Гражданство в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:09, курсовая работа

Краткое описание

Гражданство − достаточно сложная научная категория, неразрывно связанная с правовым статусом человека, охватывающая весь спектр взаимоотношений лица с государством и обществом. Взаимосвязь эта проявляется в невозможности нормального существования каждой из названных категорий по отдельности. Государство существует для того, чтобы обеспечивать реализацию интересов человека, защищать его права и свободы, в то же время для обеспечения исполнения своих функций государство требует неукоснительного соблюдения установленных правил поведения и исполнения обязанностей.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие гражданства Российской Федерации и его правовая
регламентация…………………………………………………….....................6
1.1. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации………....6
1.2. Правовое регулирование гражданства в Российской Федерации…….12
1.4. Органы государственной власти Российской Федерации, ведающие
делами о гражданстве………………………………………………………….16
Глава 2. Основные процедуры российского гражданства и особенности их
правового регулирования…………………………………..………………...22
2.1. Признание и приобретение гражданства Российской Федерации..22
2.2. Прекращение российского гражданства: основания и
порядок…………………………………….…………………………………..37
2.3. Правовые основания отказа в приеме в гражданство Российской
Федерации и в восстановлении в гражданстве Российской Федерации….41
Заключение…………………………………………………………………..46
Список использованной литературы…

Файлы: 1 файл

Курсовая гражданство.doc

— 271.00 Кб (Скачать)

    Несмотря  на то, что сходное определение  содержалось в преамбуле закона о гражданстве 1991 года, ряд видных ученых при изучении института гражданства исходили из иного толкования данного термина. Так, М.В. Баглай в учебнике «Конституционное право Российской Федерации»» основывается на следующем определении данного термина: «Под гражданством понимается правовая принадлежность лица к данному государству, т.е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений»5. Подобное определение представляется не совсем оправданным. Определение гражданства как принадлежности лица государству означает право государства распоряжаться поведением гражданина, его правами и свободами,6 тогда как гражданство основывается на двустороннем характере взаимоотношений человека с государством. И, если определение, содержащееся в преамбуле, можно было оспаривать (существуют мнения, что преамбула является вводной частью документа и не несет юридического значения), то действующий закон четко закрепил понятие гражданства, основываясь на двустороннем характере данных правоотношений. В этом определении выделены главные, сущностные черты, характеризующие гражданство.

    Например, анализ различных точек зрения по вопросу гражданства позволил           С.В. Черниченко сделать следующие выводы: 1) гражданство - это отношение между государством и лицом; 2) оно всегда связано с правами и обязанностями лица в отношении государства и, наоборот, государства в отношении лица; 3) оно возникло во внутреннем праве государства и имеет в основном внутригосударственное значение, но вместе с тем играет определенную роль и в международном праве; 4) гражданство всегда связано с определенным типом государства и имеет классовый характер7. Особым качеством, характеризующим правовую связь между лицом и государством, является, по мнению С.В. Черниченко, ее устойчивость. Устойчивость гражданства − его важнейший признак, его юридический критерий. Гражданство устойчиво в силу того, что права и обязанности, составляющие его содержание, также устойчивы. Однако права и обязанности, входящие в содержание гражданства, в свою очередь, устойчивы именно потому, что входят в его содержание8.

    Как известно, основной целью определения  гражданства является прежде всего  формулирование признаков, которые  позволили бы отграничить его  обладателей от всех других лиц, проживающих  на территории данного государства. В качестве такого признака законодатель, как, впрочем, и многие исследователи этого вопроса, предлагают сегодня правовую связь лица с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Однако может ли этот признак обеспечить отграничение граждан государства от всех других лиц, проживающих на его территории? Думается, что нет, поскольку и иностранцы, и лица без гражданства тоже находятся в правовой связи с государством, на территории которого они проживают, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

    В силу всего вышесказанного наиболее правильным представляется определять гражданство как принадлежность лица к народу государства, порождающую  устойчивую правовую связь лица с  государством и выражающуюся в совокупности взаимных прав и обязанностей. Такое определение в полной мере соответствует тем смысловым значениям, в которых сегодня обычно употребляется термин «гражданство».

    Среди принципов гражданства надо выделить следующие.

    1. Гражданство Российской Федерации  является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип является важнейшим и закрепляется в Конституции (ст. 6). Конституция не определяет понятие единого гражданства Российской Федерации. В законе о гражданстве оно раскрывается следующим образом: граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики (ст. 2).

    Значение  этой нормы состоит не только в  установлении единого российского  гражданства, но и в определении условий принадлежности граждан Российской Федерации к гражданству республики. Тем самым восполняется пробел, который был в прошлом союзном законодательстве. Единое гражданство в федеративном государстве является необходимым условием его суверенного статуса, сохранения целостности.

    2. Гражданство Российской Федерации  является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких отличий и особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

    3. Гражданство Российской Федерации  имеет открытый и свободный характер. Это выражается в закреплении законом нормы о том, что «в Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство», в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осуществляемый к тому же на достаточно доступных для человека основаниях. В соответствии с принципами международных документов о правах человека, призывающих государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства, Российская Федерация проводит в этом отношении активную политику. Свободный характер гражданства Российской Федерации выражается также в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина Российской Федерации изменить гражданство.

    4. Конституция Российской Федерации  и Федеральный закон «О гражданстве  Российской Федерации» закрепляют, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип является новым в законодательстве о гражданстве. Все предшествующее − вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990 г. − закрепляло такую форму утраты гражданства.

    Лишение − это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина.

    Запрет  на применение лишения гражданства  в Конституции Российской Федерации и в Законе о гражданстве Российской Федерации 2002 г. вытекает из права человека на гражданство, двустороннего характера связей по гражданству между человеком и государством, предполагающего недопустимость расторжения этих связей как той, так и другой стороной без взаимного согласия.

    5. Конституционным принципом гражданства  является предоставляемая гражданину  Российской Федерации возможность иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

    Это новая норма в законодательстве о гражданстве. Ранее такое право  отвергалось. Двойное гражданство  по закону не может возникнуть автоматически. А такие основания появления у гражданина Российской Федерации иностранного гражданства в жизни бывают нередко: рождение на территории государства, признающего таких лиц своими гражданами, автоматическое распространение гражданства мужа на его жену и т. д. Такого рода двойного гражданства российское законодательство не признает.

    Признание двойного гражданства, которое закреплено в Конституции, основывается на определенных условиях: требуется ходатайство лица; разрешение на это государства; наличие соответствующего договора Российской Федерации с тем государством, в гражданстве которого состоит или хочет его принять ходатайствующее лицо. Решение о разрешении двойного гражданства принимает Президент Российской Федерации. Граждане Российской Федерации, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации.

    6. Российское законодательство исходит  из принципа сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за пределами Российской Федерации. Такого рода норма вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться. Эта свобода закреплена в ст. 27 Конституции Российской Федерации. Отрицание такого права в прошлом являлось грубым ущемлением прав и свобод человека.

    7. Гражданство Российской Федерации  основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, а также при изменении гражданства другим супругом. Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства без должного волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка. Кроме того, подобная норма исходит из признания брака равноправным союзом, не допускающим безусловного следования жены (мужа) гражданству мужа (жены).

    В равной мере, брак, заключенный гражданином Российской Федерации с иностранным гражданином, не предоставляет последнему российского гражданства без надлежащей процедуры.

    8. Принципы защиты и покровительства граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации закреплен в Конституции Российской Федерации (ст. 61) и в Законе о гражданстве (ст. 5). В последнем закреплено, что государственные органы Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями, защищать их права.

    9. Закон Российской Федерации о  гражданстве впервые вводит такой  принцип как почетное гражданство. Почетное гражданство может быть предоставлено лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации, имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом, с его согласия. Почетное гражданство предоставляется Президентом.

    Таким образом, гражданство является важной составной частью института, закрепляющего  основы правового статуса личности. Обладание гражданством является предпосылкой полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами. 
 

1.2. Правовое регулирование гражданства в Российской Федерации. 

    С целью создания единого правового пространства, последовательного отражения интересов государства и личности при решении вопросов гражданства, в связи с подписанием Россией в 1997 г. Европейской конвенции о гражданстве9 был принят новый Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации».

    В Федеральном законе о гражданстве  содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. В соответствии с ним (ст. 2) вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией РФ, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ним другими нормативными правовыми актами РФ.

    Новый Закон исходит из того, что гражданство  Российской Федерации является единым и равным, независимо от оснований  его приобретения. Этот принцип базируется на мировой практике федерализма, которая основана на отказе от возможности существования суверенного государства в составе другого суверенного государства. Отказ от конституционного закрепления суверенитета республик в составе Российской Федерации является одной из наиболее важных гарантий государственной целостности России, поскольку он одновременно означает и отказ от закрепления в федеральной Конституции и права выхода любых субъектов Федерации из ее состава. Подобная юридическая нерасторжимость, − указывает по этому поводу В.А. Ржевский, − есть главная черта федерации в ее классическом виде, предполагающая конституционную, а не договорную основу ее образования. Отсюда вытекает, что правосубъектность членов такой федерации не может претендовать на всю совокупность институтов классического государства10.

    Особо стоит отметить, что введение института гражданства лишь в некоторых субъектах федерации − республиках явно нарушает равенство политических прав всех субъектов и может послужить стимулом для республиканизаторских устремлений в краях и областях, что таит в себе угрозу единству и целостности Российской Федерации.

    Известно, что попытки преобразования ряда региональных субъектов в республики со своими конституциями, гражданством и иными атрибутами государства  уже были и продолжают иметь место, что может повлечь за собой политико-экономическое обособление отдельных территорий. Преградой для этого должна стать устойчивая политика экономического, социального и культурного возрождения России, развернутая государственная стратегия достижения общественного и межнационального согласия в масштабах всей федерации. И одним из важных правовых инструментов для этого призвано стать единое российское гражданство как цементирующий фактор обеспечения всей полноты прав и свобод человека и гражданина на всей территории Российской Федерации.

Информация о работе Гражданство в Российской Федерации