Гражданство в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:09, курсовая работа

Краткое описание

Гражданство − достаточно сложная научная категория, неразрывно связанная с правовым статусом человека, охватывающая весь спектр взаимоотношений лица с государством и обществом. Взаимосвязь эта проявляется в невозможности нормального существования каждой из названных категорий по отдельности. Государство существует для того, чтобы обеспечивать реализацию интересов человека, защищать его права и свободы, в то же время для обеспечения исполнения своих функций государство требует неукоснительного соблюдения установленных правил поведения и исполнения обязанностей.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие гражданства Российской Федерации и его правовая
регламентация…………………………………………………….....................6
1.1. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации………....6
1.2. Правовое регулирование гражданства в Российской Федерации…….12
1.4. Органы государственной власти Российской Федерации, ведающие
делами о гражданстве………………………………………………………….16
Глава 2. Основные процедуры российского гражданства и особенности их
правового регулирования…………………………………..………………...22
2.1. Признание и приобретение гражданства Российской Федерации..22
2.2. Прекращение российского гражданства: основания и
порядок…………………………………….…………………………………..37
2.3. Правовые основания отказа в приеме в гражданство Российской
Федерации и в восстановлении в гражданстве Российской Федерации….41
Заключение…………………………………………………………………..46
Список использованной литературы…

Файлы: 1 файл

Курсовая гражданство.doc

— 271.00 Кб (Скачать)

    На  защиту стабильности отношений гражданства, а также охрану интересов детей  направлено положение законов о  гражданстве, устанавливающее, что  расторжение брака не влечет за собой  изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.

    Самостоятельную группу связанных с гражданством отношений, регулируемых нормами права, составляют отношения по поводу приобретения гражданства. Приобретение гражданства по своим последствиям близко примыкает к признанию гражданства. Однако по своему содержанию эти субинституты гражданства различны: приобретают гражданство те лица, которые до тех или иных событий, указанных в законе, не были гражданами, а признаются таковыми как раз те, которые являются гражданами.

    В результате по признаку рождения все отношения по приобретению гражданства (а соответственно и регулирующие их правовые нормы) можно разделить на отношения по поводу приобретения гражданства: а) по рождению (происхождению); б) приемом в него (укоренением, натурализацией) и восстановлением в гражданстве.

    Приобретение  гражданства по рождению (происхождению) регулируется законодательством в  зависимости от гражданства родителей (так называемое "право крови") и в зависимости от места рождения (так называемое "право почвы") или посредством комбинации этих двух начал. "Право крови" (jus sanguinis) означает, что лицо, рожденное от граждан данного государства, приобретает его гражданство независимо от места рождения. Таким образом, "право крови" означает государственную принадлежность родителей, а не их национальность. "Право почвы" (jus soli) означает, что лицо, родившееся на территории соответствующего государства, приобретает его гражданство независимо от гражданства своих родителей.

    Из всех оснований приобретения гражданства рождение является, бесспорно, самым важным. В любом государстве преобладающая часть граждан - это граждане именно по рождению.

    Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. в отличие от ранее действующего закона объединяет все условия приобретения гражданства по рождению в ст. 12. В ней указывается, что ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день его рождения:

    а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство  Российской Федерации (независимо от места  рождения ребенка);

    б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

    в) один из его родителей имеет гражданство  Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

    г) оба его родителя или единственный родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители или единственный родитель, не предоставляют ему свое гражданство16.

    Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином  Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение  шести месяцев.

    Закон устанавливает новое правило, согласно которому ребенок, родившийся на территории России от состоящих в браке родителей, имеющих различное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации по рождению без необходимости согласия родителей. Ребенок же, родившийся в таком браке за границей, приобретает гражданство Российской Федерации в порядке приема по заявлению родителей (ст. 14).

    Одним из оснований приобретения гражданства  иностранцами и лицами без гражданства  является прием в гражданство. Так  как прием в гражданство касается лиц, не имеющих права на гражданство данного государства, он является не обязанностью государства, а его правом, актом свободного усмотрения государственной власти, которая всегда может в нем отказать.

    Поскольку государства не признают себя обязанными принимать в гражданство каждого просящего об этом иностранца или каждое лицо без гражданства, то прием в гражданство обусловливается специальными условиями. Эти условия служат материально-правовым основанием приобретения гражданства лицами, не имеющими права на гражданство данного государства и достигшими совершеннолетия.

    Устанавливая  такие условия, государство преследует цель предотвратить прием в гражданство  нежелательных лиц, которые ищут перемены гражданства только как  средства избегнуть, например, уголовного преследования и т.п. Поэтому прием в гражданство допускается после получения о желающем приобрести гражданство необходимых государству сведений, для чего от претендентов на гражданство часто требуется предварительное проживание в стране в течение определенного срока <*>.

    Существенные  изменения в порядок приема в гражданство Российской Федерации внес Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. Так, в соответствии со ст. 13 устанавливается общий порядок приема в гражданство Российской Федерации. Он предусматривает право иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших 18 лет и обладающих дееспособностью, обращаться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. Однако таким правом пользуются далеко не все из указанных граждан и лиц - оно принадлежит только тем иностранцам и лицам без гражданства, которые отвечают следующим основным требованиям Закона. Эти лица должны:

    1) иметь вид на жительство - документ, удостоверяющий личность лица  без гражданства, выданный в  подтверждение разрешения на  постоянное проживание на территории  Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию;

    2) проживать на территории Российской  Федерации со дня получения  вида на жительство и до  дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года;

    3) взять на себя обязательство  соблюдать Конституцию и законодательство  РФ;

    4) иметь законный источник средств  к существованию;

    5) обратиться в полномочный орган  иностранного государства с заявлением  об отказе от имеющегося у  них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или действующим федеральным законодательством либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

    6) владеть русским языком. Порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации17.

    Отказ от иного гражданства при приобретении российского гражданства отвечает принципу устойчивой правовой связи лица с государством и согласуется с широко распространенной законодательной и правоприменительной практикой других государств. Это требование не исключает возможности приобретения гражданином Российской Федерации в дальнейшем иного гражданства, однако оно в определенной мере снимает коллизию с законами о гражданстве стран СНГ и открывает перспективу дальнейшего сближения законодательств этих стран путем заключения международных договоров. Без соблюдения всех этих условий может быть принято в гражданство Российской Федерации лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией.

    Вместе  с тем Закон 2002 г. предусматривает  обстоятельства, облегчающие прием  в гражданство. В нем указывается, что пятилетний срок проживания на территории Российской Федерации сокращается до одного года, если имеется хотя бы одно из следующих оснований:

    а) рождение лица на территории РСФСР  и наличие у него в прошлом  гражданства;

    б) состояние в браке с гражданином  Российской Федерации не менее трех лет;

    в) наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста 18 лет и имеющих гражданство Российской Федерации;

    г) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и  культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

    д) предоставление лицу политического  убежища на территории Российской Федерации;

    е) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

    Наряду  с установлением общего порядка  приема в гражданство российское законодательство неоднократно использовало и так называемый упрощенный порядок. Такой порядок был установлен для некоторых иностранцев в Российской империи. Закон о гражданстве 2002 г. отказался от регистрации как способа приобретения российского гражданства. Однако он предусматривает упрощенный порядок приема в гражданство, т.е. порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по этим вопросам в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, установленные им.

    Упрощенный  порядок приема в гражданство не предусматривает необходимости проживания на территории Российской Федерации и позволяет приобрести гражданство Российской Федерации лицам, проживающим за границей. Это касается иностранцев и лиц без гражданства, которые:

    а) имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации;

    б) имели гражданство СССР, проживали  и проживают в государствах, входивших  в состав СССР, не получили гражданства  этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

    Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный  закон "О гражданстве Российской Федерации" установил также, что  упрощенным порядком пользуются граждане государств, входивших в состав СССР, получившие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 г.

    В этом Законе также устанавливается, что иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обращаться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного Законом, если указанные граждане и лица:

    а) родились на территории РСФСР и имели  гражданство бывшего СССР;

    б) состоят в браке с гражданином  Российской Федерации не менее трех лет;

    в) являются нетрудоспособными и имеют  дееспособных сына или дочь, достигших  возраста 18 лет и являющихся гражданами Российской Федерации.

    Нетрудоспособные  иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г., вправе обращаться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного Законом, и без представления вида на жительство.

    Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных Законом, и без представления вида на жительство, если они до 1 января 2006 г. заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

    В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных Законом, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

    Что же касается детей и недееспособных лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, то для  них упрощенный порядок приема в  гражданство предусматривает снятие требования проживать на территории Российской Федерации и иметь законный источник средств к существованию, владеть русским языком, обязательства соблюдать Конституцию и законодательство РФ, а также требования об отказе от иного гражданства.

Информация о работе Гражданство в Российской Федерации