Содержание административно-правовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 23:25, контрольная работа

Краткое описание

Любые общественные отношения преобразуются под регулирующим воздействием соответствующих норм права, т.е. приобретают правовую форму – становятся правовыми отношениями. Стороны таких отношений становятся носителями взаимных юридических обязанностей и прав, а их связи – правовыми. Это достигается тем, что именно правовая норма устанавливает обязанности и права, определяет ответственность за их неисполнение или нарушение прав одной из сторон. В этом смысле налицо следующий правовой механизм: правоотношение возникает непосредственно в процессе реализации предписаний, содержащихся в данной норме права.

Оглавление

Введение
1. Содержание административно-правовых отношений.
2. Специфические черты административно-правовых отношений.
3. Виды административно-правовых отношений.

Файлы: 1 файл

Моя контрольная админ право.docx

— 39.38 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

Введение

1. Содержание административно-правовых  отношений.

2. Специфические черты  административно-правовых отношений.

3. Виды административно-правовых  отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Любые общественные отношения преобразуются под регулирующим воздействием соответствующих норм права, т.е. приобретают правовую форму – становятся правовыми отношениями. Стороны таких отношений становятся носителями взаимных юридических обязанностей и прав, а их связи – правовыми. Это достигается тем, что именно правовая норма устанавливает обязанности и права, определяет ответственность за их неисполнение или нарушение прав одной из сторон. В этом смысле налицо следующий правовой механизм: правоотношение возникает непосредственно в процессе реализации предписаний, содержащихся в данной норме права.

Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий. 
Наиболее тесную связь административное право имеет с государственным правом, которое составляет основу всех отраслей права, включая административное, и занимает ведущее место. 
Административное право тесно связано также и с гражданским правом. Прежде всего, потому что связи регулируют отношения имущественного характера, при этом необходимо указать, что нормы гражданского права касаются имущественных отношений в тех случаях, когда стороны равноправны. А нормы административного права касаются имущественных отношений, которые базируются на административной подчиненности одной стороны другой, определенные связи есть у административного права с трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. 
В данной работе рассматривается содержание, специфические черты и виды административно-правовых отношений, присутствующих в современном обществе.

 

 

 

  1. Содержание административно-правовых отношений.

Административно-правовые отношения — это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления.

В административно-правовом отношении стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, урегулированных административно-правовой нормой.

Административно-правовое отношение имеет структуру, в которую входят субъекты, объекты правоотношения и его нормативное содержание.

 

Субъектом административно правового отношения является тот, кто наделен административными правами и обязанностями:

- граждане России;

-       иностранные граждане и лица без гражданства;

-       государственные органы, предприятия, учреждения, организации;

-       служащие государственных органов и организаций;

-       представители общественных объединений;

-       органы местного самоуправления

Различают следующие виды субъектов административного права - индивидуальные и коллективные субъекты. Индивидуальные субъекты: граждане, иностранцы, лица без гражданства, а также лица, хотя и имеющие специальный административно-правовой статус, но участвующие в административных правоотношениях в качестве индивидуума (например, вынужденный переселенец, беженец, военнообязанный, студент). Коллективными субъектами административных правоотношений считаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, которые имеют право выступать в отношениях с другими субъектами в качестве единого целого публично-правового образования (объединения, организации, коллективы, предприятия и их подразделения, управленческие органы). Определяющим признаком субъектов административно-правовых отношений является наличие у них материального или процессуального административно-правового статуса (прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности).

В данном случае речь идет о двух таких категориях:

1)      административная правоспособность - способность иметь установленные в административно-правовых нормах права и обязанности (право на имя, право на благоприятную окружающую среду, право на медицинскую помощь и т.д.);

2)      административная дееспособность - способность лица приобретать и осуществлять права, исполнять обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные нормативными правовыми актами, нести ответственность за нарушение административно-правовых правил (право на судебную защиту от действий и решений административных органов, право на пользование услугами адвоката в производстве по делу об административном правонарушении).

Административная правосубъектность у граждан России возникает с момента рождения, а у государственных органов, предприятий, учреждений, общественных объединений и других юридических лиц - с момента их регистрации в установленном порядке. Административная правосубъектность у государственных служащих наступает с момента зачисления их на должность.

Объектом административно-правового отношения являются действия (решения) субъектов административного права, их положительное или негативное поведение, выразившееся, например, в принятии должностным лицом соответствующего правового акта управления либо в совершении военнослужащим административного правонарушения.

Общим объектом регулирования административно правовых норм, как и иных правовых норм, являются общественные отношения, а непосредственным объектом - поведение субъектов, действия сторон. В каждом конкретном административно правовом отношении его стороны осуществляют предоставленные им права и возложенные на них обязанности, которые связаны с объектом правоотношения. Таким образом, объектом правоотношения являются действия сторон, а вещи, продукты творческой деятельности и личные нематериальные блага (честь, достоинство) - его предметом.

 Содержание административно-правовых  отношений составляют права, обязанности, запреты, ограничения субъектов  административного права, а также  процессуально-правовой режим их  осуществления, исполнения, соблюдения  или правовой защиты. Одним из  элементов содержания административного  правоотношения являются публичные  обязанности и права, субъекты реализации которых называются участниками публично-правового отношения, призванные осуществлять публичные обязанности правомочия. Объекты правоотношения подразделяются на непосредственные и отдаленные (вторичные). Непосредственным объектом административных правоотношений (равно как и других видов правоотношений) является поведение человека, его действия, деяния. А через управляемые действия (поведение, деяния) оказывается опосредованное воздействие (влияние) как на предметы материального мира, так и на продукты духовного творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Специфические черты  административно-правовых отношений.

 
Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п.  
Однако следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую характеристику и способные служить основой для отделения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. К таким особенностям относятся: 

1) в отличие от гражданско-правовых, административно-правовые отношения  имеют односторонний государственно-властный  характер в процессе осуществления  управленческих отношений при  реализации внешних и внутренних  функций и задач государственного  управления.

Субъект управления (орган исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ, их должностные лица) при этом оказывает сознательное (волевое), целенаправленное и упорядочивающее воздействие на объекты управления (подчиненных) в форме и методах, определенных законодательством, используя при этом методы убеждения и принуждения для решения повседневных задач во всех сферах жизнедеятельности государства и общества в целом;

2) административно-правовые  отношения реализуются в обширных, комплексных управленческих отношениях  в масштабе государства, примером  тому является ФКЗ «О Правительстве  РФ», в котором регламентированы  управленческие отношения, реализуемые  высшим органом исполнительной  власти во всех сферах и  областях государственного управления  как на уровне ФОИВ, их территориальных  органов, так и на уровне органов  исполнительной власти субъектов  РФ, органов государственного управления. Кроме того, административные правовые отношения возникают в процессе реализации управленческих отношении, возникающих в деятельности органов законодательной власти, судебной власти, их обслуживающих аппаратов, органов прокуратуры, контрольных органов, органов военного управления, негосударственных учреждений, уполномоченных осуществлять часть государственных функций и задач в сфере правоохранительной деятельности;

3) основным объектом воздействия  административно-правовых отношений  является поведение участников, сторон (субъектов и объектов  управления), которое обусловлено  сознанием и волей каждой из  сторон. В этом правиле есть  и исключение. Объектом правоотношений  может быть и предмет, например, объект авторского права, а также  нематериальный объект — честь  и достоинство человека и гражданина;

4) административно-правовые  отношения регулируют и охраняют  в основном публично-правовые  интересы, возникающие в осуществлении  деятельности органов исполнительной  власти, государственного управления, администраций органов МСУ. Часто  публичный интерес трактуется  просто как государственный интерес. Однако это не совсем так: при  осуществлении государственного  управления это понимается как  адекватная реакция государственных  органов власти и управления  на требования общества в создании  надежной социально-экономической  защиты, нуждающихся в этом граждан  и осуществления эффективной  правоохранительной деятельности;

5) административно-правовые  отношения возникают по инициативе  уполномоченных субъектов управления (органов исполнительной власти, государственного управления по  поводу осуществлении функций  правового регулирования), а также  по инициативе объектов управления, в результате неудовлетворительной  реализации управленческих отношений  субъектом управления (в форме  заявлений, предложений, жалоб физических  и юридических лиц);

6) административно-правовые  отношения иногда характеризуются  равноправием участников отношений. Например, при заключении административных  договоров между федеральными  органами исполнительной власти  органами исполнительной власти  субъектов РФ или между соответствующими  органами власти субъектами РФ.

Административно-правовые отношения также имеют характер равенства сторон перед законом при разрешении управленческих конфликтов и споров, рассматриваемых уполномоченными на то органами, должностными лицами в ходе административного процессуального производства;

7) административно-правовые  отношения, регламентируют управленческие  отношения и по своей сути  являются организационно-правовыми, то есть с помощью норм права  упорядочивается процесс организации  управления с целью оптимального  функционирования органов исполнительной  власти, государственного управления, администраций органов МСУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Виды административно-правовых  отношений

 

Виды административно правовых отношений различаются по содержанию, соотношению прав и обязанностей их участников, характеру порождающих юридических фактов, способу защиты. По своему содержанию административно правовые отношения делятся на материальные и процессуальные. К материальным административно правовым отношениям относятся общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права, закрепляющие полномочия органа исполнительной власти, или права и обязанности граждан. (Материальные  нормы определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений. Фактически речь идет о формировании их административно-правового статуса (правового положения).

Особенностью материальных норм административного права является то, что ими закрепляются юридические возможности того или иного участника управленческих отношений в статичном варианте, т.е. до стадии практической реализации этих возможностей. Например, материальными по своему характеру будут нормы, закрепляющие право граждан на обжалование неправомерных действий должностных лиц; нормы, определяющие компетенцию губернатора области и т.п.)

Информация о работе Содержание административно-правовых отношений