Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:43, контрольная работа
1. Понятие административного правонарушения.
2. Процессуальные основы рассмотрения дел об административных правонарушениях арбитражными судами.
3. Рассмотрение дела об административном правонарушении.
4. Право на обжалование привлечения к административной ответственности .
1. Понятие административного правонарушения
Единственным основанием
административной ответственности, является
наличие состава
Административным правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, которое посягает на государственный или гражданский порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Или иными словами, под административным правонарушением, как основание административной ответственности понимается виновное, противоправное и общественно-опасное деяние, которое посягает на установленные правом и обеспеченные административно-правовыми санкциями правила поведение граждан и должностных лиц в сфере государственного управления.
Деяния, классифицированные
как административные
Существует два
вида административных
1. Большая часть проступков
не граничат с уголовными
2. Граничат с уголовными преступлениями ( например ст.51, ст.173 КоАП). Ярко выраженных и четко обозначенных критериев, разграничиваю-
Таким образом,
можно определить признаки
1. Противоправное действие
( не может признаваться противоп
2. Является виновным действием или бездействием ( где вина проходит юридическую оценку).
3. Является деянием
общественно опасным, то есть
таким совершение которого
Для признания
Квалификация того
или иного проступка
Существуют юридически
1. Фундаментальная функция,
означающая, что состав преступления
выступает как единственное
2. Разграничительная функция, означающая, что признаки состава отграничивают один состав от другого, а также от деяний не являющихся административными правонарушениями, или от деяний, ответственность за которые наступает в других отраслях права.
3. Гарантийная функция, которая означает, что путем описания точных составов административных правонарушений и их объективных признаков, законодатель гарантирует гражданина от необоснованного привлечения к административной ответственности.
2. Процессуальные основы рассмотрения дел об административных правонарушениях арбитражными судами
Статьей 118 Конституции
РФ установлено, что в России судебная
власть осуществляется посредством
конституционного, уголовного, гражданского
и административного
Дела, отнесенные к подведомственности арбитражных судов, определены в ч.3 ст.23.1 КоАП РФ по признакам субъектов правонарушений (юридические лица и индивидуальные предприниматели), характеру осуществляемой указанными субъектами деятельности (предпринимательская и иная экономическая деятельность), т.е. по общим критериям отнесения дел к подведомственности арбитражных судов.
Что касается конкретных правонарушений, отнесенных к подведомственности арбитражных судов, усмотреть какой-либо единый критерий при их отборе затруднительно. Однако можно отметить, что большинство этих правонарушений связаны с производством и оборотом спиртовой продукции, качеством продукции вообще, а также с вопросами функционирования юридических лиц.
В связи с этим следует отметить, что рассмотрение отдельных дел отнесено к подведомственности судов общей юрисдикции (мировых судей) и административных органов, которые должны руководствоваться соответствующими нормами КоАП РФ и гражданского процессуального законодательства при рассмотрении дел, отнесенных к их компетенции.
Согласно ч. 1 ст. 202 АПК, арбитражные суды рассматривают дела о привлечении к административной ответственности по общим правилам искового производства, с особенностями, установленными в гл.25 АПК и федеральном законе об административных правонарушениях (т.е. в КоАП РФ).
Статья 202 АПК РФ определяет
подведомственность дел о привлечении
к административной ответственности,
исходя из характера субъектного
состава и специфики
Первый критерий, которому
должны соответствовать
Второй критерий, касающийся подведомственности дел арбитражным судам, имеет отношение к характеру деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Это должна быть деятельность, связанная с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности.
Наконец, третий критерий характеризуется тем, что федеральный закон относит к ведению арбитражных судов определенные категории дел. В КоАП РФ приведен перечень дел, отнесенных к ведению арбитражных судов и связанных с:
- производством либо оборотом этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам (ст. 6.14);
- нарушением порядка
распоряжения объектом
- осуществлением
- незаконным использованием товарного знака (ст. 14.10);
- незаконным получением кредита (ст. 14.11);
- фиктивным или преднамеренным банкротством (ст. 14.12);
- неправомерными действиями при банкротстве (ст. 14.13);
- воспрепятствованием
должностными лицами кредитной
организации осуществлению
- нарушением правил
продажи этилового спирта, алкогольной
или спиртосодержащей
- незаконным производством,
поставкой или закупкой
- использованием этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (ст. 14.18);
- ненадлежащим управлением юридическим лицом (ст. 14.21);
- совершением сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (ст. 14.22);
- осуществлением
- неисполнением банком
поручения государственного
- нарушением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушением требований нормативных документов по обеспечению единства измерений (ч. 1, 2 ст. 19.19).
Необходимо также учитывать, что дело, указанное в абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 Кодекса, подведомственно арбитражному суду и в том случае, когда на основании ст. 28.7 КоАП РФ по нему проводится административное расследование.
Все перечисленные выше условия подведомственности административного дела должны быть в совокупности. Отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует о неподведомственности дела арбитражному суду.
Особо рассматривается подведомственность и подсудность дел по оспариванию наложенных административных наказаний.
В частности, в силу ст. 138 НК РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Разграничение подведомственности дел по обжалованию действий или бездействия налоговых органов, их актов между арбитражными судами и судами общей юрисдикции проводится по субъектному составу. Организации и индивидуальные предприниматели, обжалуя акты, действия или бездействие налоговых органов, обращаются в арбитражный суд. Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, обжалуют аналогичные действия в суд общей юрисдикции. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» дало разъяснение по вопросам применяемого при рассмотрении таких дел законодательства. В силу ч. 2 п. 21 названного Постановления дела, подведомственные арбитражному суду, подлежат рассмотрению на общих основаниях в соответствии с АПК РФ.
Однако в настоящее время ст. 207 АПК РФ содержит более точное толкование подведомственности дел об обжаловании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Во-первых, в АПК РФ 2002 г. речь идет об обжаловании действий или бездействия административных (а не только налоговых) органов. Иными словами, существенно расширился диапазон органов, чьи решения о привлечении к административной ответственности могут быть оспорены в арбитражном суде.
Во-вторых, АПК РФ отдельно регламентирует вопросы рассмотрения заявлений об оспаривании решений административных органов (включая налоговые и другие органы) именно о привлечении к административной ответственности. Обжалование ненормативных актов административных органов регламентируется отдельно.
В-третьих, помимо НК РФ, подведомственность дел арбитражному суду вытекает из КоАП РФ, следовательно, расширена нормативно-правовая база. КоАП РФ также урегулировал процедуру рассмотрения дел об административных правонарушениях.
КоАП РФ установил правила подведомственности, используя отсылочную норму к арбитражному процессуальному законодательству. Часть 3 ст. 30.1 КоАП РФ устанавливает правило, согласно которому постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Статьи 207-208 АПК РФ определяют подведомственность дел и порядок обжалования решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"