Физиологические обоснования нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:21, реферат

Краткое описание

Цель работы – показать, как важно нормирование нагрузок на уроках физической культуры для детей школьного возраста.
Задача работы – дать понять, что уроки физической культуры только тогда будут нести оздоровительное значение, когда на них будут нормироваться нагрузки.
Гипотеза (предположение) – правильное нормирование нагрузок уменьшает травматизм на занятиях по физической культуре.
Задача исследования – выявить, насколько правильно нормируются нагрузки на уроках физической культуры.
Метод исследования – анализ эксперимента нормирования физических нагрузок на основе теоретических данных с последующими выводами.

Оглавление

Теоретические аспекты нормирования физических
нагрузок в процессе физического воспитания школьников .
Нормирование режима выполнения общеразвивающих упражнений.

Экспериментальное обоснование развития выносливости у младших школьников на уроках физкультуры.


Физиологическая оценка комплексной системы развития двигательных качеств у подростков и юношей.

Исследования функций центральной гемодинамики.


Характеристика функциональных показателей учащихся с разными стадиями полового созревания.

Вывод.


Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Lизиологические обоснования нормирования физ[1]. нагрузок для детей шк. возраста.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 
 

МОСКОВСКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

      Педагогический  институт физической культуры 
 
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА 

      Тема  курсовой работы: 

        «Физиологические  обоснования нормирования  физических нагрузок для детей школьного возраста» 
 

      Выполнил  студент 

      3-го  курса 

                                                         2й группы  

      Маркин  А. П. 
 

      Научный руководитель:

      Додонова  Л.И. 
 
 
 
 
 

      Москва 2001

 

      

      Содержание 

  1. Теоретические аспекты нормирования физических

     нагрузок в процессе физического  воспитания школьников .  

  1. Нормирование  режима выполнения общеразвивающих  упражнений.
 
  1. Экспериментальное обоснование развития выносливости у младших школьников на уроках физкультуры.
 
 
  1. Физиологическая оценка комплексной системы развития двигательных качеств у подростков и юношей.
 
  1. Исследования  функций центральной гемодинамики.
 
 
  1. Характеристика  функциональных показателей учащихся с разными стадиями полового созревания.
 
  1. Вывод.
 
 
  1. Список  использованной литературы.

 

Актуальность

 

      Школьные  годы – один из важнейших этапов в становлении человека как активного члена общества. В этот период завершается развитие физиологических систем, в том числе и двигательного аппарата. Вот почему в эти годы должна быть создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования человека. Формирование основных двигательных качеств и  навыков в процессе физического воспитания  может быть более успешным при условии обоснованного применения средств и методов физической культуры, а также интенсификации физических нагрузок, требующих напряженной деятельности всех физиологических систем. Однако при этом необходимо учитывать возрастно-половые и индивидуальные особенности детей и подростков, а также резервные возможности их организма на разных этапах развития. Такой подход оградит практику физического воспитания от применения недостаточных и наряду с этим чрезмерных нагрузок, опасных для здоровья. В процессе физического воспитания следует не только повышать двигательную подготовленность, но и формировать психофизические качества, обеспечивающие готовность к труду и активной деятельности в условиях автоматизированного  производства. Вот почему для теории и практики физического воспитания учащихся необходимы данные о переносимости и допустимости физических нагрузок с учетом адаптационных возможностей организма на отдельных возрастных этапах, о степени функциональной  зрелости физиологических систем, об уровнях развития и совершенствования двигательных возможностей в процессе направленной тренировки.

 

      Цель  работы – показать, как важно нормирование нагрузок на уроках физической культуры для детей школьного возраста. 

      Задача  работы – дать понять, что уроки физической культуры только тогда будут нести оздоровительное значение, когда на них будут нормироваться нагрузки. 

      Гипотеза (предположение) – правильное нормирование нагрузок уменьшает травматизм на занятиях по физической культуре. 

      Задача  исследования – выявить, насколько правильно нормируются нагрузки на уроках физической культуры. 

      Метод исследования – анализ эксперимента нормирования физических нагрузок на основе теоретических данных  с последующими выводами.

 

Теоретические аспекты нормирования физических нагрузок в процессе физического  воспитания школьников.

 

      Физиолого-гигиеническому нормированию подлежат все основные факторы, определяющие состояние и развитие организма. И естественно ни у кого не возникает сомнений в необходимости обоснования физиологических норм  физических нагрузок в процессе физического воспитания детей и подростков. Для решения этих задач необходимо разработать  критерии нормирования нагрузок для детей различных возрастных групп. При обосновании и градации физических нагрузок,  адекватных функциональным возможностям исследуемых, как правило, подходят с тех позиций:

    1. градация физических нагрузок по отдельным физиологическим показателям, в частности по ЧСС, потреблению кислорода, легочной вентиляции и др.;
    2. дозировки интенсивности физической нагрузки в зависимости от максимальной скорости передвижения;
    3. оценки  интенсивности нагрузки, исходя из максимальных энергетических возможностей организма.

      В физиологии спорта чаще всего используются две классификации интенсивности  физических нагрузок. Согласно одной  из них, интенсивность физических нагрузок  оценивается величиной потребления кислорода и затраченной энергии. В другом случае весь диапазон интенсивности физических нагрузок делится на зоны в зависимости от показателей механической работы, которую выполняет человек. В. С. Фарфель (1960), анализируя рекорды в различных видах спорта с циклическим характером движений, обратил внимание на четкую закономерность между скоростью преодоления дистанций  и предельным временем, в течение которого эта скорость может поддерживаться. Им описаны четыре временные зоны. К первой зоне отнесены рекорды, укладывающиеся в отрезок времени до 20-30 секунд, ко второй – рекорды, время которых находится в диапазоне от 20-30 секунд до 4-5 минут, к третьей – рекорды от 5 минут до 30-40 минут и к четвертой зоне – все рекорды, время которых превышает 30-40 минут. Классифицируют и физические упражнения и с учетом силы, скорости и продолжительности мышечного сокращения, подразделяя их на:

    1. силовые, выполняемые с максимально возможным напряжением мышц в динамическом или статистическом режимах при малой скорости движения;
    2. скоросто-силовые, выполняемые в динамическом режиме одновременно с большой  скоростью и силой мышечного сокращения, что обеспечивает большую мощность;
    3. упражнения на выносливость, при выполнении которых мышцы сокращаются с меньшей силой и скоростью, но при этом во много раз возрастает во времени их способность выполнять работу.

      При выполнении физических упражнений разной мощности и продолжительности вклад  данных систем, как правило, неодинаков. В связи с этим физические упражнения подразделяются на группы с явным  преобладанием анаэробного или аэробного путей энергопродукции, а также смешанного анаэробно-аэробного энергообеспечения. В спортивной физиологии приводятся  соотношения трех систем энергообеспечения при выполнении анаэробных и аэробных циклических упражнений.  

      При нормировании нагрузок рекомендуется учитывать  пять компонентов: 

    1. продолжительность упражнения;
    2. интенсивность;
    3. продолжительность интервалов отдыха между упражнениями;
    4. характер отдыха;
    5. число повторений упражнения.

      При нормировании выполнения циклических упражнений особое внимание заслуживают процессы возрастного развития двигательной системы. Изменения физиологических процессов в связи с выполнением  тренировочных занятий обусловлены воздействием на организм повторяющихся движений. При этом в первую очередь происходят изменения функционального состояния двигательной системы. Вегетативные процессы перестраиваются под влиянием раздражений, сигнализирующих о возможной гипоксии, но  главным образом – под влиянием моторно-висцеральных рефлексов. Поэтому при планировании тренировочных занятий и выборе нагрузок важно учитывать не только обменные процессы, но и возрастные особенности регуляции движений и освоения техники моторных навыков.

Нормирование  режима выполнения

общеразвивающих упражнений. 

      Одна  из целей физиологически обоснованного  нормирования нагрузок на уроках физической культуры заключается в том, что  затраты энергии, число повторений упражнений и продолжительность  выполнения серий упражнений были оптимальными. Если затраты энергии  и число повторений упражнений малы, то эффект от упражнений будет понижен вследствие недостаточной мобилизации  физиологических функций. Если же затраты энергии и число повторений и продолжительность упражнений чрезмерно велики, то эффект от упражнений будет понижен вследствие ослабления физиологических процессов в связи с истощением веществ, богатых энергией, и ферментов, а также нервных механизмов регуляции движений. При выполнении медленного равномерного бега школьниками 10-11 лет потребление кислорода составляет 771,4 мл/мин. В условиях относительного покоя у исследуемых школьников этого возраста потребление кислорода равняется 193,0 мл/мин. Следовательно, потребление кислорода нетто на  выполнение работы медленного бега составляет 771,4 – 193,0 = 578,4 мл/мин. В пересчете на кг веса тела потребление кислорода нетто на выполнение работы медленного бега будет равным 578,4 : 35 = 16,5 мл/мин · кг.

      Созданы необходимые предпосылки для  физиологически обоснованного планирования физических нагрузок при разработке структуры урока. Так, у детей 7-8 лет потребление кислорода при ходьбе 120 шагов в минуту составляло 407,3 мл/мин, а а относительном покое – 156,8 мл/мин. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Рисунок (таблица): потребление  кислорода в ЧСС

      у детей 7-10 лет при  выполнении различных физических упражнений (ходьба, бег игра, ОРУ и др.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      На  рисунке прослежена зависимость  величины потребления кислорода  от величены ЧСС при выполнении школьниками 7-8- лет и 9-10 лет различных упражнений.  Наглядно видно, что с увеличением ЧСС возрастает потребление кислорода при переходе от исходного положения к ходьбе и от ходьбы к бегу. Однако при переходе от ходьбы к игре потребление  кислорода почти не изменяется, а ЧСС заметно увеличивается, а от ходьбы к общеразвивающим упражнениям потребление кислорода уменьшается, а ЧСС возрастает. 
 
 
 
 
 
 

Экспериментальное обоснование развития выносливости у младших  школьников на уроках физической культуры. 

      Поиск  наиболее эффективных тренировочных  режимов развития двигательных качеств  – одна из главных задач физического воспитания школьников. К настоящему времени накапливается все больше денных  о том, что физические качества учащихся следует  как можно полнее развивать  уже в первые годы обучения в школе.  Подчеркивается возможность целенаправленного развития выносливости у детей младшего школьного возраста. Для обоснования тренировочного режима развития выносливости у детей 7-10 лет на первом этапе исследования  мы изучили возрастную картину вегетативных реакций и ряда биомеханических параметров работы при выполнении велоэргометрических нагрузок разной интенсивности. Было выявлено, что от 7-8 до 9-10 лет выносливость повышается только к нагрузкам, выполняемым в режиме аэробного энергообеспечения, т.е. к таким, предельная продолжительность которых более 2,5 минут. Максимальная продолжительность работы при 70% нагрузке увеличивается за этот период в среднем на 2,5 минут, а при 50% нагрузке – на 4 минуты. Анализ естественного прироста выносливости к нагрузкам  разной интенсивности к 9-10 годам свидетельствует о том, что у мальчиков рассматриваемого возраста выносливость интенсивнее увеличивается к физическим нагрузкам большой мощности и меньше – к умеренным нагрузкам. В 7-8 лет отмечена несколько более напряженная деятельность систем, обеспечивающих транспорт кислорода, и менее эффективная его утилизация из вентилируемого воздуха при нагрузках аэробной направленности.  Меньшая предельная продолжительность работы у школьников 7-8 лет при выполнении 70% нагрузки сочетается с менее эффективной кислородной производительностью дыхательного  и сердечного циклов. Таким образом, результаты изучения возрастной динамики естественного развития показателей работоспособности школьников 7-8 и 9-10 лет и особенностей адаптации  их систем дыхания и кровообращения дают основание считать, что использование нагрузок большой и умеренной интенсивности позволит повысить эффективность уроков физической культуры, направленных на развитие выносливости младших школьников. 

Физиологическая оценка комплексной 

системы развития двигательных

качеств у подростков и  юношей. 

      В плане поиска более эффективных  форм и средств физического воспитания нами в течение ряда лет апробировался  экспериментальный режим урочных  и внеклассных занятий с подростками  и юношами 7-10 классов. С учетом  возрастных закономерностей развития моторики и ведущих физиологических систем, обеспечивающих мышечную деятельность, в содержание занятий включались упражнения для  формирования скоростных, скоростно-силовых возможностей, мышечной силы и выносливости  в условиях более напряженного учебно-тренировочного процесса. Помимо двух еженедельных уроков физической культуры дополнительно вводили один час внеурочных занятий, акцент которых был сделан  на развитие силы и  выносливости. Экспериментальный режим обусловил интенсификацию процесса физического воспитания, повышение моторной плотности занятий и, естественно, усиление напряжения у школьников физиологических функций. Поэтому, для того, чтобы объективно оценить, насколько адекватны использованные нагрузки функциональным возможностям учащихся 7-10 классов. параллельно с педагогическим экспериментом проводились комплексные методико-физиологические исследования. Для оценки физической работоспособности подростков и юношей 7-10 классов ежегодно проводились 2 серии обследований. В 1-й, осенней серии определяли общую физическую работоспособность мальчиков при двух велоэргометрических нагрузках – 7 и 3 Вт/кг. Отказ от работы регистрировался при снижении частоты педалирования на 10% ниже заданной. В процессе работы, в течение 5 минут регистрировалась ЧСС. Аналогичная серия проводилась весной. Затем  данные обеих серий сопоставлялись соответственно по экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группам школьников. Еще одна серия – в середине  учебного года была направлена на выявление особенностей гемодинамики у мальчиков при критической мощности на уровне МПК. В ней участвовали только те испытуемые, которые успешно справились  с нагрузками 1-й серии. 
 
 

Исследования  функций центральной  гемодинамики. 

      Анализ  динамики ЧСС показал, что у школьников от 13 до 17 лет в состоянии относительного физического покоя величина этого параметра кровообращения постепенно уменьшается. Наибольшее снижение ЧСС отмечается к 16-17 годам. Возрастных различий и различий между КГ и ЭГ в процессе выполнения вышеуказанных нагрузок по ЧСС выявить не удалось. В восстановительном периоде после нагрузок 3 и 7 Вт/кг исследуемые группы по этому показателю практически также не различаются. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Физиологические обоснования нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста