Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 23:25, контрольная работа
Любые общественные отношения преобразуются под регулирующим воздействием соответствующих норм права, т.е. приобретают правовую форму – становятся правовыми отношениями. Стороны таких отношений становятся носителями взаимных юридических обязанностей и прав, а их связи – правовыми. Это достигается тем, что именно правовая норма устанавливает обязанности и права, определяет ответственность за их неисполнение или нарушение прав одной из сторон. В этом смысле налицо следующий правовой механизм: правоотношение возникает непосредственно в процессе реализации предписаний, содержащихся в данной норме права.
Введение
1. Содержание административно-правовых отношений.
2. Специфические черты административно-правовых отношений.
3. Виды административно-правовых отношений.
Содержание.
Введение
1. Содержание административно-
2. Специфические черты
административно-правовых
3. Виды административно-правовых отношений.
Введение
Любые общественные отношения преобразуются под регулирующим воздействием соответствующих норм права, т.е. приобретают правовую форму – становятся правовыми отношениями. Стороны таких отношений становятся носителями взаимных юридических обязанностей и прав, а их связи – правовыми. Это достигается тем, что именно правовая норма устанавливает обязанности и права, определяет ответственность за их неисполнение или нарушение прав одной из сторон. В этом смысле налицо следующий правовой механизм: правоотношение возникает непосредственно в процессе реализации предписаний, содержащихся в данной норме права.
Административное право занимает
особое место в системе правового регулирования,
поскольку выступает необходимым и важным
инструментом управления социальными
процессами в обществе. Ему присущи соответствующие
границы правового регулирования - деятельность
государственной исполнительной власти
всех рангов, общественных отношений управленческого
характера, которые складываются в этой
сфере, внутренняя организационная деятельность
других государственных органов, связанных
с функцией управления, а также внешнеорганизационные
отношения негосударственных организаций,
учреждений и предприятий.
Наиболее тесную связь административное
право имеет с государственным правом,
которое составляет основу всех отраслей
права, включая административное, и занимает
ведущее место.
Административное право тесно связано
также и с гражданским правом. Прежде всего,
потому что связи регулируют отношения
имущественного характера, при этом необходимо
указать, что нормы гражданского права
касаются имущественных отношений в тех
случаях, когда стороны равноправны. А
нормы административного права касаются
имущественных отношений, которые базируются
на административной подчиненности одной
стороны другой, определенные связи есть
у административного права с трудовым
правом в сфере регулирования служебных
отношений.
В данной работе рассматривается содержание,
специфические черты и виды административно-правовых
отношений, присутствующих в современном
обществе.
Административно-правовые отношения — это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления.
В административно-правовом отношении стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, урегулированных административно-правовой нормой.
Административно-правовое отношение имеет структуру, в которую входят субъекты, объекты правоотношения и его нормативное содержание.
Субъектом административно правового отношения является тот, кто наделен административными правами и обязанностями:
- граждане России;
- иностранные граждане и лица без гражданства;
- государственные органы, предприятия, учреждения, организации;
- служащие государственных органов и организаций;
- представители общественных объединений;
- органы местного самоуправления
Различают следующие виды субъектов административного права - индивидуальные и коллективные субъекты. Индивидуальные субъекты: граждане, иностранцы, лица без гражданства, а также лица, хотя и имеющие специальный административно-правовой статус, но участвующие в административных правоотношениях в качестве индивидуума (например, вынужденный переселенец, беженец, военнообязанный, студент). Коллективными субъектами административных правоотношений считаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, которые имеют право выступать в отношениях с другими субъектами в качестве единого целого публично-правового образования (объединения, организации, коллективы, предприятия и их подразделения, управленческие органы). Определяющим признаком субъектов административно-правовых отношений является наличие у них материального или процессуального административно-правового статуса (прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности).
В данном случае речь идет о двух таких категориях:
1) административная правоспособность - способность иметь установленные в административно-правовых нормах права и обязанности (право на имя, право на благоприятную окружающую среду, право на медицинскую помощь и т.д.);
2) административная дееспособность - способность лица приобретать и осуществлять права, исполнять обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные нормативными правовыми актами, нести ответственность за нарушение административно-правовых правил (право на судебную защиту от действий и решений административных органов, право на пользование услугами адвоката в производстве по делу об административном правонарушении).
Административная правосубъектность у граждан России возникает с момента рождения, а у государственных органов, предприятий, учреждений, общественных объединений и других юридических лиц - с момента их регистрации в установленном порядке. Административная правосубъектность у государственных служащих наступает с момента зачисления их на должность.
Объектом административно-правового отношения являются действия (решения) субъектов административного права, их положительное или негативное поведение, выразившееся, например, в принятии должностным лицом соответствующего правового акта управления либо в совершении военнослужащим административного правонарушения.
Общим объектом регулирования административно правовых норм, как и иных правовых норм, являются общественные отношения, а непосредственным объектом - поведение субъектов, действия сторон. В каждом конкретном административно правовом отношении его стороны осуществляют предоставленные им права и возложенные на них обязанности, которые связаны с объектом правоотношения. Таким образом, объектом правоотношения являются действия сторон, а вещи, продукты творческой деятельности и личные нематериальные блага (честь, достоинство) - его предметом.
Содержание административно-
2. Специфические черты
административно-правовых
Административно-правовые отношения представляют
собой разновидность правовых отношений,
разнообразных по своему характеру, юридическому
содержанию, по их участникам. Им свойственны
все основные признаки любого правоотношения,
как-то: первичность правовых норм, вследствие
чего правоотношение есть результат регулирующего
воздействия на данное общественное отношение
данной правовой нормы, придающей ему
юридическую форму; регламентация правовой
нормой действий (поведения) сторон этого
отношения; корреспонденция взаимных
обязанностей и право сторон правоотношения,
определяемая нормой и т.п.
Однако следует выделить некоторые особенности,
дополняющие эту общую характеристику
и способные служить основой для отделения
административно-правовых отношений от
других видов правоотношений. К таким
особенностям относятся:
1) в отличие от гражданско-
Субъект управления (орган исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ, их должностные лица) при этом оказывает сознательное (волевое), целенаправленное и упорядочивающее воздействие на объекты управления (подчиненных) в форме и методах, определенных законодательством, используя при этом методы убеждения и принуждения для решения повседневных задач во всех сферах жизнедеятельности государства и общества в целом;
2) административно-правовые
отношения реализуются в
3) основным объектом воздействия
административно-правовых
4) административно-правовые
отношения регулируют и
5) административно-правовые
отношения возникают по
6) административно-правовые
отношения иногда
Административно-правовые отношения также имеют характер равенства сторон перед законом при разрешении управленческих конфликтов и споров, рассматриваемых уполномоченными на то органами, должностными лицами в ходе административного процессуального производства;
7) административно-правовые
отношения, регламентируют управленческие
отношения и по своей сути
являются организационно-
3. Виды административно-правовых отношений
Виды административно правовых отношений различаются по содержанию, соотношению прав и обязанностей их участников, характеру порождающих юридических фактов, способу защиты. По своему содержанию административно правовые отношения делятся на материальные и процессуальные. К материальным административно правовым отношениям относятся общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права, закрепляющие полномочия органа исполнительной власти, или права и обязанности граждан. (Материальные нормы определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений. Фактически речь идет о формировании их административно-правового статуса (правового положения).
Особенностью материальных норм административного права является то, что ими закрепляются юридические возможности того или иного участника управленческих отношений в статичном варианте, т.е. до стадии практической реализации этих возможностей. Например, материальными по своему характеру будут нормы, закрепляющие право граждан на обжалование неправомерных действий должностных лиц; нормы, определяющие компетенцию губернатора области и т.п.)
Информация о работе Содержание административно-правовых отношений