Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 15:33, реферат
Под функциями административного права понимаются основные направления правового отраслевого воздействия на общественные отношения. Функции административного права обусловливают его значение и роль в установлении административных правоотношений, отражают природу и роль управленческих общественных отношений, возникающих в сфере организации и функционирования исполнительной власти.
Принципы административного права
Источники административного права
Разделение властей в современном российском государстве
Под функциями административного права понимаются основные направления правового отраслевого воздействия на общественные отношения. Функции административного права обусловливают его значение и роль в установлении административных правоотношений, отражают природу и роль управленческих общественных отношений, возникающих в сфере организации и функционирования исполнительной власти.
С учетом структуры общей части административного права (включающей организацию и функционирование государственного управления, управленческий процесс, различные формы управленческих действий, административно-правовые акты, судебную защиту прав и свобод человека, административно-юрисдикционный процесс) традиционно выделяют две основные функцииадминистративного права: регулятивную и охранительную. Таким образом, в этих функциях административного права проявляется сущность административно-правового регулирования отношений в области публичного управления, которое осуществляется для решения задач исполнительной власти.
Регулятивная функция выражается в воздействии на
общественные отношения посредством установления
прав, обязанностей, запретов, ограничений,
полномочий, компетенции субъектов административного
права. Например, правовыми нормами устанавливаются
понятие и виды должностей государственной
службы, права и основные обязанности
государственных служащих, порядок прохождения
службы, процедура проведения аттестации
государственных служащих, необходимость
заключения служебного контракта.Потенциал
регулятивной функции административного
права наиболее полно реализуется посредством
таких ее подвидов, как организационная,
исполнительная, разрешительная, нормотворческая
(правоустановительная), контрольно-надзорная.Организац
Принципы административного права
Основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность, составляютпринципы административного права, которые:
• определяют юридическую природу административного права;• закрепляются в административно-правовых нормах;• являются ориентиром для законодателя при создании новых норм административного права;• выступают средством ликвидации пробелов в административном праве;• обусловлены уровнем развития общества и государства.
К принципам административного права относятся следующие.
1. Принцип демократии (народовластия). Он находит свое проявление в сфере правотворчества и правореализации. В правотворческой деятельности он проявляется в широкой возможности участия населения, общественных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемые органы государственной власти и местного самоуправления) формировании норм административного права. В правореализационной деятельности он проявляется в степени подконтрольности и подчиненности, а также открытости правоприменительных органов для общественного контроля.2. Принцип законности. Субъекты управленческих отношений должны точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормы Конституции, законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов, а также принцип соответствия нормативных правовых актов Конституции общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.3. Принцип взаимной ответственности государства и личности. Заключается в том, что за нарушение норм административного права личность должна претерпевать правоограничения в связи с применением мер юридической ответственности и других мер государственного принуждения; если подобные нарушения допускает государство, его органы (должностные лица) также привлекаются к юридической ответственности.4. Принцип федерализма. Проявляется в нормативном закреплении предметов ведения и компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, в установлении предмета совместного ведения.5. Принцип гуманизма. Заключается в юридическом признании приоритета общественных ценностей. Права и свободы человека, степень их закрепления и обеспечения являются критерием оценки качества управленческих отношений.6. Принцип справедливости. Требование соответствия между поведением субъекта управленческих отношений и последствиями, которые за это наступают.7. Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем. Все граждане в сфере управления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Можно назвать два способа закрепления принципов административного права в законодательстве: текстуальный, который закреплен в конкретной статье нормативного правового акта, и смысловой – вычленяется из анализа содержания нормативного правового акта.
Источники административного права
Под ними понимаются внешние формы выражения административно-
Наиболее значительна роль следующих источников административного права:
Конституция Российской Федерации,
конституции и уставы. субъектов Федерации. Многие из содержащихся в них норм имеют
прямую административно-правовую значимость.
Ими определяются основы организации
системы исполнительной власти, компетенция
ведущих звеньев такой системы, принципы
разграничения предметов введения и полномочий
между федеральными органами исполнительной
власти и такими же органами субъектов
Федерации.2. Большое число административно-правовых
норм находит свое выражение в законодательных актах Российской Федерации и ее субъектов.
В качестве примера можно назвать Федеральный
закон «Об основах государственной службы
Российской Федерации» от 31 июля 1995 г.;
Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая
1996 г. и др. Законодательными актами являются
также федеральные кодексы, например Налоговый
кодекс Российской Федерации.3. Источником
административного права являются нормативные акты Президента
Российской Федерации, а также аналогичные правовые акты глав
государств либо глав исполнительной
власти (например, президентов республик)
в субъектах Федерации. Принципиальное
значение имеют Указ Президента РФ «О
структуре федеральных органов исполнительной
власти» от 22 сентября 1998 г., Положение
о Федеральной службе безопасности (утвержденное
16 июля 1998 г.), и др.4. К числу источников
административного права относятся нормативные постановления
Правительства Российской Федерации,аналогичные акты правительств республик,
входящих в состав Федерации, а также правительств
или администраций иных субъектов Федерации.Примером
нормативных актов Правительства РФ могут
служить утверждаемые им различного рода
положения: Положение о государственном
энергетическом надзоре в Российской
Федерации от 27 августа 1998 г.. Положение
о государственной санитарно-эпидемиологической
службе Российской Федерации от 30 июня
1998 г., и т.п.5. В отраслевом и межотраслевом
масштабе в качестве источников административного
права служат нормативные акты федеральных
органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов
и т.п.), а также аналогичные акты таких
же органов в субъектах Федерации. Например,
свидетельством именно такой их роли является
следующая норма, закрепленная в Положении
о Государственном комитете Российской
Федерации по охране окружающей среды
(Госкомэкологии России): решения Госкомэкологии
по вопросам, отнесенным к его компетенции,
обязательны для органов исполнительной
власти, юридических и физических лиц.6.
Административно-правовые нормы могут
найти свое выражение в межгосударственных соглашениях (например, в рамках СНГ).7. Нормативные акты руководителей
государственных предприятий и учреждений
можно считать локальными(
Структура государственного механизма:государственный
аппарат – совокупность государственнs[
органов, наделенныхвластными полномочиями для реализации государственной власти;государственные
учреждения и государственные предприятия.
Не имеют властных полномочий, но их деятельность
непосредственно направлена на реализацию
функций государства.Государственные учреждения – это некоммерческие организации, которые
осуществляют деятельность по выполнению
функций государства в различных сферах.
Например, организации образования, здравоохранения,
библиотеки. Государственные предприятия– это коммерческие организации, их деятельность
тесно связана с осуществлением функций
государства. Напр. монетные дворы, аффинажные
заводы и т. п.Структура государственного
механизма определяется правовы
Содержание и значение принципа разделения властей.
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность - органами исполнительной власти, судебная власть - судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т.п.Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая "система сдержек и противовесов". Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей.
3. Разделение властей
в современном российском
Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти (здесь рассматривается разделение властей "по горизонтали", о разделении властей "по вертикали" - разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ - см.вопрос 33). Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти.Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным. Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие). Помимо Правительства РФ действуют другие федеральные органы исполнительной власти - федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы.Некоторые государственные органы с особым статусом не относятся ни к одной из основных ветвей власти. Администрация Президента РФ (обеспечивает деятельность Президента РФ), полномочные представители Президента РФ (представляет Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа), органы прокуратуры РФ (осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции), Центральный банк РФ (основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти - защита и обеспечение устойчивости рубля), Центральная избирательная комиссия РФ (проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий), Счётная палата РФ (осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета), Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав) и некоторые другие федеральные государственные органы не относятся ни к одной из основных ветвей государственной власти. Подробное рассмотрение этой проблемы выходит далеко за пределы нашей с Вами программы.