Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 16:32, контрольная работа
Понятие и особенности административной ответственности.
Одним из основных методов государственного управления является метод принуждения, проявляющийся, помимо прочего, в применении мер юридической ответственности по отношению к нарушителям административно-правовых предписаний. Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих, основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.
Содержание:
1. Понятие и особенности административной ответственности…………..3
2. Схема «Классификация правовых актов исполнительной власти в РФ»……………………………………………………………………...…..9
3. Признаки административного правонарушения…………..……………11
4. Задание……………………………………………………………...……..13
Список литературы…………………………………………………………..15
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
(МГЮА)
ФИЛИАЛ МГЮА В Г. ВОЛОГДЕ
КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ
Вариант 3
Содержание:
1. Понятие и особенности административной ответственности…………..3
2. Схема «Классификация правовых актов исполнительной власти в РФ»…………………………………………………………………….
3. Признаки административного правонарушения…………..……………11
4. Задание……………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
1. Понятие и особенности административной ответственности.
Одним из основных методов государственного управления является метод принуждения, проявляющийся, помимо прочего, в применении мер юридической ответственности по отношению к нарушителям административно-правовых предписаний. Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих, основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.[1] Итак, административная ответственность- это вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней и которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение (административный проступок)[2]. Административную ответственность характеризуют некоторые признаки, характерные для всех видов юридической ответственности:
1. представляет собой государственное принуждение в виде применения установленных законом административных наказаний, осуществляемых через органы государственной власти и органы местного самоуправления;
2. это правовое принуждение, подчиняющее общим принципам законности и справедливости права. Административная ответственность применяется на основе правовой регламентации её объема и пределов, нормативного установления оснований, содержания и процессуальных форм реализации конкретных административных наказаний;
3. влечет за собой наступления неблагоприятных последствий для правонарушителей. Меры административной ответственности выражаются в предусмотренных КоАП РФлишения или ограничении прав и свобод правонарушителей. Неблагоприятные последствия для правонарушителя могут наступать в виде лишений или ограничений морального(предупреждение), материального(штрафа, конфискации, возмездное изъятие) или физического характера(административный арест);
4. в мерах содержится итоговая правовая оценка деяния и нарушителя от имени государства;
5. юридическая ответственность всегда рассматривалась в качестве результата правонарушения, т.е. это негативная ответственность.
Однако наряду с общими признаками административная ответственность обладает определенными своеобразными признаками:
1. Данный вид ответственности является можно рассматривать как правовую ответственность за административные правонарушения, объектом посягательства являются отношения в сфере государственного управления, и некоторые другие. Административная ответственность наступает не за все нарушения норм административного права, а лишь за те, которые содержат указания на административную ответственность;
2. административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица, тогда как уголовной и дисциплинарной — только физические лица;
3. административную ответственность характеризует особый процессуальный порядок ее реализации. Процесс привлечения более простой, оперативный и экономичный по сравнению с аналогичными проявлениями иных видов юридической ответственности(в частности уголовной и гражданско- правовой), хотя и содержит при этом все необходимые гарантии законности его проведения и осуществления права на защиту;
4. административное наказание как мера административной ответственности всегда назначается органом или должностным лицом на неподчиненных ему субъектов, что существенно в этом плане отличает ее от дисциплинарной ответственности, которая (как и ответственность административная) регулируется в большинстве своем нормами административного права;
5. административное наказание как мера административной ответственности может назначаться широким кругом уполномоченных на это субъектов (глава 23 КоАП РФ предусматривает в качестве таковых более 50 видов несудебных органов, а также судей — и это только федеральный уровень), тогда как дисциплинарные взыскания могут назначаться только органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью (в пределах их компетенции), уголовные наказания — только судом, меры гражданско-правовой и материальной ответственности — в большинстве своем также только в судебном порядке (за исключением ряда случаев решения вопроса о материальной ответственности в административном порядке);
6. реализация административной ответственности не влечет за собой судимости, что существенно отличает ее в этом плане от ответственности уголовной и сближает с ответственностью дисциплинарной, где так же, как и при административной ответственности, лицо считается подвергнутым взысканию (наказанию) в течение установленного срока (один год, хотя методика его отсчета все же разная);
7. нарушение административно- правовых норм влечет за собой применение административного принуждения, одним из видов которых является административное наказание;
8. по своей сущности административная ответственность представляет собой воздействие, оказываемое полномочным органом государства на нарушителя;
9. мера административной ответственности применятся широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц, реализуя свои полномочия, наказывают правонарушителей;
10. меры административной ответственности применятся органами и должностными лицами в отношении не подчиненных им по службе нарушителей, не связанных с ними служебно-трудовыми отношениями. Данное положение отличает административную ответственность например от дисциплинарной, к которой привлекаются руководители, рабочие, служащие и вспомогательный персонал, как правило, в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом;
11. административная ответственность- это совокупность материальных м процессуальных правоотношений, т.е. материально- деликтных, вызванных совершение конкретного правонарушения, и административно- процессуальных, связанных с необходимостью собрать материалы о правонарушении и лице, его совершившем, рассмотреть дело, вынести законное, обоснованное и справедливое решение, обеспечить его исполнение.
Цель административной ответственности опосредуется через функции, которые она выполняет: превентивную (или предупредительно-
Административная ответственность функционирует на основе ряда принципов: законности; обоснованности; справедливости; неотвратимости юридической ответственности; презумпции невиновности; права на защиту лица, привлеченного к ответственности; недопустимости привлечения к ответственности за одно и то же правонарушение два и более раз.
Административную ответственность можно разбить на отдельные самостоятельные стадии:
стадия возникновения ответственности (начинается с момента совершения правонарушения и длится до момента обнаружения его должностными лицами компетентных государственных органов);
стадия конкретизации ответственности (начинается с момента обнаружения правонарушения должностными лицами компетентных органов государства и заканчивается вступлением в законную силу акта применения права, признающего факт правонарушения, совершенного конкретным лицом);
стадия реализации ответственности (начинается с момента вступления в законную силу правоприменительного акта государственного органа, признающего факт совершения правонарушения конкретным лицом, и заканчивается моментом окончания исполнения наказания (взыскания).
КоАП РФ предусматривает статью, в соответствии с которой устанавливается возраст, по достижению которого наступает административная ответственность (ст. 2.3. КоАП РФ). «Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет»[4]. Однако в конкретной ситуации, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (п. 2 ст.2.3. КоАП РФ).
Лицо, действовавшее в состоянии крайней необходимости, административной ответственности не подлежит (ст.2.7. КоАП РФ).
В соответствии со ст. 2.8. КоАП РФ исключает административную ответственность и невменяемость. «Не подлежит административной ответственности физической лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействий) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействий) либо руководить ими вследствие хронического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики». [5]
Также в Кодексе содержатся статьи устанавливающие особенности административной ответственности отдельных категорий населения, таких как должностных лиц (ст.2.4. КоАП РФ); военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания (ст. 2.5. КоАП РФ); иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц (ст. 2.6. КоАП РФ); собственников (владельцев) транспортных средств (ст. 2.6.1. КоАП РФ); юридических лиц (ст. 2.10 КоАП РФ).
2. Схема «Классификация правовых актов исполнительной власти в РФ»
I. По наименованию правовых актов исполнительной власти:
Рассмотрим официальные наименования правовых актов на федеральном уровне:
«Президент Российской Федерации издает указа и распоряжение»[6](п.1 ст. 90 Конституции РФ)
«На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительства Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их выполнение». (п.1 ст. 115 Конституции Российской Федерации)[7]
Далее необходимо рассмотреть правовые акты на уровне субъектов:
II. На основании юридических свойств:
III. По способу принятия актов исполнительной власти:
3. Признаки административного правонарушения.
Правонарушение выступает в качестве основания юридической ответственности. Не являются правонарушениями и, соответственно, не могут выступать в качестве оснований юридической ответственности деяния, внешне хотя и сходные с правонарушениями, но не являющиеся таковыми вследствие своей общественной значимости. В Кодексе сформулировано официальное определение такого правонарушения: административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. (ст. 2.1 КоАП РФ).
Административному правонарушения присущи свои определенные признаки:
1. Административное правонарушение всегда противоправно, т.е. нарушает нормы действующего административного законодательства. Зачастую в теории подчеркивают, что административная ответственность наступает за нарушения норм не только административного, но и других отраслей права.
2. Административное правонарушение - это деяние, т.е. действие или бездействие. Как деяние, административное правонарушение представляет собой единство физического и психического, т.е. это осознанный, волевой акт человеческого поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии. В него входят такие понятия как цель, средства, результат и сам процесс деяния, а также личностные категории(мотивы, ценностные ориентации, психологическое отношение к содеянному).
3. Виновность. Административное правонарушение является виновным действием либо бездействием, то есть деяние, представляющее собой проявление воли и разума действующего (или бездействующего) лица. Вина может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Наличие вины правонарушителя в той или иной форме является необходимым признаком административного правонарушения.
Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"