Административно-правовые отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 07:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование того, как административно-правовые отношения, их сущность, особенности и характеристика рассматривались в разного рода юридической литературе.
Исходя из всего вышеуказанного, задачами работы является:
Подробное исследование вопроса об административно-правовых отношениях;
Выделение их особенностей, характерных черт, отличай от других правовых отношений;
Изучение структуры административных правоотношений и его отдельных элементов;
Выявление оснований возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений

Оглавление

Введение……………………………………………………………….……3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Понятие, содержание и особенности административно-правовых отношений……………………………………………………………………...6
Виды административных правоотношений, их классификация……………………………………………………………….....11
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, А ТАКЖЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
2.1. Структура административных правоотношений и характеристика его отдельных элементов…………………………………………………….....22
2.2. Основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений………………………………….……...30
Заключение………………………………………………………..……...36
Список использованных источников информации…………….……..38

Файлы: 1 файл

адм право последний вариант.doc

— 397.50 Кб (Скачать)

3) по характеру связи  с индивидуальной волей участников правоотношения -юридические деяния (действия и бездействие) и юридические события. События могут быть абсолютными и относительными. Абсолютные события вообще не связаны с волей человека (например, стихийное бедствие). Относительными являются события, которые не зависят от воли участников именно данного правоотношения, но зависят от воли других людей. Например, убийство для уголовного правоотношения является юридическим деянием, а для гражданского правоотношения наследования — юридическим событием;

4) с точки зрения соответствия правовым предписаниям деяния можно разделить на правомерные и неправомерные. Последние, в свою очередь, на преступления и проступки (по степени общественной опасности);

Неправомерные юридические  факты действия называются правонарушениями.

Признаки (состав) правонарушения:

а) субъект правонарушения (тот, кто нарушил) должен быть

б) объект правонарушения (тот, на кого направлено) должен быть

в) вина субъекта должна быть доказана и определена (умысел или неосторожность)

г) наличие внешних  признаков деяния (вещественные доказательства).

Только совокупность всех признаков может определить нарушение. Если принять в соображение  как различие событий и действий, так и различие правомерных и неправомерных фактов, то получим четыре категории юридических фактов:

1) правомерные события; 

2) правомерные действия;

3) неправомерные события

4) неправомерные действия.10

Такая классификация  юридических фактов представляет, однако, некоторые неудобства. Дело в том, что не при всяком правомерном действии имеет значение внутренняя сторона. Многие правомерные действия людей юридически рассматриваются совершенно, так же как и события, так что внутренняя сторона их не имеет никакого значения. Будут ли они сознательными действиями или нет - юридическое значение их остается совершенно одинаковым. Например, уничтожение собственной вещи одинаково влечет за собой прекращение права на нее, все равно, будет ли оно уничтожено сознательно или нет, и то же самое последствие наступило бы и в том случае, если бы вещь погибла случайно, в силу действия сил природы. Поэтому все такие правомерные действия, для юридических последствий которого безразлична их внутренняя сторона, относятся к числу событий и вместе с ними называются юридическими фактами в тесном смысле, a в особую группу выделяются только те правомерные действия, юридическое значение которых обусловлено намеренным их совершением. Эти действия технически называются юридическими действиями. Надобно заметить также, что неправомерные события имеют юридическое значение лишь настолько, насколько ими порождается длящееся неправомерное состояние, требующее восстановления права. Поэтому вместо неправомерных событий говорят обыкновенно о неправомерном, состоянии. Наконец, неправомерные действия короче называются правонарушениями.

Таким образом, с указанными изменениями мы получаем следующие  четыре категории юридических фактов:

1) собственно юридические  факты;

2) юридические действия;

3) неправомерные состояния;

4) правонарушения.

Юридическими фактами  в тесном смысле слова называются такие события и действия, которые  не представляют собою ничего противного требованиям юридических норм и  которым независимо от намеренности их совершения присвоено определенное юридическое значение, заключающееся или в установлении новых прав и обязанностей, или в изменении и прекращении уже существующих. Так как право и обязанность всегда служат лишь результатами разграничения юридическою нормою сталкивающихся интересов, то юридическое значение присваивается лишь тем фактам, которые могут служить признаком или причиной наличности известных интересов, или их изменения и исчезновения. Так, напр., рождение в, пределах данного государства и от его граждан предполагает наличность интереса считаться подданным этого самого государства и потому порождает право местного подданства.

5) в зависимости от волевой направленности правомерные действия делятся на индивидуальные акты (совершаются с целью вызвать определенные правовые последствия), юридические поступки (нормы права связывают с ними правовые последствия независимо от волевой направленности субъекта, в силу самого факта деяния) и результативные действия (правовые последствия связываются не с самим действием, а с его результатом, например, результатом творческой деятельности);

6) в зависимости от степени сложности юридические факты делятся на единичные юридические факты и фактические составы (системы юридических фактов).

Особенностью юридических  фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, то есть, относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие – возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


 

Административно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами административного  права, которые складываются в сфере  управления. Они напрямую связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности. Эта их особенность накладывает определенный отпечаток на поведение любых участников такого рода правовых отношений; их обязанности и права непременно связаны с практической реализацией исполнительной власти в центре и на местах. Интересы другого рода, небезразличные для государства и общества, обеспечиваются, если у них имеется четко выраженная специфика, в рамках иных правоотношений. Поэтому, определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что они складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни - в сфере государственного управления.

Административно-правовые отношения могут быть классифицированы по ряду критериев: по характеру (особенностям) взаимоотношений их участников, по конкретным целям (предназначению) правоотношений, по их содержанию, а также по способу защиты правоотношений.

Как и все другие правоотношения, имеют структуру, а именно системную совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (стороны) правоотношения – субъект и объект управления; их субъективные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников: юридический факт (факты), которые делятся на действия и события.

Юридические факты определяются как «предусмотренные правовыми нормами обстоятельства, влекущие установление, изменение и прекращение правоотношений». Отсюда, понятие юридического факта включает два основных момента: наличие явлений действительности - событий или действий (материальный момент); их предусмотренность в нормах права в качестве оснований правовых последствий (юридический момент).

Итак, мы выяснили, что  административно – правовые отношения  – это регулируемые и гарантируемые нормами административного права управленческие общественные отношения сторон (их права, обязанности, методы, формы, предписания, дозволения, запреты, ответственность и т.п.), складывающиеся в сфере исполнительной власти, государственного управления и отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении функции управления в связи с осуществлением последними функций государственного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ   Нормативно-правовые источники:


 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г./ Рос. Газ.- 1993 г.- 25 дек.
  2. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.
  4. Приказ Минсоцзащиты РФ от 15.09.1995 № 218 О Порядке и условиях зачисления на социальное обслуживание на дому

 

Литература:

 

  1. Административное право России с учетом КоАП. Конспект лекций. -М.: НОРМА, 2008.
  2. Административное право России. Учебник. / под ред. Д.Н. Бахрах. - М.: НОРМА, 2008.
  3. Административное право Российской Федерации. Изд. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. – М.: «ЗЕРЦАЛО ТЕИС», 2006.
  4. Административное право. /под ред. Б.Н.Габричидзе, А.Г.Чернявский. – М.: Проспект, 2008.
  5. Административное Право. Учебник для вузов./ под ред. Ю.М.Козлова, Л.Л.Попова. - М.:ЮРИСТЪ, 2008.
  6. Административное право. Учебник./ под ред. Д.Н. Бахрах, - М.: БЕК, 2006.
  7. Административное право. Учебник./ Ю.А. Дмитриев, И.А. Полянский, Е.В. Трофимов.- М., Эксмо, 2009.- 928 с.
  8. Административный процесс. Учебник / С.В. Панова.-М., Норма.2009.- 235 с.
  9. Алексеев С.С.Общая теория права. Т 1. – М., 2011
  10. Исаков В.Б. Фактический состав в механизме правового регулирования. – Саратов: из-во Саратовского университета, 2010
  11. Кикот В.Я. Административное право.  – М: Юнити-Дана, 2008г.
  12. Курс административного права и процесса. / под ред. Ю.А. Тихомиров. -М., 2007.
  13. Мегрелидзе М.Р. Становление института разрешения административно-правовых споров. М.: Юриспруденция, 2008. 120 с.
  14. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2012. – 468 с.
  15. Практикум по административному праву. / под ред. Д.Н. Бахраха. - М.: БЕК, 2009.
  16. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. Полный курс. М.: «Юринформцентр», 2010

 

 

1 См. Алексеев С.С. Общая теория права. М.,2011. Т.1.

2 Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2012. – 468 с.

3 Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2012. – 468 с.

4 Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2012. – 468 с.

5 Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2012. – 468 с.

6 См. Конституция Российской Федерации. М., изд. Новая Волна, 1999.

7 Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 468 с.

8 Административное право. Учебник. Д.Н. Бахрах. М., изд. БЕК, 2008.

9 Исаков В.Б. Фактический состав в механизме правового регулирования. – Саратов: из-во Саратовского университета, 2010г.

10 Исаков В.Б. Фактический состав в механизме правового регулирования. – Саратов: из-во Саратовского университета, 2010г.

11  Административное право. Учебник. Д.Н. Бахрах. М., изд. БЕК, 2006.

 


Информация о работе Административно-правовые отношения