Функции административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 12:11, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы будет определение совокупности общественных отношений, которые регулируются административным правом, составляющих его предмет, а также совокупности правовых способов, приемов и средств воздействия на те общественные отношения, то есть метода административного права. Тем самым, с помощью предмета и метода определить место административного права как отрасли в системе юридических наук.

Оглавление

I.Введение………………………………………………1-2
II. 1.Предмет административного права…………………2-9
2.Метод административного права…………………...9-12
3.Функции и принципы административного права…12-17
III.Заключение……………………………………………..18
IV.Список литературы……………………………………19

Файлы: 1 файл

административное право.docx

— 67.61 Кб (Скачать)

4) формы и  методы работы организации применительно  к ее задачам, функциям, правам  и обязанностям (принятие нормативных  правовых актов управления, заключение  договоров, совершение юридически  значимых действий и т. д.).

Компетенция может  быть общей, отраслевой, межотраслевой, внутриотраслевой, административно-юрисдикционной.

К субъектам  административного права относятся  и такие государственные органы, которые не входят в систему органов  исполнительной власти, однако в своей  деятельности выполняют специфические  организационно-распорядительные функции (например, органы законодательной  (представительной) власти, федеральные суды, прокуратура). Они осуществляют управленческую деятельность внутриорганизационного характера; например, руководители этих органов издают приказы и распоряжения по организации деятельности самого органа; применяют меры поощрения и дисциплинарного принуждения; организуют выполнение в своих органах противопожарных, санитарно-эпидемиологических и иных общеобязательных правил и норм.

Негосударственными  организациями, имеющими статус субъектов  административного права, выступают  общественные объединения (общественные организации, общественные движения, общественные фонды, органы общественной самодеятельности); некоммерческие организации (религиозные  объединения, фонды, некоммерческие партнерства, учреждения и др.); муниципальные  образования; коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские  кооперативы). Административно- правовой статус указанных негосударственных  организаций устанавливается федеральными законами, например: от 19 мая 1995 'г. "Об общественных объединениях" (в ред. ФЗ от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г.)1; от 26 мая 
1995 г. "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений"2; от 11 августа 1995 г. "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"3; от 30 ноября 1995 г. "О финансово- промышленных группах"4; от 26 декабря 1995 г. "Об акционерных обществах" (в ред. ФЗ от 17 мая 1996 г.)5; от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях" (в ред. ФЗ от 26 ноября 1998 г.)°; от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"7; от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях"8; от 8 февраля 1998 г. "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. ФЗ от 11 июля 1998 г., 31 декабря 1998 г.)9; от 19 июля 1998 г. "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)".

Полная характеристика правового положения субъектов  административного права, включающая в себя их административную правосубъектность, содержится в соответствующих законодательных  и иных нормативных правовых актах. Так, административная правосубъектность  физического лица в области образования  и самих образовательных учреждений определяется множеством нормативных  актов, например: Законом РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании" (в ред. ФЗ от 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г.), ФЗ от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", ФЗ от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях  прав ребенка в Российской Федерации", Положением о государственной аккредитации высшего учебного заведения, утв. постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. № 1323, Положением об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях 
Российской Федерации, утв. приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 14 октября 1997 г. № 2033. В сфере здравоохранения административный статус субъектов регламентируется, например, такими нормативными актами, как: Закон РФ от 2 июля 1992 г. "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (в ред. ФЗ от 21 июля 1998 г.), ФЗ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Правила проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ- инфекции), утв. постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г. № 
1017. Важным элементом правового статуса общественных объединений и религиозных организаций являются, например: Правила рассмотрения заявлений о государственной регистрации общественных объединений в Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. приказом Министра юстиции РФ от 6 октября 1997 г. № 19-01-122-97, Правила рассмотрения заявлений о государственной регистрации религиозных организаций в органах юстиции 
Российской Федерации, утв. приказом Министерства юстиции РФ от 16 февраля 
1998 г. № 19.

Таким образом, субъекты административного права  обладают специальным административно-правовым статусом, установленным действующим  российским административным законодательством. Характер и содержание административной правосубъективности физических или юридических лиц выявляется путем анализа системы законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих их правовое положение.

3. Административно-правовой статус гражданина.

Правовой статус гражданина – одна из важнейших  политико-юридических категорий, неразрывно связанных с социальной структурой общества, уровнем демократии и состоянием законности в нем. Юридический статус человека и гражданина в обществе, государстве представляет собой  сложный и многосторонний конституционно-правовой механизм.

Те контакты, которые возникают между государством и индивидом, а ток же взаимоотношения  людей друг с другом фиксируются  государством в юридической форме  прав, свобод и обязанностей, образующих в своем единстве правовой статус индивида. Построение правового гражданского общества немыслимо, если частное лицо не занимает в его правовой системе  одну из ведущих позиций, если интересы рядового гражданина стоят ниже государственных. Три юридических кита составляют основу цивилизованной человеческой системы – права и свободы человека, приоритет частного права, независимое и сильное правосудие.

Взаимосвязи государства  и личности нуждаются в четкой упорядоченности и урегулированности. Правовой статус индивида законодательно закрепляется государством в конституции  и других нормативно правовых актах.

Правовой статус гражданина, природа прав и обязанностей привлекают пристальное внимание специалистов различных отраслей права. Это обусловлено  тем, что правовой статус гражданина представляет собой комплексный  правовой институт. Вместе с тем  каждый человек является субъектом  правового общения как в целом  так и отдельных областях. Поэтому  его статус в той или иной области  регулируются нормами той или  иной отрасли права.

Согласно Конституции  человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность  государства. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами  и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией.

Эти конституционные  положения являются исходными для  административно- правового статуса  граждан, который определяется нормами  конституционного, административного  и других отраслей права путем  предоставления гражданам прав, свобод и возложения на них обязанностей в сфере управления, а также  установления ответственности граждан  перед государством.

По своей юридической  природе права, свободы, обязанности  и ответственность граждан в  сфере управления ничем не отличаются от иных прав, свобод, обязанностей и  ответственности, которыми граждане обладают во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни. 
Все граждане России равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, убеждений, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Основные права, свободы и обязанности граждан  определены Конституцией, конституциями  республик в составе России, российским законом о гражданстве, законами о гражданстве республик в  составе Российской Федерации. Их конкретизация  содержится в административном и  ином законодательстве.

Общий административно-правовой статус индивида принято называть статусом гражданина. До 1992 г. все ученые вслед  за законодателем различали три  разновидности граждан: граждане СССР (РСФСР), иностранцы и лица без гражданства. Но после распада СССР, образования СНГ, принятия российского 
Закона «О гражданстве» всех лиц по признаку гражданства необходимо поделить на шесть групп: граждане Российской Федерации, лица с двойным гражданством, почетные граждане, граждане «ближнего зарубежья» (республик СНГ, кроме 
России), иностранцы и лица без гражданства. Конечно, внутри каждой из названных родовых общностей есть различия. Так, административно-правовые статусы постоянно проживающих и временно прибывших иностранцев не идентичны. Но это уже внутриродовые особенности.

Сейчас можно  говорить о трех категориях граждан  России (обычных, почетных и с двойным  гражданством) и о трех категориях лиц («ближнего» и 
«дальнего зарубежья», лицах без гражданства), не имеющих российского гражданства.

С точки зрения первичного источника, первичной правовой основы можно различать конституционные  права граждан, а также права, первично урегулированные законами и подзаконными актами. Соответственно права граждан, закрепленные административными  нормами, можно поделить на две группы:

1. Конкретизирующие, развивающие, обеспечивающие реализацию  конституционных прав. Они являются  вторичными по отношению к  конституционным правам, производными  от них, условно их можно  назвать конституционно-административными;

2. Права, регулируемые  только нормами административного  права, получившие первичное закрепление  в источниках административного  права 
(чисто административные).

Большинство основных (конституционных) прав граждан нуждается  в административно-правовом обеспечении. А если они не подкреплены административно-правовыми  нормами, то зачастую становятся благими  пожеланиями, красивыми обещаниями. Таковой является, например, ч. 1 ст. 59 
Конституции, в которой сказано о праве на замену военной службы альтернативной гражданской службой, хотя еще не принят закон об альтернативной военной службе. В этом и других случаях административное законодательство должно уточнить, кто имеет соответствующее право, время, место и иные условия его реализации, механизм осуществления, ответственность за нарушение права.

Так, нормы Федерального закона "О порядке выезда из Российской 
Федерации и въезда в Российскую Федерацию", закрепив право граждан России на получение заграничного паспорта, процедуру его получения и ряд других вопросов, урегулировали административно-правовой механизм реализации конституционного права на выезд из России и въезд в нее.

Статья 33 Конституции  РФ закрепляет право граждан России обращаться в государственные и  муниципальные органы. Очевидно, что  для реализации этого права нужен  федеральный закон, закрепляющий порядок  его осуществления. 
Необходимо уточнить круг субъектов соответствующих отношений: могут ли обращаться в органы публичной власти лица, не являющиеся гражданами России, можно ли обращаться в частные организации, к тому же нужно решить вопрос об ответственности за бюрократическое отношение к обращениям граждан.

Очевидно, что  без административно-правовой поддержки  очень трудно и даже невозможно было бы реализовать права на образование, бесплатную медицинскую помощь, благоприятную  окружающую среду, равный доступ к государственной  службе, обеспечение жильем. Хотя и  в меньшей степени, в административно-правовом обеспечении нуждаются право  на объединение, право проводить  забастовки, право на предпринимательскую  деятельность и др.

Для реализации конституционных прав закреплены административные права граждан на административную жалобу, на оружие, на заграничный паспорт, на поступление в школу, вуз, на государственную  службу, на скорую помощь, на обеспечение  бесплатными лекарствами.

К числу административных относятся права граждан на охоту, рыбную ловлю, управление транспортными  средствами, на получение, замену паспорта гражданина России, на защиту в производстве по административным правонарушениям  и др. Административное право регулирует также права отдельных категорий  граждан: беженцев, вынужденных переселенцев, детей- сирот, студентов, военнослужащих, работников милиции и др.

С точки зрения механизма реализации можно выделить права абсолютные 
(безусловные) и относительные. К абсолютным относятся права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создать условия и не мешать их реализации, защищать их. Это, например, право на административную жалобу, выбор имени, трудоустройство, пользования публичными библиотеками, получения общего среднего образования. Реализация абсолютных прав зависит, главным образом или даже исключительно, от воли гражданина.

Информация о работе Функции административного права