Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:09, курсовая работа
Гражданство − достаточно сложная научная категория, неразрывно связанная с правовым статусом человека, охватывающая весь спектр взаимоотношений лица с государством и обществом. Взаимосвязь эта проявляется в невозможности нормального существования каждой из названных категорий по отдельности. Государство существует для того, чтобы обеспечивать реализацию интересов человека, защищать его права и свободы, в то же время для обеспечения исполнения своих функций государство требует неукоснительного соблюдения установленных правил поведения и исполнения обязанностей.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие гражданства Российской Федерации и его правовая
регламентация…………………………………………………….....................6
1.1. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации………....6
1.2. Правовое регулирование гражданства в Российской Федерации…….12
1.4. Органы государственной власти Российской Федерации, ведающие
делами о гражданстве………………………………………………………….16
Глава 2. Основные процедуры российского гражданства и особенности их
правового регулирования…………………………………..………………...22
2.1. Признание и приобретение гражданства Российской Федерации..22
2.2. Прекращение российского гражданства: основания и
порядок…………………………………….…………………………………..37
2.3. Правовые основания отказа в приеме в гражданство Российской
Федерации и в восстановлении в гражданстве Российской Федерации….41
Заключение…………………………………………………………………..46
Список использованной литературы…
Несмотря на то, что сходное определение содержалось в преамбуле закона о гражданстве 1991 года, ряд видных ученых при изучении института гражданства исходили из иного толкования данного термина. Так, М.В. Баглай в учебнике «Конституционное право Российской Федерации»» основывается на следующем определении данного термина: «Под гражданством понимается правовая принадлежность лица к данному государству, т.е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений»5. Подобное определение представляется не совсем оправданным. Определение гражданства как принадлежности лица государству означает право государства распоряжаться поведением гражданина, его правами и свободами,6 тогда как гражданство основывается на двустороннем характере взаимоотношений человека с государством. И, если определение, содержащееся в преамбуле, можно было оспаривать (существуют мнения, что преамбула является вводной частью документа и не несет юридического значения), то действующий закон четко закрепил понятие гражданства, основываясь на двустороннем характере данных правоотношений. В этом определении выделены главные, сущностные черты, характеризующие гражданство.
Например, анализ различных точек зрения по вопросу гражданства позволил С.В. Черниченко сделать следующие выводы: 1) гражданство - это отношение между государством и лицом; 2) оно всегда связано с правами и обязанностями лица в отношении государства и, наоборот, государства в отношении лица; 3) оно возникло во внутреннем праве государства и имеет в основном внутригосударственное значение, но вместе с тем играет определенную роль и в международном праве; 4) гражданство всегда связано с определенным типом государства и имеет классовый характер7. Особым качеством, характеризующим правовую связь между лицом и государством, является, по мнению С.В. Черниченко, ее устойчивость. Устойчивость гражданства − его важнейший признак, его юридический критерий. Гражданство устойчиво в силу того, что права и обязанности, составляющие его содержание, также устойчивы. Однако права и обязанности, входящие в содержание гражданства, в свою очередь, устойчивы именно потому, что входят в его содержание8.
Как известно, основной целью определения гражданства является прежде всего формулирование признаков, которые позволили бы отграничить его обладателей от всех других лиц, проживающих на территории данного государства. В качестве такого признака законодатель, как, впрочем, и многие исследователи этого вопроса, предлагают сегодня правовую связь лица с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Однако может ли этот признак обеспечить отграничение граждан государства от всех других лиц, проживающих на его территории? Думается, что нет, поскольку и иностранцы, и лица без гражданства тоже находятся в правовой связи с государством, на территории которого они проживают, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
В силу всего вышесказанного наиболее правильным представляется определять гражданство как принадлежность лица к народу государства, порождающую устойчивую правовую связь лица с государством и выражающуюся в совокупности взаимных прав и обязанностей. Такое определение в полной мере соответствует тем смысловым значениям, в которых сегодня обычно употребляется термин «гражданство».
Среди принципов гражданства надо выделить следующие.
1.
Гражданство Российской
Значение этой нормы состоит не только в установлении единого российского гражданства, но и в определении условий принадлежности граждан Российской Федерации к гражданству республики. Тем самым восполняется пробел, который был в прошлом союзном законодательстве. Единое гражданство в федеративном государстве является необходимым условием его суверенного статуса, сохранения целостности.
2.
Гражданство Российской
3.
Гражданство Российской
4.
Конституция Российской
Лишение − это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина.
Запрет на применение лишения гражданства в Конституции Российской Федерации и в Законе о гражданстве Российской Федерации 2002 г. вытекает из права человека на гражданство, двустороннего характера связей по гражданству между человеком и государством, предполагающего недопустимость расторжения этих связей как той, так и другой стороной без взаимного согласия.
5.
Конституционным принципом
Это новая норма в законодательстве о гражданстве. Ранее такое право отвергалось. Двойное гражданство по закону не может возникнуть автоматически. А такие основания появления у гражданина Российской Федерации иностранного гражданства в жизни бывают нередко: рождение на территории государства, признающего таких лиц своими гражданами, автоматическое распространение гражданства мужа на его жену и т. д. Такого рода двойного гражданства российское законодательство не признает.
Признание двойного гражданства, которое закреплено в Конституции, основывается на определенных условиях: требуется ходатайство лица; разрешение на это государства; наличие соответствующего договора Российской Федерации с тем государством, в гражданстве которого состоит или хочет его принять ходатайствующее лицо. Решение о разрешении двойного гражданства принимает Президент Российской Федерации. Граждане Российской Федерации, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации.
6.
Российское законодательство
7.
Гражданство Российской
В равной мере, брак, заключенный гражданином Российской Федерации с иностранным гражданином, не предоставляет последнему российского гражданства без надлежащей процедуры.
8. Принципы защиты и покровительства граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации закреплен в Конституции Российской Федерации (ст. 61) и в Законе о гражданстве (ст. 5). В последнем закреплено, что государственные органы Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями, защищать их права.
9.
Закон Российской Федерации о
гражданстве впервые вводит
Таким
образом, гражданство является важной
составной частью института, закрепляющего
основы правового статуса личности.
Обладание гражданством является предпосылкой
полного распространения на данное лицо
всех прав и свобод, признаваемых законом,
защиты лица государством не только внутри
страны, но и за ее пределами.
1.2.
Правовое регулирование
гражданства в Российской
Федерации.
С целью создания единого правового пространства, последовательного отражения интересов государства и личности при решении вопросов гражданства, в связи с подписанием Россией в 1997 г. Европейской конвенции о гражданстве9 был принят новый Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации».
В Федеральном законе о гражданстве содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. В соответствии с ним (ст. 2) вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией РФ, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ним другими нормативными правовыми актами РФ.
Новый Закон исходит из того, что гражданство Российской Федерации является единым и равным, независимо от оснований его приобретения. Этот принцип базируется на мировой практике федерализма, которая основана на отказе от возможности существования суверенного государства в составе другого суверенного государства. Отказ от конституционного закрепления суверенитета республик в составе Российской Федерации является одной из наиболее важных гарантий государственной целостности России, поскольку он одновременно означает и отказ от закрепления в федеральной Конституции и права выхода любых субъектов Федерации из ее состава. Подобная юридическая нерасторжимость, − указывает по этому поводу В.А. Ржевский, − есть главная черта федерации в ее классическом виде, предполагающая конституционную, а не договорную основу ее образования. Отсюда вытекает, что правосубъектность членов такой федерации не может претендовать на всю совокупность институтов классического государства10.
Особо стоит отметить, что введение института гражданства лишь в некоторых субъектах федерации − республиках явно нарушает равенство политических прав всех субъектов и может послужить стимулом для республиканизаторских устремлений в краях и областях, что таит в себе угрозу единству и целостности Российской Федерации.
Известно, что попытки преобразования ряда региональных субъектов в республики со своими конституциями, гражданством и иными атрибутами государства уже были и продолжают иметь место, что может повлечь за собой политико-экономическое обособление отдельных территорий. Преградой для этого должна стать устойчивая политика экономического, социального и культурного возрождения России, развернутая государственная стратегия достижения общественного и межнационального согласия в масштабах всей федерации. И одним из важных правовых инструментов для этого призвано стать единое российское гражданство как цементирующий фактор обеспечения всей полноты прав и свобод человека и гражданина на всей территории Российской Федерации.