Административно-правовые отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 07:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование того, как административно-правовые отношения, их сущность, особенности и характеристика рассматривались в разного рода юридической литературе.
Исходя из всего вышеуказанного, задачами работы является:
Подробное исследование вопроса об административно-правовых отношениях;
Выделение их особенностей, характерных черт, отличай от других правовых отношений;
Изучение структуры административных правоотношений и его отдельных элементов;
Выявление оснований возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений

Оглавление

Введение……………………………………………………………….……3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Понятие, содержание и особенности административно-правовых отношений……………………………………………………………………...6
Виды административных правоотношений, их классификация……………………………………………………………….....11
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, А ТАКЖЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
2.1. Структура административных правоотношений и характеристика его отдельных элементов…………………………………………………….....22
2.2. Основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений………………………………….……...30
Заключение………………………………………………………..……...36
Список использованных источников информации…………….……..38

Файлы: 1 файл

адм право последний вариант.doc

— 397.50 Кб (Скачать)

 



Министерство образования и науки  Российской Федерации


Федеральное бюджетное образовательное 

учреждение высшего профессионального  образования

«Восточно-Сибирский государственный  университет технологий и управления»

(ФБОУ ВПО ВСГУТУ)

Межотраслевой  региональный институт подготовки кадров

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 По дисциплине Административное  право

 

На тему: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Исполнитель : студент очно-заочной формы обучения набор 2011г.

ШИШМАРЕВА ОЛЬГА АНДРЕЕВНА_________

 

 

Руководитель работы: к.с.н., доц. Н. Ш. МАЛАКШИНОВА____________  

 

 

 

Дата сдачи ____________

Дата защиты___________

Оценка________________


 

Улан-Удэ 2013

СОДЕРЖАНИЕ


 

Введение……………………………………………………………….……3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

    1. Понятие, содержание и особенности административно-правовых отношений……………………………………………………………………...6
    2. Виды административных правоотношений, их классификация……………………………………………………………….....11

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, А ТАКЖЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

2.1. Структура административных правоотношений и характеристика его отдельных элементов…………………………………………………….....22

2.2. Основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений………………………………….……...30

Заключение………………………………………………………..……...36

Список использованных источников информации…………….……..38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ


 

На известном этапе  развития общества возникает потребность упорядочения существующих в нем отношений. Нельзя представить человеческое общество без регулирования поведения людей с помощью определенных образцов, моделей, масштабов. Из них и складываются в результате многократного повторения нормы, на которые в дальнейшем ориентируется общество.

Любая отрасль российского  права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения, урегулированные нормами  права. В частности, гражданскому праву  свойственно регулирование гражданских  правоотношений (имущественных и  связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному праву - регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием.

Административное право  занимает особое место в системе  правового регулирования, поскольку выступает  необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования -деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других  государственных  органов,  связанных  с функцией управления, а также внешне организационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.1

Наиболее тесную связь  административное право имеет с государственным правом, которое составляет основу всех отраслей права, включая административное, и занимает ведущее место.

Административное право  тесно связано также и с  гражданским правом. Прежде всего, потому что связи регулируют отношения имущественного характера, при этом необходимо указать, что нормы гражданского права касаются имущественных отношений в тех случаях, когда стороны равноправны. А нормы административного права касаются имущественных отношений, которые базируются на административной подчиненности одной стороны другой, определенные связи есть у административного права с трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. Так трудовое право определяет статус государственного служащего как участника трудового процесса, а нормы государственного права регулируют государственно-служебные отношения.

Таким образом, административно-правовые отношения – это урегулированные  нормами административного права  общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.

В ходе написания работы была совершена попытка использования  метода многоаспектности, применение сравнительного анализа старых и новых нормативно - правовых актов, при этом в основе написания работы легли труды выдающихся ученых - специалистов  в области административного права, как Ю.М. Козлов, А. К. Юрченко,  Ю.И. Мигачев и многих других а также законодательство, связанное с административным правом.

Объектом исследования являются общественные отношения, которые урегулированы административно-правовыми нормами.

Предмет исследования нормативно-правовые акты регулирующие общественные отношения, регулируемые административно-правовыми нормами.

Целью работы является исследование того, как административно-правовые отношения, их сущность, особенности  и характеристика рассматривались в разного рода юридической литературе. 

Исходя из всего вышеуказанного, задачами работы является:

  1. Подробное исследование вопроса об административно-правовых отношениях;
  2. Выделение их особенностей,  характерных черт, отличай от других правовых отношений;
  3. Изучение структуры административных правоотношений и его отдельных элементов;
  4. Выявление оснований возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений

Методология исследования. В работе использована следующая методологическая база: метод аналитического преобразования информации, теоретическая интерпретация нормативных источников и литературы по теме исследования, анализ и синтез полученной информации, обобщения, а также метод системного подхода.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которой по два параграфа, заключения и списка использованных источников информации.

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ


    1. . Понятие, содержание и особенности административно-правовых отношений

 

Административно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, которые складываются в сфере управления.

Административно-правовые отношения напрямую связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности. Эта их особенность накладывает определенный отпечаток на поведение любых участников такого рода правовых отношений; их обязанности и права непременно связаны с практической реализацией исполнительной власти в центре и на местах. Интересы другого рода, небезразличные для государства и общества, обеспечиваются, если у них имеется четко выраженная специфика, в рамках иных правоотношений. Поэтому, определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что они складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни - в сфере государственного управления. Административно-правовые отношения о своей сути являются   организационными. Имеется в виду их прямая связь с реализацией функций исполнительной власти, которые по своему содержанию направлены, на организацию процесса правоисполнения. В их рамках происходит обеспечение этого процесса структурными, кадровыми, материальными и прочими атрибутами, без которых механизм государственного управления вряд ли может быть реально действующим, Соответственно и законодательная власть действует организующе, стремясь объединить и упорядочить совместную деятельность членов общества.

В юридической литературе фигурируют две основные концепции административно-правовых отношений.

Исходные положения  первой из них состоят в том, что  названные отношения:

  1. возникают в процессе государственного управления;
  2. имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления;
  3. являются отношениями власти - подчинения и характеризуются юридическим неравенством их сторон.

Эта концепция была внедрена тогда еще в советскую административно-правовую литературу в двадцатых годах В. И. Кобалевским, который исходил из традиционного для буржуазной науки  деления права  на публичное и частное.  Он писал: “В частном праве обе стороны юридического отношения между собой юридически равны... Совершенно иначе обстоит вопрос в праве публичном... С одной стороны, всегда выступают органы публичного управления, с другой – граждане... Возлагая на активного субъекта осуществление функций государственного управления, закон,  естественно,  отдает явное  предпочтение этому субъекту перед отдельными гражданами, действующими в их личных интересах... Наиболее ярким отличием правового положения активного субъекта, по сравнению с положением гражданина, является, несомненно, присущий ему, хотя и далеко не во всех случаях, характер публичного властвования.

Правовыми формами, в  которых выражается эта черта  юридического положения активного  субъекта, служат односторонний характер исходящих от него приказов и распоряжений, административное принуждение и  особая правовая защита исходящих от него требований”. Эта характеристика с некоторыми изменениями была воспринята и позднее развита в работах многих административистов и цивилистов.

В пятидесятых годах  в результате  критического  анализа  этой концепции возникла вторая концепция  советских административно-правовых отношений. В отличие от первой ее основные положения заключаются в том, что  административно-правовые отношения:

  1. возникают в сфере государственного управления;
  2. могут иметь место между всеми субъектами административного права в любом их сочетании;
  3. делятся по соотношению прав и обязанностей участников на две группы: отношения, в которых одна сторона подчинена другой (отношения власти и подчинения), и отношения, в которых стороны не подчинены друг другу (отношения равноправия).

Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п.

К особенностям административно-правовых отношений относятся:

  1. Одной из сторон отношений является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями государственно-властного характера.
  2. Для этих отношений характерно неравенство сторон, т.е. одна сторона принимает решения и может применить принуждение в отношении другой.
  3. Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативного акта, т.к. действуют по поручению государства.
  4. Административные правоотношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию. Этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений.
  5. Споры, возникающие между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке. В случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет ответственность в лице его органов перед государством.

Особенности административно-правовых отношений могут быть также представлены в виде схемы (см. Рис.1.1)

Административно-правовые отношения  отличаются, прежде всего, от правоотношений гражданского, трудового, финансового  и других отраслей российского права. Например, если административно-правовые отношения характеризуются неравенством сторон, могут возникать без согласия другой стороны, а споры между ними разрешаются преимущественно в административном порядке, то гражданско-правовым отношениям присущи иные признаки.

Рис.1.1. Особенности административно-правовых отношений2

В п. 1 ст. 1 ГК РФ сказано: «Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной зашиты». Отсюда ясно, что отношения между государственными предприятиями или между коммерческими структурами, основанные на хозяйственно-договорных началах, регулируются не административным, а гражданским правом, поскольку они связаны не с организационно-управленческой, а с хозяйственной деятельностью и гражданским оборотом.

Информация о работе Административно-правовые отношения