обстоятельства, свидетельствующие о наличии предконфликтной обстановки – определенные трения, высказывания, негативная атмосфера, осознание сторонами угрозы своим интересам);

3.                  Конфликтные действия (т.е. сам политический конфликт во всем многообразии своего проявления);

4.                  Разрешение конфликта или его угасание.

Следовательно, представленная четырехфазная структура, на мой взгляд, в наибольшей мере отражает ход и развитие политической ситуации до перерастания ее в политический конфликт, хотя данная система носит схематичный характер, поскольку в каждой из стадий можно выделить множество подстадий применительно к конкретно взятому случаю.

При этом интересной представляется точка зрения А. Галкина, выделяющего три типа интересов, детерминирующих конфликтную ситуацию:

1. консервативная модель, заключающуюся в заинтересованности сохранения действующей политической системы, укрепления консервативных установок;

2. конформистская модель – терпимое отношение к общественному строю, политическим институтам и их решениям;

3. критическая модель, в основе которой лежит негативное отношение и восприятие определенного строя, в том числе и политической системы.

Наверное, нельзя представить себе демократическое общество, в котором при наличии широкого круга гарантированных прав, не будут сталкиваться интересы различных субъектов этого общества в процессе реализации ими этих прав.

Здесь опять же главным регулятором должно и выступает право, определяющее и очерчивающее границы допустимости поведения субъектов, не выходящее за рамки правового отношения.

 

1.3. Этнополитический конфликт как особый вид

 

Феномен этноса является довольно сложным и многогранным явлением. Научное осмысление термина "этнос" как специального понятия для обозначения особой общности людей произошло по существу лишь в последние десятилетия. Но, несмотря на пристальное внимание ученых к проблеме этноса, как в отечественной, так и в мировой этнологии общепринятого определения сущности и строения этноса.

Проблема определения этноса очень тесно связана с проблемой идентификации, проблемой восприятия "свой-чужой". Данная проблема имеет очень большое значение в современном мире. Практически каждый человек имеет какое-либо представление, связанное с понятие этноса, которое может и не иметь конкретного словесного определения, а существовать на эмоциональном уровне. При этом понятия этнос, нация, этничность зачастую смешиваются и не имеют чего-либо общего с научными определениями. Для работы над проблемой этнополитических конфликтов важно иметь представление, как может определятся этнос, а точнее этническая принадлежность.

Важной будет являться проблема того, что связывает людей в единую общность - этнос, и какие свойства, качества в людях могут определять этничность. Реакция людей на этническую (национальную) проблему во многом зависит от представлений, которые сформировались у них лично или в ближайшем их окружении. Многие факторы могут быть внушены извне, по крайней мере, на какое-то время. Для массового, бытового восприятия весьма характерна консервативность, то есть неспешность в принятии какого-либо понятия и расставании с уже принятым. Соответственно, важным фактором будет и история рассмотрения проблемы типологизации этнических общностей.

Таким образом, этническая идентичность формируется стихийно, в процессе социализации личности. В то же время, осознание принадлежности к определенной этнической общности становится одним из первых направлений социальной природы человека[5].

Наиболее сложный вопрос связан с самим феноменом этничности. Данное понятие по праву рассматривается в качестве базового для исследования таких проблем, как предпосылки, причины и пути предупреждения межэтнических конфликтов. В самой упрощенной форме вопрос стоит так: провоцирует ли этничность конфликты? И, следовательно, зависит ли степень конфликтогенности общества от уровня его полиэтичности? В поисках ответа на этот вопрос в начале 90-х гг. особо модным было подвергать резкой критике "отечественную теорию этноса" и обращаться к активному освоению западных концепций этничности. В тоже время это освоение было довольно болезненным процессом, особенно в отношении идей конструктивизма. Научное сообщество России довольно эмоционально встретило утверждение В.А. Тишкова о том, что этносы, как и формация, есть умственные конструкции, своего рода "идеальный тип", используемый для систематизации конкретного материала и существующий исключительно в умах историков, социологов, этнографов[6].

Очевидно, предположить, что многие свойства и качества зависят от конкретной ситуации, и соответственно от места и времени, а также складывающихся событий. Этничность, как форма групповой идентичности, подвержена временным трансформациям, а значит, можно предположить, что существуют ее различные исторические вариацию.

Исследуя проблему этнополитических конфликтов, ученые ставят вопрос, являются ли они таким отрицательным явлением, которое необходимо по возможности не допускать. Насколько они неизбежны и что является причинами их возникновения.

Некоторые исследователи предлагают под этническим конфликтом понимать такое противостояние, которое грозит продолжительной вооруженной борьбой.

Другая точка зрения состоит в том, что в качестве предмета этнополитических конфликтов выделяют социальный статус, представляющий собой интегративный показатель положения этноса в социальной системе. Это характерно для конфликтов, но нужно учесть, что в результате развития этнического самосознания изменяется и удовлетворенность этноса своей социальной нищей. Это приводит национальную элиту к попыткам изменить сложившееся соотношение, а, следовательно, к напряженности и конфликтам.

Причиной этнополитических конфликтов часто называется борьба за власть, привилегии и другие ресурсы.

Если рассматривать причины, провоцирующие этнополитические конфликты, которые имеются в результате какой-либо сложившийся ситуации, то к таким ситуативным причинам этнополитического конфликта относятся следующие факторы:

-       историческое наследие отношений между государствами в регионе конфликта (например, завоевание и колонизация Кавказа Российской империей);

-       внеполитические факторы в регионе конфликта (например, интересы Турции и Ирана на Кавказе);

-       военно-стратегические факторы (например, способность России контролировать военную ситуацию на Кавказе);

-       собственно этнические факторы (например, характер этнической стратификации, т.е. иерархического социального расслоения на этнической основе);

-       экономические факторы (например, экономический кризис в Российской Федерации);

-       внутриполитические факторы (например, формирование и акции новых политических движений и организаций, в частности Конфедерации горских народов);

-       факторы-характеристики сторон конфликта (например, воинственный стиль националистов);

-       информационные факторы (например, отсутствие полной однозначной информации о намерениях сторон);

Информация о работе Мероприятия по устранению конфликтов между ветвями власти