Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:17, контрольная работа
Административно-правовая норма – установленное и санкционированное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих в сфере функционирования механизма исполнительной власти или иных областях государственной деятельности.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное учреждение высшего профессионального образования
«Хабаровская государственная академия экономики и права»
Кафедра конституционного, административного и финансового права.
Контрольная работа по административному праву
1.
Административно-правовая норма – установленное и санкционированное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих в сфере функционирования механизма исполнительной власти или иных областях государственной деятельности.
А.Б. Агапов: «Административно-правовая норма – форма выражения юридического предписания».
В.С. Четвериков: «Административно-правовая норма – некоторое правило общего свойства, определенная мера возможного, должного и обязательного поведения участников управленческих отношений, установленная или санкционированная государством и охраняемая специальными мерами государственного принуждения».
Ю.Н. Старилов: «Административно-правовая норма - установленное государством, его органами представительной либо исполнительной власти, местной администрацией, правила должного или возможного поведения субъектов административного права, соблюдение которых обеспечивается специальными мерами государственного воздействия».
А.П. Алехин: «Административно-правовая норма - мера должного или возможного (допускаемого, рекомендуемого) поведения людей, установленная государством и охраняемая специальными средствами».
А.П. Коренев: «Административно-правовая норма - норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности».
Основные черты административно-правовых норм:
1. Преследуют цель обеспечения должного функционирования всей системы исполнительной власти, рационального взаимодействия отдельных ее звеньев.
2. Определяют вариант должного поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления.
3. Предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, проведения в жизнь требований законов РФ.
4. Служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях.
5. Имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них (административная ответственность за совершенное правонарушение). Защищают не только себя, но и нормы многих других отраслей права (трудового, финансового, земельного и т.д.).
6. Выступают в роли регулятора иных общественных отношений, а не только их защитника (на основе их определяется порядок взимания налогов).
7. Часто устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно ее субъектами.
Обязывающие административно-правовые нормы – нормы, предписывающие совершать определенные действия.
Примеры:
Ст.12 ФЗ: «Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей».
Ст. 15 ФЗ: «Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах – общедоступной».
Ст.18 ФЗ: «Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц».
Управомачивающие административно-правовые нормы – нормы, дающие возможность действовать в установленных рамках по своему усмотрению.
Примеры:
Ст.3 ФЗ: «Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений».
Ст.14 ФЗ: «Общероссийские общественные объединения могут использовать в своих названиях наименования "Россия", "Российская Федерация" и образованные на их основе слова и словосочетания без специального разрешения правомочного государственного органа».
Ст. 28 ФЗ: «Общественное объединение, за исключением политической партии, имеет право использовать в своем названии личное имя гражданина».
Запрещающие административно-правовые нормы – нормы, предусматривающие запрет на совершение определенных действий в определенных условиях.
Примеры:
Ст.16 ФЗ: «Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности».
Ст.17 ФЗ: «Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом».
Ст.19 ФЗ: «Не может быть учредителем, членом, участником общественного объединения…»
Материальные административно-правовые нормы - нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность участников управленческих отношений, регулируемых административным правом.
Примеры:
Ст.3 ФЗ: «Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений».
Ст.19 ФЗ: «Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами».
Ст.24 ФЗ: «Общественные объединения могут иметь флаги, эмблемы, вымпелы и другую символику».
Процессуальные административно-правовые нормы - нормы, определяющие методы, способы, порядок деятельности по реализации государственного управления.
Примеры:
Ст.9 ФЗ: «В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом».
Ст.10 ФЗ: «В случае государственной регистрации общественного фонда данный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации».
Ст.11 ФЗ: «В случае государственной регистрации общественного учреждения данное учреждение осуществляет свою деятельность в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации».
2.
Таблица 2.1 – Классификация органов исполнительной власти по признаку федеративного государственного устройства РФ
Федеральные органы исполнительной власти | Органы исполнительной власти субъектов РФ |
Федеральная служба безопасности РФ | Администрация Курской области |
Правительство РФ | Комитет по управлению государственным имуществом Республики Саха (Якутия) |
Федеральная антимонопольная служба | Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации области |
Федеральное агентство по атомной энергии | Краевое управление печати и информации |
Министерство иностранных дел РФ | Отдел регистрации актов гражданского состояния администрации области |
| Правительство Республики Бурятия
Министерство сельского хозяйства Республики Алтай |
Таблица 2.2 – Классификация федеральных органов исполнительной власти по признаку организационно-правовой формы
Организационно-правовая форма | Министерство | Служба | Агентство |
| Министерство иностранных дел РФ | Федеральная служба безопасности РФ | Федеральное агентство по атомной энергии |
|
| Федеральная антимонопольная служба |
|
Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"