Физиологические обоснования нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:21, реферат

Краткое описание

Цель работы – показать, как важно нормирование нагрузок на уроках физической культуры для детей школьного возраста.
Задача работы – дать понять, что уроки физической культуры только тогда будут нести оздоровительное значение, когда на них будут нормироваться нагрузки.
Гипотеза (предположение) – правильное нормирование нагрузок уменьшает травматизм на занятиях по физической культуре.
Задача исследования – выявить, насколько правильно нормируются нагрузки на уроках физической культуры.
Метод исследования – анализ эксперимента нормирования физических нагрузок на основе теоретических данных с последующими выводами.

Оглавление

Теоретические аспекты нормирования физических
нагрузок в процессе физического воспитания школьников .
Нормирование режима выполнения общеразвивающих упражнений.

Экспериментальное обоснование развития выносливости у младших школьников на уроках физкультуры.


Физиологическая оценка комплексной системы развития двигательных качеств у подростков и юношей.

Исследования функций центральной гемодинамики.


Характеристика функциональных показателей учащихся с разными стадиями полового созревания.

Вывод.


Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Lизиологические обоснования нормирования физ[1]. нагрузок для детей шк. возраста.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

        

      На  рисунке показана физическая работоспособность и интенсивность накопления пульсового долга у школьников 10 класса.

      Вывод:

      Исследование  ИНПД показало, что чем выше мощность нагрузки, тем быстрее она накапливается. Существенный сдвиг в сторону  уменьшения ИНПД при исследуемых  нагрузках происходит к 15-17 годам. Представляется интересным, что у мальчиков контрольной группы при задаваемых нагрузках интенсивность накопления пульсового долга в большинстве случаев выше (р<0,05) (рисунок).

      В состоянии относительного физического  покоя ЧСС с возрастом постепенно уменьшается, а УО, наоборот, увеличивается. Существенный сдвиг в сторону увеличения УО крови происходит к 14-15 годам.

      У школьников ЭГ 8 класса УО существенно  больше, чем в КГ. Очевидно, что  в связи с противоположной  возрастной динамикой  ЧСС и УО МОК в состоянии относительного физического покоя в возрасте 13-17 лет увеличивается незначительно. У школьников КГ МОК меньше, чем у их сверстников ИЗ ЭГ. 
 
 
 
 
 
 

Характеристика  функциональных

показателей учащихся с разными  стадиями

полового  созревания. 

      При анализе у подростков с разными  стадиями полового созревания параметров центральной гемодинамики при выполнении нагрузки ступенчато возрастающей мощности отмечена разнонаправленность изменений. ЧСС в процессе полового созревания уменьшается. Однако существенные различия выявляются только при работе предельной и околопредельной мощности (4 и 5 ступени нагрузки) между школьниками на 1 и 4, а также 1 и 5 стадиях полового созревания.

      Таким образом, процесс полового созревания  не оказывает  существенного  влияния на хронотропную функцию центрального кровообращения при нагрузках умеренной и большой мощности. При нагрузке в зоне максимальной мощности, соответствующей уровню МПК, ЧСС ниже, чем у подростков с начальными стадиями полового созревания. УО крови по мере полового созревания нарастает. Его различия более выражено отличаются при работе в зоне большой мощности у подростков с 3-й стадией полового созревания. Однако при работе критической мощности эти различия сглатываются из-за снижения УО при увеличении мощности нагрузки.

      У подростков с 4-5 стадиями полового созревания  УО становится достоверно выше (р<0,001) во время выполнения нагрузок всех диапазонов. (таблица).

      Изучение  кинетики КО крови в процессе выполнения различных физических нагрузок свидетельствует о том, что максимальные значения  его регистрируются при работе умеренной и большой мощности. При выполнении предельных нагрузок УО крови у подростков имеет тенденцию в уменьшению. Причем с увеличением стадии полового созревания степень и число случаев уменьшения УО крови снижается. Вопреки сложившемуся представлению о том, что наибольшие значения УО крови наблюдаются при ЧСС 110-140 уд/мин, мы регистрировали увеличение УО крови при значительно большей ЧСС. В процессе выполнения подростками нагрузки ступенчато возрастающей мощности наибольшие значение УО крови нередко отличались при ЧСС более 170 уд/мин.

      Интегральный  параметр центральной гемодинамики  МОК изменяется в процессе полового созревания в состоянии относительного физического покоя мало. При работе в зонах умеренной и большой мощности у подростков с 3 стадией полового созревания он больше, чем у подростков с 1 и 2 стадиями. Во время работы в зоне критической мощности достоверных различий не выявлено. Наиболее выраженные изменения в кинетике МОК при работе в различных зонах мощности определяются  к концу периода полового созревания (таблица) 
 
 
 
 

      Таблица

Показа

тели

Ступени нагрузки Стадии  полового созревания
1-я 2-я 3-я 4-я 5-я
ЧСС, уд/мин Исходн.

I

II

III

IV

V

83,7±2,9

118,5±2,1

133,1±4,5

161,3±3,6

179,4±2,6

192,9±1,2

87,7±4,9

120,9±4,9

133,2±4,4

160,4±3,6

174,2±3,4

188,8±3,1

82,6±3,7

117,5±3,7

140,9±4,0

160,5±5,2

155,7±4,8

189,9±3,4

84,1±2,5

118,6±2,8

135,7±3,8

154,5±2,5

171,0±1,8

182,7±1,6

75,9±4,9

114,7±6,5

138,5±7,9

152,2±6,1

170,1±3,5

180,8±3,5

УО  крови, мл/мин Исходн.

I

II

III

IV

V

52,9±5,6

72,5±8,8

73,1±7,5

70,3±4,3

68,9±5,2

72,0±4,8

56,3±5,2

75,7±6,7

79,9±8,8

82,3±7,6

84,5±7,3

68,0±6,5

60,0±3,5

80,4±4,1

88,0±7,2

86,6±6,2

87,1±5,4

83,2±4,2

68,8±3,5

94,6±2,8

98,0±3,1

99,6±2,99

98,9±3,6

98,4±4,0

74,3±4,4

97,0±6,8

104,3±7,3

109,4±8,6

110,7±7,8

108,0±4,6

МОК, л/мин Исходн.

I

II

III

IV

V

4,7±0,9

8,5±0,97

9,6±0,8

11,2±0,6

12,3±0,8

13,8±0,95

4,7±0,5

89,6±0,8

10,5±1,1

12,8±1,0

14,4±0,9

13,96±0,8

4,99±0,3

9,5±0,05

12,4±1,0

13,8±0,98

15,2±0,99

15,7±0,8

5,9±0,3

11,1±0,4

13,5±0,5

15,5±0,5

17,0±0,7

18,1±0,6

5,7±0,3

11,3±0,7

14,2±0,6

16,5±0,8

18,7±1,3

19,8±1,1

 
 

      Таким образом, изучение динамики параметров кровообращения при мышечной деятельность  показано, что в процессе полового созревания адаптация функций центрального кровообращения к физическим нагрузкам происходит главным образом за счет увеличения УО крови. Переход на более экономичную форму адаптации кровообращения  к физическим нагрузкам  в процессе полового  созревания сказывается и на физической работоспособности. Так, подростки с 5-1 стадией полового созревания по показателям мощности работы  в зоне большой мощности работы превосходят подростков с 1-й стадией в 1,7 раза, а в зоне субмаксимальной - в 1,4 раза. Обращает на себя внимание отсутствие в процессе полового созревания прироста времени работы в зоне большой  мощности, что, по-видимому, связано с недостаточным развитием способности удержания стабильного уровня кровообращения при переходе на новый уровень функционирования. 

 

      

      Вывод 

      Изучение адаптации физиологических систем к физическим нагрузкам разной мощности у детей школьного возраста имеет большое значение для понимания возрастно-половых закономерностей функционирования регуляторных систем при мышечной деятельности и нормирования нагрузок. В результате проведенного комплексного исследования удалось выяснить и выявить  возрастные особенности ряда приспособительных реакций двигательной системы, центрального, регионального кровообращения и дыхания, обеспечивающих повышение в процессе индивидуального развития физической работоспособности человека.

      В период от 7-8 лет к подростковому  возрасту  значительно увеличиваются  функциональные возможности двигательного  аппарата. Об этом  свидетельствуют  повышение мощности и объема выполняемых  нагрузок, рост величины максимального темпа движений, предельной продолжительности работы, быстрое восстановление после нагрузок функционального состояния нейромоторного аппарата.

      Отмечено, что с уменьшением интенсивности, но одновременно с увеличением времени  выполнения физической нагрузки и объема работы у мальчиков и девочек увеличивается период восстановления функционального состояния нервно-мышечного аппарата. Однако и по данному показателю у мальчиков после большинства нагрузок период восстановления величины ЛВ ЧМП короче, чем у девочек. Анализ показателей центральной гемодинамики  при физической работе свидетельствует о том, что у всех исследованных детей с возрастанием мощности нагрузки происходит увеличение МОК, который достигает своих максимальных значений при нагрузке 50% и при дальнейшем повышении мощности работы меняется незначительно. У мальчиков 7-10 лет ЧСС равномерно растет от нагрузки 20 до 50%, а у девочек, наоборот, реакция ЧСС менее дифференцирована. Пульс достигает у них высоких величин при выполнении умеренных по интенсивности нагрузок уже к 13-14 годам.

      Выявленные  возрасто-половые особенности  центральной  гемодинамики  при мышечной деятельности можно связать с разными факторами. Более ограниченные  пределы возрастания  МОК у женского организма при физической нагрузке объясняют меньшими объемами сердца и крови у них по сравнению с мужчинами. В возрасте от 7-8 до 13-14 лет происходит совершенствование механизмов адаптации системы кровообращения к физическим нагрузкам. Однако в процессе становления гемодинамических реакций в рассматриваемый возрастной период у мальчиков и девочек наблюдаются существенные различия. К 9-10 годам у мальчиков расширяются адаптационные возможности центральной гемодинамики, в то время, как у девочек в большей степени выражено совершенствование регионарных  сосудистых реакций в ответ на физическую нагрузку. К 13-14 годам уже у девочек более выражено совершенствуются функции центральной гемодинамики. Это особенно четко проявляется в реакциях на нагрузки, энергетическое обеспечение которых осуществляется  за счет аэробно-анаэробных процессов.

      Особенности  координационной структуры и  регуляции движений предопределяли методический подход  к нормированию соответствующих упражнений. Нормирование нагрузок при  упражнениях типа ходьбы и бега обычно очновывается на оптимизации процессов энергообеспечения и процессов кислородного режима. Факторы, ограничивающие нагрузку для упражнений подобного типа, - развитие гипоксии и процессов, затрудняющих доставку кислорода и богатых энергией веществ к месту их потребления в организме. По этим физиологическим параметрам классифицируются нагрузки ходьбы и бега в зависимости от возраста. При таком нормировании допустимо применение показателя ЧСС. Для нормирования циклических упражнений, используемых на уроке физической культуры, важно выделить такую умеренно напряженную мышечную деятельность, которая может поддерживаться в течение продолжительного времени без значительного увеличения кислородного долга. Нагрузка 50% от максимальной может поддерживаться длительное время. Для оценки влияния физических нагрузок на организм школьников можно пользоваться классификацией нагрузок, включающей 5 зон:

    1. Зона низкой интенсивности (20-30%).

Здесь работа может выполняться очень  длительное время. При этом все физиологические функции организма не испытывают напряжения, ЧСС не превышает 100-120 уд/мин. Сюда относятся режимы выполнения упражнений с низкой интенсивностью и малой скоростью (ходьба, велосипед, прогулки на лыжах и т.д.)

    1. Зона умеренной интенсивности (50% от максимальной нагрузки).

Режим выполнения физических упражнений в  этой зоне способствует развитию общей  выносливости. Величина пульса при  выполнении нагрузок достигает 130-160 уд/мин. Работа в этой зоне способствует установлению взаимодействия между функциями сердечно-сосудистой  системы, дыхания и двигательного аппарата.

    1. Зона большой интенсивности (70%).

Вызывает  напряжение физиологических функций  в организме школьников при мышечной работе. Выполнение нагрузки в этой зоне не превышает 4-5 минут у младших  школьников, и 10 минут – у старших.

    1. Зона субмаксимальной или высокой интенсивности (80%).

Соответствует режиму выполнения упражнений (бег  на короткие дистанции, скоростно-силовые  упражнения, статические нагрузки и  др.), при котором работа мышц, сердца и др. Органов и тканей обеспечивается в основном анаэробными источниками энергии. Предельная продолжительность выполнения циклических нагрузок у младших школьников – 50 с., а у старших – 1 мин. и более.

    1. Зона максимальной интенсивности (100%).

Соответствует выполнению физических упражнений с максимальной скоростью, предельным темпом и усилением предельного времени выполнения нагрузок до 10 сек. За столь малое время функциональные сдвиги сердечно-сосудистой системы, дыхания и других функций не достигают высоких величин.

 

Список  используемой литературы 

    1. “Нормирование  нагрузок в физическом воспитании школьников»  под ред. Л. Е. Любомирского; научно-исследовательский  институт физиологии детей и подростков Академии педагогических наук СССР.
 
    1. «Основа ТМФК», учебник для технической физкульиуры.
 
 
    1. «Теоретические  основы методики физического воспитания». Ч. Т. Иванков.
 
    1. «Спорт  и личность» под ред. А. В. Дмитриевой.
 
 
    1. «Физкультура  в школе» под ред. М. А. Семенова.
 

      6.  Курс лекций В.И.Ковалёва.

Информация о работе Физиологические обоснования нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста