Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 12:11, контрольная работа
Целью данной работы будет определение совокупности общественных отношений, которые регулируются административным правом, составляющих его предмет, а также совокупности правовых способов, приемов и средств воздействия на те общественные отношения, то есть метода административного права. Тем самым, с помощью предмета и метода определить место административного права как отрасли в системе юридических наук.
I.Введение………………………………………………1-2
II. 1.Предмет административного права…………………2-9
2.Метод административного права…………………...9-12
3.Функции и принципы административного права…12-17
III.Заключение……………………………………………..18
IV.Список литературы……………………………………19
Таким образом, ученые выделяют критерии, которые необходимо учитывать при определении предмета административного права:
а) сфера государственного управления, охватывающая любые проявления государственно-управленческой деятельности;
б) наличие в ней действующего субъекта исполнительной власти или иного исполнительного органа;
в) реализация ими
распорядительных полномочий, предоставленных
для осуществления
Это те условия, при которых управленческие отношения возникают по поводу реализации задач и функций исполнительной власти.
Регулируемые административным правом управленческие отношения весьма многообразны. Их можно классифицировать на виды в зависимости от особенностей их участников:
а) управленческие
отношения, возникающие между
б) отношения между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрация двух областей);
в) отношения, которые возникают между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями и организациями;
г) отношения между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями и организациями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.);
д) управленческие отношения между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;
е) отношения
между субъектами исполнительной власти
и негосударственными хозяйственными
и социально-культурными
ж) отношения между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;
з) отношения, возникающие между субъектами исполнительной власти и гражданами.
Во всех указанных
видах управленческих отношений
участвует тот или иной исполнительный
орган. Без исполнительных органов
управленческие отношения в административно-
Также ученые в
современных условиях предлагают классифицировать
управленческие отношения в административно-
По этому критерию можно выделить следующие основные управленческие отношения:
а) между органами
федеральной исполнительной власти
и исполнительными органами субъектов
РФ, т.е. республик, краев, областей, автономной
области, автономных округов, городов
федерального значения. Это, например,
отношения между Правительством
РФ и правительствами республик,
администрациями краев и
б) между органами исполнительной власти различных однопорядковых субъектов РФ (например, между правительствами двух республик, администрациями двух областей и т.п.);
в) между органами исполнительной власти разноуровневых субъектов Российской Федерации (например, между администрациями края и автономного округа).
Управленческие
отношения можно также
а) внутренние, или внутриорганизационные, внутрисистемные. Это отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления и т.п. Такого рода управленческие отношения выражают интересы самоорганизации всей системы исполнительной власти сверху донизу, а также каждого ее звена. Сторонами в них выступают соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения, а также должностные лица;
б) внешние - отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти (например, на граждан, общественные объединения, коммерческие структуры, включая частные).
Следует также
выделить управленческие отношения, которые
возможны между различными звеньями
системы исполнительной власти, с
одной стороны, и исполнительными
органами системы местного самоуправления
- с другой. В соответствии с Конституцией
РФ органы местного самоуправления не
входят в систему органов
Управленческая
деятельность имеет место также
и во внутренней жизни негосударственных
формирований. Практически ее отдельные
проявления можно обнаружить и в
процессе функционирования органов
законодательной (представительной) и
судебной власти, а также органов
прокуратуры. Свой рабочий аппарат
имеет, например, Федеральное Собрание
РФ, его палаты, республиканские, краевые,
областные и прочие законодательные
(представительные) органы. Его назначение
состоит в обеспечении
Кроме того, суды часто реализуют юридически властные полномочия, характерные для исполнительных органов (например, при назначении административных наказаний, рассмотрении и разрешении жалоб граждан на неправомерные действия органов управления и должностных лиц). Естественно, что такого рода их действия и возникающие при этом отношения напрямую можно отнести к предмету административного права.
На основании вышеизложенных позиций, следует признать обоснованной точку зрения, которой придерживается Ю.М. Козлов, давая обобщенную характеристику предмета административного права. Как видно, он достаточно разнообразен, но в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе, а именно:
а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;
б) управленческие
отношения
в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;
г) отдельные
управленческие отношения организационного
характера, возникающие в сфере
«внутренней» жизни общественных объединений
и других негосударственных
Регулируя подобного рода общественные отношения, административное право в рамках своего предмета создает определенный правовой режим организации и деятельности субъектов исполнительной власти, а также поведения всех иных участников регулируемых управленческих отношений. В этом заключается основное проявление его регулятивной функции.
Административное право, осуществляя регулятивную функцию, использует определенную совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников. Ими являются методы правового регулирования общественных отношений. Вместе с предметом они дают наиболее емкую характеристику любой отрасли права, включая и административное.
Метод правового регулирования часто выступает в качестве определяющего критерия при выявлении и разграничении правовых отраслей. Это связано с тем, что по кругу регулируемых общественных отношений, т.е. по предмету отрасли права, они нередко оказываются весьма близкими, а иногда даже совпадают в своих основных проявлениях, поэтому определение метода правового регулирования общественных отношений является немаловажным.
В юридической
науке проблема методов правового
регулирования является дискуссионной.
Ю.М. Козлов полагает, что до сих пор
имеются два принципиально
Любая отрасль
российского права использует в
качестве средств правового
Представляется
необходимым определить содержание
этих средств правового
Предписания - возложение на лиц прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
Запреты - возложение на лиц прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
Дозволения - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.
Указанные правовые средства используются с учетом особенностей предмета отрасли административного права.
Для механизма
административно-правового
Административно-правовое регулирование и его механизм - это форма юридического опосредования отношений, в рамках которой одна сторона выступает в роли управляющего (субъект управления), а другая - управляемого (объект управления). Подобного рода отношения всегда предполагают известное подчинение воли управляемых единой управляющей воле, выразителем которой является тот или иной субъект исполнительной власти (исполнительный орган).
Соответственно
административно-правовое регулирование
рассчитано преимущественно на такие
общественные отношения, в которых
исключается юридическое
Следствием этого
является то, что административно-правовое
регулирование предполагает односторонность
волеизъявления одного из участников
отношения. Это волеизъявление юридически
властно, а потому ему принадлежит
решающее значение. Следовательно, волеизъявление
одной стороны неравнозначно
волеизъявлению другой. Объясняется
это, прежде всего тем, что юридически
властные предписания отнесены к
компетенции соответствующих
Необходимо также отметить, что в конкретных управленческих отношениях, регулируемых административным правом, наиболее типичное выражение находит следующая взаимосвязь между управляющими и управляемыми: либо у управляющей стороны есть такие юридически властные полномочия, каковыми не обладает управляемая сторона (например, гражданин), либо объем таких полномочий у управляющей стороны больше, чем у управляемой (например, у нижестоящего органа исполнительной власти).
Административно-правовое
регулирование исходит из наличия
официальной государственной