Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 12:11, контрольная работа
Целью данной работы будет определение совокупности общественных отношений, которые регулируются административным правом, составляющих его предмет, а также совокупности правовых способов, приемов и средств воздействия на те общественные отношения, то есть метода административного права. Тем самым, с помощью предмета и метода определить место административного права как отрасли в системе юридических наук.
I.Введение………………………………………………1-2
II. 1.Предмет административного права…………………2-9
2.Метод административного права…………………...9-12
3.Функции и принципы административного права…12-17
III.Заключение……………………………………………..18
IV.Список литературы……………………………………19
ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ
ЦДО: г.Белорецк
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
Специальность030503’’
Дисциплина Административное право.
Вариант№2
№договора02ю06/09-02
Выполнил Селивёрстова Светлана Геннадьевна
Проверил______________________
2010г.
1.Функции административного
права.
Содержание:
I.Введение………………………………………………1-
II. 1.Предмет административного права…………………2-9
2.Метод административного права…………………...9-12
3.Функции и принципы административного права…12-17
III.Заключение…………………………………………
IV.Список литературы……………………………………19
Из теории права
известно, что нормы права, взаимосвязанные
по предметно-функциональному
Важнейшее место в системе российского права и юридической науке занимает административное право. Оно является базовой, ключевой отраслью наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом.
Административное
право составляет основу правового
регулирования разнообразных
Современное российское административное право призвано юридически регулировать повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения. А их можно без труда обнаружить на различных участках хозяйственной, социально-культурной и чисто административной работы (оборона, безопасность, внутренние дела и т.п.). Тем самым административное право выполняет роль одного из наиболее ярко проявляющихся выразителей публично-правовых, т.е. государственных, интересов в различных сферах общественной жизни. В прошлые годы ученые, определяя предмет административного права, отмечали, что оно призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления.
Однако, в условиях проводимой административной реформы, такое определение не раскрывает полностью сущность административного права. Поэтому следует согласиться с Л.Л. Поповым, который указывает, что «административное право все в большей мере призвано регулировать отношения, возникающие между личностью и государством, между гражданином и органами власти, обеспечивая реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника государственного аппарата».
Таким образом, целью данной работы будет определение совокупности общественных отношений, которые регулируются административным правом, составляющих его предмет, а также совокупности правовых способов, приемов и средств воздействия на те общественные отношения, то есть метода административного права. Тем самым, с помощью предмета и метода определить место административного права как отрасли в системе юридических наук.
II. 1.Предмет административного права.
В юридической
науке утвердилось мнение о том,
что отрасли права отличаются
друг от друга, прежде всего предметом
и методом правового
Так, Д.Н. Бахрах
отмечает, что «предметом административного
права являются отношения, возникающие
при организации исполнительно-
Также имеется и другое мнение по поводу предмета административного права. Так, по мнению Ю.М. Козлова, «предмет административного права достаточно разнообразен, но в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе, а именно:
а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;
б) управленческие
отношения
в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;
г) отдельные
управленческие отношения организационного
характера, возникающие в сфере
внутренней жизни общественных объединений
и других негосударственных
Таким образом, Ю.М. Козлов в качестве предмета административного права рассматривает круг общественных отношений, складывающийся в сфере исполнительной власти.
Однако, по мнению
Б.Н. Габричидзе, «ограничение предмета
административного права только
кругом общественных отношений в
сфере исполнительной власти сужает
и тем самым обедняет и этот
предмет, и, в конечном счете, само административное
право. Где-то в тени остаются гражданин
и исполнительная власть; административно-правовая
часть статусов гражданина и общественных
обязанностей; ответственность
Необходимо сказать,
что административное право представляет
собой отрасль правовой системы
РФ, которая призвана регулировать
особую группу общественных отношений.
Главная их особенность состоит
в том, что они возникают, развиваются
и прекращаются в сфере государственного
управления, т.е. в связи с организацией
и функционированием системы
исполнительной власти на всех национально-государственных
и территориальных уровнях
В этих общественных отношениях соответственно:
а) опосредуется закрепленная в Конституции РФ государственная политика признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
б) непосредственно выражается многообразное содержание подчиненного задачам реализации этой политики особого вида государственной деятельности по практической реализации исполнительной власти как одной из ветвей единой государственной власти;
в) выражаются приоритет публично-правовых интересов в регулируемой сфере и соответствующие им государственно-правовые средства воздействия на общественные связи.
Такого рода общественные отношения принято называть управленческими. Они и составляют предмет административного права.
Эти общественные
отношения непосредственно
Из этого следует,
что не все общественные отношения,
по своей природе являющиеся управленческими,
можно отнести к предмету административного
права. В частности, отношения, возникающие
в связи с функционированием
негосударственных формирований (общественные
объединения, коммерческие структуры
и т.п.), не относятся к предмету
административного права. Так, назначение
внутрипрофсоюзных, внутрипартийных
и подобных им управленческих отношений
состоит в обеспечении
Однако это
не означает, что административное
право безразлично к
Главное, что
характерно для регулятивной роли административного
права и в чем в наибольшей
степени проявляются его
Свое регулятивное
воздействие административное право
оказывает на управленческие общественные
отношения, придавая им упорядоченный,
т.е. соответствующий интересам
Соответственно административное право регулирует такие общественные отношения, в рамках которых в принципе исключено юридическое равенство их участников. Объясняется это тем, что в них непременно участвует субъект исполнительной власти, способный в силу предоставленных ему властных полномочий подчинять поведение иных участников этих отношений своим односторонним волеизъявлениям.
Данную область
общественных отношений традиционно
называют сферой государственного управления,
в рамках которой органы и должностные
лица исполнительной власти повседневно
руководят экономическими, социально-культурными
и административно-
Таким образом, органы и должностные лица исполнительной власти можно обозначить специальными субъектами, которые повсеместно участвуют в отношениях, регулируемых административным правом и отношения без их участия не могут относится к предмету административного права.
Субъекты исполнительной власти могут совершать и такие действия, которые регламентируются другими отраслями права (например, заключение гражданско-правовых сделок). Фактически в сфере государственного управления могут действовать нормы гражданского, трудового, финансового, земельного и других отраслей права, причем ими регулируются лишь отдельные стороны деятельности исполнительных органов. Значит, наличие субъекта исполнительной власти в данном общественном отношении не всегда достаточно для квалификации его в качестве управленческого и, следовательно, нуждающегося в административно-правовом оформлении. Например, конституционные нормы регламентируют основы взаимоотношений Правительства РФ - высшего звена системы органов исполнительной власти - с Государственной Думой РФ, т.е. с органом законодательной власти. Отношения такого рода являются государственно-правовыми, а не управленческими, хотя с внешней стороны они могут восприниматься в качестве таковых и регулируются нормами конституционного права.
Административное
право регулирует те отношения с
участием соответствующих субъектов
исполнительной власти, которые складываются
по поводу осуществления ими возложенных
именно на них управленческих функций.
В них находит выражение
Следует особо
отметить, что такие категории, как
«сфера государственного управления»
и «управленческие отношения», настолько
многозначны, что охватывают все
основные проявления экономической, социально-культурной
и административно-политической сфер
жизни общества. Соответственно они
обнаруживаются и там, где действуют
нормы иных отраслей права. Иначе
говоря, управленческими по своей
сути могут быть общественные отношения,
входящие в предмет иных отраслей
права, что, однако, не исключает их
из механизма административно-