Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:21, реферат
Цель работы – показать, как важно нормирование нагрузок на уроках физической культуры для детей школьного возраста.
Задача работы – дать понять, что уроки физической культуры только тогда будут нести оздоровительное значение, когда на них будут нормироваться нагрузки.
Гипотеза (предположение) – правильное нормирование нагрузок уменьшает травматизм на занятиях по физической культуре.
Задача исследования – выявить, насколько правильно нормируются нагрузки на уроках физической культуры.
Метод исследования – анализ эксперимента нормирования физических нагрузок на основе теоретических данных с последующими выводами.
Теоретические аспекты нормирования физических
нагрузок в процессе физического воспитания школьников .
Нормирование режима выполнения общеразвивающих упражнений.
Экспериментальное обоснование развития выносливости у младших школьников на уроках физкультуры.
Физиологическая оценка комплексной системы развития двигательных качеств у подростков и юношей.
Исследования функций центральной гемодинамики.
Характеристика функциональных показателей учащихся с разными стадиями полового созревания.
Вывод.
Список использованной литературы.
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Педагогический
институт физической
культуры
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Тема
курсовой работы:
«Физиологические
обоснования нормирования
физических нагрузок
для детей школьного
возраста»
Выполнил студент
3-го курса
Маркин
А. П.
Научный руководитель:
Додонова
Л.И.
Москва 2001
Содержание
нагрузок в процессе
Школьные годы – один из важнейших этапов в становлении человека как активного члена общества. В этот период завершается развитие физиологических систем, в том числе и двигательного аппарата. Вот почему в эти годы должна быть создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования человека. Формирование основных двигательных качеств и навыков в процессе физического воспитания может быть более успешным при условии обоснованного применения средств и методов физической культуры, а также интенсификации физических нагрузок, требующих напряженной деятельности всех физиологических систем. Однако при этом необходимо учитывать возрастно-половые и индивидуальные особенности детей и подростков, а также резервные возможности их организма на разных этапах развития. Такой подход оградит практику физического воспитания от применения недостаточных и наряду с этим чрезмерных нагрузок, опасных для здоровья. В процессе физического воспитания следует не только повышать двигательную подготовленность, но и формировать психофизические качества, обеспечивающие готовность к труду и активной деятельности в условиях автоматизированного производства. Вот почему для теории и практики физического воспитания учащихся необходимы данные о переносимости и допустимости физических нагрузок с учетом адаптационных возможностей организма на отдельных возрастных этапах, о степени функциональной зрелости физиологических систем, об уровнях развития и совершенствования двигательных возможностей в процессе направленной тренировки.
Цель
работы – показать,
как важно нормирование нагрузок на уроках
физической культуры для детей школьного
возраста.
Задача
работы – дать
понять, что уроки физической культуры
только тогда будут нести оздоровительное
значение, когда на них будут нормироваться
нагрузки.
Гипотеза
(предположение)
– правильное нормирование нагрузок уменьшает
травматизм на занятиях по физической
культуре.
Задача
исследования –
выявить, насколько правильно нормируются
нагрузки на уроках физической культуры.
Метод исследования – анализ эксперимента нормирования физических нагрузок на основе теоретических данных с последующими выводами.
Физиолого-гигиеническому нормированию подлежат все основные факторы, определяющие состояние и развитие организма. И естественно ни у кого не возникает сомнений в необходимости обоснования физиологических норм физических нагрузок в процессе физического воспитания детей и подростков. Для решения этих задач необходимо разработать критерии нормирования нагрузок для детей различных возрастных групп. При обосновании и градации физических нагрузок, адекватных функциональным возможностям исследуемых, как правило, подходят с тех позиций:
В
физиологии спорта чаще всего используются
две классификации
При
выполнении физических упражнений разной
мощности и продолжительности вклад
данных систем, как правило, неодинаков.
В связи с этим физические упражнения
подразделяются на группы с явным преобладанием
анаэробного или аэробного путей энергопродукции,
а также смешанного анаэробно-аэробного
энергообеспечения. В спортивной физиологии
приводятся соотношения трех систем
энергообеспечения при выполнении анаэробных
и аэробных циклических упражнений.
При
нормировании нагрузок
рекомендуется учитывать
пять компонентов:
При нормировании выполнения циклических упражнений особое внимание заслуживают процессы возрастного развития двигательной системы. Изменения физиологических процессов в связи с выполнением тренировочных занятий обусловлены воздействием на организм повторяющихся движений. При этом в первую очередь происходят изменения функционального состояния двигательной системы. Вегетативные процессы перестраиваются под влиянием раздражений, сигнализирующих о возможной гипоксии, но главным образом – под влиянием моторно-висцеральных рефлексов. Поэтому при планировании тренировочных занятий и выборе нагрузок важно учитывать не только обменные процессы, но и возрастные особенности регуляции движений и освоения техники моторных навыков.
общеразвивающих
упражнений.
Одна из целей физиологически обоснованного нормирования нагрузок на уроках физической культуры заключается в том, что затраты энергии, число повторений упражнений и продолжительность выполнения серий упражнений были оптимальными. Если затраты энергии и число повторений упражнений малы, то эффект от упражнений будет понижен вследствие недостаточной мобилизации физиологических функций. Если же затраты энергии и число повторений и продолжительность упражнений чрезмерно велики, то эффект от упражнений будет понижен вследствие ослабления физиологических процессов в связи с истощением веществ, богатых энергией, и ферментов, а также нервных механизмов регуляции движений. При выполнении медленного равномерного бега школьниками 10-11 лет потребление кислорода составляет 771,4 мл/мин. В условиях относительного покоя у исследуемых школьников этого возраста потребление кислорода равняется 193,0 мл/мин. Следовательно, потребление кислорода нетто на выполнение работы медленного бега составляет 771,4 – 193,0 = 578,4 мл/мин. В пересчете на кг веса тела потребление кислорода нетто на выполнение работы медленного бега будет равным 578,4 : 35 = 16,5 мл/мин · кг.
Созданы
необходимые предпосылки для
физиологически обоснованного планирования
физических нагрузок при разработке структуры
урока. Так, у детей 7-8 лет потребление
кислорода при ходьбе 120 шагов в минуту
составляло 407,3 мл/мин, а а относительном
покое – 156,8 мл/мин.
Рисунок (таблица): потребление кислорода в ЧСС
у
детей 7-10 лет при
выполнении различных
физических упражнений (ходьба,
бег игра, ОРУ и др.)
На
рисунке прослежена зависимость
величины потребления кислорода
от величены ЧСС при выполнении школьниками
7-8- лет и 9-10 лет различных упражнений.
Наглядно видно, что с увеличением
ЧСС возрастает потребление кислорода
при переходе от исходного положения к
ходьбе и от ходьбы к бегу. Однако при переходе
от ходьбы к игре потребление кислорода
почти не изменяется, а ЧСС заметно увеличивается,
а от ходьбы к общеразвивающим упражнениям
потребление кислорода уменьшается, а
ЧСС возрастает.
Экспериментальное
обоснование развития
выносливости у младших
школьников на уроках
физической культуры.
Поиск
наиболее эффективных тренировочных
режимов развития двигательных качеств
– одна из главных задач физического
воспитания школьников. К настоящему времени
накапливается все больше денных о
том, что физические качества учащихся
следует как можно полнее развивать
уже в первые годы обучения в школе.
Подчеркивается возможность целенаправленного
развития выносливости у детей младшего
школьного возраста. Для
обоснования тренировочного
режима развития выносливости
у детей 7-10 лет на первом
этапе исследования мы изучили возрастную
картину вегетативных реакций и ряда биомеханических
параметров работы при выполнении велоэргометрических
нагрузок разной интенсивности. Было выявлено,
что от 7-8 до 9-10 лет выносливость повышается
только к нагрузкам, выполняемым в режиме
аэробного энергообеспечения, т.е. к таким,
предельная продолжительность которых
более 2,5 минут. Максимальная продолжительность
работы при 70% нагрузке увеличивается
за этот период в среднем на 2,5 минут, а
при 50% нагрузке – на 4 минуты. Анализ естественного
прироста выносливости к нагрузкам
разной интенсивности к 9-10 годам свидетельствует
о том, что у мальчиков рассматриваемого
возраста выносливость интенсивнее увеличивается
к физическим нагрузкам большой мощности
и меньше – к умеренным нагрузкам. В 7-8
лет отмечена несколько более напряженная
деятельность систем, обеспечивающих
транспорт кислорода, и менее эффективная
его утилизация из вентилируемого воздуха
при нагрузках аэробной направленности.
Меньшая предельная продолжительность
работы у школьников 7-8 лет при выполнении
70% нагрузки сочетается с менее эффективной
кислородной производительностью дыхательного
и сердечного циклов. Таким образом, результаты
изучения возрастной динамики естественного
развития показателей работоспособности
школьников 7-8 и 9-10 лет и особенностей
адаптации их систем дыхания и кровообращения
дают основание считать, что использование
нагрузок большой и умеренной интенсивности
позволит повысить эффективность уроков
физической культуры, направленных на
развитие выносливости младших школьников.
системы развития двигательных
качеств
у подростков и
юношей.
В
плане поиска более эффективных
форм и средств физического
Исследования
функций центральной
гемодинамики.
Анализ
динамики ЧСС показал, что у школьников
от 13 до 17 лет в состоянии относительного
физического покоя величина этого параметра
кровообращения постепенно уменьшается.
Наибольшее снижение ЧСС отмечается к
16-17 годам. Возрастных различий и различий
между КГ и ЭГ в процессе выполнения вышеуказанных
нагрузок по ЧСС выявить не удалось. В
восстановительном периоде после нагрузок
3 и 7 Вт/кг исследуемые группы по этому
показателю практически также не различаются.