Функции административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 12:11, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы будет определение совокупности общественных отношений, которые регулируются административным правом, составляющих его предмет, а также совокупности правовых способов, приемов и средств воздействия на те общественные отношения, то есть метода административного права. Тем самым, с помощью предмета и метода определить место административного права как отрасли в системе юридических наук.

Оглавление

I.Введение………………………………………………1-2
II. 1.Предмет административного права…………………2-9
2.Метод административного права…………………...9-12
3.Функции и принципы административного права…12-17
III.Заключение……………………………………………..18
IV.Список литературы……………………………………19

Файлы: 1 файл

административное право.docx

— 67.61 Кб (Скачать)

IV.Список литературы.

1. Конституция  РФ. М., 2003.

2. Теория государства  и права. Учебник. / Под ред.  В.К. Бабаева. М.: «Юристъ», 2002.

3. Д.Н. Бахрах. Административное право. Учебник. М., 2005.

4. Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. Административное  право. Учебник. М., 2002.

5. А.П. Алехин, Ю.М. Козлов. Административное право  Российской Федерации. Учебник. М., 2009.

6. Административное  право. Учебник. / Под ред. Л.Л.  Попова. М.: «Юристъ», 2005.

 
 
 
 
 
 

2.Статус гражданина,как  субъекта административного права.

                                                                             

Содержание:

I.Введение………………………………………………………………1

II. 1.Понятие субъекта административного права…………………2-3

     2.Виды  субъектов административного права……………………3-7

     3.Административно-правовой  статус гражданина………………7-12

     4.Основы  административно-правового статуса гражданина Российской Федерации…………………………………………….13-16

III.Заключение……………………………………………...............17-18

IV.Список литературы………………………………………………19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I.Введение.

Административно-правовой статус граждан в значительной мере зависит от состояния законодательства, закрепляющего их права и обязанности  в сфере управления. Это достаточно очевидное обстоятельство означает, что совершенствование юридической  регламентации положения граждан  в качестве субъектов российского  административного права объективно претендует на роль магистрального направления  развития административного законодательства. При этом задача адекватного современным  социально-экономическим потребностям обеспечения силами административно-правовых норм прав, свобод, законных интересов  и обязанностей граждан, а также  механизма их реализации предполагает необходимость многоуровневого  и многоаспектного подхода к  конструированию административно-правового  статуса граждан.

Системное восприятие Конституции России и федеральных  законов, принятых в развитие содержащихся в ней положений, свидетельствует  о том, что, во-первых, регулирование  прав и свобод граждан, в том числе  и в качестве субъектов административного  права, составляет прерогативу федеральных  органов власти (ст. 71 Конституции) и  лишь защита урегулированных на федеральном  уровне прав и свобод относится к  совместному ведению Федерации  и ее субъектов (ст. 72 Конституции), а  во-вторых, определенная ниша для административного  нормотворчества в рассматриваемой  сфере в соответствии с Федеральным  законом от 28 августа 1995 г. «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» зарезервирована за муниципальными образованиями, их уставами и иными  нормативными правовыми актами.

Неотъемлемой  составной частью совершенствования  административно- правового статуса  граждан является закрепление и  развитие разветвленной системы  юридических гарантий прав и свобод граждан как участников управленческих отношений. Надлежащее гарантирование административно- правовых возможностей граждан предполагает: во-первых, определение  в законодательстве персонифицированных  представителей государственной и  муниципальной власти, ответственных  за обеспечение условий для реализации прав и свобод граждан; во-вторых, закрепление  конкретных обязанностей органов и  должностных лиц публичной администрации, корреспондирующих правам и свободам граждан в сфере управления; в-третьих, установление детальных административных процедур, исчерпывающим образом  оговаривающих порядок исполнения соответствующими субъектами управления своих обязанностей в отношениях с гражданами; в-четвертых, усиление ответственности органов и должностных  лиц за неисполнение ими своих  обязанностей, повлекшее нарушение  прав граждан в сфере управления.

II.1. Понятие субъекта административного права.

Вопрос о субъектах  административного права является одним из важнейших, так как речь идет об участниках административно-правовых отношений, решающих задачи и осуществляющих функции исполнительной власти, координирующие, распорядительные, контрольно-надзорные  полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, рассматривающих дела о правонарушениях, совершаемых физическими и юридическими лицами в хозяйственной, налоговой, финансовой, таможенной сфере, в строительстве, в сфере общественного порядка  и т. д.

Наука административного  права насчитывает не так много  исследовательских работ, посвященных  этому вопросу. Тем не менее, определенный понятийный аппарат уже создан. Традиционно  субъектом административного права  считается физическое или юридическое  лицо 
(организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти. Субъект административного права — это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Таким образом, реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения. 
Поэтому последние являются основным каналом реализации административно- правовых норм.

Субъект административного  права — это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по своему собственному желанию (усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной  на него специальной правовой нормой. Например, гражданин может обжаловать принятое органом исполнительной власти постановление в суд, если считает, что оно нарушает принадлежащие  ему права и свободы. Вместе с  тем он может и не обжаловать данного  постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную  должность государственной службы, обязано защищать права и свободы  граждан и в необходимых случаях  принимать соответствующие меры по их обеспечению. Прокурор обязан при  наличии достаточных оснований  возбудить производство по делу об административном правонарушении; данное постановление является реализацией  его правового статуса. Примеры  реализации субъектами административного  права своего правового статуса  весьма и весьма многочисленны.

Субъекты административного  права — реальные участники административно- правовых отношений, обладая административно-правовым статусом, участвуют в организации  публичного управления (государственного и муниципального), в самой управленческой деятельности, а также в процессе управления 
(административных процедурах). Однако административно-правовой статус раскрывается и в отношениях между органами управления и гражданами, а также другими субъектами права. Следовательно, административно-правовой статус определяется правами, свободами, их гарантиями, обязанностями, правоограничениями, объемом ответственности.

В качестве принципиального  положения следует определить, что  субъекты административного права  могут реализовывать свой правовой статус в рамках следующих четырех  крупнейших блоков возникающих правоотношений:

1) в организационно-управленческом  праве (отношения по общей организации  управления в различных отраслях  и сферах управления);

2) в управленческом  процессе, т. е. в рамках использования  управленческих процедур, подготовки  и принятия правовых актов  управления и применения иных  административно-правовых форм и  методов;

3) в административном  процессе, т. е. в системе отношений  по поводу обеспечения судебной  защиты прав, свобод, законных интересов  физических и юридических лиц;

4) в административно-деликтном  праве, т. е. в системе отношений,  возникающих в процессе применения  мер административного принуждения  уполномоченными органами и должностными  лицами к субъектам, нарушающим  правовые нормы..

2. Виды субъектов административного права.

В специальной  литературе различаются индивидуальные и коллективные субъекты административного  права.

Индивидуальными субъектами являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и  лица без гражданства.

Эти лица не состоят  в устойчивых, непрерывных организационных  отношениях с органами исполнительной власти или публичного управления. 
Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, обжалования в суд действий 
(бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).

К индивидуальным субъектам административного права  относятся также государственный  служащий или должностное лицо. Они  занимают государственные должности  в государственных органах власти, находятся в устойчивых и непрерывных  организационных отношениях с указанными органами; их статус одинаковым образом  регламентирован нормативными правовыми  актами; они осуществляют компетенцию  государственных органов и имеют  для этого соответствующие государственно-властные полномочия; выполняют действия и  принимают решения от имени государственных  органов (при этом они — индивидуальные субъекты права).

Коллективные  субъекты административного права - - это группы людей, являющиеся организациями (государственными, негосударственными, частными, общественными), которые выступают  во внешних отношениях как самостоятельные  субъекты права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами. В административно-правовых отношениях коллективные субъекты права  действуют от своего имени; законы и  иные нормативные правовые акты предоставляют  им права и возлагают на них  конкретные обязанности.

Государственная организация в научном смысле представляет собой организационно и юридически единый коллектив, правосубъектность  которого осуществляют уполномоченные лица, действующие как во внешних, так и во внутриорганизационных  отношениях от имени государства.

Организация —  это совокупность людей, коллектив; она предполагает деятельность, рассчитанную на достижение определенных целей и  совершаемую по определенным процедурам (правилам). Признаками организации  являются: совокупность людей; осуществление  деятельности в соответствии с установленными задачами; определение цели и задач  организации; наличие основной деятельности (ее характера и главных направлений); соответствующие процедуры (правила) деятельности; формирование структуры (образуемые подразделения); нормативное  установление компетенции и полномочий соответствующих должностных лиц (служащих, сотрудников).

Все организации  подразделяются на две большие группы: государственные и негосударственные. Они различаются тем, что их статус, процедуру учреждения, реорганизации  и прекращения деятельности, правовой режим управленческих действий (решений), порядок защиты прав определяют различные нормативные правовые акты.

Государственная организация представляет собой  часть государственного механизма (государственной администрации), обладающую определенной самостоятельностью в  реализации принадлежащих ей полномочий, имеющую соответствующий правовой статус. Ее деятельность направлена на обеспечение публичных интересов  и защиту прав и законных интересов  человека и гражданина. К государственным  организациям относятся государственные  органы,, учреждения, предприятия (например, унитарные предприятия). 
Предприятия осуществляют производственно-хозяйственную деятельность; учреждения реализуют в основном полномочия социально-культурного характера 
(например, учреждения здравоохранения), а государственные органы обладают государственно-властными полномочиями, осуществление которых влечет наступление юридических последствий.

Государственные организации имеют компетенцию, т. е. пределы ведения и осуществления  властных полномочий, которые представляют собой тот или иной объем государственной  деятельности, возложенный на соответствующий  орган; это, по сути, круг решаемых вопросов, предусмотренных правовыми актами. 
Компетенция должна иметь нормативный характер и включать следующие элементы:

1) задачи государственной  организации, т. е. чего необходимо  ей достигнуть, для чего она  создается или учреждается;

2) функции (главные  направления деятельности);

3) установленные  нормативными актами права, обязанности,  объем правовой ответственности;

Информация о работе Функции административного права