Гражданство в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:09, курсовая работа

Краткое описание

Гражданство − достаточно сложная научная категория, неразрывно связанная с правовым статусом человека, охватывающая весь спектр взаимоотношений лица с государством и обществом. Взаимосвязь эта проявляется в невозможности нормального существования каждой из названных категорий по отдельности. Государство существует для того, чтобы обеспечивать реализацию интересов человека, защищать его права и свободы, в то же время для обеспечения исполнения своих функций государство требует неукоснительного соблюдения установленных правил поведения и исполнения обязанностей.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие гражданства Российской Федерации и его правовая
регламентация…………………………………………………….....................6
1.1. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации………....6
1.2. Правовое регулирование гражданства в Российской Федерации…….12
1.4. Органы государственной власти Российской Федерации, ведающие
делами о гражданстве………………………………………………………….16
Глава 2. Основные процедуры российского гражданства и особенности их
правового регулирования…………………………………..………………...22
2.1. Признание и приобретение гражданства Российской Федерации..22
2.2. Прекращение российского гражданства: основания и
порядок…………………………………….…………………………………..37
2.3. Правовые основания отказа в приеме в гражданство Российской
Федерации и в восстановлении в гражданстве Российской Федерации….41
Заключение…………………………………………………………………..46
Список использованной литературы…

Файлы: 1 файл

Курсовая гражданство.doc

— 271.00 Кб (Скачать)

    6) в порядке, установленном законом,  осуществляют отмену решений  по вопросам гражданства Российской  Федерации.

    Закон о гражданстве 2002 г. (ст. 31) определяет также полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, которым является Министерство иностранных дел России, а также дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.

    МИД, России и его органы:

    1) определяют наличие гражданства  Российской Федерации у лиц,  проживающих за пределами Российской  Федерации; принимают от лиц,  проживающих за пределами Российской  Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации; проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;

    2) направляют Президенту РФ заявления  по входящим в его ведение  вопросам гражданства Российской  Федерации, представленные для  их обоснования документы и  иные материалы, а также заключения  на эти заявления, документы  и материалы;

    3) исполняют принятые Президентом РФ решения по вопросам российского гражданства в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;

    4) рассматривают заявления по вопросам  российского гражданства, поданные  лицами, проживающими за пределами  Российской Федерации; принимают решения по вопросам: приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке; выхода из гражданства Российской Федерации лиц, проживающих на территории иностранного государства, в упрощенном порядке; выхода из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке детей, один из родителей которых имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, либо единственный родитель которых является иностранным гражданином, по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя, а также приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке детей, усыновленных (удочеренных) супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства детей;

    5) ведут учет лиц, в отношении  которых дипломатическими представительствами  и консульскими учреждениями  Российской Федерации, находящимися  за пределами России, приняты  решения об изменении гражданства; оформляют гражданство Российской Федерации детей, усыновленных (удочеренных) гражданином Российской Федерации, или супругами, являющимися гражданами Российской Федерации, или супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой лицом без гражданства, по заявлению усыновителя, являющегося гражданином Российской Федерации;

    6) осуществляют отмену решений  по вопросам гражданства Российской  Федерации в соответствии с  порядком, установленным Законом  о гражданстве.

    В связи с принятием Закона о гражданстве 2002 г. Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1318 было утверждено Положение о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации13.

    Согласно  названному Положению Комиссия является совещательным и консультативным  органом при Президенте РФ, обеспечивающим реализацию конституционных полномочий главы государства по решению вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища.

    Комиссия  в целях решения своих основных задач имеет право:

    1) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также от учреждений, организаций и должностных лиц;

    2) пользоваться в установленном  порядке банками данных Администрации Президента РФ и федеральных органов исполнительной власти;

    3) приглашать на свои заседания  должностных лиц для выяснения  обстоятельств, касающихся реализации  законодательства РФ о гражданстве  и предоставлении политического  убежища;

    4) направлять полномочным органам,  ведающим делами о гражданстве  Российской Федерации, рекомендации  и разъяснения, касающиеся порядка  принятия законодательства РФ  о гражданстве и предоставлении  политического убежища;

    5) привлекать в установленном порядке  для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

    6) взаимодействовать в установленном  в порядке с аппаратами Совета  Федерации Федерального Собрания  РФ, Государственной Думы Федерального  Собрания РФ, Правительства РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральной прокуратуры РФ. Сотрудничать с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах;

    7) взаимодействовать в установленном  порядке с органами иностранных  государств, зарубежными и международными  организациями, занимающимися вопросами  гражданства;

    8) проводить совещания, конференции  и иные мероприятия по вопросам  гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Основные процедуры  российского гражданства

  и особенности  их правового регулирования. 

      2.1. Признание и приобретение гражданства Российской Федерации. 

    Принадлежность  к российскому гражданству всегда определялась законодателсьвтом, прежде всего, путем установления круга лиц, признающихся российскими гражданами.

    Признание гражданства является своего рода юридической  «инвентаризацией» государством своего населения, разделением его на «своих» и «чужих», которое осуществляется периодически на основе наиболее общих, часто формальных принципов, обусловливающих связь лица с государством. Устанавливая круг своих граждан, государство создает тем самым необходимые предпосылки для отграничения граждан от иностранцев или лиц без гражданства, а также для решения всех других вопросов гражданства. При этом государство определяет условия, наличие которых необходимо для того, чтобы лицо было признано гражданином.

    На  самом деле признание гражданства  означает, что лицо приобретает право  на принадлежность к гражданству  независимо от его на то согласия, а  тем более волеизъявления, направленного  на признание за ним гражданства. Что же касается государства, то оно  обязано признать всякое лицо своим гражданином, если такое признание соответствует определенным государством условиям. Оно не вправе ему в этом отказать.

    Следует сказать, что в отечественной  правовой литературе нет единого  понимания того, что представляет собой признание гражданства. Оно часто отождествляется с приобретением гражданства, особенно когда приобретение гражданства, как и его признание, не требует согласия лица, приобретающего гражданство. Такое отождествление иногда встречается даже в законодательных актах, посвященных гражданству.

    Характерна  с этой точки зрения позиция Н.М. Коркунова, который писал: "Подданство устанавливается или как последствие  какого-либо факта, обусловливающего связь  лица с данным государством, или  в силу прямого принятия лица в подданство. В первом случае лицо приобретает право на принадлежность к данному государству независимо от его на то согласия... Таким образом, само собой приводящим к установлению подданства считаются рождение, для женщин - брак и приобретение государством территории, на которой живут данные лица14.

    От  этих способов установления подданства ipso jure отличается принятие в подданство посредством так называемой натурализации  или укоренения".

    Однако  признание гражданства и приобретение его в силу рождения или в силу других обстоятельств, не требующих согласия лица, приобретающего гражданство, - разные правовые категории. Признание гражданства - это констатация наличия гражданства у того или иного лица на момент принятия соответствующего законодательного акта. При признании гражданства оно не приобретается, поскольку все лица, признанные гражданами в соответствии с вновь принятым законодательным актом, приобрели это гражданство или были признанными его имеющими в соответствии с действующим прежде законодательством, на смену которого пришел вновь принятый законодательный акт. Лица же, приобретающие гражданство, например по рождению, становятся гражданами в соответствии с вновь принятым законом, т.е. после его принятия.

    Существенное  различие между признанием и принятием лица в гражданство состоит также в том, что в случае признания, как правило, не происходит замены одного гражданства другим, тогда как при принятии в гражданство одно гражданство чаще всего заменяется другим либо, если принимается лицо без гражданства, меняется в самой основе юридическое положение этого лица15.

    Федеральный закон от 31 мая 2002 г. "О гражданстве  Российской Федерации", вступивший в силу с 1 июля 2002 г. (ст. 45), признает гражданами Российской Федерации лиц, имеющих гражданство Российской Федерации на день вступления его в силу, т.е. на 1 июля 2002 г., а также лиц, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с этим Законом.

    С вопросом о признании за лицом  гражданства тесно связан вопрос о сохранении лицом гражданства, так как один без другого эти вопросы решены быть не могут.

    Закон о гражданстве 2002 г. (ст. 8), в основном повторяя норму Закона 1991 г. о гражданстве  Российской Федерации и браке, внес в нее лишь некоторые редакционные изменения.

    Сохранение  гражданства лицами, проживающими за пределами страны, направлено на поддержание связей между нашей страной и ее гражданами, проживающими за рубежом. Оно ликвидирует складывающиеся годами представления о том, что проживание граждан за границей, не связанное с исполнением ими служебного долга, заслуживает осуждения. Понятно, что пребывание граждан за границей может быть обусловлено многими причинами как субъективного, так и объективного характера, что, разумеется, не должно приводить к нежелательным для гражданина правовым последствиям.

    Важное  значение имеют и нормы законов  о гражданстве, посвященные вопросам гражданства и брака. Поскольку  вступление в брак и связанное  с ним изменение гражданства  нередко негативно сказывается  на судьбе женщины, действующий и  предшествовавшие ему законы о гражданстве исходят из основных положений Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г., в которой, с учетом того, что "коллизии в праве и практике, относящиеся к гражданству, возникают как результат постановлений об утрате или приобретении гражданства женщинами вследствие вступления в брак, расторжения брака или перемены гражданства мужем во время существования брачного союза", предусматривается, что ни заключение, ни расторжение брака с иностранцем, ни перемена гражданства мужем во время существования брачного союза не будут отражаться автоматически на гражданстве жены. Конвенцией предусмотрено также, что ни добровольное приобретение кем-либо из граждан гражданства какого-либо государства, ни отказ кого-либо из граждан от своего гражданства не будут препятствовать сохранению своего гражданства женой этого гражданина.

    Вместе  с тем, признавая значение брачного союза для каждого человека, Конвенция  предусматривает возможность приобретения иностранкой гражданства мужа по ее просьбе в специальном упрощенном порядке натурализации. При этом оговаривается, что приобретение гражданства в таком порядке может быть ограничено в интересах государственной безопасности или публичного порядка.

    Нормы, касающиеся гражданства и брака, в полной мере соответствуют также Европейской конвенции о гражданстве, в которой указывается (п. "d" ст. 4), что ни вступление в брак, ни расторжение брака между гражданином государства-участника и иностранцем, ни изменение гражданства одним из супругов во время пребывания в браке не влекут за собой автоматически последствий для гражданства другого супруга.

Информация о работе Гражданство в Российской Федерации