Функции административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 12:11, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы будет определение совокупности общественных отношений, которые регулируются административным правом, составляющих его предмет, а также совокупности правовых способов, приемов и средств воздействия на те общественные отношения, то есть метода административного права. Тем самым, с помощью предмета и метода определить место административного права как отрасли в системе юридических наук.

Оглавление

I.Введение………………………………………………1-2
II. 1.Предмет административного права…………………2-9
2.Метод административного права…………………...9-12
3.Функции и принципы административного права…12-17
III.Заключение……………………………………………..18
IV.Список литературы……………………………………19

Файлы: 1 файл

административное право.docx

— 67.61 Кб (Скачать)

ГУМАНИТАРНЫЙ  КОЛЛЕДЖ

ЦДО: г.Белорецк 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

Специальность030503’’Правоведение’’ Курс II Набор июнь-2009

Дисциплина Административное право.

Вариант№2

№договора02ю06/09-02 
 
 
 
 

Выполнил Селивёрстова Светлана Геннадьевна

Проверил_______________________________                                                         

    2010г.

    1.Функции административного  права. 

    Содержание: 

    I.Введение………………………………………………1-2

    II. 1.Предмет административного права…………………2-9

         2.Метод административного права…………………...9-12

         3.Функции и принципы административного права…12-17

    III.Заключение……………………………………………..18

    IV.Список литературы……………………………………19

      
     
     
     
     
     
     
     

I.Введение.

Из теории права  известно, что нормы права, взаимосвязанные  по предметно-функциональному признаку и регулирующие конкретные видовые  общественные отношения, образуют правовой институт. Совокупность норм, объединенных в правовые институты регулирующих определенную сферу общественных отношений, образует отрасль права. Основой  деления права на отрасли и  институты являются предмет и  метод правового регулирования. Они служат критериями построения системы  права.

Важнейшее место  в системе российского права  и юридической науке занимает административное право. Оно является базовой, ключевой отраслью наряду с  конституционным, гражданским и  уголовным правом.

Административное  право составляет основу правового  регулирования разнообразных общественных отношений, повседневно возникающих в различных сферах общественной и государственной жизни.

Современное российское административное право призвано юридически регулировать повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения. А их можно без труда обнаружить на различных участках хозяйственной, социально-культурной и чисто административной работы (оборона, безопасность, внутренние дела и т.п.). Тем самым административное право выполняет роль одного из наиболее ярко проявляющихся выразителей  публично-правовых, т.е. государственных, интересов в различных сферах общественной жизни. В прошлые годы ученые, определяя предмет административного права, отмечали, что оно призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления.

Однако, в условиях проводимой административной реформы, такое определение не раскрывает полностью сущность административного  права. Поэтому следует согласиться  с Л.Л. Поповым, который указывает, что «административное право  все в большей мере призвано регулировать отношения, возникающие между личностью  и государством, между гражданином  и органами власти, обеспечивая реализацию и охрану прав и свобод граждан  в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления  или ограничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника  государственного аппарата».

Таким образом, целью данной работы будет определение  совокупности общественных отношений, которые регулируются административным правом, составляющих его предмет, а также совокупности правовых способов, приемов и средств воздействия на те общественные отношения, то есть метода административного права. Тем самым, с помощью предмета и метода определить место административного права как отрасли в системе юридических наук.

II. 1.Предмет административного права.

В юридической  науке утвердилось мнение о том, что отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего предметом  и методом правового регулирования. В литературе по поводу содержания и структуры предмета административного  права имеются самые различные  мнения.

Так, Д.Н. Бахрах отмечает, что «предметом административного  права являются отношения, возникающие  при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их административной деятельности, при осуществлении  внутриорганизационной деятельности руководителями других государственных  и муниципальных органов, а также  в ходе реализации административной власти судьями и общественными  организациями».

Также имеется  и другое мнение по поводу предмета административного права. Так, по мнению Ю.М. Козлова, «предмет административного  права достаточно разнообразен, но в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей  природе, а именно:

а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно  реализуются задачи, функции и  полномочия исполнительной власти;

б) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;

в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;

г) отдельные  управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере  внутренней жизни общественных объединений  и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешневластных функций и полномочий».

Таким образом, Ю.М. Козлов в качестве предмета административного  права рассматривает круг общественных отношений, складывающийся в сфере  исполнительной власти.

Однако, по мнению Б.Н. Габричидзе, «ограничение предмета административного права только кругом общественных отношений в  сфере исполнительной власти сужает и тем самым обедняет и этот предмет, и, в конечном счете, само административное право. Где-то в тени остаются гражданин  и исполнительная власть; административно-правовая часть статусов гражданина и общественных обязанностей; ответственность административных органов перед гражданином и  общественными объединениями; контроль за деятельностью органов, звеньев  и подразделений исполнительной власти, а также иных административных структур и учреждений». Следовательно, в современных условиях требуется видоизменить подход к предмету административного права и определять его предмет с новых демократических позиций.

Необходимо сказать, что административное право представляет собой отрасль правовой системы  РФ, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная их особенность состоит  в том, что они возникают, развиваются  и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы  исполнительной власти на всех национально-государственных  и территориальных уровнях страны.

В этих общественных отношениях соответственно:

а) опосредуется закрепленная в Конституции РФ государственная  политика признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека;

б) непосредственно  выражается многообразное содержание подчиненного задачам реализации этой политики особого вида государственной  деятельности по практической реализации исполнительной власти как одной  из ветвей единой государственной власти;

в) выражаются приоритет  публично-правовых интересов в регулируемой сфере и соответствующие им государственно-правовые средства воздействия на общественные связи.

Такого рода общественные отношения принято  называть управленческими. Они и  составляют предмет административного  права.

Эти общественные отношения непосредственно связаны  с государственно-управленческой деятельностью, а потому обобщенно их можно назвать  управленческими. Поскольку управление может осуществляться не только по государственной линии, то в данном случае речь пойдет об управленческих отношениях, в которых непосредственно выражается государственный интерес, государственная управляющая воля.

Из этого следует, что не все общественные отношения, по своей природе являющиеся управленческими, можно отнести к предмету административного  права. В частности, отношения, возникающие  в связи с функционированием  негосударственных формирований (общественные объединения, коммерческие структуры  и т.п.), не относятся к предмету административного права. Так, назначение внутрипрофсоюзных, внутрипартийных  и подобных им управленческих отношений  состоит в обеспечении необходимой  самоорганизации (организация собственных  дел), а не в выражении интересов  государства.

Однако это  не означает, что административное право безразлично к организации  и деятельности негосударственных  формирований. Его нормы оказывают  определенное регулирующее воздействие  на них в тех случаях, когда  это прямо предусматривается  действующим законодательством.

Главное, что  характерно для регулятивной роли административного  права и в чем в наибольшей степени проявляются его особенности - это функционирование системы исполнительной власти. Соответственно, административное право отчетливо выражает все  особенности, присущие государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или - правом управления).

Свое регулятивное воздействие административное право  оказывает на управленческие общественные отношения, придавая им упорядоченный, т.е. соответствующий интересам государства  и общества, характер. В центре его  внимания находятся отношения, которые  непосредственно возникают в  связи с практическим выполнением  задач и функций государственно-управленческой деятельности.

Соответственно  административное право регулирует такие общественные отношения, в  рамках которых в принципе исключено  юридическое равенство их участников. Объясняется это тем, что в  них непременно участвует субъект  исполнительной власти, способный в  силу предоставленных ему властных полномочий подчинять поведение  иных участников этих отношений своим  односторонним волеизъявлениям.

Данную область  общественных отношений традиционно  называют сферой государственного управления, в рамках которой органы и должностные  лица исполнительной власти повседневно  руководят экономическими, социально-культурными  и административно-политическими  процессами свойственными для них  методами.

Таким образом, органы и должностные лица исполнительной власти можно обозначить специальными субъектами, которые повсеместно  участвуют в отношениях, регулируемых административным правом и отношения  без их участия не могут относится  к предмету административного права.

Субъекты исполнительной власти могут совершать и такие  действия, которые регламентируются другими отраслями права (например, заключение гражданско-правовых сделок). Фактически в сфере государственного управления могут действовать нормы  гражданского, трудового, финансового, земельного и других отраслей права, причем ими регулируются лишь отдельные  стороны деятельности исполнительных органов. Значит, наличие субъекта исполнительной власти в данном общественном отношении  не всегда достаточно для квалификации его в качестве управленческого  и, следовательно, нуждающегося в административно-правовом оформлении. Например, конституционные  нормы регламентируют основы взаимоотношений  Правительства РФ - высшего звена  системы органов исполнительной власти - с Государственной Думой  РФ, т.е. с органом законодательной  власти. Отношения такого рода являются государственно-правовыми, а не управленческими, хотя с внешней стороны они  могут восприниматься в качестве таковых и регулируются нормами  конституционного права.

Административное  право регулирует те отношения с  участием соответствующих субъектов  исполнительной власти, которые складываются по поводу осуществления ими возложенных  именно на них управленческих функций. В них находит выражение целевое  назначение государственно-управленческой деятельности, а также оснащение  ее субъектов распорядительными, т.е. государственно-властными полномочиями, без которых невозможно практически  обеспечить приоритет публично-правовых интересов в регулируемых административным правом управленческих отношениях. Без  таковых исполнительный орган не может выступать в роли субъекта исполнительной власти, осуществлять управленческие функции.

Следует особо  отметить, что такие категории, как  «сфера государственного управления»  и «управленческие отношения», настолько  многозначны, что охватывают все  основные проявления экономической, социально-культурной и административно-политической сфер жизни общества. Соответственно они  обнаруживаются и там, где действуют  нормы иных отраслей права. Иначе  говоря, управленческими по своей  сути могут быть общественные отношения, входящие в предмет иных отраслей права, что, однако, не исключает их из механизма административно-правового  регулирования.

Информация о работе Функции административного права